Какой путь прошла паралимпийская спортсменка Анастасия Диодо­рова, которая в детстве лишилась рук
Семья
1K
Фотография — Никита Белоусов

Какой путь прошла паралимпийская спортсменка Анастасия Диодо­рова, которая в детстве лишилась рук

А в юности завоевала серебро Паралимпиады в Пекине
24
Аватар автора

Юлия Скопич

задавала вопросы

Страница автора
Аватар автора

Никита Белоусов

красиво сфотографировал

Страница автора
Аватар автора

Anastasia Diodorova

призер Паралимпиады

Страница автора
Аватар автора

Людмила Диодорова

мама Насти

Страница автора

В 2025 году на экраны вышел художественный фильм о жизни пловчихи «Диодорова. Против течения», основанный на реальных событиях.

Мы поговорили с Анастасией и ее мамой Людмилой о несчастном случае, который изменил жизнь семьи. А еще о том, как девушка пришла в адаптивный спорт, стала призером Паралимпийских игр и снялась в кино.

Как произошла трагедия

Людмила родом из Якутии. В 1980-е, после окончания школы, она приехала поступать в Москву, где и познакомилась с будущим мужем и папой Насти. Здесь родилась семья, а в ней — трое детей. Настя была младшей и старалась ни в чем не отставать от брата и сестры. По воспоминаниям Людмилы, росла очень подвижным и развитым ребенком, знала наизусть много стихов.

В мае 1993, когда Насте еще не было трех с половиной лет, семья поехала навестить бабушку и дедушку, которые во время сезона жили на даче в глубинке Якутии. Это была даже не деревня, а всего несколько домиков. Там и произошел несчастный случай.

В день летнего солнцестояния, 21 июня, в Якутии традиционно отмечают праздник лета — Ысыах. Муж предложил Людмиле поехать в Якутск на главные мероприятия. Бабушка и дедушка согласились присмотреть за детьми.

Одна из сохранившихся в семейном альбоме фотографий, сделанная до трагедии
Одна из сохранившихся в семейном альбоме фотографий, сделанная до трагедии

Людмила: На следующий день после праздника я почувствовала тревогу и позвонила в администрацию ближайшей к даче деревни. Там живет моя сестра. Попросила позвать ее к телефону. Сестра сказала, чтобы мы с мужем срочно ехали в районную больницу, потому что Настю ударило током. Я подумала, что дочь засунула руку в ведро, когда там был включен кипятильник.

Как именно все произошло, я у родителей никогда не спрашивала. Видела, что они очень переживают, и не хотела своими расспросами усугублять их чувство вины. Но говорили, что Настя гуляла с двоюродной сестрой и вроде как девочки побежали за котенком и залезли в трансформаторную будку. Дочка задела оголенный провод, произошло замыкание. Только благодаря тому, что подстанцию обесточило, дети остались живы.

Кожа с рук Насти сползла, как перчатки, и повисла на проводах, а руки почернели — так рассказала сестра.

Сама она осталась цела, но сильно испугалась. В дальнейшем долго лечила заикание.

Когда дети закричали, моя мать, бабушка Насти, побежала к будке. Но дедушка ее остановил: сухой палкой отсек провод и как-то вызволил Настю.

В то время личных машин практически не было. Питьевую воду к дачам привозила водовозка. Когда случилась трагедия, она как раз приехала, и дочку отвезли в деревню. Врач оказал ей первую медицинскую помощь, запросил вертолет, чтобы отправить в Якутск. Но в тот же день в другой деревне во время пожара пострадал маленький мальчик, и вертолет полетел туда, поэтому нам отказали. Наконец кто-то нашел машину, чтобы отвезти Настю в районный центр.

Все это мы с мужем узнали уже потом, когда вернулись домой. А сначала поехали к моему родственнику — он хирург. Не обнаружив его дома, я оставила записку, и мы стали искать, как переправиться из Якутска.

Праздник. Поздно. Теплоходы не ходят. Друзья мужа договорились за ящик водки с владельцем моторной лодки, и он переправил нас на другой берег. Там мы поймали грузовую машину и доехали до больницы в районном центре.

Настя была там с бабушкой и лежала в полном сознании. На тот момент ее уже перебинтовали.

Как проходили лечение и реабилитация

Вечером родственник Людмилы вернулся домой и прочитал записку. Он тут же позвонил главному врачу, расспросил про состояние Насти. Этой же ночью прилетел на вертолете и забрал девочку в якутскую больницу. Утром собрался консилиум. Медики вынесли вердикт: началась гангрена и, чтобы спасти девочке жизнь, надо ампутировать обе руки. Родители не думая согласились.

Операцию проводили одновременно на обе руки, задействовав две бригады врачей. Когда все закончилось и родителей пустили в реанимацию, дочка их не узнала. Только тогда Людмила заплакала.

Врачи объяснили, что операция была очень сложная и, так как девочка получила слишком много наркоза, ее придется заново учить ходить, говорить. Это не составило проблем: Настя быстро все вспомнила.

Людмила: Мы с мужем решили: главное — ребенок жив. Значит, горевать не стоит и мы со всем справимся. Страха, что дочь не сможет реализовать себя в жизни, не было.

Когда лежали в якутской больнице, супруг привез остальных детей. Все нас очень поддерживали. Потом мы много раз и подолгу лежали в Москве, в том числе в Филатовской больнице. По правилам находиться там могли только родители детей до двух лет, но для нас сделали исключение, за что я очень благодарна профессору Вахтангу Немсадзе.

Я приходила рано утром и уходила после отбоя. Всех детей в палате провожала на операции и помогала после. Чтобы скоротать время, мы с Настей много читали: дочь очень любила сказки. А еще она научилась рисовать ногами.

Кость на левой руке продолжала расти, и ее периодически по сантиметру отсекали. Всего дочка перенесла 11 операций по ампутации рук. Последняя была в 2001 году.

Один из рисунков, которые Настя сделала во время лечения
Один из рисунков, которые Настя сделала во время лечения
Многие рисунки довольно детализированы и точны
Многие рисунки довольно детализированы и точны

Года через три после случившегося я прочитала, что в Германии есть завод, где производят хорошие протезы. Тогда интернет еще не был так распространен, как сейчас, и я собирала информацию по крупицам. Рассказала про завод мужу, и его друзья решили собрать для нас деньги на эту поездку. Будучи борцами вольного стиля, они организовали турнир, куда пригласили богатых жителей Якутска. Часть суммы добавила компания «Якутскэнерго».

Я уже не помню деталей, но каким-то образом нашла русскую девушку, которая работала на этом немецком заводе. Объяснила ей все, и мы с Настей вдвоем, без знания языка, поехали в Германию. Все страхи побеждало огромное желание помочь своему ребенку. Эта девушка нас встретила, помогла заселиться, найти клинику, врачей и все организовать.

Протезирование прошло хорошо, и с этим протезом дочь пошла в первый класс. В Германии я впервые увидела Паралимпийские игры: по телевизору показывали Паралимпиаду 1996 года в Атланте. Почему-то подумала, что Настя будет легкоатлетом.

Анастасия: Поездка в Германию — одно из моих первых детских воспоминаний. Неподалеку от места, где мы остановились, были красивые, яркие детские площадки, а сами домики с кирпичными крышами выглядели очень мило. Помню, что мы с мамой жили на чердаке гостевого дома и хозяева принесли нам туда телевизор. Еще они готовили завтраки и подавали яйца в специальных подставках. Раньше я таких не видела.

Мой первый протез был механическим  . Я очень радовалась, что теперь смогу толкать коляску для кукол. Правда, вскоре почти перестала использовать протез в быту: оказалось, что он мне больше мешает, чем помогает.

По мере взросления протезы нужно было регулярно менять, чтобы подходили по размеру. Для этого уже не приходилось ложиться в больницу — каждый раз просто делали новые слепки культи. Так продолжалось примерно до старших классов.

Бионические протезы  мне поставили уже после 2020 года. Они гораздо удобнее и лучше, но я редко использую их в быту. Возможно, потому, что привыкла обходиться без протезов. Но могу надеть, например, когда надо помыть пол или отпарить вещи.

Первые протезы выглядели довольно грубо, и ими было непросто управлять. Настя научилась справляться без них. Многое делала ногами
Первые протезы выглядели довольно грубо, и ими было непросто управлять. Настя научилась справляться без них. Многое делала ногами

Как Настя училась

В детский сад Настю не взяли, но мама водила ее в студии пения и рисования. Когда пришло время идти в первый класс, директор общеобразовательной школы, куда семья относилась по прописке в Москве, наотрез отказалась принимать девочку.

Людмила не хотела отдавать дочь в специализированное заведение. Несмотря на полученную травму, Настя росла самым обычным ребенком и все время пропадала во дворе со старшими детьми: бегала, играла.

Чтобы помочь дочери, Людмила обратилась к завучу начальной школы, которая уже знала ее старших детей. Та согласилась принять девочку. Договорились, что Настя будет ходить на уроки и слушать, а письменные работы выполнять дома.

Настя росла подвижным, веселым ребенком
Родители хотели, чтобы дочь жила как другие дети, поэтому были очень активными: водили ее на пение и рисование, посещали театры, куда всегда наряжали, много гуляли
1/2
Настя росла подвижным, веселым ребенком

Первый класс девочка окончила без проблем, а ко второму — это был 1998 год — семья Диодоровых переехала в другой район Москвы. Вопрос с устройством в школу снова стал актуальным. На этот раз Людмила попросила пообщаться с директором своего представительного родственника-хирурга. Тот как раз прилетел в Москву, где учился в докторантуре.

Проблем при переводе не возникло. Директор оказался очень продвинутых взглядов и даже привез Насте из-за границы носки для ног с пальчиками, чтобы ей было удобнее писать. Анастасия уже выполняла письменные работы в классе: на одном стуле сидела, а на другом размещала тетрадку и писала ногой.

Людмила: В младших классах дочка научилась шить для своих кукол Барби и помогала по дому: поливала цветы, принимала телефонные звонки. А когда чуть повзрослела, стала пылесосить ковры. Все это делала ногами.

В то время я про психологов даже не знала, моей жилеткой был муж. Мы поддерживали друг друга как могли. Но не делали дочке поблажек.

Был этап, когда у Насти начались трудности со сверстниками и она просила не отводить ее в школу. Я плакала, но вела. Знала: если дочка будет учиться дома, то замкнется в себе.

Анастасия: В школе меня не дразнили из-за того, что у меня нет рук, но было много комментариев в связи с моей типично якутской внешностью. Иногда приходилось непросто.

В учебе учителя старались идти навстречу: если надо было, оставались со мной на дополнительные занятия. Были и некоторые привилегии. Например, меня не вызывали к доске, чтобы решать примеры и задачи. При этом устно я отвечала наравне со всеми.

На любые мероприятия в школе и не только Людмила выбирала для дочери красивые платья
На любые мероприятия в школе и не только Людмила выбирала для дочери красивые платья

Помню, что только однажды, в первом классе, с педагогом возникло недопонимание. Новая учительница временно заменяла постоянную и не знала, что я выполняю письменные работы дома. Я сидела на уроке в протезах, и было непонятно, почему я ничего не делаю, в то время как другие дети пишут. Учительница начала сильно меня ругать, я расплакалась, а одноклассники стали меня защищать.

На уроках труда я просто сидела за партой и как-то сильно не переживала по этому поводу. Мне было грустно, что нельзя заниматься физкультурой: я всегда была очень активной. Наверное, если бы не спорт, я бы замкнулась в себе: по мере взросления все чаще думала о том, что отличаюсь от других людей. Это осознание пришло ко мне довольно рано, но в подростковом возрасте оно обострилось.

Как Настя попала в спорт

Папа Анастасии работал преподавателем физкультуры в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, где был небольшой бассейн. По выходным он брал с собой детей и учил их плавать. В пять лет Настя уже спокойно плавала на спине без рук и прыгала с трехметровой вышки.

Когда девочка начала много писать ногами, врачи поставили ей сколиоз и рекомендовали ходить в бассейн. В районе, где жила семья, работал реабилитационный центр с маленьким бесплатным бассейном для пациентов с инвалидностью. Настя ходила туда два-три раза в неделю, чтобы развлечься и пообщаться с ребятами. Еще каждое лето семья ездила в Якутию, к бабушке и дедушке, где девочки постоянно купались в небольших озерах.

В 2003 году в Москве проводили городские соревнования по плаванию среди детей с инвалидностью. Анастасия заняла второе место. Ее заметила тренер Наталья Степанова  . Сказала, что у девочки хорошие данные, предложила поехать на международные соревнования. Насте было 13 лет. Она согласилась, а родители поддержали ее решение.

1/2
И ни разу не пожалела об этом. Фотографии: Никита Белоусов
И ни разу не пожалела об этом. Фотографии: Никита Белоусов

Количество занятий в неделю увеличилось с трех до девяти-десяти. Примерно через полгода девочка сдала норматив мастера спорта — и ее сразу взяли в сборную России.

Анастасия: Было несложно совмещать учебу и тренировки. Я поставила себе определенные цели и не видела преград, уроки мне не мешали. Наверное, чем меньше у тебя времени, тем больше ты успеваешь. Такой парадокс.

Тренировалась в спортивном комплексе «Олимпийский». Я не чувствовала каких-то неудобств в плане доступности среды, но там не было никаких приспособлений для того, чтобы человек на коляске мог комфортно добраться до раздевалки и бортика бассейна. Кроме того, было много лестниц. Возможно, поэтому в нашей команде и не было ребят на коляске.

В 14 лет меня отобрали на Паралимпийские игры, которые проходили в Афинах в 2004 году. Я была младшей в сборной. Там впервые увидела такой большой стадион и огромное количество людей. Меня все сильно впечатлило, и с этого момента я отчетливо поняла, что хочу развиваться в спорте. Выступив на двух дистанциях, заняла два четвертых места.

Благодаря спорту я почувствовала уверенность в себе. Раньше мне во многом помогали, и для меня было важно, что теперь я достигла успеха сама. Так я поняла, что могу быть успешной и в других сферах жизни.

Настя с тренером Натальей Степановой
Настя с тренером Натальей Степановой

Людмила: После школы Настя поступила в Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма на специалиста по адаптивной физической культуре. При поступлении не обошлось без трудностей. Ее не хотели брать, объясняя это тем, что надо сдавать ряд спортивных нормативов, некоторые из которых дочь не могла выполнить физически. При этом на тот момент она была мастером спорта и должна была поступить без экзаменов.

Я позвонила в паралимпийский комитет, объяснила ситуацию. Вечером того же дня перезвонили из университета и сказали приходить с документами. Настю приняли.

Анастасия: После первой Паралимпиады тренер сразу же начала готовить меня ко второй. Тогда я уже точно знала, что хочу показать хороший результат. Через два года после Афин приняла участие в чемпионате мира и завоевала первую международную медаль.

Из-за огромного количества сборов, соревнований у меня была индивидуальная программа обучения в университете. Так, на первом курсе я участвовала в Паралимпиаде 2008 года в Пекине, где стала серебряным призером.

На чемпионате мира в Рио-де-Жанейро в 2009 Анастасия завоевала золото
На чемпионате мира в Рио-де-Жанейро в 2009 Анастасия завоевала золото

Это было очень масштабное мероприятие. Я в составе российской сборной жила в паралимпийской деревне. Там у нас были тренажерный зал и бассейн, столовая, игровая зона. Можно было даже никуда не выезжать. Для меня оказалось важно, что я могу жить отдельно от родителей, самостоятельно.

На соревнованиях я, конечно, волновалась, но справилась. Ко мне приехали друзья, почти вся семья. Было очень радостно, что близкие смогли разделить со мной этот момент счастья. Под конец Олимпиады мы с ребятами из других команд обменивались футболками: у спортсменов есть такая традиция.

А спустя пару дней мне стало грустно оттого, что моя мечта осуществилась и я не знаю, что делать дальше. Тренер сказала, что мне необязательно сейчас заканчивать спортивную карьеру — будут другие соревнования. И я захотела выиграть золото. Новая мечта держала меня в плавании долгие 20 лет.

Я участвовала в чемпионатах Европы, мира, лондонской Паралимпиаде 2012 года, готовилась к Паралимпиаде в Токио, которая должна была состояться в 2020 году, но из-за пандемии коронавируса ее перенесли. В 2023 я официально завершила спортивную карьеру. Во-первых, устала: тяжело постоянно жить в этом бешеном ритме. Во-вторых, захотелось попробовать себя в чем-то другом.

На чемпионате мира в Лондоне Анастасия взяла бронзу
На чемпионате мира в Лондоне Анастасия взяла бронзу

Как Настя попала в кино

Завершив спортивную карьеру, Анастасия стала организатором международных спортивных игр «Дети Азии». Также обучилась на коуча, чтобы эффективнее общаться с людьми. Проводит индивидуальные и групповые занятия для детей и взрослых, на которых помогает им укрепить суставы, мелкие мышцы. Еще удаленно работает в Федерации плавания в Якутии, где отвечает за развитие адаптивного плавания.

В апреле 2025 года в прокат вышел художественный фильм «Диодорова. Против течения» якутского режиссера Сандала Баишева. Это кино про Настю и ее преодоления.

Трейлер фильма

Анастасия: С режиссером мы познакомились в 2019 году. Он племянник маминой близкой подруги, поэтому мы легко согласились пообщаться. Он рассказал, что хочет снять обо мне фильм. Для меня это было полной неожиданностью, но я согласилась.

Потом мы снова встретились, поговорили. Меня удивило, что режиссер не записывал нашу беседу на диктофон, а просто делал пометки в блокноте и после уточнил у меня детали в мессенджерах. В 2024 году прислал сценарий, и все закрутилось.

Съемочная команда приезжала из Якутска в Москву, чтобы познакомиться со мной и мамой. Сами съемки проходили в Якутске. Меня пригласили сняться в подводных сценах плавания. Наверное, потому, что их сложно снять правдоподобно с другим человеком. Тем более актриса, которая играла меня, начала учиться плаванию, только когда ее утвердили на роль.

Настя и ее мама Людмила, которая всегда поддерживала и была рядом. Фотография: Никита Белоусов
Настя и ее мама Людмила, которая всегда поддерживала и была рядом. Фотография: Никита Белоусов

Оказалось, чтобы снять один кадр, нужен целый день и огромное количество людей. Приходилось подолгу ждать, выполнять одно и то же действие много раз. Плюс было сложно синхронизироваться с оператором, который находился под водой и не понимал, когда именно я погружусь. Пока он разобрался, как держать камеру и менять ракурс, потребовалось много дублей.

В итоге съемки заняли у меня около недели. Снимали каждый день. А вся работа над фильмом — от идеи до выхода в прокат — продолжалась шесть лет.

Людмила: Мы с Настей посмотрели фильм в Москве на закрытом показе. Картина нам понравилась, и я ее потом пересмотрела несколько раз. Отклонения от реальности, конечно, есть, но кино во многом правдиво. Единственное, близкие отметили, что меня показывали все время в печали, а я никогда не унывала. Но у режиссеров свое видение.

Настя не отчаялась и не закрылась в себе. Фотография: Никита Белоусов
Настя не отчаялась и не закрылась в себе. Фотография: Никита Белоусов
Несмотря ни на что. Фотография: Никита Белоусов
Несмотря ни на что. Фотография: Никита Белоусов

Кто помогает преодолевать трудности

Огромную роль в жизни Насти сыграла родная сестра Вика. Они всегда вместе.

Людмила: Вика обязательно прилетала на соревнования. Она была с нами на Паралимпийских играх в Пекине и Лондоне, на чемпионатах мира в Монреале и Рио-де-Жанейро, хотя сама тогда училась и работала в Китае.

Сейчас девочки часто ездят вместе отдыхать, участвуют в марафонах и катаются на сноуборде. Так что у Насти есть огромная поддержка.

И конечно, взрослым надо поддерживать своих детей. Никакие детские сады, школы, общества людей с инвалидностью и фонды не дадут того, что родители. Все дети талантливы от природы. Надо только найти возможность помочь ребенку заниматься тем, чем он хочет, и раскрыть этот талант.

Настя и Вика после полумарафона в Санкт-Петербурге
Сестры участвуют в спортивных мероприятиях и просто отдыхают вместе
1/2
Настя и Вика после полумарафона в Санкт-Петербурге

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Юлия СкопичПриходилось что⁠⁠-⁠⁠то​ ​преодолевать и это изменило вашу жизнь? Расскажите о личном опыте:
  • Лена КулачиковаСпасибо за интервью! Очень хочется фильм посмотреть)13
  • НадеждаАлена, а зачем отдавать в спец.школу, где уровень образования будет ниже и будут перекрыты доступы в большинство ВУЗов, если ребенок тянет обычную школу? Тут же речь идет не о ребенке с нарушением зрения, слуха или интеллекта.12
  • АленаНадежда, с чего вдруг ниже? За исключением школ 7 и 8 вида (для ЗПР и УО). 6 вид для детей с нарушениями ОДА, в том числе с отсутствием конечностей. И программа там самая обычная (одногруппница из-за сколиоза училась в такой).1
  • НадеждаАлена, зачем учиться в "такой" если есть возможность учиться в обычной? По всей вероятности у героини ОДА была не настолько суровой чтобы выбор пал на спецшколу. И я думаю что многие родители, дети который учатся в спецшколах при возможности выбрали бы обучение в обычных школах, другое дело, что дети могут обычную не потянуть. И я все равно не особо верю что программы в спецшколах 1 в 1 как в общеобразовательных. Заявлять что программы одинаковые можно сколько угодно, а по факту - непонятно на каком уровне там преподают.3
  • АленаНадежда, затем, что в школе специальной есть возможности для дополнительной реабилитации. Малокомплектные классы. Помощь дополнительных специалистов. Да много всего. Погуглите инфу. Для примера: садик для детей с ДЦП: бассейн, гидромассаж, тренажеры, спец.тренажеры, компетентные воспитатели, логопеды, психологи, сенсорная комната и много всего. Обычный бюджетный садик. Провинциальный город. И да, преподают там самые обычные учителя. Коррекционное образование только у логопеда и дефектолога. Правда, охотников работать за 20 000 рублей не так уж много. Но вот их и в обычной школе почти нет.5
  • НадеждаАлена, я думаю в 1997, когда героиня пошла в школу подобного благоденствия в спецшколах еще не было. Скорей всего посмотрев на спецшколу, какая предлагалась и на контингент учеников - они нервно перекрестились и сделали все возможное чтобы героиня все же попала в обычную. Так что в этом случае родители поступили правильно скорее всего, тем более это уже смысла нет обсуждать - героиня давно выросла, прекрасно адаптировалась и устроилась в этой жизни и без спецшколы.3
  • bluelightНадежда, Потому что на учителя ложится бОльшая нагрузка отвечать за такого ребёнка, подстраивать общую систему обучения и т.п.0
  • Надеждаbluelight, это очень печально, но у родителей в приоритете их ребенок, а не нагрузка на учителя, как бы цинично это не звучало. Я думаю что про "учителя на которого ложится бОльшая нагрузка отвечать за такого ребёнка, подстраивать общую систему обучения" они вообще не особо думали. И думается мне что у большинства родителей в подобной ситуации было бы примерно также.1
  • АленаНадежда, то есть вы не в теме, но активно рассуждаете? Как мило (нет).1
  • Рыжая ЭммаРада, что у Анастасии до сих пор все хорошо) Просто про нее одно время много писали, а потом как-то как будто пропала она из СМИ, и вот статья)2
  • Анастасия ПожидаеваКакое прекрасное интервью! И отдельно хочется отметить фотографии 🩵4
  • НадеждаАлена, в отличие от вас не осуждаю - т.к это именно вы топите, что родители героини поступили неправильно отдав ее в обычную, а не спецшколу, хотя однозначных показаний для спецшколы у героини не было, что в целом подтверждает успешное окончание этой школы и поступление в ВУЗ. Это выбор и ответственность каждого каждого родителя. Рассматривая данный случай я в б0льшей степени поддерживаю решение родителей и в целом я больше за интеграцию детей с ограниченными возможностями в обычное общество, чем за специнтернаты/школы (несмотря на ваши комментарии что там условия лучше, и в целом рай для таких детей). Я считаю что если ребенок может справляться с обычной школой - ему нужно идти в обычную. Спецшколы нужно оставить для детей которым в обычной школе совсем никак - вот им это точно нужнее.2
  • Надеждаbluelight, не вправе. Ребенка с инвалидностью обязаны принять в любую общеобразовательную школу при наличии согласия родителей и рекомендаций ПМПК. Отказ возможен только при отсутствии свободных мест. Если школе не хватает мест, вопрос решается через Минобр или подбор другой школы. При незаконном отказе — жалоба в прокуратуру или суд.4
  • АленаНадежда, я топлю только за то, чтобы из коррекционной школы не делали пугалку или место для отстойников. Мне обидно за педагогов, которые выполняют огромную работу. Мне обидно за директоров и заведующих, которые выискивают средства на покупку оборудования, найм специалистов и не только. Коррекционная школа не равно интернат.2
  • НадеждаАлена, так никто и не делает. Это весьма нужные заведения для определенного контингента, а если там еще и условия которые вы описала - ваще огонь. Другое дело, что такие условия, увы не везде, из-за подобного и появляется негатив к подобным заведениям. Допустим, в городе где я живу, подобная школа оставляет желать лучшего - ни о каких "бассейнах, гидромассажах, тренажерах, спец.тренажерах, сенсорной комнаты" и речи нет. Педсостав тоже оставляет желать лучшего. Поэтому в такую спецшколу я бы дважды подумала отдавать ребенка даже с прямыми показаниями или нет.2
  • АленаНадежда, "определеннного контингента". Огонь, все животные равны, но одни равней других. Педсостав и в обычных школах порой оставляет желать лучшего. Знакомую с глухотой (дело как раз в конце девяностых-нулевых происходило) травила учительница. Заслуженный педагог и все такое. Беседы с директором не помогали. В итоге после 9 класса ушла в колледж и спокойно его закончила.1
  • НадеждаАлена, а как вы это еще назовете? Дети с ОВЗ? Инвалиды? И да, будем циничны еще раз. У нас все равны, но некоторые равнее - и это применимо не только к людям из "определенного контингента", но и к обычным, вам ли не знать? Да, хотелось бы по другому, но увы - не в царстве Божьем живем (и вряд ли там будем когда-нибудь жить). В жизни таких людей не раз и не два будут случаи дискриминации, прием скорее всего уже с очень раннего возраста. Описанная ситуация печальна, но она может возникнуть и в спецшколе.0
  • bluelightНадежда, Кстати да, вы правы. Я думала, что имеют право отказать из-за того, что такому ребёнку требуется особый подход/уход в школе.1
  • Никита БелоусовЛюбимая съемка, любимые герои! Обнимаю!3
  • Ксения ПросветоваЗамечательная статья и очень классный фильм👍🏻1
  • Рыжая ЭммаАлена, а мне вот в таких обсуждениях интересно, а самому ребенку где лучше и комфортнее в плане общения со сверстниками? С одной стороны, жить ему предстоит среди "обычных" людей и надо вроде как среди них же и социализироваться. А с другой стороны, ребенок, подросток психологически уязвим, и даже если по какому-то чудесному стечению обстоятельств его не травят/буллят, не насмехаются, то а каково ему самому ощущать свою инаковость, он и так всю жизнь будет с этим, не лучше ли в детстве побыть среди детей со схожими особенностями? Пишу просто по личным впечатлениям - у знакомых родителей был мальчик с нарушениями зрения, в обычной школе не издевались, но и не дружили особо, в интернате для "таких же" - появились друзья и даже подружка (они даже вроде поженились потом) , ну и он вроде как стал более активным в социальном плане прежде всего, ощущение "не изгоя", как я поняла. Не очень верю, что в обычной школе много таких супер-принимающих и поддерживающих коллективов, да и даже дело не в окружении, а самому каково, когда ты вечно не такой как все? Может я не права, конечно. Но даже взрослые люди любят объединяться в сообщества по какой-то общей проблеме, а тут дети0
  • АленаРыжая, оптимально решать это исходя из возможностей конкретного ребенка. В идеале с хорошим психологом и дефектологом. Про воспитание и обучение глухих детей в обычных школах много писала Леонгард. Минус коррекционной школы: изолированность. Дети привыкают общаться маленькой группкой. С другой стороны, в обычной школе ребенок тоже рискует стать изгоем и ни с кем не общаться. Кстати, выше писала про глухую знакомую. С одноклассниками проблем не было. Они знали про слуховой аппарат и что нельзя стоять за спиной и что-то у нее спрашивать. А вот с учительницей была проблема.0
Сообщество