Что вы узнаете
- Какие еще бывают способы оценить компанию.
- Почему нужно учитывать прогнозы, хоть они и хрупки.
- Какие сильные и слабые стороны есть у разных способов.
Еще раз — о чем мы тут говорим
В прошлом уроке мы показали, как оценивать акции с помощью мультипликаторов, которые показывают соотношение разных финансовых показателей компании. Мы рассмотрели отношение рыночной капитализации к капиталу и чистой прибыли к капиталу.
Но у некоторых компаний капитал и чистая прибыль отрицательны, так что использовать эти мультипликаторы мы не можем. При этом у компании может быть все в порядке с другими финансовыми показателями — и по ним тоже можно оценить акции.
О таких финансовых показателях мы сегодня и расскажем.
Используем выручку
Выручка — то, что компания получила от продажи товаров или услуг. Преимущество показателя в том, что он практически всегда положителен и есть у большинства компаний.
Мультипликатор Price to Sales, P / S, сравнивает рыночную капитализацию с выручкой компании — или цену одной акции с выручкой на одну акцию.
Price to Sales = Рыночная капитализация / Выручка, или Цена акции / Выручка на одну акцию.
Рыночную капитализацию берем последнюю доступную — в профиле компании у Т-брокера или на сайте Мосбиржи. Данные о выручке берем за последние 12 месяцев, или четыре квартала из финансовых отчетов компании.

Рассмотрим процесс на примере компании Ozon, которая владеет одноименным маркетплейсом, складами и сортировочными центрами. Компания до сих пор убыточна, поэтому мы не можем оценить ее по чистой прибыли. Но у Ozon есть выручка — она тоже подойдет для оценки.
В России нет публичных аналогов, которые также развивают собственные маркетплейсы. Сравнивать отечественные компании с иностранными на фоне проблем с вводом и выводом иностранного капитала в Россию и из нее — бессмысленно. Поэтому будем сравнивать с другими айти-компаниями, например, из акций, которые входят в индекс Мосбиржи информационных технологий.
Капитализация Ozon — 857 млрд рублей, выручка — 527 млрд рублей. Сейчас акции Ozon выглядят дешевле конкурентов: показатель P / S компании составляет 1,63, что ниже медианного показателя почти на треть.
Сравнение мультипликаторов P / S российских интернет-компаний
Компания (Тикер) | Капитализация, P, млрд ₽ | Выручка, S, млрд ₽ | P / S |
---|---|---|---|
ВК (VKCO) | 75,1 | 151,79 | 0,49 |
Группа «Астра» (ASTR) | 94 | 13,5 | 6,99 |
Группа «Позитив» (POSI) | 106,1 | 13,9 | 7,65 |
«Диасофт» (DIAS) | 40,6 | 8,1 | 5,01 |
«Софтлайн» (SOFL) | 123 | 120,7 | 1,02 |
«Хедхантер» (HEAD) | 161,8 | 39,6 | 4,08 |
«Яндекс» (YDEX) | 1 782,1 | 1 094,6 | 1,63 |
IVA Technologies (IVAT) | 19,2 | 2,8 | 6,86 |
Ozon (OZON) | 857,2 | 527 | 1,63 |
Медиана | 4,08 |
Сравнение мультипликаторов P / S российских интернет-компаний
ВК (VKCO) | |
Капитализация, P, млрд ₽ | 75,1 |
Выручка, S, млрд ₽ | 151,79 |
P / S | 0,49 |
Группа «Астра» (ASTR) | |
Капитализация, P, млрд ₽ | 94 |
Выручка, S, млрд ₽ | 13,5 |
P / S | 6,99 |
Группа «Позитив» (POSI) | |
Капитализация, P, млрд ₽ | 106,1 |
Выручка, S, млрд ₽ | 13,9 |
P / S | 7,65 |
«Диасофт» (DIAS) | |
Капитализация, P, млрд ₽ | 40,6 |
Выручка, S, млрд ₽ | 8,1 |
P / S | 5,01 |
«Софтлайн» (SOFL) | |
Капитализация, P, млрд ₽ | 123 |
Выручка, S, млрд ₽ | 120,7 |
P / S | 1,02 |
«Хедхантер» (HEAD) | |
Капитализация, P, млрд ₽ | 161,8 |
Выручка, S, млрд ₽ | 39,6 |
P / S | 4,08 |
«Яндекс» (YDEX) | |
Капитализация, P, млрд ₽ | 1 782,1 |
Выручка, S, млрд ₽ | 1 094,6 |
P / S | 1,63 |
IVA Technologies (IVAT) | |
Капитализация, P, млрд ₽ | 19,2 |
Выручка, S, млрд ₽ | 2,8 |
P / S | 6,86 |
Ozon (OZON) | |
Капитализация, P, млрд ₽ | 857,2 |
Выручка, S, млрд ₽ | 527 |
P / S | 1,63 |
Медиана P / S | 4,08 |
Нюанс в том, что у всех акций разные темпы роста выручки. Обычно чем больше текущие и ожидаемые темпы роста, тем выше значение P / S и остальных мультипликаторов.
Самостоятельно спрогнозировать, как будет расти выручка, сложно. Поэтому будем ориентироваться на исторические темпы роста — сравнивать текущий результат с результатом годом ранее. Чтобы учесть прогнозные темпы роста выручки, можно поделить на них P / S — так мы узнаем, какая акция дешевле с учетом этого роста.
Ситуация не сильно изменилась: те акции, что стоили дешево относительно медианного показателя P / S в выборке, оказываются дешевле и с учетом прогнозных темпов роста. Исключение — «Хедхантер», который теперь дороже из-за низких темпов роста, и IVA Technologies, которые оцениваются дешевле с учетом быстрых темпов роста.
Корректировка мультипликаторов P / S российских интернет-компаний с учетом темпов роста
P / S | Темпы роста, % | P / S / Рост выручки | |
---|---|---|---|
ВК | 0,49 | 32 | 1,52 |
Группа «Астра» | 6,99 | 81 | 8,6 |
Группа «Позитив» | 7,65 | 17 | 45,43 |
«Диасофт» | 5,01 | 20 | 25,03 |
«Софтлайн» | 1,02 | 32 | 3,19 |
«Хедхантер» | 4,08 | 35 | 11,83 |
«Яндекс» | 1,63 | 37 | 4,38 |
IVA Technologies | 6,86 | 147 | 4,68 |
Ozon | 1,63 | 24 | 6,72 |
Медиана | 4,08 | 6,72 |
Корректировка мультипликаторов P / S российских интернет-компаний с учетом темпов роста
ВК | |
P / S | 0,49 |
Темпы роста, % | 32 |
P / S / Рост выручки | 1,52 |
Группа «Астра» | |
P / S | 6,99 |
Темпы роста, % | 81 |
P / S / Рост выручки | 8,6 |
Группа «Позитив» | |
P / S | 7,65 |
Темпы роста, % | 17 |
P / S / Рост выручки | 45,43 |
«Диасофт» | |
P / S | 5,01 |
Темпы роста, % | 20 |
P / S / Рост выручки | 25,03 |
«Софтлайн» | |
P / S | 1,02 |
Темпы роста, % | 32 |
P / S / Рост выручки | 3,19 |
«Хедхантер» | |
P / S | 4,08 |
Темпы роста, % | 35 |
P / S / Рост выручки | 11,83 |
«Яндекс» | |
P / S | 1,63 |
Темпы роста, % | 37 |
P / S / Рост выручки | 4,38 |
IVA Technologies | |
P / S | 6,86 |
Темпы роста, % | 147 |
P / S / Рост выручки | 4,68 |
Ozon | |
P / S | 1,63 |
Темпы роста, % | 24 |
P / S / Рост выручки | 6,72 |
Медиана P / S | 4,08 |
Медиана P / S / Рост выручки | 6,72 |
Используем прибыль (нет)
Чистая прибыль, Earnings, — то, что остается от денег, полученных от продажи товаров или услуг, после вычета расходов на создание продукта, зарплаты, проценты и налоги.
Мультипликатор Price to Earnings, P / E, сравнивает рыночную капитализацию с чистой прибылью компании — или цену одной акции с чистой прибылью на одну акцию.
Price to Earnings = Рыночная капитализация / Чистая прибыль, или Цена акции / Чистая прибыль на одну акцию.
В третьем уроке — про отчет о прибылях и убытках — мы говорили, что часто чистая прибыль искажается разовыми или неденежными доходами и расходами. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно либо самостоятельно скорректировать чистую прибыль, либо воспользоваться расчетами компании, если они есть. Если таких расчетов нет, то процесс сбора данных для 10—15 компаний превращается в увлекательный квест на целый вечер.
Мы считаем, что лучше не пользоваться мультипликаторами, в которых фигурирует чистая прибыль. Есть исключения, когда использовать чистую прибыль стоит: например, если от нее зависит расчет дивидендов. Обычно так бывает у российских компаний. Также показатель подойдет для компаний финансового сектора, например для банков и страховщиков, потому что у таких предприятий нет альтернативы чистой прибыли.
В остальных случаях лучше использовать операционный денежный поток как некую замену чистой прибыли: это ускоряет процесс и уменьшает вероятность неправильно оценить акции.
Используем операционный денежный поток
Операционный денежный поток показывает, сколько денег поступило на счета от основной деятельности компании.
Мультипликатор Price to Operating cash flow, P /OCF, сравнивает рыночную капитализацию с операционным денежным потоком компании — или цену одной акции с выручкой на одну акцию.
Price to Operating cash flow = Рыночная капитализация / Операционный денежный поток, или Цена акции / Операционный денежный поток на одну акцию.
В отличие от чистой прибыли в операционном денежном потоке нет неденежных доходов и расходов, поэтому нет необходимости его корректировать. Продолжим анализировать ИТ-компании.
Для начала посмотрим на разницу между мультипликатором, рассчитанным по чистой прибыли, P / E, и мультипликатором, рассчитанным по операционному денежному потоку, P / OCF.
Сразу у трех компаний отрицательная чистая прибыль, что делает невозможным расчет P / E. Отрицательный денежный поток есть только у одной компании из выборки. А у нашего Ozon неожиданно появилась прибыль.
Разница мультипликаторов на базе чистой прибыли, E, и операционного денежного потока, OCF
P / OCF | P / E | |
---|---|---|
ВК | 26,08 | отриц. |
Группа «Астра» | 22,2 | 21,8 |
Группа «Позитив» | 21,91 | 26,15 |
«Диасофт» | 19,17 | 14,21 |
«Софтлайн» | отриц. | отриц. |
«Хедхантер» | 6,3 | 6,78 |
«Яндекс» | 8,77 | 154,96 |
IVA Technologies | 26,84 | 13,08 |
Ozon | 2,99 | отриц. |
Медиана | 20,54 | 18,01 |
Разница мультипликаторов на базе чистой прибыли, E, и операционного денежного потока, OCF
ВК | |
P / OCF | 26,08 |
P / E | отриц. |
Группа «Астра» | |
P / OCF | 22,2 |
P / E | 21,8 |
Группа «Позитив» | |
P / OCF | 21,91 |
P / E | 26,15 |
«Диасофт» | |
P / OCF | 19,17 |
P / E | 14,21 |
«Софтлайн» | |
P / OCF | отриц. |
P / E | отриц. |
«Хедхантер» | |
P / OCF | 6,3 |
P / E | 6,78 |
«Яндекс» | |
P / OCF | 8,77 |
P / E | 154,96 |
IVA Technologies | |
P / OCF | 26,84 |
P / E | 13,08 |
Ozon | |
P / OCF | 2,99 |
P / E | отриц. |
Медиана P / OCF | 20,54 |
Медиана P / E | 18,01 |
Используем стоимость предприятия
До этого мы использовали для оценки рыночную капитализацию — стоимость всех акций компании.
Но этот показатель не учитывает, что часть доходов уйдет на выплату процентов или дивиденды по привилегированным акциям. Поэтому некоторые инвесторы рассчитывают показатель стоимости предприятия — Enterprise Value, EV: к рыночной капитализации прибавляют чистый долг, стоимость привилегированных акций и капитал, относящийся к неконтролирующей доле участия.
Понять разницу между оценкой по капитализации и по стоимости предприятия поможет ситуация с российским «Мечелом», который добывает уголь и производит сталь. Если взять отношение капитализации компании к чистой прибыли и сравнить с медианным значением по отрасли, то кажется, что акции недооценены. Однако это не так.
Отношение капитализации к чистой прибыли «Мечела» на 21.02.2023, млрд рублей
Капитализация на 21.02.2023 | 51 |
Чистая прибыль | 24,3 |
Капитализация / Чистая прибыль | 1,9 |
Отношение капитализации к чистой прибыли «Мечела» на 21.02.2023, млрд рублей
Капитализация на 21.02.2023 | 51 |
Чистая прибыль | 24,3 |
Капитализация / Чистая прибыль | 1,9 |
Если считать стоимость предприятия, то мы увидим, что у компании огромный долг, а значение мультипликатора выросло в 2,5 раза. Оценка радикально изменилась.
Отношение стоимости предприятия к денежному потоку «Мечела» на 23.03.2019, млрд рублей
Капитализация на 21.02.2023 | 51 |
Чистый долг | 248,9 |
Привилегированные акции | 0,9 |
Неконтролирующая доля участия | 9,9 |
Операционный денежный поток (ОДП) | 64,3 |
Стоимость предприятия / ОДП | 4,8 |
Отношение стоимости предприятия к денежному потоку «Мечела» на 23.03.2019, млрд рублей
Капитализация на 21.02.2023 | 51 |
Чистый долг | 248,9 |
Привилегированные акции | 0,9 |
Неконтролирующая доля участия | 9,9 |
Операционный денежный поток (ОДП) | 64,3 |
Стоимость предприятия / ОДП | 4,8 |
Итоги
- Нас как инвесторов интересуют будущие показатели компании. Спрогнозировать будущее нельзя, но можно получить приблизительную картину — чтобы оценить темпы дальнейшего роста и значение финансового показателя.
- Нам важно знать будущие темпы роста выручки, так как долгосрочно она главный драйвер роста акций.
- Чистая прибыль подвержена искажениям, а делать корректировки для десятка компаний долго. Поэтому лучше использовать операционный денежный поток.
- Мультипликатор можно посчитать, используя рыночную капитализацию или цену одной акции. Однако можно использовать показатель стоимости предприятия, Enterprise Value. Он учитывает долг компании и обязательства перед другими акционерами.
Что дальше
В следующем уроке мы разберемся, как оценить качество бизнеса.
Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik
