
«Пациент пошевелил пальцем»: 5 мнений инвесторов о будущем бизнеса «Аэрофлота»

Впервые за пять лет «Аэрофлот» показал прибыль.
4 марта авиакомпания опубликовала финансовый отчет за 2024 год, в котором отразила чистую прибыль в 55 млрд рублей. За день до публикации совет директоров обновил дивидендную политику. Акции «Аэрофлота» за последние 12 месяцев выросли на 91%. Мы собрали мнения инвесторов социальной сети «Пульс» о причинах таких успехов авиакомпании и о том, что ждет ее в будущем.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Бизнес авиакомпании не сможет дальше расти
Размер портфеля: до 5 000 000 ₽
Загрузка кресел в самолетах близка к 90%, и тут, все мы понимаем, расти уже просто некуда. Цена на билеты достигла рекордных 7538 ₽ экономклассом на 1000 км пути.
Кто-то скажет, что спрос есть, а предложение ограничено и ничто не мешает и дальше наращивать цену билетов. Но я думаю, что предел по цене близок. А если цены и дальше продолжат расти, то просто начнет падать спрос: никто не готов платить такие деньги. Следовательно, и тут дальнейший рост под вопросом.
Компания мне не интересна на данный момент.
Размер портфеля: до 10 000 000 ₽
Бизнес компании мне не нравится от слова «совсем», да и подводных камней достаточно: лизинг, субсидии от государства и так далее.
«Если вы хотите стать миллионером, начните с миллиарда долларов, а затем купите себе авиакомпанию». Ричард Брэнсон.
Единственное наблюдение по компании касается выручки, которая выросла на 40% — до 857 млрд рублей. Любопытно то, что 17% этого роста дало увеличение пассажиропотока до 55 млн человек. Это значит, что остальные 23% достигли ростом цен на билеты. ФАС, ау-у-у-у!
Драйверов для роста выручки я не вижу, кроме возобновления международных полетов в западные страны, — так у компании загрузка кресел составляет 92%, авиапарк не нарастить. Хотя если сотрудники ФАС давно не посещали окулиста, то «Аэрофлот» может и дальше заламывать цену на перелеты.
И еще: компания находится на максимальных отметках по капитализации.
Вывод: мне все равно, какая цена на акции «Аэрофлота», хоть 1 ₽, покупать я его не буду!
Потенциальное снятие санкций увеличит доходы и снизит расходы
Размер портфеля: до 10 000 000 ₽
Выручка компании выросла на 40% год к году — до 856,8 млрд рублей. Скорректированная EBITDA — на 18,4% год к году, до 237,6 млрд рублей. Скорректированная чистая прибыль — 64,2 млрд рублей против убытка в прошлом году. Пассажиропоток вырос на 16,8% год к году, до 55,3 млн человек.
Дивиденды в руках Минфина, но ограничены прибылью по РСБУ. По ней компания может выплатить 5,5 ₽ за 2024, или 7,3% дивидендной доходности.
Загрузка кресел уже максимальная, выше 90%. Без мира не будет снятия санкций. Но если снимут, то запчасти будет сильно проще покупать, что снизит операционные расходы.
Более дальняя перспектива — рост доходов от иностранных авиакомпаний за пролет над воздушным пространством России и доходы от зарубежных перелетов.
В целом смотрю на компанию нейтрально: бизнес стоит шесть прибылей за 2024 год, но и какого-то сильного роста прибыли я не жду. Есть более понятные мне истории на снятие санкций.
В долгосроке компания все еще убыточна
Размер портфеля: до 10 000 000 ₽
«Пациент пошевелил пальцем». Компания отчиталась и впервые с 2019 показала прибыль. В общем отчет неплохой, ряд мультипликаторов пришел в норму, но кардинально ничего не изменилось:
- из 10 последних лет только три года с прибылью;
- отрицательный капитал последние пять лет;
- дивиденды за 10 лет выплачивались только три раза.
Из позитивного:
- растет свободный денежный поток;
- отрицательный чистый долг по МСФО за 2024 год.
Изменение дивидендной политики намекает на возможные выплаты
Размер портфеля: до 5 000 000 ₽
На EBITDA давит рост операционных расходов. Они подскочили на 27,3% на фоне расширения производственной программы и количества перелетов. Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров увеличились на 32,2%, а на техническое обслуживание — вообще в 2,4 раза.
Общий долг снизился на 5,9% год к году — до 598 млрд рублей — в связи с погашением кредитов и займов. Кредитный рейтинг группы повысили сразу на две ступени, до ruAA, прогноз стабильный, отмечает рейтинговое агентство «Эксперт РА».
Сильный год для «Аэрофлота» также ознаменовался обновлением дивидендной политики. Компания увеличила норму выплат дивидендов с 25 до 50% прибыли по МСФО. В последний раз выплаты производили в 2019 году, а рекомендацию к новым мы можем увидеть ориентировочно в мае.
Не стоит ждать высоких дивидендов
Размер портфеля: до 1 000 000 ₽
«Аэрофлот» действительно может заплатить дивиденды: компания спустя столько лет наконец-то не в минусе по итогам года. Но не думаю, что управленцы горят желанием поделиться прибылью. Выплата если и будет, то небольшая.