Как заработать на акциях
Курс 

Оцениваем акции

Урок 6 из 12·От 20 минут чтения·От 10 минут практики
Компанию можно оценить с помощью выручки, прибыли, денежных потоков и EBITDA. Мы рассмотрим плюсы и минусы каждого способа и дадим рекомендации, что делать.
Обложка урока
Иллюстрации: Виктор Хоменко

Что вы узнаете

  1. Какие еще бывают способы оценить компанию.
  2. Почему нужно учитывать прогнозы, хоть они и хрупки.
  3. Какие сильные и слабые стороны есть у разных способов.
🧭 Прочитайте, если проходите уроки не по порядку

Еще раз — о чем мы тут говорим

В прошлом уроке мы показали, как оценивать акции с помощью мультипликаторов, которые показывают соотношение разных финансовых показателей компании. Мы рассмотрели отношение рыночной капитализации к капиталу и чистой прибыли к капиталу.

Но у некоторых компаний капитал и чистая прибыль отрицательны, так что использовать эти мультипликаторы мы не можем. При этом у компании может быть все в порядке с другими финансовыми показателями — и по ним тоже можно оценить акции.

О таких финансовых показателях мы сегодня и расскажем.

Используем выручку

Выручка — то, что компания получила от продажи товаров или услуг. Преимущество показателя в том, что он практически всегда положителен и есть у большинства компаний.

Мультипликатор Price to Sales, P / S, сравнивает рыночную капитализацию с выручкой компании — или цену одной акции с выручкой на одну акцию.

Price to Sales = Рыночная капитализация / Выручка, или Цена акции / Выручка на одну акцию.

Рыночную капитализацию берем последнюю доступную — в профиле компании у Т-брокера или на сайте Мосбиржи. Данные о выручке берем за последние 12 месяцев, или четыре квартала из финансовых отчетов компании.

Выручку и другие полезные финансовые показатели можно найти внутри профиля компании на Т-брокере в разделе «Показатели»
Выручку и другие полезные финансовые показатели можно найти внутри профиля компании на Т-брокере в разделе «Показатели»

Рассмотрим процесс на примере компании Ozon, которая владеет одноименным маркетплейсом, складами и сортировочными центрами. Компания до сих пор убыточна, поэтому мы не можем оценить ее по чистой прибыли. Но у Ozon есть выручка — она тоже подойдет для оценки.

В России нет публичных аналогов, которые также развивают собственные маркетплейсы. Сравнивать отечественные компании с иностранными на фоне проблем с вводом и выводом иностранного капитала в Россию и из нее — бессмысленно. Поэтому будем сравнивать с другими айти-компаниями, например, из акций, которые входят в индекс Мосбиржи информационных технологий.

Капитализация Ozon — 857 млрд рублей, выручка — 527 млрд рублей. Сейчас акции Ozon выглядят дешевле конкурентов: показатель P / S компании составляет 1,63, что ниже медианного показателя почти на треть.

Сравнение мультипликаторов P / S российских интернет-компаний 

Компания (Тикер)Капитализация, P, млрд ₽Выручка, S, млрд ₽P / S
ВК (VKCO)75,1151,790,49
Группа «Астра» (ASTR)9413,56,99
Группа «Позитив» (POSI)106,113,97,65
«Диасофт» (DIAS)40,68,15,01
«Софтлайн» (SOFL)123120,71,02
«Хедхантер» (HEAD)161,839,64,08
«Яндекс» (YDEX)1 782,11 094,61,63
IVA Technologies (IVAT)19,22,86,86
Ozon (OZON)857,25271,63
Медиана4,08

Сравнение мультипликаторов P / S российских интернет-компаний 

ВК (VKCO)
Капитализация, P, млрд ₽75,1
Выручка, S, млрд ₽151,79
P / S0,49
Группа «Астра» (ASTR)
Капитализация, P, млрд ₽94
Выручка, S, млрд ₽13,5
P / S6,99
Группа «Позитив» (POSI)
Капитализация, P, млрд ₽106,1
Выручка, S, млрд ₽13,9
P / S7,65
«Диасофт» (DIAS)
Капитализация, P, млрд ₽40,6
Выручка, S, млрд ₽8,1
P / S5,01
«Софтлайн» (SOFL)
Капитализация, P, млрд ₽123
Выручка, S, млрд ₽120,7
P / S1,02
«Хедхантер» (HEAD)
Капитализация, P, млрд ₽161,8
Выручка, S, млрд ₽39,6
P / S4,08
«Яндекс» (YDEX)
Капитализация, P, млрд ₽1 782,1
Выручка, S, млрд ₽1 094,6
P / S1,63
IVA Technologies (IVAT)
Капитализация, P, млрд ₽19,2
Выручка, S, млрд ₽2,8
P / S6,86
Ozon (OZON)
Капитализация, P, млрд ₽857,2
Выручка, S, млрд ₽527
P / S1,63
Медиана P / S4,08

Нюанс в том, что у всех акций разные темпы роста выручки. Обычно чем больше текущие и ожидаемые темпы роста, тем выше значение P / S и остальных мультипликаторов.

Самостоятельно спрогнозировать, как будет расти выручка, сложно. Поэтому будем ориентироваться на исторические темпы роста — сравнивать текущий результат с результатом годом ранее. Чтобы учесть прогнозные темпы роста выручки, можно поделить на них P / S — так мы узнаем, какая акция дешевле с учетом этого роста.

Ситуация не сильно изменилась: те акции, что стоили дешево относительно медианного показателя P / S в выборке, оказываются дешевле и с учетом прогнозных темпов роста. Исключение — «Хедхантер», который теперь дороже из-за низких темпов роста, и IVA Technologies, которые оцениваются дешевле с учетом быстрых темпов роста.

Корректировка мультипликаторов P / S российских интернет-компаний с учетом темпов роста 

P / SТемпы роста, %P / S / Рост выручки
ВК0,49321,52
Группа «Астра»6,99818,6
Группа «Позитив»7,651745,43
«Диасофт»5,012025,03
«Софтлайн»1,02323,19
«Хедхантер»4,083511,83
«Яндекс»1,63374,38
IVA Technologies6,861474,68
Ozon1,63246,72
Медиана4,086,72

Корректировка мультипликаторов P / S российских интернет-компаний с учетом темпов роста 

ВК
P / S0,49
Темпы роста, %32
P / S / Рост выручки1,52
Группа «Астра»
P / S6,99
Темпы роста, %81
P / S / Рост выручки8,6
Группа «Позитив»
P / S7,65
Темпы роста, %17
P / S / Рост выручки45,43
«Диасофт»
P / S5,01
Темпы роста, %20
P / S / Рост выручки25,03
«Софтлайн»
P / S1,02
Темпы роста, %32
P / S / Рост выручки3,19
«Хедхантер»
P / S4,08
Темпы роста, %35
P / S / Рост выручки11,83
«Яндекс»
P / S1,63
Темпы роста, %37
P / S / Рост выручки4,38
IVA Technologies
P / S6,86
Темпы роста, %147
P / S / Рост выручки4,68
Ozon
P / S1,63
Темпы роста, %24
P / S / Рост выручки6,72
Медиана P / S4,08
Медиана P / S / Рост выручки6,72

Используем прибыль (нет)

Чистая прибыль, Earnings, — то, что остается от денег, полученных от продажи товаров или услуг, после вычета расходов на создание продукта, зарплаты, проценты и налоги.

Мультипликатор Price to Earnings, P / E, сравнивает рыночную капитализацию с чистой прибылью компании — или цену одной акции с чистой прибылью на одну акцию.

Price to Earnings = Рыночная капитализация / Чистая прибыль, или Цена акции / Чистая прибыль на одну акцию.

В третьем уроке — про отчет о прибылях и убытках — мы говорили, что часто чистая прибыль искажается разовыми или неденежными доходами и расходами. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно либо самостоятельно скорректировать чистую прибыль, либо воспользоваться расчетами компании, если они есть. Если таких расчетов нет, то процесс сбора данных для 10—15 компаний превращается в увлекательный квест на целый вечер.

Мы считаем, что лучше не пользоваться мультипликаторами, в которых фигурирует чистая прибыль. Есть исключения, когда использовать чистую прибыль стоит: например, если от нее зависит расчет дивидендов. Обычно так бывает у российских компаний. Также показатель подойдет для компаний финансового сектора, например для банков и страховщиков, потому что у таких предприятий нет альтернативы чистой прибыли.

В остальных случаях лучше использовать операционный денежный поток как некую замену чистой прибыли: это ускоряет процесс и уменьшает вероятность неправильно оценить акции.

Используем операционный денежный поток

Операционный денежный поток показывает, сколько денег поступило на счета от основной деятельности компании.

Мультипликатор Price to Operating cash flow, P /OCF, сравнивает рыночную капитализацию с операционным денежным потоком компании — или цену одной акции с выручкой на одну акцию.

Price to Operating cash flow = Рыночная капитализация / Операционный денежный поток, или Цена акции / Операционный денежный поток на одну акцию.

В отличие от чистой прибыли в операционном денежном потоке нет неденежных доходов и расходов, поэтому нет необходимости его корректировать. Продолжим анализировать ИТ-компании.

Для начала посмотрим на разницу между мультипликатором, рассчитанным по чистой прибыли, P / E, и мультипликатором, рассчитанным по операционному денежному потоку, P / OCF.

Сразу у трех компаний отрицательная чистая прибыль, что делает невозможным расчет P / E. Отрицательный денежный поток есть только у одной компании из выборки. А у нашего Ozon неожиданно появилась прибыль.

Разница мультипликаторов на базе чистой прибыли, E, и операционного денежного потока, OCF

P / OCFP / E
ВК26,08отриц.
Группа «Астра»22,221,8
Группа «Позитив»21,9126,15
«Диасофт»19,1714,21
«Софтлайн»отриц.отриц.
«Хедхантер»6,36,78
«Яндекс»8,77154,96
IVA Technologies26,8413,08
Ozon2,99отриц.
Медиана20,5418,01

Разница мультипликаторов на базе чистой прибыли, E, и операционного денежного потока, OCF

ВК
P / OCF26,08
P / Eотриц.
Группа «Астра»
P / OCF22,2
P / E21,8
Группа «Позитив»
P / OCF21,91
P / E26,15
«Диасофт»
P / OCF19,17
P / E14,21
«Софтлайн»
P / OCFотриц.
P / Eотриц.
«Хедхантер»
P / OCF6,3
P / E6,78
«Яндекс»
P / OCF8,77
P / E154,96
IVA Technologies
P / OCF26,84
P / E13,08
Ozon
P / OCF2,99
P / Eотриц.
Медиана P / OCF20,54
Медиана P / E18,01

Используем стоимость предприятия

До этого мы использовали для оценки рыночную капитализацию — стоимость всех акций компании.

Но этот показатель не учитывает, что часть доходов уйдет на выплату процентов или дивиденды по привилегированным акциям. Поэтому некоторые инвесторы рассчитывают показатель стоимости предприятия — Enterprise Value, EV: к рыночной капитализации прибавляют чистый долг, стоимость привилегированных акций и капитал, относящийся к неконтролирующей доле участия.

Понять разницу между оценкой по капитализации и по стоимости предприятия поможет ситуация с российским «Мечелом», который добывает уголь и производит сталь. Если взять отношение капитализации компании к чистой прибыли и сравнить с медианным значением по отрасли, то кажется, что акции недооценены. Однако это не так.

Отношение капитализации к чистой прибыли «Мечела» на 21.02.2023, млрд рублей

Капитализация на 21.02.202351
Чистая прибыль24,3
Капитализация / Чистая прибыль1,9

Отношение капитализации к чистой прибыли «Мечела» на 21.02.2023, млрд рублей

Капитализация на 21.02.202351
Чистая прибыль24,3
Капитализация / Чистая прибыль1,9

Если считать стоимость предприятия, то мы увидим, что у компании огромный долг, а значение мультипликатора выросло в 2,5 раза. Оценка радикально изменилась.

Отношение стоимости предприятия к денежному потоку «Мечела» на 23.03.2019, млрд рублей

Капитализация на 21.02.202351
Чистый долг248,9
Привилегированные акции0,9
Неконтролирующая доля участия9,9
Операционный денежный поток (ОДП)64,3
Стоимость предприятия / ОДП4,8

Отношение стоимости предприятия к денежному потоку «Мечела» на 23.03.2019, млрд рублей

Капитализация на 21.02.202351
Чистый долг248,9
Привилегированные акции0,9
Неконтролирующая доля участия9,9
Операционный денежный поток (ОДП)64,3
Стоимость предприятия / ОДП4,8

Итоги

  1. Нас как инвесторов интересуют будущие показатели компании. Спрогнозировать будущее нельзя, но можно получить приблизительную картину — чтобы оценить темпы дальнейшего роста и значение финансового показателя.
  2. Нам важно знать будущие темпы роста выручки, так как долгосрочно она главный драйвер роста акций.
  3. Чистая прибыль подвержена искажениям, а делать корректировки для десятка компаний долго. Поэтому лучше использовать операционный денежный поток.
  4. Мультипликатор можно посчитать, используя рыночную капитализацию или цену одной акции. Однако можно использовать показатель стоимости предприятия, Enterprise Value. Он учитывает долг компании и обязательства перед другими акционерами.

Что дальше

В следующем уроке мы разберемся, как оценить качество бизнеса.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik

Тест
Все ли вы поняли в оценке компании с помощью мультипликаторов?
Следующий шаг
Учебник Т—ЖКакими еще способами оценки компаний вы пользуетесь?
  • Елизавета КалугинаВ первом задании про Тарасовские борщи вы забыли учесть, что делим на проценты, а не просто на число. Ответ неверный0