Бесит!
11K

Бесит, что дети могут остаться без элементарных знаний из-за чрезмерного использования ИИ

160

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Δημήτρης Δημητριάδης (DD)

Страница автора

Герой статьи на «Хабре» рассказал, что его 11-летняя племянница регулярно пользуется принадлежащим рассказчику платным AI-аккаунтом. Однажды он посмотрел историю запросов и буквально впал в шок. Ребенок интересовался не отличиями пестиков от тычинок (как мы в этом возрасте) и даже не запрещенными веществами. Это чудо вбивало в ИИ примеры уровня «сколько часов в двух сутках» и тому подобное. То есть перемножить 24 на 2 стало нереальным интеллектуальным трудом…

Я застал в школе отголоски запрета на шариковые ручки и борьбу с калькуляторами. Понятно, что тогда речь шла об учительском ретроградстве. Но сейчас мы можем «выплеснуть ребенка вместе с водой» и превратить плохо развитый мозг даже еще не подростка в придаток всемирной сети.

Нет, я конечно консерватор, но не настолько. Сам совсем недавно научился пользоваться таким вот супер-поисковиком для сугубо утилитарных целей — обзора судебных решений по разным тематикам. Но какой-то юридический креатив я доверять AI пока не собираюсь)

Есть еще один аспект моего беспокойства. Вместе с арифметикой дети не усваивают логику, критическое мышление и многое другое. Именно поэтому любой ответ нейросетей они впитают без особых сомнений, как истину в последней инстанции.

И тут возникает вопрос: кто даст сколько-нибудь весомую гарантию, что дрессируемый кем-то ИИ будет выдавать объективную информацию? Что под соусом «политкорректностию, «этичных суждений» и всякого другого BLM дети не запомнят, что 2×2=5, принц Датский Гамлет был афродатчанином, а Земля — плоский блин?

А когда усвоят — не помогут никакие дисклаймеры, что ИИ может давать неверный результат или даже бредить. Дети же, к чьей-то радости, обошли логику стороной…

Наверное, правы австралийские парламентарии, запретившие тамошнему подростающему поколению использование соцсетей до 16 лет. Видимо, и доступ к искусственным мозгам стоит ограничить на основе образовательного или iq ценза; а не как к сайтам, где надо в подтверждение возраста нажать одну кнопку 😉

  • сапер ВодичкаВсе же дети остаются безмозглыми не из-за AI/тиктока/ютуба/разговоров о важном, а из-за пофигизма родителей.77
  • НикитаПредлагаю, наконец, запретить запрещать все подряд.59
  • сапер ВодичкаНикита, кстати, подумалось, что большинство самых тупорылых запретов созданы под предлогом "дети же страдают"35
  • Дикая собака ДингоДети не глупые. Запрещать - бесполезно, дети найдут запрет. Запретный плод сладок. Запрет всё подогревает интерес к недоступному. Школа не была готова справиться с быстрым развитием ИИ. Важно не запретить искусственный интеллект в образовании, а научить ребёнка пользоваться ИИ грамотно с максимальной выгодой. Давайте пофантазируем. Идеальная ситуация (якобы) - запрет ИИ. Школа - прежде всего про жизнь, она учит ребёнка быть в социуме, она готовит его ко взрослой жизни, учит инструментам, предметам, дисциплинам, которые он может применить в своей работе, в жизни. Школа - про социализацию, про общение, про новые навыки. Но вы говорите, что полезно было бы запретить искусственный интеллект. Хорошо: тогда ребёнок, не узнав о том, как правильно можно пользоваться искусственным интеллектом, вдруг выпускается из школы, вступает во взрослую жизнь и неожиданно для себя обнаруживает такую интересную вещь - вот он - искусственный интелект! Эффективный и полезный, быстрый и умный, но как его использовать, зачем он нужен? Оказывается новый член общества, не может применить полезный инструмент на практике, как же он тогда будет работать в будущем? Вы собираетесь пустить неподготовленного, неумещего пользоваться ИИ человека во взрослую жизнь? P.S. Знакомство с ИИ необходимо проводить не только с детьми, но и со старшим поколением. Я наблюдаю, что люди, которые критикуют ИИ, скорее всего, не знакомы полностью со всеми его возможностями. Я благодарна за то, что Ты выпустил курс о том, как использовать ИИ эффективно.14
  • AnnaКроме AI еще и ГДЗ существуют. Дети всегда искали и будут искать способ списать и не напрягаться, учителя и родители - наполнить их головы какими-никакими знаниями.31
  • Я из МиссуриЭто симптом, а не причина. Да и кроме того, мощный ИИ пришёл, и никуда уходить не собирается. Запрещать его бессмысленно. Вместо этого нужно бороться с причиной. А причина, имхо, устаревшая и в корне не правильная система образования. Детей не учат критическому мышлению, не социализируют, не отвечают на вопрос "зачем".23
  • Андрей КупцовДо чего же удивительно, что автор этой статьи переживает о детях, но не переживает о своём поколении. А его поколение владеет должным образом арифметикой? А его поколение пользуется критическим мышлением? Не слышно не то что ответов, а самих вопросов, но его это нисколько не напрягает, в то время как мне довелось столкнуться с таким поведением воочию. Например, сейчас я работаю на складе с мужчиной 1987 года рождения, математические навыки которого настолько "уверенные", что шутки об этом со стороны начальника склада стали повседневной темы наших разговоров. Для него 8*4=64, а при малейшей сложности в подсчётах, с которой он сталкивается постоянно, он немедленно хватается за телефон, чтобы открыть калькулятор. Устраивать всемирное разбирательство по этому поводу никто не планирует? Что касается критического мышления, то здесь будет уместно рассказать о моей матери, которая 1986 года рождения, то есть почти того же времени. В июне 2020 года, когда ковид в России только набирал обороты, она поделилась со мной мыслью, что мои брат и сестра переболели им ещё в январе 2020 года. Я упрекнул её в том, что это невозможно, потому что официально ковид в России был зафиксирован в марте 2020 года, а подхватить его за рубежом мои брат и сестра не могли, потому что за границу не выезжали, ни с какими путешественниками не контактировали и вообще находились на тот момент в селе Земетчинского района Пензенской области, до ближайшего аэропорта от которого километров 200. Убедило ли это мою мать в том, что мои брат и сестра болели чем угодно, но только не ковидом? Нет, она только мне ответила что-то вроде "с тобой без толку спорить". Ну как, достаточно она критично мыслит для человека, который по годам давно не ребёнок? Будет обсуждение недостатков её поколения?7
  • ОбезьянаЯ бы даже обзор не доверял. Как бы это сказать. Так называемый "ИИ" хорош для узких задач своего предназначения - решения задач нечеткой логики которые возникают в сфере распознавания образов (и речи). В генерации, особенно по заданным прототипам тоже неплох. Но когда речь идет об анализе - там окромя весовых параметров выставленных при обучении за скобками остается куча вводных которые мы учитываем непроизвольно, но сетка не учитывает никогда. Плюс качество скормленного ей материала вам неизвестно. То есть веса могут быть выстроены так что факт, считаемый ей за верный - на самом деле ерунда. Так же с какого-то момента она начинает деградировать и "галлюцинировать". Короче, "эта глупая птица ругается как тысяча чертей, но она не понимает что говорит". Нынешнее состояние нейросетей плод всего одной теоретической идеи далеко не современных лет + подросшей технической базы. А вот вера в то что оно работает как ИИ - это плод маркетинга. Не работает оно как интеллект. И работать не будет.36
  • Crazzzy howletАндрей, ну вот когда я с января на февраль 2020 года заболела чем-то тяжелым простудным, меня спрашивали, ездила ли я на городской рынок, потому что там много контактировавших, пусть и через энное количество рукопожатий, с теми самыми представителями зарубежья. И это врач меня спрашивал, то есть даже сами врачи не отрицали, что можно заразиться слишком кривыми путями. Я ж естественно спросила, а можно ли сдать какой-то анализ на эту заразу, так их в России не было на тот момент. То есть первые зарегистрированные были зарегистрированы не потому, что они первыми заболели, а потому, что в России первые тесты появились.16
  • user5896201Пардоньте, а кто в ответе за детей, за то, что они не обладают критическим мышлением, не знают, что ИИшкам не стоит доверять полностью? Уж не вы ли за это отвечаете, шибко умные взрослые (которые списывали домашку с ГДЗ и у товарищей, вовсю гуглили ответы, сами не то чтобы упарывались массово в бесполезные школьнве оценки — и как-то вот без мозгов не остались, даже дожили до своих лет и потомства уже толпу наплодили, как ни странно)? Впрочем, большинство взрослых периодически тупит так, что ни одному ребёнку в жизни не снилось, и ещё считают, что имеют хоть какое-то право на выпендроны, блин! Чья бы корова мычала вообще, ага. Все вопросы — только к вам, не нацчившим кого помладше чему поумнее. Брюзжите теперь на самих себя, дети ни в чем не виноваты. Прекращайте катить бочку на тех, кто младше и смекалистее: нейросеть не скажет им "отвали", как вы, если задавать ей кучу вопросов, в отличие от взрослых; нейросеть не наорет попусту, как вы; нейросеть не ставит оценки, зачастую несправедливоые, как вы, — и помогает оптимизировать кучу процессов, знатно мешающих жить, вроде унылой домашки. Конечно, они не будут запоминать кучу всего, что пригодится им в голове только на единственном уроке по теме (вся эта инфа им и так постоянно доступна без тупой бессмысленной зубрежки, как и вам, прикиньте)! Вспомните-ка себя: вы бы полюбас сами с радостью помчались с нейронки списывать, будь у вас такая возможность в школьные годы. Нечего, товарищ, на зеркало пенять. Вы ведь сами же стопудов не знаете, что делать, например, в пещерных условиях жизни; айайай, как стыдно не знать, как добыть мамонта! — это же элементарно. ))) И — нет, это не "другое": осуждающим кого помладше, вот таким людям вроде вас, глубоко плевать на актуальность заучивания информации. Так что — бегом учиться ловить мамонтов, ишь, недовольствует он тут, неуч! )))4
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)user5896201, ага, ответы "сам дурак" пошли. Уже веселее)5
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Сейчас только обратил внимание, что из моего материала (возможно, во время редактуры) выпал абзац. В нем рассказчик из Хабра спросил свою племянницу, зачем та задавала ИИ такие несложные вопросы. Оказалось, что она делала домашнее задание по математике, а машинный интеллект использовала, потому что так быстрее. Выпал важный фрагмент. Жаль; но уже ничего не изменишь23
  • Системный инженерstufently, далеко не любая работа под силу Чату, тьфу-тьфу.7
  • Kira SmileАвтор своим запретительством наглядно демонстрирует отсутствие у себя критического мышления. Мне всегда было интересно кто те недалёкие в госдуме, что столь идиотские запреты вводят. Оказывается вот они. Понимаю, страшно. Когда что-то страшно и непонятно это хочется запретить и вернуть всё как раньше. Только запреты ничего не дают. Подпольно можно достать что угодно, начиная пачкой сигарет в школе, и заканчивая детьми-рабами с чёрного рынка. Было бы желание. Нужно не запрещать всё подряд а понять причину явления и разобраться с корнем проблемы. А корень в том, что система образования безбожно устарела. Мы вот всю жизнь с ГДЗ уроки делали. Ибо ещё тогда было понятно что школьные знания кроме базы вроде арифметики и правописания даром не нужны. Учили только профильные предметы в зависимости от того кто кем хотел стать. И во взрослой жизни это только подтвердилось. Ничего из школы я уже давным давно не помню. Но ничего, живу как-то, работаю в айти на не самой последней должности. А у меня даже вышка не профильная.11
  • Системный инженерstufently, это смотря что за деятельность. В мире сотни квалифицированных должностей, не под силу ИИ.9
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Kira, не делали уроки с ГДЗ, а списывали решения. Разница понятна?1
  • Kira SmileΔημήτρης, да как ни назовите, сути дела не меняет) Вы своим запретительством только в собственной недальновидности расписываетесь.5
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Kira, зато ваша дальновидность сведёт выполнение ДЗ к кнопкам "AI", "copy" и "paste". Тут вполне и 4-ых классов будет много. И, что характерно, большинство с вами будут согласны)4
  • Kira SmileΔημήτρης, опять таки, вы не услышали то что я вам говорю. Проблема не списываниях, ИИ и чём бы то ни было ещё, а в системе образования. Профильные предметы которые пригодились в универе и на работе обычно не списывали. По крайней мере те кто хотел получить знания и пойти получать профессию. Списывали всякую ерунду на которую жаль драгоценного времени. И как многие уже писали - это задача родителей объяснить ребёнку что как минимум какие-то предметы нужно учить чтобы получить хорошую работу. Помочь ребёнку определиться с тем что ему интересно. А задача системы образования поддерживать этот интерес и предоставить ребёнку возможность реализации. Ну запрещены шпоры. И телефоны. И взятки преподам. Их от этого меньше стало? По опыту говорю - нет. Не стало. Что в школе, что в универе, кто не хотел учить, спокойно списывал или покупал. Даже знаю тех с моего потока кто списал великое и ужасное ЕГЭ. И это проблема не списавших, а системы образования. У нас даже при трудоустройстве корочки давно много где опциональны. А их наличие просто бонус, но никак не гарант получения работы. Потому-что работодатели тоже понимают что почти никаких ценных знаний система образования не даёт. И начинается цирк с тем что нужен опыт для работы, а опыта нет, потому-что не дают работу.10
  • DonАндрей, двоечники всегда были и будут, это не про критическое мышление. А в марте 2020 уже был полный абзац. Уже было выпущены постановления правительства об обсервации. У нас на вахтах в марте 2020 уже работать было некому. Те это все началось значительно раньше, вариант про заболевание в январе вполне рабочий. У нас госаппарат работает таким образом, что признает пожар, когда все сгорело. Поэтому включайте критическое мышление. Забыл написать для автора статьи. Это перевод статьи с реддита.7
  • Наталья ЧерепановаАндрей, мои коллеги учились в Лондоне в октябре 2019, их общагу иностранных студентов "выкосил" вирус, подозрительно похожий на ковид 19. Тогда еще названия такого не было, как и диагностики. Половина отлежала в больнице по страховке на ИВЛ, отшибло обоняние. Среди студентов были люди со всей России. Вы считаете, что пандемия начинается, когда ее фиксируют документально? Вы даже не допускаете мысль, что существует множество источников вируса и способов заразиться. Критическое мышление вышло из чата?8
  • Иван АндреевичДети впитывают как губка любую чушь что выдает нейросеть. Вот в наше время было все по другому - дети впитывали любую чушь что выдавали взрослые🤣 А если серьезно, то единственное за что следует волноваться автору, так это о том, что он до сих пор не понял, что каждое новое поколение просто отличается от предыдущего, а не становится тупее)21
  • ЛавандКогда появились калькуляторы так же говорили20
  • Наталья ЧерепановаАндрей, точно так же и не опровергает.4
  • user5896201stufently, ага. А если ваш "незаменимый ИИ-работник" загаллюцинирует и облажается, вы этого даже не поймёте: вы же не специалист (если несете такую ересь, явно к спецам-то и близко не относитесь, это буквально очевидно). Потом вы потеряете много денег за счет этой глюк-ошибки, возможно, даже найдёте, где косяк, и даже сможете его как-то исправить... Только вот с живых людей можно стрясти компенсацию потерянного бабла/времени/репутации, а на ИИшку бочку результативно не покатишь (если ваша компания не гигант рынка). Так вы и останетесь расхлебывать самостоятельно: даже наорать будет не на кого, кроме самого себя, прикиньте. ))) Я-то думаю, куда делись все "эффективные манагеры"-рабовладельцы, а они вон где — стройными рядами ведут свои компании в безвылазную пропасть, как и раньше (ладно хоть работников отпустили искать нормальное место, хоть какая-то польза от вас). Х)))6
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Пакет, и вот уже владельца платного аккаунта осуждают за то, что он смотрит историю запросов нелегально влезшего к нему. Ну читайте вы внимательнее, прежде чем стремительным домкратом бежать бороться за права😂5
  • Дарья ВолковаНе всем нормально объяснили в школе/дома концепцию, что в сутках 24 часа, двое суток это 24 на 2. Спросить хоть у ИИ лучше, чем не знать вечно. Я помню свой шок и разочароаание в самой себе, когда мы призмы проходили ро физике, что небо не голубое. Я обожала физику с детства, куча энциклопедий по возрасту, щнала, что космос череый, но нигде не уточняли, что небо черное и всё это только приломление света. ИИ это инструмент, сейчас он новый и блестящий, всем интересно, а со временем он станет частью обыденности, вы же задаете вопросы поисковым системам и считаете это нормой, а не деградацией?10
  • Обычный человексапер, ну из-за разговоров о бесполезном они явно не поумнеют3
  • Обычный человекДрузья, пока не доверяйте ИИ всё подряд, он плохо решает физику! Я пробовал4
  • Большой КушС таким же успехом можно бубнить на интернет, ведь там можно найти ГДЗ Нейросети, интернет и прочие - это инструменты. Задача родителя - научить ребенка рационально пользоваться этими инструментами8
  • Ирина КраснопевцеваЯ недавно слышала, как шестнадцатилетка выдал, что не умеет определять время по обычным часам🤦‍♀️ В общении со своим ребёнком стараюсь предоставлять информацию сама. Чего не знаю - лезем вместе в энциклопедии, которые я собирала ещё в юности. Ии изредка тоже используем, в основном для поиска источников. В целом, ничего не имею против ии - это всего лишь инструмент, но его нужно использовать как дополнение к мозгу, а не вместо него.4
  • user3431948Обычный, на разговорах о важном они хоть немного узнают о том, что есть в их стране, ибо большинство родителей никоим боком не заинтересованы развивать кругозор своих детей. На одном из первых занятий, посвящённом ледокольному флоту России, многие дети впервые услышали слово ледокол. И это 4-7класс. Дети узнают, что в России есть современные порты, предприятия, добывающие компании. Что у нас в стране проживают люди почти 200 народностей, с разнообразно культурой и традициями, и при этом у нас есть много общего. Сначала родители пенять, что школа не воспитывает, а потом сами же выкатывают претензии за вполне нормальный классный час, который берет на себя часть обязанностей, которые следовало бы выполнять родителям2
  • user3431948Дикая, давайте быть откровенным, к стремительно развитию ИИ не готов никто, ни с отрицательной, ни с положительной точки зрения. Нам придётся адаптироваться к этому, 0отим мы или нет. А воспитанием детей надо заниматься родителям, в том числе закладывать основы мотивации к интеллектуальной деятельности и умственного труду, чтобы не было внутренней необходимости списать лишь бы сдать, чтобы дети понимали, для чего дано то или иное задание4
  • сапер Водичка0
  • Полиция Т—Жсапер, просим не впадать в политические дискуссии далее.3
  • Βασίλειος B' ΒουλγαροκτόνοςИрина, дело опять же не в возрасте, а в человеке. У меня отец до сих пор не знает как определить время по обычным часам. А ему за сорок уже5
  • НикитаДикая, это с хера ли школа про социализацию? Про социализацию - это улица и походы до секций и обратно. И общественный транспорт. Школа - это мутота про знания. И дисциплину. ИИ, который пошел в массы - это просто продвинутый Т9. Детям надо объяснить, как решать задачи самостоятельно на бумажке с карандашом. Взрослыми они с ИИ разберутся, если принцип будут понимать. Ну, и согласен, ответственность и силу воли запретами не воспитать. Тоже застал времена запрещения калькуляторов, но вот логарифмическую линейку можно (по-сути, тот же калькулятор). Логики в подобном запрете не было.1
  • Вася Пупкинuser1635500, и были правы. Умение считать очень хорошо прокачивает мозг. Как занятия в спортзале.0
  • Вася Пупкин"Хорошо: тогда ребёнок, не узнав о том, как правильно можно пользоваться искусственным интеллектом, вдруг выпускается из школы, вступает во взрослую жизнь и неожиданно для себя обнаруживает такую интересную вещь - вот он - искусственный интелект!" Вот это и есть пенсионерское мышление. Примерно так же говорят деды и бабки, когда их внучек берет телефон и нажимает на кнопочки. Какой умный ребенок! Я дурак, не понимаю куда нажимать, а он понимает. Для того, чтобы научиться пользоваться общедоступными нейросетями, не нужно иметь какое то специальное образование, они разрабатываются специально для того, чтоб с ними мог справиться любой дурак. У вас же не возникает вопросов, как открывать окна в Windows или как пользоваться камерой в смартфоне? Если ребенок обучался в школе без использования искусственного интеллекта, значит у него не возникнет никаких проблем с освоением этой технологии.0
  • Вася ПупкинЧеловек, не знакомый с ИИ будет более полезен, чем человек, который всю информацию получает только через ИИ. Есть более простые и очевидные примеры. Вот, появились компьютеры и отпала необходимость все записывать на бумаге. Резко увеличилось количество людей с хреновым почерком. С одной стороны, умение хорошо писать - не очень полезный навык, с другой стороны - это мелка моторика. Это во-первых, нейронные связи в мозгу, а во-вторых, умение пользоваться кухонными приборами, инструментами, умение завязывать шнурки и ещё миллион дел. А до этого появились калькуляторы. Тут все ещё веселее. Кто то скажет, что математика не нужна и она не пригодится в жизни. Это идиоты. Математика везде. Вся наша жизнь - это математика, а устный счёт - это один из важнейших навыков в жизни. Если ты на уроках математики не тренируешь навыки устного счета, а перекладываешь эту работу на калькулятор, то у тебя не развивается мозг. Таких людей за километр видно. Просто откройте статистику по кредитам, букмекерским конторам, брокерским счетам. Калькулятор - это инструмент, а не протез. Если нет навыков устного счета, то калькулятор бесполезен. А теперь представим, что будет, если школьники воооооообще всю интеллектуальную деятельность переложат на нейросети?4
  • Тридэ ПечатьКаждое поколение приобретает новые навыки теряя другие, наши родители научились считать но разучились печь хлеб, наше поколение разучилось строгать и печатать фотографии в темной комнате, но научилось работать на компьютере, наши дети разучились считать, но научились быстро искать информацию в сети. Это прогресс5
  • Ина ЯяВася, точно, пенсионерское) тоже удивили доводы. У меня первый компьютер появился в 17 лет, а кнопочный сотовый в 18, а у многих людей и старше. И интернета тогда не было вообще. И что, не умеем пользоваться?))0
  • EugeneВася, нет. Ссылку на исследования? Не найдете, не трудитесь. Если так нравятся аналогии, кстати, не являющиеся доказательством: Вы когда в зале качаете бицепс у вас мышцы по всему телу растут? Так же и при устном счёте: качается только устный счёт, умным от этого не станете, а калькулятор всё равно будет считать быстрее.0
  • EugeneВася, писать нужно учиться чтобы шнурки завязывать уметь? "Это во-первых, нейронные связи в мозгу" - недоказанный бред советских "врачей". они ещё кроссворды советовали разгадывать чтобы поумнеть. откуда вы эти байки шестидесятилетней давности выковыриваете? а, доказательство же очевидно - неграмотные люди не умеют завязывать шнурки!1
  • Вася ПупкинEugene, про нейронные связи писали американские учёные, а не советские.0
  • Вася, у меня плохой почерк, когда училась компов ещё повсеместно не было. Сейчас по работе приходится много писать- и что-то почерк лучше не становится.0
  • Вася Пупкин爱, а с чего он должен становиться лучше, если ваш текущий уровень полностью удовлетворяет ваши потребности?0
  • Вася, не, вы же написали что почерк и моторика связаны, но как раз у меня половина работы связана с моторикой, в том числе мелкой и глазомером, вторая часть с расчетами и третья с записями. Но в итоге почерк плохой, а "руки хорошие"0
  • Вася Пупкин爱, причем тут моторика? От повторения одного и того же действия(в вашем случае - это плохое написание текстов от руки), навыки не улучшаются. Если я возьму гитару и буду плохо играть на протяжении 10 лет, качество моей игры не повысится. Для улучшения навыков надо делать упражнения ежедневно на протяжении очень долгого времени. Очень странно, что такие простые вещи приходится объяснять.1
  • EugeneВася, а советские у них списывали. я тоже помню эту чушь. её до сих пор транслируют и педагоги и прочие врачи, учившиеся по учебникам шестидесятилетней давности.0