5 способов нематериальной мотивации сотрудников от руководителя
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Люди в основной своей массе мотивируются деньгами — это базовая потребность, обеспечивающая выживание и стабильность. При отсутствии нематериальной мотивации сотрудники превращаются в исполнителей рутинных задач, лишённых инициативы и энтузиазма. Управлять таким коллективом сложно.
Какова же эффективная нематериальная мотивация в 2025 году?
Мой 18-летний опыт подсказывает, что она должна быть адаптированной к ценностям компании и к ценностям самого сотрудника. Нельзя применять один подход ко всем — люди разные, и их ценности, как и корпоративная культура в разных компаниях, тоже разные, стремления и ожидания значительно варьируются. Методом проб и ошибок я всё же нашла практические инструменты, которые помогают подобрать ключ к каждому сотруднику.
О Сообщнике Про
Управленец с 22-летним стажем. Работаю в розничных продажах. Люблю обучать, мотивировать команды и делать из них достигаторов. Интересуюсь накоплениями, литературой и путешествиями.
Гибкость графика
В эпоху удалённой работы и трансляции из каждого утюга, что работать удалённо круто, не каждая компания может позволить себе перевести всех сотрудников на удалёнку. Например, розничная торговля. Однако, всегда можно поработать с гибким графиком внутри дня и подстроиться под сотрудника: первые и вторые смены, сокращённый рабочий день. Если сотрудник живёт в пешей доступности от работы, его можно отпустить на обед домой. Такой подход позволил мне повысить продуктивность и лояльность сотрудников, начиная от управляющих магазином, заканчивая продавцами и кладовщиками.
Признание достижений
Однажды мой сотрудник сказал: «Вы нас не хвалите, а значит — не любите!». Я озадачилась этим вопросом и решила создать чат под названием «Наши достижения». Задачей чата была фиксация успехов сотрудников в течение дня или интересных заметок из командировок. Мы обязательно писали туда о чём-то выдающемся, скидывали фото или инсайты, обменивались хорошими новостями. И когда этот чат стал накапливать положительные инструменты, сотрудники сами начали делиться своими результатами и эмоциями.
Возможность профессионального обучения на рабочем месте
Не секрет, что сейчас в интернете полно бесплатных вебинаров, уроков и курсов на любую тему, но мало кто хочет тратить на них свободное время. В зависимости от того, что интересно сотруднику, я скидывала информацию для изучения, а на планёрках ребята делились прочитанным материалом, обсуждали и пробовали встроить новые знания в свою работу. Так на корпоративном портале появилась рубрика «Есть идея?», где сотрудники за баллы стали делиться предложениями по улучшению рабочих процессов или внедрению чего-то нового.
Нестандартная мотивация
В больших компаниях руководство очень неохотно меняет способы мотивации. При этом, если проанализировать кадровый рынок, часть самозанятых ищут работу с официальным заработком. Я по своему опыту знаю, что многие из них заинтересованы в частичном трудоустройстве. Поэтому я предложила объединить конкурентную почасовую оплату с процентом от продаж. Это позволило нам закрыть штат, адаптировать сотрудников и избавить их от страха полного загруженного дня. А таких много: это молодые мамы, студенты, сотрудники по совместительству. Как следствие, часть такого персонала через три месяца была готова трудоустраиваться на полную ставку.
Значки, грамоты, благодарности и прочие способы поощрения
Если вы думаете, что значки и грамоты — это прошлый век, я вас удивлю. Это работает! Значок «Лучший сотрудник» за месяц или по итогу выполнения определённых задач всегда повышает статус и значимость. Это приятно для сотрудника и заметно для коллег. А грамота «За вклад…» на стене в комнате для персонала напоминает о небольшом отличии от других, ещё не вовлечённых сотрудников.
Система накопления баллов позволяет поддерживать вовлечённость. Баллы можно обменять на приятные мелочи, вдохновляющие сотрудника: дополнительные выходные, корпоративный мерч.
Статьи руководителя о сотрудниках с привлечением коллег поддерживают общий уровень удовлетворенности. Это способ выделить самородков и показать, что компания ими гордится.
Вывод
В заключение могу сказать, что эффективная мотивация персонала в 2025 году — это не просто набор инструментов, а систематизированный бизнес-процесс, ориентированный на сотрудника, его потребности и стремления. Гибкие графики, признание достижений, даже маленьких, возможность учиться на рабочем месте, награды и многое другое, что может стимулировать сотрудников, позволяет держать уровень вовлеченности на достойном уровне. Только гармоничное сочетание материальных и нематериальных стимулов, учитывающих индивидуальные особенности каждого сотрудника, позволит создать благоприятный микроклимат и удовлетворённость в работе.