«Все барьеры — у нас в голове»: 5 историй о том, как колледж стал хорошим стартом в жизни

Многие ценят учебу в ссузах за то, что она быстро дает представление о профессии и помогает понять, стоит ли дальше в ней развиваться.
Если все нравится, можно получить высшее образование по профилю или сразу пойти работать. Если нет — более осознанно выбрать другую специализацию. Читатели Т—Ж рассказали, как учеба в колледже помогла им или их знакомым найти свое место в жизни. Собрали несколько вдохновляющих историй в одном материале.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
О том, как почувствовать свободу и ответственность одновременно
В девятом классе я уже знал, что мне интересны ИТ, и хотел двигаться в этом направлении. Тогда существовали стереотипы про то, что 10—11 классы — для отличников, к коим я не относился, поэтому родители предложили колледж. Там была нужная специальность, и я не стал сопротивляться.
Мне повезло. Со второго курса в колледже начались всякие спецпредметы типа программирования, операционных систем и сетей. Преподы были в большинстве случаев либо практикующие, либо те же, кто вел в универе, так как колледж — его филиал. Много занимался самообучением. Находил время и покуролесить, и поучиться.
Ну а после уже — армия. Через год вернулся, начал работать по специальности и учиться заочно в том же универе. Принимали без ЕГЭ, заочка — 3,5 года. Преподавали нам то же самое, что и в колледже, и те же преподы.
Из нюансов: после армии было не сильно много мотивации идти на вышку, но корочка уже не раз мне пригодилась. Из плюсов: раньше начинаешь учиться, другой формат обучения по сравнению со школьными уроками, больше свободы и дозволенности, чувствуешь себя типа взрослым :)
Но нужна самодисциплина и понимание, чего ты хочешь от жизни. Тогда колледж — нормальная тема.
О том, как после колледжа стать бакалавром и магистром
Я после девятого класса ушла в колледж на электрика. В школе никакого интереса ни к чему не проявляла, зато в ссузе мне очень полюбились физика и черчение. Там еще просят участвовать в конкурсах — кто-то хорошо поет, кто-то хорошо вяжет. Все таланты приветствуются, и сам колледж награждает студентов за активную деятельность.
Учеба длилась с 08:00 до 13:30 максимум. Бывало, и раньше освобождались, но позже — никогда. Утром учишься, после занимаешься творчеством, волонтерством и прочим. Я попала под крыло очень хорошего преподавателя, с котором мы устраивали субботники, ездили в приюты, помогали пожилым и ветеранам войны в уборке дома, копали у них огороды. Но не забывали об учебе: старались успевать — и успевали.
Колледж окончила с красным дипломом, получила хороший опыт монтажа с проводкой и пайкой, а еще — большое портфолио с наградами и благодарностями от молодежных организаций. Это были прекрасные четыре года. Я с теплом в груди вспоминаю то время. Был бы шанс, вернулась бы туда еще. Педсостав в колледже — как учителя в школе: тоже о тебе беспокоятся, поддерживают в любом начинании, помогают в сложностях и проблемах.
Стипендия была небольшая: у тех, кто получал начальное профессиональное образование, — условно 450 ₽, среднее профессиональное — 550 ₽. Благодаря хорошему портфолио куратор предложил попробовать силы в региональном конкурсе для отличников-активистов. Вместе отправили заявку, документы — и на четвертом курсе стипендия была 4000 ₽ в месяц. Правда, давали ее раз в полгода сразу за несколько месяцев: в первом семестре вышло 16 000 ₽, во втором — 24 000 ₽. Также колледж очень помогает с местом работы, предлагает вакансии тем, кто дальше учиться не хочет.
В день защиты диплома к нам пришел представитель столичного профильного университета, предложил помощь в поступлении. По его наставлениям подала документы, две недели отучилась на курсах для СПО — вспоминала логарифмы и интегралы, — написала экзамены, поступила.
И начался ад: времени катастрофически ни на что не хватало, учеба с восьми утра до пяти вечера шесть дней в неделю. Стипендия была 1800 ₽. Раз в полгода я подавалась на матпомощь, получала около 5000—8000 ₽.
В универе тоже попробовала себя во многих направлениях: например, стала донором крови и плазмы, играла в регби, занималась научной деятельностью. Благодаря науке стипендия выросла до 15 000 ₽.
Окончила вуз с синим дипломом, с одной тройкой по матанализу, но ни о чем не жалею: препод рандомно ставил оценки, мне не повезло. Универ принес мне хороших знакомых, научил списыванию и зазубриванию и дал много чего еще.
Решила пойти дальше: подала документы в магистратуру, поступила вне конкурса как активист-научник. Мне очень интересна тематика умного дома, я хотела развиваться в этом направлении. О поступлении в магистратуру жалею, так как знания дают те же, ничего нового я не получаю, а только зря трачу время: менеджмент и философия на первом курсе, привет!
Работаю проектировщиком в очень классном месте, но зарплата небольшая. Сейчас время поменялось, теперь в приоритете рабочие профессии. Для сравнения: в нашей организации оклад инженера-проектировщика — 45 000 ₽ до вычета налогов, архитектора — 50 000 ₽, а электрики и монтажники получают по 70 000 ₽.
Все зависит от самого ребенка. Если он хочет получить знания, он будет их получать, сам найдет то, что ему интересно. А еще если в эту формулу добавить грамотного и неравнодушного преподавателя — получится хороший, амбициозный и замотивированный студент. Многие из моей группы после колледжа пошли в вузы, учатся, работают и всем довольны.
Кстати, после ссуза проще поступить в университет. Возможно, есть какая-то квота для студентов СПО, но наш универ прямо приветствует таких поступивших. Мне кажется, с теми, кто окончил колледж, проще работать: они как-то заинтересованы в учебе, внеучебной деятельности, так как им по 19—20 лет — бунтарский период закончился.
Мой путь: колледж — четыре года, бакалавриат — четыре года, магистратура — два года. Итого: 10 лет. Проектировать мне нравится, но была бы еще зарплата побольше — моей работе цены бы не было. А еще закрадывается мысль: может, в аспирантуру, чтобы заниматься наукой, обучать студентов-бакалавров и быть рядом с грамотными и хорошими преподавателями?.. Но уже нет сил.
О том, как получить несколько дипломов и не выгореть
Проучилась в колледже пять лет. За это время получила и прикольное практическое образование, и понимание, надо ли мне оно дальше. Еще и с работой совмещала, и личная жизнь была вполне себе.
К моменту поступления в универ могла смело назвать себя зрелым человеком, которому было что вспомнить кроме учебников. Дальнейший карьерный путь продолжился своеобразно, по другой специальности, но все равно продуктивно в итоге.
Положа руку на сердце: универ и школа доставили больше хлопот, чем колледж. Отличное время было. И многие знания до сих пор применяю.
Немало тех, кто и три, и четыре образования — зачастую высших, иногда даже зарубежных — умудряется получать, одно за одним. К 40 годам как раз заканчивает. Все барьеры — у нас в голове, говорю как человек с несколькими дипломами, продолжающий самообразование ежедневно.
О том, как разобраться в себе и сделать осознанный выбор
Я и 11 классов окончила, и в колледж поступила, а затем в вуз. В колледже училась по сокращенной программе, год и 10 месяцев. Были свои проблемы, но в целом все прошло нормально.
Сама захотела остаться в школе подольше, но не видела себя ни в одной профессии, не знала, чего хочу. Из-за этого мотивации готовится к ЕГЭ не было никакой — сдала не очень, 183 балла.
Всегда думала, что я гуманитарий, а точные науки не мое. Получилось так, что поступила в колледж на свою специальность по ошибке. Оказалось, что она техническая, для работы на заводе. Узнала об этом буквально 1 сентября на линейке. Сначала сильно испугалась: как это я на технической специальности? Но решила посмотреть, что будет. Думала, отчислюсь в октябре-ноябре.
Но время как-то быстро пролетело. Окончила первый курс, второй, и вот уже скоро выпускной — стремно отчисляться. В целом мне нравилось учиться, у меня все получалось, вышла на красный диплом в итоге :)
Эти год и 10 месяцев оказались для меня очень ценными: я наконец поняла, чего хочу. Осознала, что фраза «Я гуманитарий» совсем не про меня. Повзрослела. Сдала вступительные в вузе, которые были легче, чем ЕГЭ, да еще и дистанционно, плюс 10 баллов накинули за красный диплом. Поступила на бюджет, учусь очно, специальность — «прикладная геодезия».
Стою в одной линии с детьми, которые вчера грызлись за пару баллов на ЕГЭ. В отличие от них я могу перезачесть себе несколько предметов и не ходить первый семестр на некоторые пары. Еще и корочка о получении профессии есть, по которой я не против поработать.
О том, как построить успешную карьеру
У меня есть история двух парней-друзей, которые решили стать летчиками. Один четко определился с профессией уже классе в седьмом-восьмом. Просиживать штаны в школе не стал и после девятого свалил в летное училище. Это происходило в 2013 или 2014, через два года парень выпустился и устроился на работу. К пандемии у него было три или четыре года опыта, и он уехал работать за границу.
А второй друг, отличник и золотая гордость семьи, потопал в вуз за красным дипломом, так как родители были резко против училища. Выпустился уже в пандемию или прямо перед ней. В общем, ковид, потом СВО… Парень до сих пор найти работу по специальности не может. А первый уже командиром где-то летает. Вот так погоня за «престижными» корочками вуза сыграла злую шутку.
Мораль: если знаешь, кем хочешь быть, нужно уходить после девятого класса, учиться, идти работать и самореализовываться. 10 и 11 классы — это два дополнительных года на подумать. Или для тех, кто намерен поступить в определенный вуз. Например, знаю девушку, которой важно учиться именно в МГУ и нигде больше. Готовится, чтобы пройти на бюджет.
Волнуетесь, что ваш ребенок не может определиться с профессией? Поделитесь своими переживаниями и станьте героем следующего материала.