Какие бизнес-идеи работают в одних странах и не прижи­ва­ются в других

15

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Снежана Иркутова

задала вопрос

Страница автора

Почему некоторые бизнес-идеи подходят для одной страны, но не перспективны в другой? От чего это зависит?

Например, еда в поездах. Я заметила разницу между Японией, Россией и США. Меня порадовало, что в России сервисы доставки еды могут привезти ее вам в поезд. Но я вспомнила свою жизнь в Японии и предположила: наверное, такой бизнес там не зайдет.

Все просто: Япония — маленькая по площади страна. Поезд в Японии — основной вид транспорта. Поэтому хороших кафе внутри любой железнодорожной станции много. Зачем заказывать, если можно выйти и купить? В общем, «еда к поезду» в Японии не зайдет потому, что ниша уже занята смежным бизнесом — кафе внутри вокзалов.

У нас же на вокзалах бабушки с пирожками около вагона, шаурма на станции, проходящий раз в поездку «чай, газеты». По сравнению с Японией, выбора еды в путешествии у нас не очень много, да и цены высокие. А вот если заказать еду к поезду, можно выбрать то, что любишь.

В США такой сервис тоже с малой вероятностью будет прибыльным. Поезда там совсем не распространены, хотя поговаривают, что они существуют. В какой-то книге, кажется, видела, что магазин или кафе на железнодорожной станции или станции метро относится к non-traditional business, или как-то еще его обозвали, — в общем, такому, которого мало и на то есть причины.

Свежие овощи и фрукты. Знакомый с Филиппин все удивлялся: почему в Японии не продают чуть погнившие, ушибленные и прочие овощи и фрукты с уценкой?

Если честно, и у нас особо не продают. Может быть, у нас дело в логистике? Продавцов не хватает из-за низких зарплат, они даже не всегда успевают отсортировать овощи и фрукты, чтобы лежали только спелые. На дополнительную работу — организацию стеллажа с уценкой — может не хватать рабочих рук и времени. Сама видела процесс работы продавцов, участвовала и слышала мнения.

А почему в Японии не продают менее презентабельного вида фрукты и овощи? Потому что там ценят красоту. Пословица «встречают по одежке» подойдет и к товарам повседневного спроса. Здесь я не хочу ненароком создать стереотип. Японские покупатели практичные и экономные. Но там, где почти все красиво, как в музее или ухоженном саду, непрезентабельные товары не всегда выдерживают конкуренцию. Правда, все меняется и в некоторых магазинах уценка фруктов есть, но это не очень распространено.

А что в вашей стране будет маловероятным бизнесом, хотя есть в России? Что не приживется в России как бизнес, но отлично работает в какой-то другой стране?

Понятно, что открытое кафе будет не так популярно на Аляске, как в Италии. Но удивляли ли вас какие-то примеры своего дела, которые успешны в одном регионе, но не заходят в другом? Что вы думаете о бизнесе в разных странах, когда путешествуете?

Аватар автора

Иван Зайченко

сооснователь сети магазинов Lifemart в Дубае, дочернего бренда «Жизньмарта»

Страница автора

Какие бизнесы популярны в ОАЭ, но не нужны в России

Хороший пример — компании, помогающие открыть бизнес в ОАЭ. В Эмиратах более 50 свободных экономических зон, каждая со своими условиями, налогами и требованиями. Выбор юрисдикции — это целая стратегия. Поэтому бизнес по сопровождению регистрации компаний там востребован: это дорогая ежегодная процедура, в которой легко ошибиться без профессионала.

А в России такой бизнес попросту не нужен. У нас все более стандартизированно: ИП, ООО, патент — простой и понятный выбор. Бюрократии меньше, спроса на «помогаторов» тоже. Поэтому такой формат в России не взлетит.

Еще одна ниша, которая в России не работает, — бизнесы, нацеленные на экспатов.

В ОАЭ более 85% населения — это приезжие. Отсюда и взрывной рост аренды авто, краткосрочного жилья, сервисов по поиску няни, домработницы и консьержа. В России такого массового притока экспатов нет, и, соответственно, потребность в этих сервисах куда ниже. Масштаба для устойчивого бизнеса нет.

Dark kitchen  — тренд Эмиратов, не адаптируемый в России. В Дубае кухня без зала — оптимальный бизнес. Аренда площадей дорогая, а доставка еды — часть повседневной городской культуры. Жители заказывают еду через агрегаторы Talabat, Deliveroo, Careem.

В России такая модель может быть рентабельной только в крупных городах-миллионниках, где высокая плотность населения и жители привыкли заказывать еду онлайн. Но в небольших регионах доходы ниже и спрос слабее, поэтому такая модель не приживется.

Еще в Дубае я наблюдаю бум сервисов на выезд, но этот формат у нас тоже не работает. В ОАЭ клиенту не нужно никуда ехать — все приедет к нему: от массажиста и грумера домашних животных до человека, который на месте накачает шины, заправит авто и поменяет масло. Это стало возможным благодаря суперприложениям вроде JustLife или Urban Company.

В России такие форматы приживаются хуже: ментально и экономически нам привычнее съездить в салон или сервис. Во-первых, так дешевле. Во-вторых, культура «все по кнопке» у нас пока не укоренилась.

Бизнесы, на которые есть спрос в России, но которые бесполезны в Эмиратах

Микрофинансовые организации. В России МФО и ломбарды развиты: у нас большой рынок займов до зарплаты, услуга очень востребована людьми с плохой кредитной историей. В ОАЭ подобная модель невозможна: власти строго регулируют финансовый сектор. Здесь нет гибкой среды для неформальных микрозаймов физлицам без каких-либо лицензий.

Автомойки самообслуживания. В России — тренд: экономно, удобно, многие предпочитают мыть машину сами. В Эмиратах — абсолютно мимо. Там привычка другая: за тебя даже пистолет на заправке в бак вставят. Зачем мыть машину самостоятельно, если это могут сделать за вас прямо на парковке в ТЦ? В ОАЭ такая услуга не была бы востребованна еще и в силу климатических особенностей, в частности жары.

Ремонт и апгрейд жилья. Россия — страна с возрастным жилым фондом, у нас замена окон и натяжные потолки — популярный бизнес. В Дубае почти все жилье новое, люди не думают об апгрейде квартиры, которой всего несколько лет.

Продажа алкоголя. В России это целая индустрия. В ОАЭ — жесткие ограничения: алкоголь продают только в отдельных сетях с лицензией, а еще не везде и не всем. Российский бизнес-подход там не адаптировать. В ресторанах специальная алкогольная лицензия стоит больших денег, еще есть ограничение по зонам и районам торговли алкоголем.

Какие нюансы стоит учитывать бизнесменам в разных странах

Когда путешествуешь, сразу замечаешь: бизнес строится не только на идее, но и на контексте. Вот несколько факторов, которые определяют, взлетит ли бизнес в стране.

Законодательство и регулирование. Что разрешено, какие лицензии нужны, как контролируется отрасль — это может либо ускорить запуск, либо сделать его невозможным. Где-то законодательство более гибкое, где-то — более строгое.

Стоимость труда. Сервисные модели жизнеспособны там, где дешево привлекать персонал. Россия, Индия, Египет — отличные примеры. А вот в Европе или США высокая стоимость труда делает те же модели бизнеса нерентабельными.

Потребительские привычки. В России в приоритете цена и ценность. В ОАЭ — время и удобство. Где-то важно качество, где-то — статус, где-то — минимальные усилия со стороны потребителя. Это и определяет, что выстрелит и будет пользоваться популярностью у клиента.

Культура потребления. Простой пример — кофематы. В России они повсюду. В Европе — редкость. В Англии люди больше пьют чай, в Азии огромный рынок bubble tea, в Латинской Америке — уличные фреши и закуски. Все зависит от локального спроса и привычек. Все эти нюансы — не мелочи, а основа бизнес-модели.

Аватар автора

Наталья Степанова

развивала детский сад в Таиланде, знает о бизнесе в Сербии

Страница автора

Какие товары и услуги любят эмигранты из России

Все зависит от того, кто открывает бизнес и для какой аудитории. Я работала с эмигрантским сообществом в Таиланде и Сербии и могу поделиться наблюдениями.

Для переехавших из России работает все ностальгическое. Никогда не видела, чтобы в самой России люди ели так много пельменей и сырников, как за границей.

Что нравится российским эмигрантам:

  • привычная еда и напитки — блинчики, шаверма, томатное гозе  ;
  • услуги красоты от «наших» — за ногтями, стрижками, окрашиванием все идут к мастерам из России;
  • товары с ностальгическим подтекстом — в Сербии даже продают кокошники;
  • улучшенный сервис для обычных вещей — например, в Белграде россияне организовали доставку овощей с местного рынка.

Для местного населения бизнес-идеи зависят от специфики страны. Например, в Таиланде востребованны:

  • сервисные центры для мотоциклов и скутеров, так как это основное средство передвижения;
  • компании по установке кондиционеров, потому что обязывает климат;
  • дешевая уличная еда — в таиландских домах часто нет полноценной кухни.

В Сербии популярны кофейни и пекарни — в стране есть культура потребления кофе и выпечки. Еще местным нравятся заведения с террасами. Даже маленькие кафе стремятся поставить пару столов на улице. При этом в Сербии мало груминг-салонов, хотя собак очень много — видимо, здесь подход к уходу за животными более простой.

РедакцияРасскажите, какой интересный бизнес вы замечали в других странах:
  • шот ке"Япония — маленькая по площади страна" больше Германии и Италии5
  • Снежана Иркутовашот, все относительно. Я хотела показать тот момент, что в Японии доход с кафе у станции выше - проходимость хорошая. Я сравнивала с РФ и США. Интересно, как кафе у жд вокзалов в Германии и Италии? В Германии не помню, чтобы там были кафе, а как в Италии?2
  • ОлегУ нас же на вокзалах бабушки с пирожками около вагона, шаурма на станции, проходящий раз в поездку «Чай, газеты». Реально? А где у вас?3
  • Снежана ИркутоваОлег, в поезде Рязань-Москва проходят и продают чай. В поезде до Сочи были бабушки с пирожками на перроне - что, уже нет?1
  • ЯнаСнежана, вы из 2005г пишите? Поезд Рязань-Москва делает несколько остановок по минуте, и в нем развозят напитки и сендвичи. Хоть бы придумали направление более правдоподобно, что-то далёкое и не известное, Магадан-Ереван.3
  • Снежана ИркутоваЯна, если вы мне не верите, не надо предлагать мне, как соврать. Вы о бывшей "Берёзке" говорите? Когда ездили? Я говорю про поезд Рязань-Москва, которым пользовалась, возможно, у него конечный пункт был дальше Рязани. Он прибывал на Рязань 2. Оскорблять меня не надо. Когда узнаете, что бывает и так, как я описала, будет стыдно вдвойне: за свое незнание и за неуместную насмешку. А без насмешки бывает неприятно только от незнания.1
  • ЯнаСнежана, мне показалось что вы намекаете на немытую дикую Россию, что-то начинаем уставать от таких сообщений, извините если обидела. По работе в командировки в Разань я езжу на Ласточке. Судя по инфо из интернета, Берёзка о которой вы пишите, был электричкой и ходил в 80-90х гг. Сейчас из Москвы по всем направлениям ходят современные экспрессы и поезда. Вокзалы почти все реконструировали под международный формат сервиса, бабку с пирожками увидеть - это что-то фантастическое из прошлого. Если про Италию - у вокзалов в шаговой доступности на улице есть пиццерии и кафе, на Централе Милано на минус первом этаже супермаркет есть - все как у людей, только на выходе темнокожие мигранты продают наркотики под присмотром нацгвардии, и можно споткнуться об бомжа.3
  • Вячеслав ГончаровНет давно уже никаких бабок с пирожками, оренбуржскими палатками, "поющими" фужерами и тп на перронах, тем более в вагонах4
  • Снежана ИркутоваВячеслав, ну нет так нет. Я спорить не буду.0
  • Ivan V.Зависит от менталитета. Лучше придумать свое под конкретную страну, чем заниматься плагиатом0
  • WTFА продажа пирожков на станции - это бизнес теперь? Заголовки в РБК - бабушка Маша со станции Васюкино выходит на IPO. Мойка самообслуживания - интересно, для пользующихся ими открыть стоматологию самообслуживания, зашло бы или нет?0
  • Alexandra OrlovaРаньше в России хорошо заходили рестораны иностранцев. Мой бывшей парень работал поваром в одном из таких. Ему платили прилично, снимали квартиру, дали машину с водителем и переводчика (он не знал русского). Еще такой феномен встречала в Польше. Там много местных женщин привезли своих мужей и открыли пиццерии и рестораны Но я лично пас открывать ресторан0
  • Georgy DymovСразу видно, что автор высказывания про ремонт и апгрейд жилья в Эмиратах никогда не жил. Или жил, но исключительно на съёмной квартире. Там ровно те же проблемы с новостройками, что и у нас, только у нас строители из Таджикистана и Киргизии, а там — из Пакистана и Бангладеш. Любую квартиру от застройщика нужно сначала доводить до ума, а затем в течение 5-10 лет разбираться с разваливающейся инженеркой здания. Любая покупка недвижимости в арабских странах немедленно сопровождается ремонтом.1
  • мумитрольМойки самообслуживания востребованы из-за таксистов. Еда к поезду есть как услуга, но не особо востребована, а вы так написали будто все пассажиры заказывают доставку. Особенность тут не в менталитете, а в РЖД, которое не пускает в здания вокзалов частный бизнес. Ну и сравнивать бизнес Дубая и Рязани вообще веселье.0