Как поступить в уни­верситет по гранто­вой программе
Образование
561
Фотография — PhotoAlto / Odilon Dimier / Getty Images

Как поступить в уни­верситет по гранто­вой программе

И получить возможность бесплатно учиться в вузе
Аватар автора

Лада Кошман

вдохновилась историями

Страница автора

Гранты позволяют талантливым абитуриентам получить полное покрытие платного обучения.

Своя грантовая система есть и в Центральном университете — вузе, созданном по инициативе Т⁠-⁠Банка. Его студенты рассказали, как им удалось компенсировать до 100% стоимости обучения и поделились впечатлениями от учебы в вузе.

Поступай в Центральный университет

Прием документов до 21 августа. Возможность получить грант до 2,8 млн рублей на обучение. Преподают профессора с мировым опытом.

ИСТОРИЯ № 1. ГРАНТ 100%

«При подготовке часто приходилось преодолевать себя»

Аватар автора

Алексей Борисов

студент направления «Искусственный интеллект»

Подготовка к поступлению. Я учился в московской школе с углубленным изучением английского языка. В средней школе был в математическом классе, в старшей — в ИТ.

О поступлении в вуз начал задумываться уже к концу 8 класса: до ОГЭ оставалось мало времени и нужно было определяться с предметами. Я стал изучать условия поступления в университеты и понял, что олимпиады — это отличный способ попасть на бюджет без вступительных испытаний.

С девятого начал ходить в кружок олимпиадной математики онлайн-школы «Школково». Уроки были очень полезными: нам рассказывали, какие бывают олимпиады, когда они проходят, как на них записываться. Также я занимался самостоятельно, в среднем тратил на подготовку не меньше 10 часов в неделю. Иногда мог целый день решать задачи по любимым темам — например, по планиметрии. В 9 классе дипломов я не заработал, зато получил опыт.

Десятый класс оказался более удачным. Я участвовал в самых разных интеллектуальных соревнованиях. В итоге стал призером двух состязаний — «Физтех» по математике и «Шаг в будущее». В 11 классе у меня появились дипломы олимпиад «Росатом» и «Твое призвание — финансист».

Помню, что при подготовке часто приходилось преодолевать себя. Когда до начала олимпиадного сезона оставалось несколько недель, я начинал активно повторять все темы, еще усерднее решал задачи. Этот момент был морально тяжелым, потому что что-то могло не получаться.

В олимпиадах главное понять, что ситуация, когда ты не знаешь, как решать все задачи, — совершенно нормальная.

Можно справиться только с половиной и стать победителем — это не ЕГЭ.

К единому государственному экзамену я начал готовиться только в марте 11 класса, когда прошли почти все олимпиады. Занимался тоже в «Школково». Сдал математику на 97 баллов, русский на 94 балла и физику на 89 баллов.

Получение гранта в Центральном университете. В школе я сильно метался по поводу будущей профессии. В 9 классе думал, что буду ученым — физиком или математиком, свяжу свою жизнь с чем-то фундаментальным. В то время я мечтал об МФТИ. В 11 классе мне захотелось заниматься чем-то прикладным — уже тогда понимал, что пойду в программирование. Перспектива учить на третьем курсе только фундаментальную физику меня отпугивала. Поэтому я искал вуз с максимально практической направленностью.

О Центральном университете узнал от одноклассника. В ноябре 11 класса он сказал мне, что прошел туда на бизнес-игру. Тогда я не знал, что это. Решил изучить, зашел на сайт и увидел, что школьники могут выиграть грант на обучение благодаря достижениям. Призерство на олимпиаде «Физтех» гарантировало мне грант 75%.

Интервью назначили буквально через несколько дней. Со мной общался ректор Евгений Ивашкевич вместе с другим преподавателем. Мы обсудили мое увлечение парусным спортом, участие в олимпиадах и то, как я вижу свое дальнейшее будущее. Потом мне дали две задачи по математике. С заданием олимпиадного типа я справился, другое решить не смог — никогда раньше не видел похожих условий.

В январе в закрытом чате грантовиков я увидел объявление о наборе на бесплатный буткемп — выездные интенсивные курсы. Это одна из активностей, которая помогает увеличить размер гранта. Для участия надо было просто отправить заявку. Мы пять дней жили в Подмосковье на базе отдыха и каждый день готовили какой-то MVP-продукт  для компании, делали презентации, иногда сайты, и выступали с ними. Дедлайны горели, но было весело.

После выезда мне пришла идея организовать хакатон Dataton по анализу данных совместно с Центральным университетом. На первое мероприятие пришло 50 человек. Летом после выпуска из школы мы провели более масштабную версию этого же хакатона — к нему присоединились уже более 300 человек. Кстати, сейчас он дает прибавку к гранту. Следующий Dataton пройдет в июле этого года, и я опять буду заниматься его организацией.

Так проходит тимбилдинг для абитуриентов на тест-драйве Центрального университета
Так проходит тимбилдинг для абитуриентов на тест-драйве Центрального университета
Хакатон Dataton, который мы проводили с друзьями
Хакатон Dataton, который мы проводили с друзьями

Я окончательно решил для себя, что поступаю в Центральный университет, только в июле — подкупила возможность изучать прикладные предметы с первого курса. Я решил идти на направление «Искусственный интеллект» — подумал, что это модно и современно.

Размер гранта мне в итоге удалось повысить до 100% — свою роль сыграли участие в буткемпе, проведение хакатона и два новых олимпиадных диплома. Также я выиграл в летнем конкурсе стипендий и с первого семестра начал получать 15 000 ₽ в месяц от компаний — партнеров университета.

Учеба. Когда я только поступил, столкнулся с очень большой нагрузкой. Система обучения устроена так, что каждую неделю ты сдаешь домашние задания. В первое время я подумывал перейти с искусственного интеллекта на разработку — делать телеграм-боты и сайты. Было плюсом, что в Центральном университете есть возможность сменить трек уже во время обучения. Но в итоге остался верен ML  . Жду второй курс — там нас ждет разделение по специальностям.

Скоро я планирую присоединиться к мастерской Test & Learn. У студентов есть возможность взять реальный проект компании — например, помочь с разработкой телеграм-бота — под руководством ментора, который будет указывать на ошибки и помогать в течение всего пути. Потом опыт можно будет добавить в резюме.

Я только начинаю свой профессиональный путь и пока вижу для себя два основных направления развития. Первое — оставаться в машинном обучении и работать по специальности, попробовать себя в каком-то стартапе. Второе — погрузиться в науку в лаборатории искусственного интеллекта или в Omut AI.

ИСТОРИЯ № 2. ГРАНТ 90%

«Ни разу еще не пожалела, что не поехала за границу»

Аватар автора

Валерия Ляшкова

студентка направления «Бизнес и аналитика»

Подготовка к поступлению. Я училась в лицее НИУ ВШЭ на социально-экономическом профиле и последние два года готовилась к поступлению за границу. Изначально рассматривала бизнес-направление в Нью-Йоркском университете — NYU, Университете Фордхэм, Университете Бентли и Колледже Мэримаунт Манхэттен. Весь 10 класс я решала типовые задания SAT и TOEFL, писала мотивационные письма.

В мае 10 класса летала в Дубай сдавать SAT, а потом написала онлайн-версию TOEFL. В сентябре 11 класса собирала документы, с октября по декабрь — подавала их. С февраля по апрель мне приходили ответы: я поступила в Нью-Йоркский университет, Университет Фордхэм и Колледж Мэримаунт Манхэттен. Последний предложил мне грант 75%, но обучение по-прежнему было слишком дорогим, и я все же приняла решение остаться в России. У меня было условие — бюджет. Изначально в приоритете было «Управление бизнесом» в НИУ ВШЭ.

В 11 классе я активно участвовала в олимпиадах — стала призером «Высшей пробы» по политологии, финансовой грамотности и обществознанию. Оставалось только подтвердить их результатами ЕГЭ от 75 баллов. Я также писала Всерос по экономике, обществознанию, английскому, но везде остановилась на призере регионального этапа.

ЕГЭ я сдала спокойно, особо не занимаясь. К русскому подготовилась за неделю и сдала его на 91 балл. Математику написала на 76 баллов, обществознание на 86. Перечневые олимпиады по двум предметам позволили округлить результат до 100. В сумме у меня получилось 291, а вместе с индивидуальными достижениями за аттестат с отличием и ГТО — 301.

Получение гранта в Центральном университете. В апреле 11 класса я узнала о Центральном университете: моя команда по спортивному «Что? Где? Когда?» участвовала в мероприятии от вуза. Мы заняли второе место, за это каждый игрок получил гарантированный грант 25%.

Сразу после этого меня пригласили на собеседование. Я уже понимала, что от меня ждут, и перечислила то, что готовила для поступления в Америку.

На интервью меня очень зацепил индивидуальный подход. Мы обсуждали мое поступление за границу, олимпиады, школьную жизнь. Я рассказала про свое участие в научно-исследовательских семинарах Вышки и рефераты, которые мы писали в лицее. Коснулись и внеурочных активностей. Я давно увлекаюсь дизайном и была дизайнером на одном из лицейских фестивалей с охватом более тысячи человек — занималась разработкой фирменного стиля мероприятия. Потом была техническая часть, она не показалась мне сложной. Мне попалась система уравнений с пятью неизвестными и еще несколько задач.

По итогам собеседования мой грант повысили до 75%. В этом же месяце я съездила на тест-драйв Центрального университета — трехдневный интенсив по подготовке к ЕГЭ на кампусе вуза. Мне понравилась атмосфера, я пообщалась с классными ребятами.

Центральный университет — это про людей.

Там было много забавных мотивированных программистов, которые очень хорошо знали математику. Многие уже работали, вели проекты, и меня это очень привлекло.

Постепенно начали приходить результаты олимпиад. Благодаря призерству в «Высшей пробе» по обществознанию и финансовой грамотности я подняла грант до 85%.

В июне я поучаствовала еще в одной активности от Центрального университета — See You fest. Это было по большей части развлекательное мероприятие. Туда пригласили лекторов, мы проходили разные станции. Участие в нем помогло добить грант до 90%. В итоге в июне я со спокойной душой подписала документы и пошла учиться в Центральный университет.

Учеба. Я шла в вуз без каких-либо ожиданий. В итоге попала в очень красивое место с классными преподавателями и интересными учебными программами. Я еще ни разу не пожалела, что не поехала за границу. Мне особенно нравится свобода выбора, притом что я не уезжала далеко от дома.

Вариативный учебный план — лучшее, что можно придумать. В Центральном университете у нас есть возможность менять уровень изучения предметов от продвинутого «черного» до базового «красного». Например, в этом году я понизила сложность дискретной математики и благодаря этому улучшила средний балл по домашним заданиям.

В Центральном университете мы все делаем в командах и много работаем над проектами. Например, на бизнес-аналитике мы решали кейс по масштабированию компании Astra Linux, на «Бизнес-студии» — поднимали прибыль компании DNS.

Алгоритм действий в таких заданиях один: сначала вы анализируете зоны роста, затем придумываете идеи, следом по матрице рисков отбрасываете нежизнеспособные варианты, дорабатываете решение. Эти форматы очень хорошо прокачивают софт-скиллы, особенно навык работы в команде.

Этим летом я планирую пойти на стажировку дизайнером — уже нашла подходящую вакансию. Я пробовала себя в программировании, но поняла, что мне ближе дизайн. Занимаюсь им с 10 класса, участвую в буткемпах как наставник по этому направлению и собираюсь и дальше развиваться в нем.

Аватар автора

Екатерина Процко

руководитель направления привлечения абитуриентов

Портрет идеального кандидата Центрального университета

Типы кандидатов. На грантовом конкурсе мы в основном встречаемся с тремя типами сильных кандидатов. Первая категория — участники олимпиад. Они со средней школы активно участвуют во Всеросе и олимпиадах из перечня РСОШ, ездят на сборы, посещают занятия в центрах подготовки. Они изначально сильно подкованы в математике, информатике. Мы доверяем этим олимпиадам, поэтому призеры и победители проходят по фаст-треку и в большинстве случаев получают высокий грант.

Второй профайл абитуриентов — активисты. Они проявляют себя сразу во многих направлениях — пишут тесты, участвуют в бизнес-играх, контестах, проводят исследования, ходят на мероприятия университетов и компаний. Зачастую они выбирают стандартный трек поступления и повышают свой грант за счет достижений. Часто у кандидатов этой категории мы отмечаем упорство и сильные софт-скиллы.

Я помню, как один студент первого курса поделился со мной: «Мне пришел грант 50%, и я разозлился. Мне показалось, что это очень мало. Я решил, что хочу участвовать везде: съездил на буткемп, затащил олимпиаду, сдал ЕГЭ на высокий балл». В результате он получил грант 100%.

Третья категория сильных кандидатов — это ребята, которые уже в школьном возрасте разрабатывают свои проекты. Они могут не заниматься олимпиадами, не участвовать в бизнес-играх, но развивать свое дело. Некоторые даже уже работают в компаниях. Для них в этом году мы запустили отдельный проектный конкурс.

Важные навыки. Мы призываем наших будущих студентов не бояться говорить о своих достижениях. Часто мы задаем вопросы «Чем ты гордишься?», «Расскажи про свои главные достижения и почему ты считаешь их значимыми?». Некоторые кандидаты сильно теряются, отвечают «я не знаю». Складывается впечатление, что ребята не могут себя похвалить.

Чтобы не растеряться, перед собеседованием мы рекомендуем выписать все, что абитуриент может рассказать о себе. Очень здорово, если в разговоре о достижениях вы подчеркнете свои личные качества. Например: «У нас в школе не преподается кибербезопасность. Я стал самостоятельно изучать эту сферу, в интернете прочитал про профильные соревнования. Бросил клич во всех чатах и собрал команду. В свободное от уроков время мы решали хакатон и в результате выиграли 200 000 ₽». Здесь мы сразу видим, что это достижение стало возможным благодаря упорству и другим важным софт-скиллам.

Мы также ценим разностороннее развитие абитуриентов. Часто ребята забывают сказать о своих разрядах по плаванию или по шахматам, волонтерских проектах. Конечно, в первую очередь мы смотрим на профильные достижения, но если у человека есть заслуги в спорте, это как минимум говорит об огромной работоспособности, целеустремленности и силе воли. Поэтому мы любим задавать вопрос о внеурочных активностях и увлечениях.

Еще один важный аспект — аналитическое мышление. На собеседованиях мы даем очень нестандартные задачи, которые выходят далеко за рамки ЕГЭ и требуют креативного мышления. Иногда при виде незнакомых форматов ребята теряются. Мы просим порассуждать, поделиться ходом решения, не опускать руки, когда возникают сложности. В таких нестандартных ситуациях одни сдаются, а другие пытаются додуматься до решения, просят дать подсказки — и это работает.

ИСТОРИЯ № 3. ГРАНТ 100%

«Я всегда занимался сам, никаких репетиторов у меня не было»

Аватар автора

Антон Балов

студент первого курса ЦУ направления «Разработка»

Подготовка к поступлению. Я учился в Екатеринбурге в гимназии с углубленным изучением русского языка и литературы. В 10—11 классах у меня был индивидуальный учебный план, и я изучал в основном информатику, физику и математику. Я всегда занимался сам, никаких репетиторов у меня не было.

В 10 классе стал углубляться в промышленное программирование, а в 16 лет начал работать. Успел попробовать себя в аутсорс-компаниях, которые делали софт на заказ, немного поработал в стартапе. У меня не было цели ботать олимпиады, но я спокойно доходил до призера регионального этапа Всероса по математике и информатике.

К ЕГЭ особо не готовился: все получалось само. В результате экзамен по математике я сдал на 100 баллов, информатику на 93, а русский на 73 балла. Основные трудности были с русским: я не читаю книги, с грамотностью у меня проблемы. Задача была сдать хотя бы выше 60 баллов, и у меня получилось.

Получение гранта в Центральном университете. В школе я думал, что пойду учиться в НИУ ВШЭ. Мне хотелось поступить в прикольный сильный университет, чтобы общаться с классными людьми, которые будут заряжать меня энергией и мотивацией. Идти в вуз третьего эшелона, в котором студентам ничего не надо, — так себе идея.

Но в ноябре 11 класса я листал ленту «Вконтакте» и увидел анонс турнира «Решись!» от Центрального университета. Так я и открыл новый для себя вуз. В тот год олимпиада проходила первый раз. В ней было четыре задачи — по одной на неделю. Они проверяли знание математики, Computer Science, Data Science и экономики. С этого года участники уже решают три задачи, которые соответствуют направлениям Центрального университета.

Это не простая олимпиада: она проверяет множество навыков, например умение быстро искать информацию. Подготовиться к такому мероприятию невозможно. Я стал победителем, и это обеспечило мне гарантированный грант 50%.

А еще за участие в турнире меня пригласили на карьерную консультацию с топ-менеджером Центрального университета. Ради этого в декабре приехал в Москву. Я поговорил с CPO университета Иваном Стельмахом — и меня это очень зацепило.

Захотелось пойти за классными людьми, в окружении которых хотел бы находиться следующие несколько лет.

Через два дня у меня было собеседование в Центральный университет. Примерно за неделю я стал думать, о чем я могу рассказать на интервью, как выстроить разговор. Со мной общался магистр Центрального университета. Мы поговорили про мою мотивацию и поступление, проекты, а еще я сказал, что занимаюсь плаванием. Потом мне дали порешать три-четыре задачки, в основном на логику. С какими-то я справился сразу, для каких-то потребовалась подсказка.

Фокус комиссии был на том, чтобы посмотреть, как кандидат умеет думать в моменте. По результатам собеседования я повысил грант до 75%.

Мы с одногруппниками возле стенда приемной кампании ЦУ
Мы с одногруппниками возле стенда приемной кампании ЦУ

После интервью я всерьез стал изучать грант и возможность обучаться в Центральном университете бесплатно. В феврале меня ждали еще два вузовских мероприятия — олимпиада по промышленной разработке PROD и буткемп для абитуриентов. Чтобы принять в них участие, снова приехал в Москву.

В первый день буткемпа нас ждали активности на командообразование и софт-скиллы. Со второго дня началась образовательная часть. Затем нас разбили на команды, и мы начали работать над проектами. За активное участие в буткемпе мне добавили еще 10% к гранту.

Олимпиаду PROD я не выиграл, но получил 5% к гранту за участие. К концу учебного года стали известны результаты перечневых олимпиад. Призерство в САММАТе и «Изумруде» помогло мне повысить размер гранта до 100%.

Официальное посвящение в студенты Центрального университета
Официальное посвящение в студенты Центрального университета

Учеба. В Центральном университете мне нравится все в комплексе: это большая классная система, в которой комфортно жить. Здесь много свободы и мало бюрократии: нет старост, студсовета и других атрибутов типичного вуза. Подойти с проблемой или вопросом можно практически к кому угодно.

Все это похоже на корпорацию, образовательный филиал банка для студентов. Ты понимаешь, что важен здесь: если есть какая-то задумка или проект, можно обратиться к преподавателям и реализовать его. Инициативу никто не гасит, а если тяжело, тебе помогают. У меня сложились очень хорошие отношения с Михаилом Дошевским, лидом курса по основам промышленной разработки, и Дмитрием Трушиным, лидом курса по линейной алгебре.

Мы с командой участвовали в 24-часовом хакатоне с кейсами по разработке и машинному обучению «24 часа в Т⁠-⁠Банке» и победили
Мы с командой участвовали в 24-часовом хакатоне с кейсами по разработке и машинному обучению «24 часа в Т⁠-⁠Банке» и победили

Этой осенью появилась вакансия стажера бэкенд-разработчика в команду Центрального университета. Мне предложили попробовать и сразу пригласили на финальное собеседование, потому что про мои хард-скиллы все и так знали. Мы проговорили, какие обязанности у меня будут и чем бы я хотел заниматься на рабочем месте. В ноябре первого курса я уже вышел на стажировку.

У меня было много прикольных задач: мы составляли задания для олимпиады PROD и главное — разрабатывали сервис, который помогает привлекать школьников в наш университет. Мы делали это с помощью виртуальных очков опыта ХР Game — они мотивируют ребят ходить на большее количество мероприятий и получать за них баллы. Я работал над реализацией этого проекта со стороны разработки. В мае у меня закончилась стажировка, и я перешел в штат.