«Суп с макаронами, хлеб и булочка»: какие проблемы с питанием в частном детском саду я выявила
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала
Отчетливо помню первый день дочери в частном детском саду Новосибирска.
Тогда она довольно много бегала, поэтому аппетит разыгрался. На обед детям предложили суп, в котором было много картошки и две фрикадельки, картофельное пюре с салатом из капусты, кусочек белого хлеба и сок. Дочь съела все, кроме капусты, а я стояла за дверью и мысленно рассчитывала клетчатку. Расскажу, сколько полезных веществ получают дошкольники с подобным рационом.
Недостаток витаминов и минералов
Я обычная мама, но работаю в сфере здорового питания и знаю, что от него сильно зависит самочувствие человека. Например, витамины и минералы влияют на иммунитет, состояние кожи, костей и зубов, работу мозга.
Несмотря на то что они очень важны в рационе, их слишком мало в продуктах, которые дают детям в саду, — даже если предположить, что ребенок съедает всю порцию. А такое бывает редко, обычно малыши оставляют еду на тарелке.
Чтобы не быть голословной, я сделала расчеты на основе меню детского сада и визуализировала данные. Нормы потребления нашла в методических рекомендациях Роспотребнадзора. Отмечу, что питание стоит 320 ₽ в день.

Витамин С помогает противостоять сезонным простудам, обладает восстановительными свойствами, участвует в регенерации тканей. Это мощный антиоксидант: защищает клетки от окисления и разрушения.
Продукты, богатые витамином С, — свежий шиповник, красный болгарский перец, черная смородина, киви, брокколи, апельсин, лимон, клубника, грейпфрут, ананас.
Вы видите эти продукты в меню детского сада? Я — нет. Справедливости ради скажу, что немного витамина С содержится в картофеле, который есть в рационе. Плюс, возможно, сколько-то витамина С дети получают из сока, который дают на обед.
В некоторых детских садах предлагают напиток из шиповника — правда, сладкий. Где-то устраивают второй завтрак, во время которого дают фрукты. Вот там больше шансов хоть как-то приблизиться к норме.
Содержание витамина С
Суммарная норма за 5 дней для детей 3—6 лет | 250 мг |
Факт согласно меню за 5 дней | 89,9 мг |
Процент от рекомендованной нормы за 5 дней | 35,96% |
Содержание витамина С
Суммарная норма за 5 дней для детей 3—6 лет | 250 мг |
Факт согласно меню за 5 дней | 89,9 мг |
Процент от рекомендованной нормы за 5 дней | 35,96% |

Витамин E также обладает свойствами антиоксиданта. А еще позволяет улучшить питание кожи и волос, укрепить ногти, влияет на свертываемость крови, улучшает работу нервной и репродуктивной систем.
Больше всего его содержится в масле зародышей пшеницы, подсолнечном масле, миндале, лесном орехе, арахисе, семенах подсолнечника, кедровых орехах, авокадо, шпинате, брокколи.
В детском саду нет ничего из этого списка, кроме разве что растительного масла в супах и некоторых салатах. Но салаты дети часто не едят. Дошкольникам могли бы предложить хотя бы несколько орехов.
Содержание витамина Е
Суммарная норма за 5 дней для детей 3—6 лет | 35 мг |
Факт согласно меню за 5 дней | 18,4 мг |
Процент от рекомендованной нормы за 5 дней | 52,57% |
Содержание витамина Е
Суммарная норма за 5 дней для детей 3—6 лет | 35 мг |
Факт согласно меню за 5 дней | 18,4 мг |
Процент от рекомендованной нормы за 5 дней | 52,57% |

Витамин К нужен для свертывания крови и крепких костей, он снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Много витамина К в брокколи, брюссельской и белокочанной капусте, листовой капусте кале, шпинате, руколе, зеленом луке, петрушке, оливковом масле, авокадо. Этих продуктов в меню садика тоже не особо много.
Содержание витамина К
Суммарная норма за 5 дней для детей 3—6 лет | 275 мг |
Факт согласно меню за 5 дней | 191,9 мг |
Процент от рекомендованной нормы за 5 дней | 69,78% |
Содержание витамина К
Суммарная норма за 5 дней для детей 3—6 лет | 275 мг |
Факт согласно меню за 5 дней | 191,9 мг |
Процент от рекомендованной нормы за 5 дней | 69,78% |

Железо. Недостаток в рационе этого микроэлемента — одна из основных причин анемии, в том числе у детей. Железо содержится в свиной, говяжьей или куриной печени, мясе, рыбе, устрицах, моллюсках, тыквенных семечках, сухой сое, сухой белой фасоли, чечевице, горьком шоколаде, киноа.
В саду дошкольники получают железо в основном из мясных продуктов. Как правило, это красное мясо — говядина в виде котлет и шницелей, гуляш.
Содержание железа
Суммарная норма за 5 дней для детей 3—6 лет | 50 мг |
Факт согласно меню за 5 дней | 39,4 мг |
Процент от рекомендованной нормы за 5 дней | 78,8% |
Содержание железа
Суммарная норма за 5 дней для детей 3—6 лет | 50 мг |
Факт согласно меню за 5 дней | 39,4 мг |
Процент от рекомендованной нормы за 5 дней | 78,8% |

Цинк необходим для поддержания корректной работы иммунитета, особенно при столкновении с большим количеством инфекций.
Содержится в устрицах, тыквенных семечках, говядине, фундуке, кешью, твердых сортах сыра, гречневой крупе, белой фасоли, чечевице. Дети в детском саду получают цинк из говядины, курицы, йогурта и овсянки.
Содержание цинка
Суммарная норма за 5 дней для детей 3—6 лет | 40 мг |
Факт согласно меню за 5 дней | 33,4 мг |
Процент от рекомендованной нормы за 5 дней | 83,5% |
Содержание цинка
Суммарная норма за 5 дней для детей 3—6 лет | 40 мг |
Факт согласно меню за 5 дней | 33,4 мг |
Процент от рекомендованной нормы за 5 дней | 83,5% |

EPA + DHA. Это омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты. EPA + DHA играют ключевую роль в функционировании нервной системы, улучшают когнитивные функции у детей, зрение, укрепляют сердечно-сосудистую и иммунную системы.
Содержатся в основном в жирной морской рыбе, морепродуктах, водорослях, а также в семенах льна, чиа, грецких орехах, но в другой форме, которая гораздо хуже усваивается организмом.
Конечно, часть детей завтракает дома, кто-то еще и ужинает. Если родителям удается накормить ребенка фруктами, овощами, ягодами, цельнозерновыми и жирной рыбой, приблизиться к норме проще.
Йод необходим для корректной работы щитовидной железы и когнитивного развития ребенка.
При приготовлении пищи для детей нужно обязательно использовать йодированную соль. Но проверить, выполняет ли это требование комбинат питания, поставляющий еду в детский сад, непросто. Поэтому неплохо готовить с такой солью дома и приучать детей к морской рыбе.
Высокий гликемический индекс
Продукты с высоким гликемическим индексом сначала резко повышают сахар в крови, а затем понижают. Это может приводить к раздражительности, истерикам без повода и снижению внимательности.
При этом у многих садиковских блюд высокая гликемическая нагрузка. Например, у манной каши. А ее питательная ценность низкая. Мало того, к ней дают еще кусок белого хлеба с маслом. Рисовая каша — то же самое. Гликемическая нагрузка молочных супов зависит от того, с какими макаронами их приготовили: из твердых или мягких сортов пшеницы.
И еще странно, что детям дают суп с макаронами и белым хлебом на завтрак, затем — макароны, печенье и снова белый хлеб на обед, а потом булочку или баранки — на полдник. Между тем, исследования подтверждают, что диета с низкой гликемической нагрузкой важна для долговременного здоровья. В них принимали участие взрослые, но выводы актуальны и для детей.

Нехватка клетчатки
Случайно услышала разговор нянечек в коридоре: «Ване хлеб не даем, иначе все остальное не ест. А потом животик болит и сходить по-большому не может, кричит».
Исследования подтверждают взаимосвязь между низким употреблением клетчатки и большей частотой запоров у детей, которую заметили няни в саду. Но клетчатка нужна не только для поддержания регулярности стула. Она снижает риск сахарного диабета второго типа, сердечно-сосудистых заболеваний и некоторых видов рака.
Что касается меню в нашем садике, то формально рекомендации соблюдены. В некоторые дни, например во вторник, есть недобор, но он компенсируется днями, где дают цельные злаки в виде гречки и овсянки.
Содержание пищевых волокон
Суммарная норма за 5 дней для детей 3—6 лет | 60 мг |
Факт согласно меню за 5 дней | 65 мг |
Процент от рекомендованной нормы за 5 дней | 108,33% |
Содержание пищевых волокон
Суммарная норма за 5 дней для детей 3—6 лет | 60 мг |
Факт согласно меню за 5 дней | 65 мг |
Процент от рекомендованной нормы за 5 дней | 108,33% |
Хотя мы понимаем, что стоит ребенку не съесть салат на обед или выпить только бульон из супа, а к овощам не притронуться, как картина получается не такой радужной.
Еще одна проблема — определение нормы потребления клетчатки в день. Так, Роспотребнадзор рекомендует детям 3—6 лет съедать по 12 г пищевых волокон. ВОЗ считает, что в возрасте 2—5 лет дети должны получать не менее 15 г клетчатки в сутки, а в возрасте 6—9 лет — не менее 21 г .
Получается, что даже если ребенок съедает все, что ему дают в саду, он может не добрать до нормы.
Избыток сладостей
Угощения в дни рождения детей. Как и в большинстве детских садов, в нашем именинники тоже чем-то радуют группу. Увидела в чате, что одни родители решили принести «самый простой» торт «Бабушкин». В составе мука высшего сорта, сахар, яйца, сметана, молоко и разрыхлитель. Он действительно простой, но это не делает торт хоть сколько-нибудь полезным, так как сахара в нем содержится «по-взрослому» много.
Я написала в администрацию садика с вежливым вопросом, не было ли предложений от других родителей изменить практику празднования детских дней рождения. Ответ не очень обнадежил.

Еще одна мама накануне дня рождения своего ребенка написала в чат так: «Завтра будем угощать деток пастилой и яблочным соком. Если у кого-то, как и у нас, аллергия, захватите угощение для своего ребенка, пожалуйста».
Здесь хочется пояснить. Да, в сушеных фруктах остаются витамины, минералы и клетчатка. Но в процессе сушки удаляется вода. Поэтому все естественные сахара ребенок получает в концентрированной форме. Добавим сюда сладкий сок, которым предполагается запивать.
К тому же угощение прилипает к зубам. После обычных фруктов слюна в течение получаса может «очистить» зубы, но ей не под силу справиться с прилипшей к зубам пастилой.
Мы на день рождения дочери приносили стандартный набор зимних фруктов: бананы, мандарины, яблоки. Нянечки их нарезали, разложили по тарелкам, дети съели. Еще каждому ребенку вручили небольшой пакетик с наклейками и раскраской.
Печенье в качестве второго завтрака. У детей по утрам проходят небольшие занятия на 20—30 минут. И после каждого им дают поощрение — по одному-два печенья. А второго завтрака в этом саду нет.
Больше всего меня волнуют зубы. В среднем слюна имеет pH 7 — это природный защитный механизм от действия кислот. После каждого употребления углеводистой пищи бактерии во рту ферментируют крахмалы и сахара из пищи. В результате pH понижается. Когда он доходит до 5,5, зубная эмаль может размягчаться. Если это происходит регулярно, развивается кариес.
Для нормализации pH до 7 после каждого употребления пищи проходит минут 40. Соответственно, каждое съеденное печенье или яблоко запускает цикл понижения кислотности во рту, а затем — дальнейшего восстановления. Поэтому для зубов чем больше перекусов — тем хуже. И да, очень много знакомых уже лечили кариес детям до пяти лет под наркозом.
Другие сладкие перекусы. В саду устраивали ночевку: приводишь ребенка утром одного дня и оставляешь до утра следующего.
А что можно дать им вечером к мультику? Кукурузные палочки из экструдированной кукурузной муки. Палочки относятся к категории ультрапереработанной еды, которая может вызывать резкий подъем сахара в крови и имеет околонулевую питательную ценность. Детям это точно надо?


Почему привычное меню детских садов нельзя назвать сбалансированным
Меню большинства обычных детских садов и школ и правда далеко от сбалансированного. Сахара, соли и калорий в нем больше, чем допускает международный научный консенсус . Овощей и фруктов мало, а сложные углеводы представлены в основном рафинированными источниками, почти полностью лишенными клетчатки: манными кашами, сладкими напитками. Красное мясо встречается чаще, чем рыба и бобовые.
То есть обычный дошкольник рискует получить не только потенциальный недобор некоторых важных питательных веществ — например, клетчатки или омега-3 кислот, — но и регулярный перебор других — например, свободных сахаров. Разово такие перекосы не страшны, но в долгосрочной перспективе подобное питание может привести к повышенным рискам хронических заболеваний в детском, подростковом и взрослом возрасте.
При этом не так важно заботиться о каком-то конкретном витамине или минерале и высчитывать гликемическую нагрузку, сколько в целом следить за балансом всех пищевых групп и не перебирать свободных сахаров, насыщенных жиров и соли на регулярной основе. Соблюсти это со стандартным меню в саду действительно непросто, поэтому проблема питания в детских учреждениях массовая.
Наше решение
Я пробовала обсуждать меню с администрацией детского сада. Мне ответили, что если давать перловку, печень, бобовые, несладкие каши и чай, дети, скорее всего, останутся голодными, а родителям такое не понравится.
Можно было бы поменять сад, но загвоздка в том, что мы живем в отдаленном районе города, где выбор ограничен. Да и питание везде плюс-минус одинаковое. Разве что где-то дают чуть больше мяса или омлет на завтрак, но пока прочие плюсы перевешивают минусы.
Поэтому я нашла такое решение: дочь находится в саду примерно с 09:00 до 17:00, завтракает и ужинает дома. Так как у нас разрешено приносить еду с собой, даю ей полдник и иногда обед. Бывает, она приходит домой сытая, а бывает, просит поесть.
Выводы
Я понимаю, что изменение питания в детских садах, особенно в муниципальных, — непростой и многоступенчатый процесс. Он осложняется еще и тем, что детям часто не угодишь с едой. Можно подать им брокколи с лососем и салат из шпината, но все это отправится в мусорное ведро.
Тем не менее я думаю, что при желании родителей и администрации перемены в рационе возможны: я видела хорошие примеры в других садах. А в нашем можно повысить качество меню, если:
- разнообразить завтраки омлетом и творожными запеканками;
- готовить цельнозерновые макароны вместо обычных;
- ввести второй завтрак из фруктов или овощей;
- давать вместо сдобной булочки пирожок из цельнозерновой муки с морковью и изюмом на полдник;
- заменить картофельное пюре на горошницу;
- вернуть в меню суфле из печени.
Чтобы дети стали это есть, конечно, надо приложить немало усилий. Например, можно знакомить малышей с новыми продуктами во время игр, чтобы легче вводить их на кухне. Это может выглядеть так: утром детям рассказывают, как растет фасоль, а потом предлагают ее на обед.
Директор нашего детского сада прислушивается к пожеланиям. Но основная проблема в том, что родителей устраивает такое питание. Мало того, они сами приносят торты, мороженое и соки на дни рождения, потому что считают это нормальным. А хочется, чтобы взрослые давали детям фрукты и овощи либо непищевые символические подарки. И никакого «Барни» и сока.
Цель и задача родителя — привить ребенку правильные пищевые привычки. Тогда будет сформирован фундамент, который поможет сохранить здоровье и снизит риски многих хронических заболеваний во взрослом возрасте.