Что должно быть в аптечке первой помощи на рабочем месте
Безопасность
456
Фотография — Aleksey Matrenin / iStock

Что должно быть в аптечке первой помощи на рабочем месте

И как ею пользоваться
2
Аватар автора

Анна Пынзарь

проверяла аптечки

Страница автора

Содержимое аптечки на работе отличается от того, что мы привыкли видеть дома.

Закон запрещает держать в ней привычные для нас обезболивающие таблетки и даже обычный йод. При оказании первой помощи опасно применять лекарства без назначения врача: тот же йод при попадании в рану может вызвать ожог. Поэтому в аптечке хранят только медицинские материалы и инструменты, которые используют при определенных травмах и состояниях. Расскажу, из чего состоит рабочая аптечка, когда она нужна и как возместить расходы на нее.

У кого должна быть аптечка

Аптечка первой помощи на работе — это сумка или шкафчик, где хранят материалы для перевязки и приспособления для оказания помощи до приезда врачей. Ее используют, чтобы устранить угрозу здоровью и сохранить жизнь.

Аптечки первой помощи должны быть во всех компаниях и у ИП с очными сотрудниками, независимо от вида деятельности и количества персонала  . Даже если в офисе один человек, аптечка нужна.

За отсутствие аптечки или неправильную комплектацию трудинспекция может оштрафовать  :

  1. Руководителя, ИП или малое предприятие — на 2000—5000 ₽.
  2. Средние и крупные компании — на 50 000—80 000 ₽.
Аптечка может быть переносной — например, в пластиковом кейсе. Источник: vseinstrumenti.ru
Аптечка может быть переносной — например, в пластиковом кейсе. Источник: vseinstrumenti.ru
Другой вариант — стационарная аптечка в виде металлического настенного шкафа. Источник: vseinstrumenti.ru
Другой вариант — стационарная аптечка в виде металлического настенного шкафа. Источник: vseinstrumenti.ru

Где разместить аптечку на работе

Руководители компаний или ИП организуют на территории посты для оказания первой помощи  . Как правило, это место, куда легко подойти и где лежит хотя бы одна аптечка. Необязательно выделять отдельный кабинет — можно, например, повесить шкафчик у входной двери или напротив поста охраны.

У каждого работодателя должна быть хотя бы одна аптечка. Но чем больше рисков на предприятии, тем больше аптечек стоит положить.

Вот что нужно учитывать при расчете количества аптечек и выборе места их хранения  :

  • число сотрудников;
  • результаты специальной оценки условий труда, СОУТ;
  • результаты оценки профессиональных рисков, ОПР;
  • результаты расследований травм;
  • периодичность выполнения работ повышенной опасности;
  • наличие опасных производственных объектов, ОПО;
  • результаты проверки знаний требований охраны труда;
  • мнение профсоюза, если он есть.

Количество и места постов закрепляют в документах организации и ИП, например в приказах или положении о системе управления охраной труда  .

Сотрудники должны знать, где находятся аптечки. Для этого их отмечают на планах эвакуации, размещают схемы на информационных досках, рассказывают о них на инструктажах по охране труда  .

Места размещения аптечек обозначают белым крестом на зеленом фоне согласно ГОСТу 12.4.026-2015. Знаки приклеивают так, чтобы их было видно издалека. Если аптечка лежит, например, в комнате приема пищи, знак дублируют на двери
Места размещения аптечек обозначают белым крестом на зеленом фоне согласно ГОСТу 12.4.026-2015. Знаки приклеивают так, чтобы их было видно издалека. Если аптечка лежит, например, в комнате приема пищи, знак дублируют на двери
Так место нахождения аптечки первой помощи выглядит на плане эвакуации. Источник: smway.ru
Так место нахождения аптечки первой помощи выглядит на плане эвакуации. Источник: smway.ru

Что положить в аптечку первой помощи

С 1 сентября 2024 года вступил в силу приказ Минздрава от 24.05.2024 № 262н, который утвердил наполнение аптечек. Он будет действовать до 1 сентября 2030 года и отменяет предыдущий аналогичный приказ от 15.12.2020 № 1331н. Старые аптечки разрешили оставить до истечения срока годности содержимого, но только до 1 сентября 2027 года.

Всего в аптечке 12 видов медицинских изделий: бинты, лейкопластыри, жгуты, маски. Для каждого в требованиях указан код и наименование в соответствии с номенклатурной классификацией медизделий. Покупать можно только варианты из списка.

Кроме медицинских изделий в аптечку входят инструкция по оказанию первой помощи, блокнот, карандаш и сумка.

Комплектация аптечки первой помощи

Для некоторых отраслей Минздрав установил расширенный состав аптечек. Вот что в них доложили:

  1. Больницы и скорая помощь — йод, этанол, бинты, стерильные салфетки и лейкопластырь  .
  2. Полиция и ГАИ — комплект шин и дыхательный мешок. Предусмотрели также несколько видов комплектации, в том числе для оказания помощи при аварии на дороге  .
  3. Аварийно-спасательные работы — шины для обездвиживания, носилки, пульсоксиметр, дефибриллятор, тонометр  .
  4. Туристические маршруты с проводником — шины, носилки, термометр, тонометр, глюкометр  .
  5. Самолеты и вертолеты — анальгетики, антисептики и антигистаминные  .
  6. Школы и университеты — еще один вид бинтов  .

Как следить за аптечкой на работе

Руководитель компании или ИП приказом назначает ответственного за закупку, хранение, проверку аптечки первой помощи. В этом же приказе утверждает, где хранить аптечку, чем наполнить, как часто проверять, а также формы документов. Далее закупает аптечки и организует для ответственного обучение по охране труда  .

Ответственный сотрудник заводит лист проверок аптечек, отслеживает сроки годности и наличие содержимого. Взамен использованных и просроченных материалов он заказывает новые, а также следит, чтобы проход к месту хранения аптечки не захламляли и знак не отклеился  . Советую проверять наполнение аптечек хотя бы раз в месяц, а доступ к ним — ежедневно: просто обратите внимание, когда проходите мимо.

Для учета проверок аптечек продают готовые журналы, но требования к их заполнению избыточны. Формы как на иллюстрации достаточно. Можно использовать наш шаблон
Для учета проверок аптечек продают готовые журналы, но требования к их заполнению избыточны. Формы как на иллюстрации достаточно. Можно использовать наш шаблон

Хорошая идея — завести лист расхода содержимого. Если сотрудникам что-то нужно из аптечки, они записывают в этот лист, что взяли. Используйте документ для анализа травматизма и учета микротравм. Например, если расходуют много лейкопластыря, возможно, спецобувь натирает или где-то в рабочем процессе не хватает защиты от мелких порезов. Заметили подобное — поговорите с людьми. Вероятно, это поможет устранить причины неприятностей.

Также руководитель или назначенный им ответственный разрабатывает инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи. Ее хранят в аптечке, чтобы не надо было искать в интернете или вспоминать, что делать в конкретной ситуации. Вот инструкция, одобренная Минздравом.

Если в организации или у ИП уже разработано положение о системе управления охраной труда, дополните его порядком хранения и проверки аптечек  .

Как возместить затраты на аптечку

Ежегодно Социальный фонд возвращает компаниям и ИП до 20% взносов на травматизм, уплаченных за предыдущий год. Минтруд разрешает компенсировать этими деньгами затраты на улучшение условий труда. Кроме расходов на средства индивидуальной защиты, медицинские осмотры и обучение по охране труда возместить можно и траты на покупку аптечек для оказания первой помощи  .

Для получения компенсации подайте заявление и финансовый план в региональное отделение СФР. Подробная инструкция и шаблоны документов для возврата денег — на сайте СФР.

Чек-листы и образцы документов для организации работы с аптечками

Шаблоны документов для организации процесса скачивают в интернете или разрабатывают с нуля. Собрали все, что может пригодиться:

Запомнить

  1. Аптечки должны быть у всех работодателей с очными сотрудниками.
  2. Руководитель или ИП сам определяет, сколько аптечек купить, где их хранить и как часто проверять.
  3. Руководитель или ИП назначает приказом ответственного за аптечки, которого обучает охране труда. Тот следит, чтобы аптечки были доступны и наполнены.
  4. Всех сотрудников инструктируют о местах хранения аптечек и правилах их использования.
  5. Затраты на аптечку можно возместить через СФР.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Анна ПынзарьЧто есть в аптечке у вас на работе?
  • Тётушка ПоТо чувство, когда ответственным за аптечки на работе являешься именно ты)) всё по 262 приказу плюс тонометр. Аптечка с медикаментами тоже имеется. Закон разрешает помочь пострадавшему принять лекарство, назначенное ему врачом. Моя спасательская аптечка поосновательнее будет)))3
  • МитяйПусырник и таблеточки от головы...0