Какие хобби и направления творчества популярны у россиян

У восьми из десяти россиян есть хобби. Среди наиболее популярных увлечений — рукоделие: так ответили 12% респондентов в опросе ВЦИОМ.
Мы изучили траты россиян на товары для творчества и хобби за два года . Для этого вместе с проектом T-Data проанализировали обезличенные транзакции клиентов Т-Банка в специализированных магазинах, а также посмотрели на динамику покупок на маркетплейсе Wildberries в категории «Досуг и творчество» по данным сервиса аналитики Stat4Market.
Расскажем, какие товары для хобби чаще покупают россияне и какие направления творчества теряют и набирают популярность.
О чем вы узнаете
Кто покупает товары для творчества
По данным исследования, которое провел онлайн-гипермаркет «Всеинструменты-ру», женщины и мужчины в равной степени увлекаются хобби в стиле «сделай сам», или DIY . При этом больше всего интересуется креативными хобби молодежь в возрасте от 18 до 25 лет: 43% опрошенных. За ними следуют респонденты в возрасте 26—35 и 36—45 лет: 19 и 17% соответственно.
Если посмотреть на обезличенные данные Т-Банка, то относительно всех клиентов немного выше доля тех, кто тратится на творчество, среди людей в возрасте от 20 до 44 лет.
Больше всего транзакций в 2024 году совершила молодежь 20—24 лет и покупатели 35—39 лет: по 15% покупок. Но в денежном эквиваленте молодежь тратит меньше. Максимальные расходы на хобби и творчество приходятся на россиян в возрасте от 30 до 39 лет: 31% годовых трат.
При этом женщины покупают в два с лишним раза чаще и тратят вдвое больше, чем мужчины. В 2024 году на женщин приходилось 68,2% всех подобных расходов и 68,4% транзакций в магазинах для хобби и творчества. Можем предположить, что они больше увлекаются творчеством, а также покупают такие товары детям.

Сколько тратят на хобби и творчество
Больше половины россиян, у которых есть хобби, тратят на свои увлечения до 50 тысяч рублей в год: 56% опрошенных. Еще 25% расходуют от 50 до 100 тысяч рублей. И только 9% — от 100 до 200 тысяч.
Россияне стали реже покупать товары для творчества, хотя рост среднего чека за год оказался меньше официальной инфляции. В 2024 году количество транзакций в магазинах для хобби и творчества снизилось на 19% по сравнению с 2023 годом, оборот в рублевом выражении упал на 12%. А средний чек вырос на 9% — с 845 до 921 ₽ в среднем за год.
Аналогичная динамика наблюдалась и на маркетплейсе Wildberries: обороты в категории «Досуг и творчество» снизились на 9%, а товаров в 2024 году купили на 5% меньше, чем годом ранее. Средний чек на маркетплейсе вырос в среднем на 2% — с 452 до 459 ₽ за заказ. Отметим, что речь об усредненных значениях, а динамика цен на конкретные виды товаров неоднородна, об этом расскажем ниже.

Как меняется спрос перед праздниками
Мы предположили, что товары для творчества и хобби могут чаще покупать в качестве подарка, и проверили, как растет популярность таких трат в канун праздников. Для этого выбрали такие даты, как Новый год, 8 Марта, День всех влюбленных — 14 февраля, 23 Февраля и День знаний — 1 сентября. Затем проанализировали спрос на товары для творчества за две недели до каждой даты.
Как и ожидалось, главный праздник, перед которым расходы максимально растут, — Новый год. За предновогоднюю неделю в 2024 году продажи товаров для творчества в рублях выросли на треть, а количество покупок — на 25% по сравнению с предыдущей неделей. В 2023 расходы росли даже больше — на 41 и 31% соответственно. Пик покупок приходится на 30 декабря.
Что касается Дня знаний, то за неделю до начала учебного года в 2024 году обороты и транзакции выросли по отношению к предыдущей неделе на 17 и 20% соответственно. Больше всего покупают также за день до самого праздника: в 2023 году пик традиционно пришелся на 31 августа, а в 2024 — на воскресенье, 1 сентября. Вероятно, часть товаров покупают детям для занятий в школе и кружках.
Подарки для творчества и хобби чаще дарят женщинам, чем мужчинам. За неделю до Международного женского дня в 2024 году обороты в рублях и количество покупок выросли на 23%. При этом перед 23 Февраля изменения в транзакциях и оборотах неделя к неделе практически отсутствуют. В 2023 году спрос перед гендерными праздниками реагировал аналогичным образом. В том числе это подтверждает гипотезу, что сами женщины чаще покупают товары для творчества себе или детям.

Самые популярные товары для хобби и творчества
Мы решили проследить, как менялась популярность того или иного увлечения, по спросу на сопутствующие товары за последние два года на Wildberries. Если увлекающихся каким-то хобби становится больше, растут продажи товаров, необходимых для этого занятия, и наоборот.
Неизменной популярностью пользуется шитье: за прошедшие два года доля соответствующих предложений составляла 18—26% от общего числа товаров в разделе «Досуг и творчество». В самую «наполненную» категорию входят ткани, нитки и различная фурнитура. Отметим, что речь только о расходных материалах для шитья, а, скажем, швейные машины относятся к отдельной категории «Швейное оборудование и аксессуары».
За 2024 год также в пятерке лидеров по доле товаров, представленных на маркетплейсе, — категории «Аксессуары» , «Наборы для творчества» , «Бисероплетение», «Рисование и лепка». На них суммарно приходится 57% товаров для хобби и творчества.
При этом спрос растет не на все популярные категории. Например, в 2023 году «Вышивание» входило в первую пятерку — и за год опустилось на 11-ю строчку: доля таких товаров снизилась с 8,4 до 4,1%. Доля товаров для рисования и лепки уменьшилась с 11,4 до 6,7%. Падает интерес и к наборам для творчества, но не так резко: на 2,5 п. п., до 9,8%.
Сильнее всего нарастили популярность товары для шитья, изготовления аксессуаров для дома и украшений, а также из категории «Инструменты для рукоделия» .

По соцопросам, самыми популярными видами креативных хобби у россиян оказались конструирование и работа с миниатюрами, а также изготовление украшений — по 9% респондентов, написание картин — 8%. Часто предпочитают мыловарение, лепку и ремонт электронных устройств — по 6% опрошенных.
Среди товаров для творчества на Wildberries в денежном выражении лидирует категория «Рисование и лепка»: 17,6% от общего оборота в рублях за 2024 год. Популярность рисования и лепки может быть обусловлена тем, что у этих видов творчества низкий порог входа — они доступны новичкам, ими можно заниматься с маленькими детьми.
Больше всего в разделе «Досуг и творчество» приобрели материалов и инструментов для шитья: 19,1% всех купленных в 2024 году товаров. На третьем месте — наборы для творчества.
Если рассматривать изменение средних чеков, то в большинстве категорий показатель даже снизился по сравнению с 2023 годом. Выделяется «Кожевенное дело»: в 2024 году товары этой категории подорожали в среднем на 46%.
Какие направления творчества стали популярнее
Чтобы посмотреть, какими видами творчества стали больше увлекаться россияне, мы проанализировали товары, которые чаще заказывают на Wildberries. Самый большой рост — в категориях «Кожевенное дело» , «Изготовление свечей» и «Мыловарение»: 221, 90 и 53% за год соответственно.
Отметим, что, несмотря на растущую популярность этих категорий, в абсолютных показателях доля их невелика: по 1—1,5% всех товаров для творчества. Востребованность таких хобби может быть связана с тем, что покупатели не только изготавливают вещи для себя, но и монетизируют увлечения. Например, по данным «Авито», продажи кожаных сумок ручной работы в 2024 году выросли на 40%. А крупный портал «Ярмарка мастеров» в целом отмечает рост популярности товаров ручного производства.
По обороту в денежном выражении также лидируют товары для работы с кожей: в 2024 году покупатели потратили почти в восемь раз больше по сравнению с предыдущим годом. Следом идут товары для любителей гравюр и материалы для изготовления свечей: за год обороты выросли на 62 и 52% соответственно.
Сильнее всего снизился спрос на товары для вышивания и швейное оборудование: за 2024 год количество купленных товаров упало на 47 и 54% соответственно. Оборот в рублях больше всего уменьшился тоже в категории «Вышивание».
Еще о хобби и увлечениях — в цифрах:
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata