Я прошла курс по писательству и самостоятельно издала свою рукопись

48

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Терентьева Вероника

Страница автора

Предыстория

Кто хотел стать писателем? Я!!!

Кто хотел стать знаменитым писателем? Я!!!

Да, что уж там… Кто хотел стать богатым писателем? Писать в свое удовольствие и много зарабатывать. Ну, кто? Я! Я! Я!

Но это было немного позже. А сначала я действительно писала для себя, и иногда это выходило смешно. Это сродни терапии — в жизни я совсем не остроумная. Мне, конечно, иногда удается пошутить, но это скорее удача.

Обучение

Эта история произошла несколько лет назад. Самиздат для меня тогда был не в почете, а история с Джоан Роулинг показала, что авторитет даже маленького издательства может быть велик, и «чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса…».

К тому времени я почти дописала свой великолепный роман. Читала его только я, остальные сопротивлялись (250 страниц! да легче застрелиться!), и была от него в восторге.

Посылать куда-то рукопись, мне казалось уныло, а тут как раз открывался набор на курсы писателей от петербургского издательства.

План был смешон и оптимистичен. Больше, конечно, смешон: я прихожу на курсы, чему-то там учусь; пишу. Редактор читает мои тексты и приходит в восторг…. А потом меня прекрасную и неповторимую печатают огромным тиражом.

Бойтесь нечистых намерений! Я часто себе такое говорю… Но кто бы слушал.

Нас таких на курсе было много, оптимистов, человек тридцать, некоторые даже приехали из других городов. Главный приз — публикация рукописи или, на худой случай, работа в творческой мастерской, где ты под руководством дописываешь роман.

Вроде… Я этого уже не очень помню. Я это не слушала.

Я целилась только в луну.

Одним из наших преподавателей был Великий и Ужасный писатель, назовем его М.. Он был из Москвы, а его мания величия — под стать столице. Я его знать не знала и пожала про себя плечами. (Но, признаться, я не так уж много читаю современной литературы). Но он неласково коснулся Достоевского, упомянув Федора Михайловича и «морализаторство» в одном предложении, и моя душа взвилась! Мы петербуржцы, своих, в обиду не даем!!! Хотя с другой стороны….. Федор Михайлович, конечно, мне дорог, а вдруг меня очень похвалят. Это как на первых свиданиях, когда рано показывать свой характер. А вдруг не женятся!

В общем, я промолчала Великому и Ужасному М. (хотя два прилагательных много, а откровенно хамить я не буду, поэтому оставлю Великий М.).

Я потом еще много раз молчала. У него, например, был свой метод понимания персонажа. Мы должны были ответить «когда у героя вашего романа последний раз был секс?» А у меня один из героев собака. Представьте мое замешательство? Вот я и молчала.

Второй наш преподаватель работал главным Редактором, и он был славным. И на него была вся надега. В нем не было тщеславия, любования собой и вредоносных идей. Просто Редактор. А еще однажды, он сказал про мой текст: «Мне понравилось». Это было за какое-то домашнее задание и было один раз.

В остальное время я выходила после занятий на Невский проспект, поднимала голову и вопрошала: «Да что за хрень?»

Мы все время что-то писали, наши тексты просматривали (да, ребята, просматривали!… я редактор, а не псих, вас 30 человек шакалов, алчущих быть напечатанными, и занятия два раза в неделю. Вот если бы Великий М. взял на себя труд прочитать половину, но Великий М. занят, сидит с калькулятором, считает свои доходы, чтобы сто десятый раз сообщить, что он один из немногих, кто живет на гонорары от книг).

Думаю, чтобы учить писать, нужно обладать большой долей великодушия. Тщеславие губит все хорошие идеи. Стивен Кинг в своей книге «Как писать книги» сказал: «я верю, что у многих людей есть какой-то хотя бы минимальный талант писателя и рассказчика, и этот талант можно укрепить и заострить».

Но чтобы так рассуждать, надо накуриться, обдалбаться, пройти все круги ада и выжить. И потом тебе уже, наверное, не хочется сидеть с пафосными видом и рассуждать: «что у Вас, батенька, тексты не те, да и пишите Вы без огонька…».

Но у нас было все «культурненько, все пристойненько»…

Гвоздем каждого занятия было обсуждение текста одного из студентов. Когда подошла моя очередь, разбор полетов пришелся на первые три главы романа…. Свойство моей психики таково, что оно стирает из памяти все ненужное. По комментариям я поняла, что текст мой читали по диагонали, и принимать близко к сердцу рецензию великого жюри не стала. Кто-то из студентов сказал, что читал, и было смешно. Это я запомнила. И до сих пор благодарна этому незнакомому человеку….

Результаты

А перед большим финалом, когда должны были объявить, кто подлежит отстрелу, я получила странное письмо. Там было сказано, что перед последней встречей состоится еще одно собрание, и на него приглашены избранные студенты. Просьба не говорить об этом остальным. Встреча состоится в редакции, поздно вечером.

Вот тут снова возник Федор Михайлович со своей нравственностью: «Ты что все забыла! А как же громкие слова, самоуважение и принципы?» Да и черт бы с ними со всеми! Нет у меня никаких принципов. Я — избранная!!! Дайте почувствовать важность момента…

Думала я так, блуждая как бешенная рысь, в поисках входа в редакцию. Два раза споткнулась о балки, свет в окнах не горел, вокруг стояла тишина, заявлявшая: «ты совсем спятила, все давно разошлись по домам»…. Но неверие в происходящее не давало мне повернуть назад.

«Да нет там никого — жалостливо оглядел меня охранник, очевидно думая, что я рукопись собралась под дверь просунуть, — все давно домой ушли».

«Это полная хрень….», — думала я спустя пару минут, дергая ручку наглухо закрытого кабинета.

Я до сих пор не знаю, что произошло. Может, были изменены явки, пороли, или письмо мне прислали по ошибке. Но зато на финальную распродажу талантов я уверенно шла по знакомым балкам, встретила растерявшихся с курса коллег, помогла им не сбиться с дороги. Как Сусанин вела всех туда, где никому не будет хорошо.

Меня отстреляли в числе первых.

Я даже боли не почувствовала.

Редактор был совсем неласков, зато Великий М. — добр, как никогда за три месяца. И эта доброта была предсказуема. Накануне я написала ему письмо, где сообщила, что купила книгу и поблагодарила его.

В оправдание скажу, что «спасибо» я говорю, даже когда не особо благодарна, это какая-то петербургская болезнь, но книгу я действительно купила — после ночных блужданий по балкам, чтобы уже испить эту чашу до дна. Прочитала десять страниц, пока ехала в метро, после чего закрыла книгу и больше никогда ее не открывала.

Но пока слушала его речь, не могла избавиться от мысли: «Дура, ты дура… Видишь, как все просто. Надо было сразу письмо писать…». Он меня даже сравнил с Вудхаусом и О.Генри. В общем, наверное, не сравнил, а просто упомянул наши фамилии в одном потоке мысли, но мой мозг, как всегда, контекст не помнит, а постоять, пусть даже в одном предложении, с великими писателями было приятно…

Подводя итог, скажу, что в соревновании победила девушка Мария, которая писала про ведьм и про темную сторону луны. Не близкие мне сюжеты, но писала она хорошо, и ее позвали работать в творческую мастерскую, где Великий М. пообещал, что с нее «снимут шкурку» и, видимо, нарастят новую. А у меня образное мышление, и я, в общем, перекрестилась, что оказалась не столь талантлива.

Я даже в моменте обернулась посмотреть на Марию. Она была горда: алый румянец заливал щеки, и она ничего не боялась….

А мы, бесхребетные, побрели по домам….

P.S. По условию курса, в течении года мы должны были дописать роман, и отправить рукопись полюбившемуся преподавателю. Полюбившемуся… Но я все же закончила роман, и отправила рукопись Редактору. Семь месяцев мне никто не отвечал. А потом я пошла в бар со своим братом и напилась. Надо сказать, брат считает меня талантливой, это у нас какой-то семейный дефект, мы упрямо верим в мои тексты. Мучаемся страшно. Читать он меня не читает, но историю с издательством воспринял близко к сердцу. В общем, слово за слово… стакан за стаканом… И домой я вернулась как та самая бешенная рысь — но нетрезвая, неинтеллигентная и с блестящей шкурой. В общем, сама была от себя без ума — как раз тот самый тон, чтобы заявить о правах на эпистолярный жанр и нахамить виновным и не виновным на ночь глядя… И, я себе не отказала. Всех тонкостей не припомню, но Редактору я высказала и про Джоан Роулинг, и про то, что не желаю ему оказаться среди тех тридцати издателей, которые выбросили в свое время ее рукопись, и, конечно, про то, что обещания надо выполнять.

Пить или не пить, перед тем как отправлять важные письма — вопрос философский. Но если бы я тогда задушила свои инстинкты мне бы и P.S. писать было не о чем.

Редактор мне ответил через пять минут.

После отправки рукописи я ждала письмо семь месяцев, но стоило только нахамить, и мне ответили через пять минут.

Понятное дело, я протрезвела сразу же.

Редактор сказал, что всегда отвечает, а я не приложила синопсис, или что-то там еще в этом роде.

И мне стало стыдно. Когда на грубость отвечают вежливостью, мне всегда стыдно.

Я не чувствовала себя неправой, но мне уже не хотелось ничего доказывать. Я удалила письмо, закрыла компьютер и выбросила этот эпизод из своей жизни. А в великий век самиздата зарегистрировалась на author.today и издала свою рукопись сама.

Конечно, это история субъективна. Но наша субъективность, это и есть наша уникальность. Пишите. Пишите и никого не слушайте. Только себя. В нас во всех зреют семена. Вдруг они уже проросли, а вы и не догадываетесь…..

  • Bella B.Ваш опыт обучения - уже целая история. Тоже обучалась литмастерству. Да, преподаватели на таких курсах не лишены тщеславия. Да, меня сравнили с Чеховым и невнятно сказали про прозаический талант. Да, я не победила в конкурсе как и вы. В одном конкурсе я все же победила, но без интриг не обошлось. Да , городское фэнтези с ведьмами сейчас в топе. И у меня есть Великий учитель, с кем я однажды дерзнула посоветоваться. Он мне сказал: "Вы даже представить себе не можете, сколько времени надо учиться, чтобы сочинить что-то стоящее!" Коллега, нам остается только продолжать писать, читатель обязательно будет).6
  • ФедяХороший рассказ. Живой😁2
  • Sonya RykielМолчанов?3
  • Bella B.Sonya, это Великий? Он писатель?0
  • С.С.Я пошла на автор.тудей, нашла вашу книгу и начала читать. Что сразу бросается в глаза - у вас очень много глаголов и диалогов. Вообще, обилие диалогов - бич современного самиздата. Вас так на курсах учат? В общем, от всего этого создается впечатление, что всë в каком-то хаотичном движении, все "огрызаются"/"хмурятся"/"наталкиваются"/"опаздывают"/"роняют" и т. д. И даже "продолжают стоять"... Хочется сказать им всем: остановитесь хоть на минутку и объясните, кто вы все такие и за чем тут я должна следить? Без обид, только мое субъективное мнение.10
  • Bella B.С.С., история обучения описана хорошо. Динамика в этом тексте тоже есть. Если роман был написан под присмотром наставников, а история про курсы плод самостоятельного творчества, тогда лучше держаться этого стиля и развивать свой голос. Нам на курсах давали свободу самовыражения. Там была полезная информация, как структурировать текст. И импульс к творчеству тоже дали. А ссылку на произведение здесь можно указать? Хотелось бы посмотреть тоже.2
  • С.С.Bella, автор на сайте с тем же именем, что тут1
  • Ина ЯяКто-то говорит, что может научить писательству? Это шутка? Напомните-ка, пожалуйста, кто учил писать романы и выдумывать, например, Митчелл, Лондона, Толстого, Гюго и прочих - прочих творцов. И сколько, интересно, вы заплатили за обещания поучиться у "великих". В вашем посте последний абзац понравился9
  • Анархист КириллПисатели собрались ))).7
  • Анархист КириллЯ тоже придерживаюсь этой точки зрения - писательству научить нельзя. Это либо есть, либо этого нет. То есть можно конечно дать какие-то базовые принципы построения литературных текстов, но... Нужно чтобы Боженька пальчиком к лобику прикоснулся. А этого ни за какие деньги не купишь.2
  • Ирен АКакой-то сумбур и крик души. Странные курсы, на которых даже не научили, что синопсис редактору отправлять обязательно, без него рукопись никто и не откроет.10
  • НикушаНе выиграла В КОНКУРСЕ??? И при таком знании русского языка человек пытается что-то писать? Я даже читать не стала дальше .4
  • Sonya RykielBella, героиня пишет «Я его знать не знала и пожала про себя плечами». Я предположила, что Молчанов. Он писатель.2
  • Bella B.Sonya, он известный писатель? Такое ощущение, что и в этой сфере (обучение писательскому мастерству) преподавателям в большей степени интересны они сами и заработок, а не раскрытие творческого потенциала обучающихся.1
  • Bella B.Мне понравилась такая идея. Если у вас писательский "голос" есть, на курсах вам его "поставят", и он зазвучит во всю мощь, а если нет, то хоть заучись и заредактируйся, ничего не поможет. Писательский голос - это неповторимый стиль изложения, вероятно, связанный с литературным талантом или очень редко с гениальностью.0
  • Bella B.Анархист, пошла тема, вот и собрались)2
  • Анархист КириллBella, а есть ли разница между писателем и литератором. Никак не могу определиться.1
  • Bella B.Анархист, вопрос очень интересный и немного спорный. Литератор - понятие более широкое, несет в себе такую составляющую, как зарабатавыние материальных благ. Литератором можно назвать и писателя, и публициста, и того, кто стоит у руля какого-нибудь литературного обьединения. Писатель - это более узкое определение. Некоторые считают, что писатель - это талант, а литератор - подмастерье или даже бездарность. А вы что по этому поводу думаете?3
  • Анархист КириллЧто думаю я..? Черт его знает, что я думаю. Я снова буду Вас спрашивать. Вот для примера - Сергей Довлатов. Писать он начал в семидесятые годы двадцатого века, а первые его книги увидели свет в период его эмиграции в США - в восьмидесятые годы. А в России они появились уже в девяностые, аккурат после падения СССР. Так вот отсюда возникает трудноразрешимый вопрос: с какого периода Сергей Донатович (до слёз обожаемый мною человек), может именоваться писателем? С начала творческого пути или с даты выхода первой книги?4
  • Bella B.Анархист, только что размышляла про публикацию книги. Да, это некая веха, отправная точка. Писатель может долго писать в стол. Это нормально. Думаю, литераторы в стол не пишут. Так даже не скажут - литератор такой-то 10 лет писал в стол. И гениальный литератор не скажут, только писатель может быть гениальным. Я бы считала писателя писателеи с начала творческого пути. Можно сказать - будущий писатель, на этапе становления. Мне показалось, что вы хотели сказать, что человека назовут литератором, скорее, в ироничном ключе. Нашелся тут литератор, е-мое). Что-то в этом роде.2
  • Анархист КириллBella, мне нравятся Ваши рассуждения. Теперь я готов сообщить Вам о том, что думаю я. А думаю я так: писателем может в полной мере называться человек, сочинивший хотя бы одно законченное произведение, объемом не менее (условно) одного "авторского листа" - 40 000 знаков с пробелами (а интересно было бы написать две кавычки и между ними 39 998 пробелов). Причем вне зависимости от того, опубликовано это произведение или нет. Впрочем про объем я упомянул условно. Гениальным может быть и коротенький рассказ в 10 000 знаков. Литератор пишет книги, которые издаются издательствами. Интернет-издательства тоже считаются. А так же автор имеет полное право выложить свое произведение в формате электронной книги или аудио-файла совершенно безвозмездно. Такое решение тоже может считаться публикацией. Пока всё ))2
  • Sonya RykielBella, Ну вот я Александра Молчанова знаю прежде всего как коуча, преподавателя сценарного мастерства, драматургии и литературного мастерства, хотя книги он тоже пишет). Просто больше на букву М вообще не смогла никого вспомнить3
  • Анархист КириллBella, я вот например могу задаться целью издать сборник своих комментариев с различных ресурсов. Увидев этот объём, реализованный в томах, Лев Толстой побледнел бы и умер (вторично). Полагаю, что Даже Владимиру Ульянову (Ленин) было бы неловко. Что уж там говорить о Карле Марксе.3
  • user5836519Может и к лучшему , что вы не выбились в финал ) Просто разговоры про последний секс у героя , как то навевает дурные предчувствия о судьбе Марии , шкурку может и не снимут , но одежду вероятно. Просто в художественной соне в СССР , права среди абитуриентов поступавших в ВУЗ были похожие моменты .2
  • Дарья АбрамоваА почему вы не попробовали отправить текст в другие издательства? Вы столько раз сослались на Джоан Роулинг, но почему-то не попробовали пойти путем ее литагента Самиздат, конечно, решение, но скажем честно, пробиться оттуда к массовому читателю шансов еще меньше, чем из издательства. Конкуренция еще выше, а критериев отбора нет совсем. А по самой истории скажу, что проблема многих авторов, которые надеются быть изданными, излишняя эмоциональность в общении с издательством. Понятно, что для вас это дело жизни, но с вами работают люди, для которых это все рутина и обычный процесс. Вы не отправили синопсис, рукопись не стали смотреть, это норма в издательствах, они действительно не имеют ресурса читать все, что им присылают, от корки до корки. Это может вызывать какие угодно чувства, но вот такова реальность. Удалять письма, что-то там предъявлять — бессмысленно. Как только книга дописана, надо выключать эмоции, творческий подход и тд, и относиться к процессу по-деловому.4
  • Древесный ниндзя Эндорфинов———А в великий век самиздата зарегистрировалась на author.today и издала свою рукопись сама. Выложить текст на сайте теперь называется "издать рукопись"?12
  • user3256975я думаю, вы достаточно самонадеянны, так что моя критика не расстроит - плохо пишете, много "этого", общая грамотность так себе, пафоса ложками ешь, метафоры неуместные. Но такого чтива полно, его тоже берут. Найдете своего читателя наверн.8
  • user3256975"А у меня один из героев собака." - а что, у собак какие-то проблемы с сексом?4
  • ВеркинззВерх моего литературного творчества - собираю коллекцию статей на ТЖ, названных цитатами из моих комментариев 😁3
  • Bella B.Веркинзз, то есть в названиях статей других авторов используются ваши комментарии? У вас большая коллекция собралась? Я думаю, вы не единственная.0
  • ВеркинззBella, нет. Когда ТЖ выпускает сборную статью из комментариев и в заглавие ставит мой. Конечно, здесь много таких читатеьей 😎1
  • Bella B.Веркинзз, значит у вас это неплохо получается).1
  • С.С.Анархист, Если бы я был моралистом и писал книгу, то из сотни страниц девяносто девять оставил бы чистыми. На последней я написал бы: "Я знаю только один долг – любить". © Альбер Камю1
  • Bella B.С.С., убеждаюсь, что настоящий мастер в одной фразе может сказать то, что другой будет пытаться нащупать на 99 и более страницах, чаще безуспешно.1
  • Анархист КириллНо почему не написать это на первой и единственной странице? Хорошая получилась бы книга. Великолепно оформленный супер, а внутри одна страница.2
  • Bella B.Анархист, это для тех, кто любит книги с конца читать). Сразу узнать, чем все закончится.1
  • Bella B.Анархист, как вы думаете, у бесплатной публикации всегда будет больше просмотров?0
  • Анархист КириллBella, понятия не имею. Я выявил только одну, совершенно верную линейную зависимость - чем больше работаешь, тем больше устаёшь. Я понимаю, когда издание платит журналисту за материал. Но когда некто написал какую-то невнятную галиматью и хочет продать этот шлак... И тем не менее, лучше всего продается именно шлак. О, нелинейность бытия. О, несовершенство мира...1
  • Bella B.Анархист, вы отлично парадоксы чувствуете)1
  • Анархист КириллBella, я и сам - парадокс ))0
  • С.С.Анархист, а как же ваш обязательный и минимальный авторский лист?))1
  • Анархист КириллНу, для чего же обязательный? Я там даже упомянул в скобочках - "условно". Но вот не я же это придумал )) Издательства рассматривают рукописи начиная от одного авторского листа. А на сетевых ресурсах произведение может быть хоть из одного единственного предложения.0
  • Мексиканский ТушканЧем больше читаешь, тем меньше хочется писать1
  • Игорь ГорбуновПризнаюсь: читал ваш текст по диагонали. Потому что в нем куча ошибок, начиная с названия. По нормам современного русского языка вы не обязаны постоянно указывать принадлежность, как то делают англичане. Смысловая привязка идёт к последнему упомянутому явлению. Короче, если вы пишете, что прошли курс по писательству, нам сразу станет ясно, что дальше вы говорите о собственной рукописи, а не чужой. Смотрите, как преображается текст, очищенный от тормозящих слов: "Я прошла курс по писательству и самостоятельно издала рукопись". Почему я акцентировал вопрос на такой мелочи? Потому что начинающие писатели считают, что могут писать кое-как, главное издаться. Но для хорошего результата нужно прикладываться усилия: читать, наблюдать, анализировать,постоянно учиться, развивать чувство языка, не забивать на правила. Именно мелочи отличают выдающегося художника от посредственности. Возможно на писательских курсах это не объясняют, однако главное в художественном тексте - это образ; а он складывается из деталей. Важно, как именно вы эти детали опишете. Подмена же сильных эмоций дешёвыми манипуляциями с кучей восклицательных знаков здесь не канает.2
  • Игорь ГорбуновBella, талант взращивается на насмотренности (начитанности), обучении (усвоении и осмыслении, размышлении) и приложении сил (использовании знаний на практике). Музыкальный слух, к примеру, есть у всех (в мозгу буквально сформирована целая область, отвечающая за распознавание звуковысотности), но не каждый берется его развивать1
  • ИтутонговоритSonya, я думал, Минаев0
  • Выдра в гетрахBella, да где же хорошо, еле прорвалась через экзальтированный слог автора. Я-я-я, я избранная, другие ученики и преподаватели толком не обрисованы, суть обучения не понятна.2
  • Bella B.Выдра, я поняла, потому что был подобный опыт. Задайте вопросы автору, если вам интересна тема. Экзальтированный слог - тоже надо уметь выстроить).0