5 правил, которые помогут избежать общения с мошенниками

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Мария Полянская

Страница автора

У меня есть мама 80+, а значит, в моей жизни так или иначе есть мошенники.

На моей памяти было уже три или четыре попытки выманить у мамы «нажитое непосильным трудом» — с использованием разных схем, в том числе, широко описанных в СМИ, с привлечением «украинского следа», с привлечением искусственного интеллекта и так далее. Пока что нам везет — мне удается остановить маму буквально на пороге — похода в банк за деньгами, сообщения мошенникам нужных кодов и так далее. И это несмотря на меры безопасности, предпринятые в семье — умный телефонный защитник, отклоняющий спам-звонки или звонки с незнакомых номеров, запрет на сделки с недвижимостью без участия, двухуровневые уровни авторизации и все прочее.

За эти попытки я выработала свой способ справляться с помутнением в голове вследствие давления и информационной изоляции жертвы мошенников.

Единственный вариант быстро привести в себя зомбированного человека, вне зависимости от возраста — сильный шок, крепкая, даже грубая и уверенная речь, выводящая человека из равновесия, уверенные и быстрые действия, изъятие и выключение телефона и других средств связи. Чем быстрее, грубее и прямее, тем лучше, где-то часа через полтора человек медленно приходит в себя и осознает, что с ним происходит.

Я смотрела видеоролики и читала заключения психологов, но скажу честно, что я не согласна с выводами о том, что наиболее вероятные жертвы — это одинокие старики или брошенные дети и подростки. По моим наблюдениям, у всех жертв имелись близкие люди — дети, внуки, родители, супруги, что не мешало им, как моей маме, два часа общаться с мошенниками, пока папа был в соседней комнате.

Как мне кажется, есть несколько крючков, на которых цепляют успешных финансово, разбирающихся в банковских приложениях и сервисах людей:

  1. уверенность в своих интеллектуальных возможностях — они уверены, что всегда смогут отличить мошенников, поэтому они игнорируют советы вообще не брать звонки с незнакомых номеров, не подходить к телефону, не заводить разговоры с незнакомыми людьми и так далее
  2. страх за судьбу близких — если рассказать им о том, что перевел деньги якобы на нужды чужой армии, то близкие тоже подпадут под преследование
  3. страх перед «органами» — глубокий, укоренившийся за много лет советского режима ужас перед силовиками и властью
  4. нежелание признавать более высокую квалификацию членов своей семьи в той или иной сфере, отсюда нежелание обращаться за советом
  5. стыд за то, что не справился, дал слабину, поддался, самобичевание и покорность жертвы, лучше ужасный конец, чем ужас без конца

Вряд ли это полная классификация, но она во всяком случае дает более логичное объяснение, почему жертвами становятся успешные молодые люди, чиновники и их дети, сотрудники банков, одним словом, те, кто неплохо разбирается в современной жизни, кто окружен близкими и явно не маргинален.

У меня как у финансиста по второму образованию и специалиста по финансовой грамотности детей-сирот нет какого-то единого рецепта, как избежать мошенников. Обычно моей «накачки» близким хватает на несколько месяцев, плюс работают простые правила:

  1. Не брать незнакомые звонки, если это не твоя работа — в моем случае не выйдет, мне часто звонят незнакомые люди, однако я сама придерживаюсь правила — прежде, чем звонить незнакомцу, напиши ему в мессенджер и представься, это практически уже этикет
  2. Не употреблять слова Да и Нет, пользоваться богатством русского языка — верно, конечно, безусловно, исключено, нежелательно и так далее
  3. В разговоре с близкими сейчас, когда есть ИИ и легко сделать дипфейк голос и видео изображение, использовать кодовое слово, которое известно только вам двоим, или систему пароль-отзыв, особенно, когда звонишь с незнакомого телефона
  4. Никакие государственные органы не звонят: с мобильных телефонов; в популярных мессенджерах; в социальных сетях; из заграницы; с непонятных коротких номеров.
  5. Не вести разговоры с техподдержкой тех или иных сервисов, не проверив информацию в приложении лично или с помощью близких

Ну и главное правило — нельзя недооценивать своего врага, то бишь, мошенника его усилия на шаг должны опережать усилия жертвы, что и демонстрируют их последние «успехи». Самонадеянный, излишне уверенный в себе человек, не склонный обращаться за помощью к другим — легкая добыча.

Вот что еще мы писали по этой теме