Какие бизнес-идеи работают в одних странах и не приживаются в других
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Почему некоторые бизнес-идеи подходят для одной страны, но не перспективны в другой? От чего это зависит?
Например, еда в поездах. Я заметила разницу между Японией, Россией и США. Меня порадовало, что в России сервисы доставки еды могут привезти ее вам в поезд. Но я вспомнила свою жизнь в Японии и предположила: наверное, такой бизнес там не зайдет.
Все просто: Япония — маленькая по площади страна. Поезд в Японии — основной вид транспорта. Поэтому хороших кафе внутри любой железнодорожной станции много. Зачем заказывать, если можно выйти и купить? В общем, «еда к поезду» в Японии не зайдет потому, что ниша уже занята смежным бизнесом — кафе внутри вокзалов.
У нас же на вокзалах бабушки с пирожками около вагона, шаурма на станции, проходящий раз в поездку «чай, газеты». По сравнению с Японией, выбора еды в путешествии у нас не очень много, да и цены высокие. А вот если заказать еду к поезду, можно выбрать то, что любишь.
В США такой сервис тоже с малой вероятностью будет прибыльным. Поезда там совсем не распространены, хотя поговаривают, что они существуют. В какой-то книге, кажется, видела, что магазин или кафе на железнодорожной станции или станции метро относится к non-traditional business, или как-то еще его обозвали, — в общем, такому, которого мало и на то есть причины.
Свежие овощи и фрукты. Знакомый с Филиппин все удивлялся: почему в Японии не продают чуть погнившие, ушибленные и прочие овощи и фрукты с уценкой?
Если честно, и у нас особо не продают. Может быть, у нас дело в логистике? Продавцов не хватает из-за низких зарплат, они даже не всегда успевают отсортировать овощи и фрукты, чтобы лежали только спелые. На дополнительную работу — организацию стеллажа с уценкой — может не хватать рабочих рук и времени. Сама видела процесс работы продавцов, участвовала и слышала мнения.
А почему в Японии не продают менее презентабельного вида фрукты и овощи? Потому что там ценят красоту. Пословица «встречают по одежке» подойдет и к товарам повседневного спроса. Здесь я не хочу ненароком создать стереотип. Японские покупатели практичные и экономные. Но там, где почти все красиво, как в музее или ухоженном саду, непрезентабельные товары не всегда выдерживают конкуренцию. Правда, все меняется и в некоторых магазинах уценка фруктов есть, но это не очень распространено.
А что в вашей стране будет маловероятным бизнесом, хотя есть в России? Что не приживется в России как бизнес, но отлично работает в какой-то другой стране?
Понятно, что открытое кафе будет не так популярно на Аляске, как в Италии. Но удивляли ли вас какие-то примеры своего дела, которые успешны в одном регионе, но не заходят в другом? Что вы думаете о бизнесе в разных странах, когда путешествуете?
Какие бизнесы популярны в ОАЭ, но не нужны в России
Хороший пример — компании, помогающие открыть бизнес в ОАЭ. В Эмиратах более 50 свободных экономических зон, каждая со своими условиями, налогами и требованиями. Выбор юрисдикции — это целая стратегия. Поэтому бизнес по сопровождению регистрации компаний там востребован: это дорогая ежегодная процедура, в которой легко ошибиться без профессионала.
А в России такой бизнес попросту не нужен. У нас все более стандартизированно: ИП, ООО, патент — простой и понятный выбор. Бюрократии меньше, спроса на «помогаторов» тоже. Поэтому такой формат в России не взлетит.
Еще одна ниша, которая в России не работает, — бизнесы, нацеленные на экспатов.
В ОАЭ более 85% населения — это приезжие. Отсюда и взрывной рост аренды авто, краткосрочного жилья, сервисов по поиску няни, домработницы и консьержа. В России такого массового притока экспатов нет, и, соответственно, потребность в этих сервисах куда ниже. Масштаба для устойчивого бизнеса нет.
Dark kitchen — тренд Эмиратов, не адаптируемый в России. В Дубае кухня без зала — оптимальный бизнес. Аренда площадей дорогая, а доставка еды — часть повседневной городской культуры. Жители заказывают еду через агрегаторы Talabat, Deliveroo, Careem.
В России такая модель может быть рентабельной только в крупных городах-миллионниках, где высокая плотность населения и жители привыкли заказывать еду онлайн. Но в небольших регионах доходы ниже и спрос слабее, поэтому такая модель не приживется.
Еще в Дубае я наблюдаю бум сервисов на выезд, но этот формат у нас тоже не работает. В ОАЭ клиенту не нужно никуда ехать — все приедет к нему: от массажиста и грумера домашних животных до человека, который на месте накачает шины, заправит авто и поменяет масло. Это стало возможным благодаря суперприложениям вроде JustLife или Urban Company.
В России такие форматы приживаются хуже: ментально и экономически нам привычнее съездить в салон или сервис. Во-первых, так дешевле. Во-вторых, культура «все по кнопке» у нас пока не укоренилась.
Бизнесы, на которые есть спрос в России, но которые бесполезны в Эмиратах
Микрофинансовые организации. В России МФО и ломбарды развиты: у нас большой рынок займов до зарплаты, услуга очень востребована людьми с плохой кредитной историей. В ОАЭ подобная модель невозможна: власти строго регулируют финансовый сектор. Здесь нет гибкой среды для неформальных микрозаймов физлицам без каких-либо лицензий.
Автомойки самообслуживания. В России — тренд: экономно, удобно, многие предпочитают мыть машину сами. В Эмиратах — абсолютно мимо. Там привычка другая: за тебя даже пистолет на заправке в бак вставят. Зачем мыть машину самостоятельно, если это могут сделать за вас прямо на парковке в ТЦ? В ОАЭ такая услуга не была бы востребованна еще и в силу климатических особенностей, в частности жары.
Ремонт и апгрейд жилья. Россия — страна с возрастным жилым фондом, у нас замена окон и натяжные потолки — популярный бизнес. В Дубае почти все жилье новое, люди не думают об апгрейде квартиры, которой всего несколько лет.
Продажа алкоголя. В России это целая индустрия. В ОАЭ — жесткие ограничения: алкоголь продают только в отдельных сетях с лицензией, а еще не везде и не всем. Российский бизнес-подход там не адаптировать. В ресторанах специальная алкогольная лицензия стоит больших денег, еще есть ограничение по зонам и районам торговли алкоголем.
Какие нюансы стоит учитывать бизнесменам в разных странах
Когда путешествуешь, сразу замечаешь: бизнес строится не только на идее, но и на контексте. Вот несколько факторов, которые определяют, взлетит ли бизнес в стране.
Законодательство и регулирование. Что разрешено, какие лицензии нужны, как контролируется отрасль — это может либо ускорить запуск, либо сделать его невозможным. Где-то законодательство более гибкое, где-то — более строгое.
Стоимость труда. Сервисные модели жизнеспособны там, где дешево привлекать персонал. Россия, Индия, Египет — отличные примеры. А вот в Европе или США высокая стоимость труда делает те же модели бизнеса нерентабельными.
Потребительские привычки. В России в приоритете цена и ценность. В ОАЭ — время и удобство. Где-то важно качество, где-то — статус, где-то — минимальные усилия со стороны потребителя. Это и определяет, что выстрелит и будет пользоваться популярностью у клиента.
Культура потребления. Простой пример — кофематы. В России они повсюду. В Европе — редкость. В Англии люди больше пьют чай, в Азии огромный рынок bubble tea, в Латинской Америке — уличные фреши и закуски. Все зависит от локального спроса и привычек. Все эти нюансы — не мелочи, а основа бизнес-модели.
Какие товары и услуги любят эмигранты из России
Все зависит от того, кто открывает бизнес и для какой аудитории. Я работала с эмигрантским сообществом в Таиланде и Сербии и могу поделиться наблюдениями.
Для переехавших из России работает все ностальгическое. Никогда не видела, чтобы в самой России люди ели так много пельменей и сырников, как за границей.
Что нравится российским эмигрантам:
- привычная еда и напитки — блинчики, шаверма, томатное гозе ;
- услуги красоты от «наших» — за ногтями, стрижками, окрашиванием все идут к мастерам из России;
- товары с ностальгическим подтекстом — в Сербии даже продают кокошники;
- улучшенный сервис для обычных вещей — например, в Белграде россияне организовали доставку овощей с местного рынка.
Для местного населения бизнес-идеи зависят от специфики страны. Например, в Таиланде востребованны:
- сервисные центры для мотоциклов и скутеров, так как это основное средство передвижения;
- компании по установке кондиционеров, потому что обязывает климат;
- дешевая уличная еда — в таиландских домах часто нет полноценной кухни.
В Сербии популярны кофейни и пекарни — в стране есть культура потребления кофе и выпечки. Еще местным нравятся заведения с террасами. Даже маленькие кафе стремятся поставить пару столов на улице. При этом в Сербии мало груминг-салонов, хотя собак очень много — видимо, здесь подход к уходу за животными более простой.