Финансовое правило: я не становлюсь клиентом своего заказчика, чтобы избежать ненужных трат
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Правило
Я — копирайтер, существо эмпатичное. И чтобы писать для заказчиков-экспертов убедительно, мне нужно проникнуться темой, детально разобраться в ней. Я глубоко изучаю их бизнес, рынок, читаю отзывы, слушаю восторженные рассказы от первого лица. А потом в какой-то момент в голове происходит когнитивный переворот: «А ведь это реально крутой продукт! Надо брать!» Я сама себя перехитряю и уже готова записаться на консультацию или курс к этому эксперту.
Пример из жизни: писала текст для нумеролога, который помогает клиентам разобраться с финансовой тревожностью. В процессе поняла, что у меня-то она тоже есть (а у кого нет?), и вот я уже была готова записаться на разбор. Или делала лендинг для стилиста и к концу работы убедила себя, что без разбора гардероба дальнейшая жизнь будет неполноценной. С вами такое случалось?
Почему это не всегда хорошо? Во-первых, есть риск работать за гонорар, который тут же отдашь заказчику, хотя в этом случае еще будет время одуматься. Или сразу по бартеру, когда уже совсем не будешь видеть живых денег.
Во-вторых, перестаешь слышать свои истинные желания и видеть действительно важное и нужное именно для себя. Вокруг становится много одной темы, кажется, что все уже в ней и активно этим уже пользуются, а ты еще нет и что-то теряешь из-за этого или недополучаешь.
В-третьих, теряется критичность мышления — можно случайно стать амбассадором продукта, когда тексты перестанут быть профессиональным инструментом, направленным на ЦА, и превратятся в необъективные заметки.
В-четвертых (полушутка!), если параллельно работать с разными нишами, можно разориться: сегодня мне нужно к нумерологу, завтра — на разбор гардероба, а послезавтра я точно пойду в зал с планом занятий именно от этого фитнес-тренера и в этот раз точно похудею.
В-пятых, может появиться сомнение: «А правильным ли делом я занимаюсь? Мне тоже срочно надо стать нумерологом/стилистом/тренером. Они вон какие крутые, и людям помогают, и получают неплохо».
Что мне помогает сохранить профессиональную дистанцию?
- Я вспоминаю, что пишу текст для конкретной цели конкретного клиента, а не для себя. А цель, как правило, — продать что-то. А значит это что-то надо расхвалить, показать определенным образом, надавить потенциальным покупателям куда следует. И когда я об этом не забываю, то поддаться манипуляции становится сложнее.
- Не принимаю всё на веру. Для меня это очень сложно. Я до сих пор верю, что все люди по определению хорошие. Но теперь, если эксперт говорит, что его методика самая лучшая и единственная рабочая, проверяю. Здоровый скептицизм стал моим лучшим другом. Вспоминаю, что мой заказчик — не единственный эксперт на свете. Держу в голове конкурентов, альтернативные методы, другие точки зрения.
- Даю себе время подумать (как период охлаждения при выдаче кредита). Договариваюсь с собой, что внесу этот курс или консультацию в список будущих покупок и чуть позже обязательно приду к эксперту как клиент. Как правило, со временем такая необходимость пропадает. «Влюбленность» проходит.
Результат
Я поняла, что как хорошему копирайтеру мне достаточно уметь погружаться в тему, но не утопать в ней. Я должна понимать эксперта, но не очаровываться им. И не забывать, что мне платят за убедительные тексты, а не за то, чтобы я влюбилась в продукт, хотя заказчики обычно непротив. Так что продолжаю писать, но уже с холодной головой.
P.S.
Работала я все-таки с одним энергопрактиком по бартеру. Писала ей тексты, она мне проводила энергетические сеансы. Всё было отлично, пока та не решила использовать ИИ и писать самой. ИИ, но не [ИИ-детектор]. А надо было бы. Вот вроде хорошо написано, но видно, что не ею и как-то не так, как раньше. И все — «клик» у меня с ней больше не случается. Осталась бы моим клиентом, а я её, так может и до покупки платных продуктов мной дело дошло…
