7 критериев идеального репетитора для вашего ребенка
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Много лет я веду дополнительные занятия по химии и общаюсь со специалистами по другим дисциплинам. Я сама мама и уже сталкивалась с задачей подбора учителей для своих детей.
О Сообщнике Про
Учитель химии и химик. Популяризирую естественные науки среди школьников в своем телеграм-канале «Химические полезности — Кандлина Маргарита». Провожу обучение и практические работы в своей лаборатории в Москве. Работаю в профильных классах с 2014 года.
На основе опыта обучения своих учеников и своих детей я сформировала набор «критериев» профессионального репетитора с качественным подходом к обучению.
Ниже приведу наиболее важные, на мой взгляд, пункты из этого списка.
1. Учитель должен верить в вашего ребенка
Уверенность ученика в собственных силах начинается с веры преподавателя. Репетитор не просто объясняет материал — он вдохновляет и поддерживает, показывая, что у каждого ребёнка есть потенциал для роста.
Но если ученику предмет дается сложно, но он очень старается, а учитель урезает часть заданий или теории под предлогом «нет смысла это разбирать, все равно не получится», это сигнал, что с педагогом лучше попрощаться.
На практике я четко вижу разный «старт» у своих учеников: кто-то схватывает быстро, кто-то медленнее, кто‑то отлично оперирует логикой, а кому‑то нужно больше практики и времени. Но конечный результат часто зависит не от «одарённости», а от вовлечённости ученика: дисциплина и упорство порой важнее природных способностей.
Поэтому с первого занятия репетитор должен отмечать даже небольшие успехи ученика и озвучивать их: «Ты отлично справился с задачей!», «Ты уже понимаешь, как работает формула!». Это помогает ученику поверить в свои силы и двигаться дальше.
Ни один учитель или репетитор не вправе вешать ярлыки на ребенка или ставить ему «диагнозы».
2. Важно строить правильные ожидания
Если ученик стабильно не учит теорию, не выполняет домашнее задание, важно честно озвучить результат, к которому приведет такой подход к обучению. Чёткие ориентиры помогают избежать разочарования и дисциплинируют.
3. Регулярные диагностические работы с первых недель обучения.
Уже через 3-4 недели занятий стоит провести первые диагностические работы по пройденному блоку материала, особенно если речь идет о подготовке к экзаменам.
Если в пройденном материале ошибки есть, то это явный маячок: теория не усвоена, навыки не сформированы, значит, необходимо уделить этому разделу дополнительное время и внимание.
Результаты диагностик и зачётов должны быть доступны и ученику, и его родителям. Так процесс подготовки становится максимально прозрачным, снижается уровень тревожности — ситуация всегда находится под контролем.
4. Четкая программа обучения
Конечно, уроки могут корректироваться под текущие нужды, но в целом у репетитора должен быть выверенный план занятий, соответствующий вашим целям и срокам. Не стесняйтесь попросить показать содержание курса и план уроков — это защитит вас от беспорядочных «уроков на коленке».
5. Учитель должен иметь профильное образование
Идеальный кандидат — педагог со специальным высшим образованием по предмету: учитель химии имеет химическое образование, учитель биологии — биологическое и т. д.
Глубокие знания дисциплины позволяют найти разнообразные подходы к объяснению и выстроить логичную структуру курса. Да, есть блестящие самоучки, но для большинства учителей диплом — это гарант навыков планирования, критического мышления и системности.
6. Учитель — наставник для вашего ребенка
Я глубоко убеждена, что дополнительные уроки ценны тем, что вы можете подобрать именно того преподавателя, который станет близким по духу вашему ребёнку. Репетитор, которому доверяют, к которому можно обратиться за советом и поделиться волнениями, тревогами или даже радостями и мечтами, выстраивает по-настоящему результативные занятия. Когда ребёнок доверяет учителю, он не боится пробовать и ошибаться, а когда учитель слышит ученика, ученик охотнее прислушивается к рекомендациям.
Доверительные отношения между учителем и учеником — обязательное условие эффективного обучения. И вместе с тем важно сохранять чёткую субординацию: наставник не должен превращаться в «приятеля» или «одноклассника», он остаётся авторитетным проводником в мире знаний.
7. Учитель должен быть в контакте с родителями
Особенно при возникновении трудностей. Дополнительные уроки нужны прежде всего для повышения уровня знаний и навыков, а дисциплина в этом процессе критически важна. Да, звонить или писать родителям с «плохими новостями» неприятно и порой страшно: педагог чувствует себя уязвимым, а родители могут отреагировать по-разному — от конструктивных вопросов до отказа от занятий. К тому же некоторым родителям просто некогда вникать в детали подготовки.
Тем не менее своевременное информирование семьи позволяет оперативно отреагировать на снижение мотивации и уровня успеваемости, а также укрепить доверие между всеми участниками процесса. Родитель — ключевой взрослый для ребёнка; даже в 16–18 лет школьникам необходимы и поддержка, и требовательность со стороны семьи.
Да, для учителя поддерживать постоянный контакт с родителями трудно и энергозатратно, но без этого эффективная подготовка становится практически невозможна.
Почему я говорю, что учитель «должен»? Многие скажут: «Репетитор никому ничего не должен — его задача вести уроки по расписанию и регулярно проверять домашнее задание».
Мне ближе другая философия. В отношениях «учитель — ученик» наставник берёт на себя ответственность за совместную работу.
Речь не только об объяснении теории и проверке домашних заданий, но и о создании мотивирующей атмосферы на уроках, взаимодействии с семьёй ученика, регулярной диагностике прогресса обучения, своевременной поддержке и, при необходимости, строгой корректировке темпов подготовки.
Именно такой комплексный подход сохраняет ценность репетитора как специалиста и его дополнительных занятий. В противном случае качественную теорию можно найти в любой онлайн‑школе за небольшую стоимость, а отработку заданий и вовсе автоматизировать.
Можно попробовать проанализировать свои текущие дополнительные занятия по предложенным мною критериям: насколько репетитор верит в вашего ребёнка, как формирует ожидания, проводит ли регулярную диагностику, есть ли у него чёткая программа и профильное образование, выступает ли он наставником и поддерживает ли связь с вами.
Обсудите с преподавателем те моменты, которые для вас являются ключевыми: не обязательно сразу менять репетитора — часто достаточно честного разговора, чтобы он понял ваши приоритеты и стал уделять им больше внимания.
Ведь главное преимущество дополнительных уроков — возможность гибко выстраивать формат обучения и выбрать того учителя, с которым вашему ребёнку действительно комфортно и интересно работать.





Кандлина Маргарита, учитель химии