Как получить водительские права
Курс 

Сдаем экзамен в ГИБДД

Урок 7 из 9·15—20 минут чтения
Экзамены в ГИБДД — серьезное испытание и с практической, и с психологической точки зрения. Шансы на успех выше, если знать, как действовать. Рассказываем, как принимают экзамены и как их пройти. Делимся советами и хитростями.
Обложка урока
3D-художник: Антон Федин

Что вы узнаете

  1. Как принимают теоретический экзамен.
  2. Как решать задачи: советы и хитрости.
  3. Как принимают экзамен по вождению.
  4. Как сдать вождение: советы и хитрости.
🧭 Прочитайте, если проходите уроки не по порядку

Как принимают теоретический экзамен

Все проходит в экзаменационном классе — кабинете, в котором несколько столов с компьютерами. Чем больше отделение, тем больше там столов. В небольших городах может быть два-три компьютера, а если отделение принимает в день 100 кандидатов в водители — 20—30.

Кандидаты занимают живую очередь, по приглашению заходят в класс, представляются на камеру. Экзаменатор сверяет информацию по паспорту и указывает на компьютер, где будут принимать экзамен.

Когда вы будете перед монитором, убедитесь, что на экране именно ваши ФИО, дата рождения и категория ВУ. Найдете ошибку — сообщите об этом экзаменатору, он исправит.

Еще на экране будет инструкция, как сдавать экзамен: к примеру, на какую кнопку нажать, чтобы подтвердить ответ, как перейти к другому вопросу. И главное — кнопка «Начать экзамен». Таймер не включится, пока вы ее не нажмете.

Экзаменационные билеты утверждены главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ. Их используют во всех экзаменационных подразделениях ГАИ на теоретическом экзамене.

Сюрпризов не будет: что вы учили, то и спросят.

Билеты всегда доступны на официальном сайте ГИБДД. А еще на сайтах и в приложениях, где можно решать их онлайн. Всего 40 билетов по 20 вопросов. В каждом — четыре тематических блока. Например, один блок — о проезде перекрестка, другой — о движении в жилых зонах. В конце каждого билета — комментарий, в нем, помимо правильных ответов, есть объяснения со ссылкой на конкретные пункты ПДД.

Вопросы для экзамена собирают автоматически — по блоку из разных билетов. На экране компьютера это выглядит как таблица из четырех столбиков, всего 20 вопросов. Вам предстоит ответить на них за 20 минут.

Примерно так выглядит экзаменационный билет на компьютере. Здесь 20 основных вопросов. Каждый столбик — один тематический блок. Источник: exam-gibdd.ru
Примерно так выглядит экзаменационный билет на компьютере. Здесь 20 основных вопросов. Каждый столбик — один тематический блок. Источник: exam-gibdd.ru

Если допустить ошибку в одном тематическом блоке, добавят пять дополнительных вопросов из того же блока, но из другого билета, и пять минут дополнительного времени.

Две ошибки в двух разных тематических блоках — еще 10 дополнительных вопросов из таких же блоков и 10 дополнительных минут. А вот если здесь ошибиться, экзамен закончится. Вот полный перечень условий, при которых экзамен будет не сдан:

  1. Три ошибки в основных вопросах.
  2. Две ошибки в одном тематическом блоке основных вопросов — в одном столбике.
  3. Одна ошибка в дополнительных вопросах.
  4. Не уложились в отведенное время.
  5. Отвечая на вопросы, пользовались литературой, подсказками или техническими средствами, например телефоном. Тогда экзамен прекращают сразу.
  6. Покинули экзамен или отказались отвечать на экзаменационный билет.
  7. Во время экзамена вмешивались в работу компьютера, например пытались его перезапустить.

Самая обидная ошибка новичков

Часто бывает так: кандидат в водители отлично выучил ПДД, на экзамене выбирает верные ответы, но забывает их подтвердить. Из-за этого система не понимает, что он ответил на вопрос. А когда истекает время, оказывается, что экзамен не сдан.

Подтверждать ответ в разных отделениях приходится по-разному. Это может быть кнопка «Ответить» или «Подтвердить», а может — два раза кликнуть на правильный вариант. На экране будет инструкция, как действовать в вашем случае, — крайне важно прочитать ее внимательно. Все это нужно, чтобы система не засчитала ответ, когда кандидат в водители случайно кликнет не туда.

Будьте внимательны: подтверждайте свой ответ. Если этого не сделать, его не засчитают и вы провалите попытку.

Как решать задачи на экзамене: советы и хитрости

На экзамене от кандидата в водители ждут, что он хорошо усвоил правила и запомнил все знаки. Часто так и есть, и больше всего ошибок допускают из-за невнимательности, спешки и волнения. Вот несколько советов, которые помогут получить хороший результат.

Не торопитесь. Прочитайте вопрос до конца, даже если вы поняли, о чем речь, по картинке или с двух первых слов. Это очень важно.

Прочитайте все варианты ответов до конца. Может показаться, что вы нашли правильный ответ, но другой будет точнее.

Прочитайте вопрос еще раз. Пока вы размышляете над правильным ответом, суть вопроса может исказиться.

Билет 39, вопрос 10. Если не дочитать вопрос, есть риск выбрать вариант 110 км/ч: на автомагистрали легковой автомобиль может ехать с такой скоростью. Но вопрос про автомобиль с прицепом, а значит, максимальная скорость — 90 км/ч. Источник: гибдд.рф
Билет 7, вопрос 9. Если поторопиться, можно выбрать первый вариант ответа. Он кажется правильным, но видимость не менее 100 м — ключевое условие. На картинке резкий поворот направо, и он явно ближе, чем 100 м. Источник: гибдд.рф
Билет 1, вопрос 18. Здесь несложно забыть суть вопроса, пока размышляешь: «разрешается» можно подменить на «запрещается». Вместо правильного варианта № 4 часто выбирают, например, № 3. Источник: гибдд.рф

Не смотрите, что на мониторе у соседа. Тем более не подсказывайте: и сами запутаетесь, и соседа запутаете. А еще вас обоих могут просто удалить с экзамена — в ГИБДД такое недопустимо.

Не рассуждайте и не читайте вслух, не проявляйте бурных эмоций при любом результате. Это сильно мешает другим. Обычно в первый раз кандидата в водители предупреждают, во второй — отстраняют от экзамена.

Как принимают экзамен по вождению

Процесс почти такой же, как и на внутреннем экзамене автошколы, — об этом мы рассказывали в четвертом уроке. Единственное различие в том, что в автомобиле установлено несколько камер: вперед, назад, вид на педали кандидата в водители и педали экзаменатора, на приборную панель, на рычаги управления и на водителя. То есть от начала до конца экзамена ведется непрерывная аудио- и видеофиксация.

Проходит все так. Вы садитесь на место водителя. Экзаменатор устанавливает личность — нужно четко назвать вслух ФИО, дату рождения, марку и модель автомобиля, регистрационный номер, дату проведения экзамена.

Инспектор ГИБДД садится на переднее или заднее сиденье и уточняет, готовы ли вы приступить, и только после утвердительного ответа дает команду начинать движение. Инструктор тоже в машине, а еще там могут быть другие ученики — но только с вашего согласия.

Дальше вы двигаетесь по маршруту и выполняете задания, которые определяет инспектор. Все они есть в экзаменационном листе. Экзамен длится примерно 30 минут, но бывает и дольше — зависит от того, как долго вы справляетесь с тем или иным упражнением.

Так выглядит первая часть экзаменационного листа. Источник: garant.ru
Так выглядит первая часть экзаменационного листа. Источник: garant.ru

Задания могут звучать так: «До перекрестка двигаемся прямо, на перекрестке — по главной дороге», «Найдите место для разворота», «Выполните постановку транспортного средства на стоянку задним ходом параллельно краю проезжей части», «На регулируемом перекрестке поверните налево».

Некоторые упражнения можно выполнить, только если на маршруте есть необходимые элементы, например регулируемый перекресток или железнодорожный переезд. Если их нет, таких заданий не будет.

В экзаменационном листе указаны ошибки и нарушения, которые вы можете совершить, и их вес в баллах. За ошибку могут дать один, два, три или пять баллов. Если наберете не больше шести баллов, экзамен будет сдан. Если нарушите на семь баллов или больше, придется пересдавать.

Если вы не можете прийти на экзамен, например сильно заболели, как можно скорее свяжитесь с автошколой. Если причину сочтут уважительной, вас могут перезаписать на другой ближайший экзамен. Если нет — закинут в самый конец очереди как прогульщика. Но и это проще, чем потом идти перезаписываться.

Ошибки весом в семь баллов обозначены одним квадратиком. Как только в таком появляется отметка, экзамен завершают, а кандидата в водители просят покинуть салон машины. Источник: garant.ru
Ошибки по четыре балла — два квадратика. Источник: garant.ru
Ошибки по три балла — три квадратика. Источник: garant.ru
Ошибки два балла — четыре квадратика. Источник: garant.ru
Ошибки на один балл — семь квадратиков. Источник: garant.ru
Результат экзамена — сдан или не сдан. Источник: garant.ru

Как сдавать вождение: советы и хитрости

Важно понимать, что экзамен принимает человек, а не компьютер. Не исключено, что он будет оценивать ситуацию субъективно. Обычно о таких нюансах предупреждают инструкторы.

Допустим, ваш экзаменатор любит, когда ученик двигается в правом ряду и перестраивается левее, только чтобы повернуть налево, развернуться, объехать препятствие или опередить попутный транспорт. Тогда лучше действовать так, как предпочитает инспектор. Либо подготовиться отстоять право двигаться по другой полосе и подтвердить это подходящим пунктом ПДД — п. 9.4 ПДД.

В остальных случаях есть универсальные советы, которые помогут получить хороший результат.

Не торопитесь. Не начинайте движение, как только сели за руль. Устройте себе условия, в которых будет комфортно вести машину. Отрегулируйте зеркала, закройте окна, если жарко — включите кондиционер, холодно — печку.

Можно надеть более удобную обувь, снять куртку, поставить рядом бутылку воды. Включить свою музыку, скорее всего, не разрешат, а вот материться — возможно, только лучше заранее предупредить об этом инспектора.

Изучите вес ошибок. У каждой ошибки свой вес. Ваша задача — избежать тяжелых ошибок, даже если что-то пошло не так. Например, если вы заглохли, это ошибка 6.3 — «Неуверенное пользование органами управления» весом в один балл. Чтобы избежать другой ошибки, 4.3 — «Нарушение правил применения аварийной сигнализации» на три балла, включите аварийку. Так другим водителям будет понятно, что у вас что-то не заладилось, и они начнут вас объезжать. В этой ситуации важно запустить двигатель и проверить, не забыли ли вы опустить ручник или включить первую передачу. Возможно, вы заглохли по этой причине.

Важно: не проверяйте передачу взглядом. Это может быть третья передача — она рядом с первой, зрительно можно не отличить. Обязательно сначала включите нейтральную, а потом первую. Когда все включено как надо, необходимо убедиться, что продолжать движение безопасно. Начните ехать и только после этого выключайте аварийку.

Пользуйтесь поворотниками. В экзаменационном листе есть две похожие ошибки. Ошибка 4.2 — «Не подал сигнал поворота» весом три балла. И ошибка 6.1 — «Несвоевременно подал сигнал поворота» весом один балл. То есть в некоторых ситуациях лучше с опозданием включить поворотник, чем не включить совсем.

Проговаривайте задание инспектора и свои действия вслух. Об этом можно предупредить заранее: «Добрый день! Я буду повторять вслух задания и проговаривать свои действия, так проще сосредоточиться».

Например, ошибка 4.2 — «Не выполнил или проигнорировал задание экзаменатора». Чтобы избежать таких ситуаций, повторяйте задание инспектора вслух. Так вы закрепляете задание в памяти и даете инспектору понять, что вы его услышали.

К тому же ваши комментарии могут помочь избежать ошибок. Например, фраза «Двигаюсь медленно, потому что на этом участке дороги много ям» поможет избежать двух штрафных баллов за ошибку 5.4 — «Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим транспортным средствам».

Другой пример. Если все вокруг едут с максимально разрешенной скоростью, а то и более, вы не сможете выполнить задание на обгон и опережение. Если инспектор дает задание, выполняя которое вы рискуете нарушить ПДД, проговаривайте вслух, что не можете его выполнить.

Просите повторить задание, если не поняли или не можете его выполнить. Не понять — не ошибка, а вот не выполнить задание — четыре балла. Пока вы обдумываете информацию, можно упустить момент.

Если задание нельзя безопасно выполнить из-за условий на дороге, рекомендуем сообщить об этом экзаменатору. И действовать, например, следующим образом.

Представьте, что экзаменатор задает развернуться на перекрестке. Впереди небольшой Т-образный перекресток, на котором вы сможете развернуться только так
Если на таком перекрестке припаркуется машина, вы просто не сможете выполнить задание. Использовать задний ход нельзя, развернуться от правого края — тоже
В такой ситуации стоит проговорить, что для разворота вам не хватает радиуса, повернуть налево и выбрать другой перекресток

На экзамене инспектор фиксирует не только ошибки, но и выполненные задания. Поэтому не волнуйтесь, если видите, что он пишет в экзаменационном листе.

Если во время экзамена сломается машина, его прекращают и возобновляют после ремонта либо на другом транспортном средстве. Упражнения, которые вы выполнили, не будут проверять во второй раз.

Чего не стоит делать на экзамене:

  • Кокетничать и заигрывать с инспектором.
  • Шутить в стиле «Эх, прокачу!», «Дорогу покажешь?» или «Щас погоняем!» — инспектору может показаться, что вы слишком самоуверенны. Из-за этого он может выбрать более сложный маршрут.
  • Принимать успокаивающие препараты — это только помешает. Вы будете неправильно оценивать ситуацию на дороге, а значит, принимать неверные решения.

Если вы выполнили все задания или завалили экзамен, инспектор попросит найти место для остановки. Если в процессе экзамена вы допустили ошибки, он объяснит, какие и сколько баллов вы набрали, а потом объявит результат, сдали вы экзамен или нет.

В первом случае инспектор скажет, когда можно получить водительское удостоверение — например, прийти в отделение во вторник. Во втором — объяснит, как записаться на пересдачу, например через автошколу или в ГИБДД. Вы забираете паспорт и выходите из машины.

Сдали на права и идете их получать — поздравляем, не получилось — не страшно, расскажем, как быть, в следующем уроке.

Запомнить

  1. На теоретическом экзамене не торопитесь: внимательно читайте вопрос до конца и не менее внимательно смотрите на картинку.
  2. Не рассуждайте и не читайте вслух, не проявляйте бурных эмоций при любом результате.
  3. Не забывайте на каждом вопросе нажать кнопку «Подтвердить», иначе ответ не засчитают.
  4. Перед экзаменом по вождению вы имеете право надеть более удобную обувь, снять верхнюю одежду, устроиться поудобнее.
  5. Внимательно изучите вес ошибок.
  6. Предупредите инспектора, что будете проговаривать задания и свои действия вслух, — это поможет и вам, и инспектору.
  7. Не бойтесь говорить, что не можете выполнить требование инспектора, если есть риск нарушить ПДД.
  8. Не бойтесь выполнить задание, даже если не сразу поняли, что делать. Лучше получить отметку за ошибку, вес которой меньше.

Что дальше

В следующем уроке поговорим о пересдачах: разберем, как пересдать, чтобы точно получить права.


Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника Т⁠—⁠Ж про деньги и жизнь в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @t_uchebnik

Как вам урок?
8 урок
Разбираем ошибки и пересдаем
Следующий шаг
Учебник Т—ЖЧто вас больше всего пугает в экзамене по вождению?