Как мою племянницу-подростка пытались развести мошенники, но она вовремя остановилась

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
В разгар рабочего дня раздался звонок на мобильный — племянница.
Она часто звонит мне, особенно когда ее мама, моя родная сестра, в командировке. Но в этот раз голосок тревожно звенел — спрашиваю, что случилось. Был звонок с незнакомого номера, она подняла трубку, звонивший представился работником «Мегафона». Он сказал: «У вас истекает срок договора — если вы и дальше желаете пользоваться номером, должны его продлить».
Племянница — самостоятельная девочка, бойкая, чувствует себя взрослой, поэтому сказала: «Да, конечно, давайте». Ей объяснили, что пришлют код на ее номер и она должна будет его продиктовать.
Тут девочка заволновалась, начала вспоминать наставления взрослых, в том числе и мои, и, когда пришел код, назвала его, но намеренно ошиблась в одной цифре. Звонивший стал возмущаться, сказал, что сейчас пришлет новый код, но за это время племянница пришла в себя, отбила звонок и перезвонила мне.
Я сразу ей объяснила, что это мошенники и больше брать трубку не стоит, а номера лучше заблокировать. Также я ей перечислила несколько правил:
- Если берешь трубку с незнакомого номера и взрослые начинают тебе делать предложения о продлении договора, смене счета, визите в поликлинику и подобном, скажи, что ты несовершеннолетняя и не можешь принимать такие решения. Положи трубку и сразу сообщи взрослым. Можно пробить номер элементарно через поисковик, подозрительные часто уже находятся в базах.
- Любая просьба продиктовать код должна сразу насторожить, это опасность.
- Если с тобой разговаривает незнакомый взрослый, это не значит, что ты должна выполнять его указания. Даже если он представляется знакомым родителей, работником твоей школы, это не значит, что он на самом деле тот, за кого пытается себя выдать.
Вечером я проверила ее телефон и нашла два смс с кодами от «Сбер ID», именно их она должна была продиктовать. Самое интересное, у нее нет открытых счетов в Сбербанке — по крайней мере, мы о них не знаем.

Никаких финансовых и репутационных потерь мы не понесли, только слегка понервничали. Я сама попадалась на развод мошенников, поэтому понервничала сильнее, вспомнила свои ощущения.
Племянница получила бесплатный урок, а я поняла, что дети наши также находятся в зоне внимания мошенников и с ними надо разговаривать по этому поводу. Перескажу эту ситуацию дочке, ей всего 11 лет, но я хочу, чтобы она уже была бдительной.
Рассказывайте детям про актуальные схемы
Здорово, что племянница героини истории вспомнила советы взрослых, заподозрила обман и в итоге положила трубку. Настоящие сотрудники любых компаний никогда не спрашивают коды из смс. Более того, договоры на мобильную связь действуют бессрочно, их вообще не нужно продлевать — с такими предложениями звонят исключительно мошенники.
Мошенники часто целятся в детей, потому что на них легче надавить авторитетом и напугать. Мол, если не скажешь код, у твоих родителей будут большие проблемы: мы их оштрафуем, посадим в тюрьму, а тебя заберут в детский дом. Дети еще не знают всех законов и правил, поэтому с большей вероятностью поверят в эту ерунду.
Самый действенный метод защиты — доверительные отношения с детьми. Рассказывайте им про актуальные схемы, особенно про те, что напрямую их касаются, — например, когда аферисты притворяются учителями и приказывают зайти в «электронный дневник». Насмотренность поможет вычислить обман даже в незнакомой ситуации.
Еще один важный момент: расскажите ребенку, что сотрудники полиции, спецслужб, госуслуг и любых других организаций не имеют права общаться с несовершеннолетним без участия родителей и тем более как-то угрожать. У него должна сформироваться четкая установка: позвонили «из ФСБ» или «Центрального банка» — нужно сразу повесить трубку и рассказать о звонке родителям.