«Люди удивлялись, что на ретроавто можно зарабатывать»: как я сдаю в аренду вишневую девятку

В рубрике «Читатели открыли бизнес» предприниматели рассказывают о специфике своего дела, доходах и неожиданных сложностях.
Героиня истории сдает папину вишневую девятку в аренду. Клиенты берут ее для эффектных фотосессий, сюрпризов, а еще ее арендуют киношники и создатели рекламных роликов. Машина Ирины снималась в сериале «Комбинация», рекламе «Авто-ру» и «Магнита». Кроме девятки Ирина предлагает в аренду ретроавтомобили других людей за комиссию. Средняя месячная выручка такого бизнеса — 100 000 ₽.
Предпринимательница рассказала, как рекламирует сайт с арендой через свой блог, какие видео залетают в рекомендации и о каких подводных камнях арендного бизнеса она узнала со временем.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала
Идея бизнеса и затраты на запуск
Я живу в Москве и сдаю в аренду для фотосессий, съемок кино, клипов, рекламы, праздников в стиле девяностых свой ретроавтомобиль — вишневую девятку ВАЗ-2109 1999 года.
Машина принадлежала моему отцу — он немного на ней ездил, в основном до дачи летом. У девятки всего 35 000 км пробега и родная краска. Так что машина со всеми исходными атрибутами и без тюнинга сохранилась почти как музейный экспонат.



Я начала сдавать ретроавтомобили в аренду прошлой зимой. До этого у меня уже был опыт в бизнесе, я развиваю онлайн-школу английского языка. Но сейчас стараюсь больше делать упор на арендный бизнес.
Все случилось весьма спонтанно. Увидела как-то на «Авито» объявление о сдаче в аренду старенькой Волги. И решила попробовать выставить свою вишневую девятку. Люди на удивление начали мне активно писать. Они хотели взять машину для своих мероприятий, праздников, рекламы, им нужна была как раз вишневая девятка. Я удивилась такому спросу — оказалось, что девятка уже стала ретромашиной. Думаю, дело в том, что этих автомобилей в таком хорошем состоянии, как у меня, просто очень мало.
Еще у меня на сайте есть машины других владельцев, которые я разместила там за комиссию, но сдачей их в аренду сама не занимаюсь: черная Волга-2401, Форд Мустанг 1965 года и два винтажных Кадиллака. Эти машины уже отреставрированные, сейчас сложно найти ретроавтомобиль с родной краской. На сайте можно прочитать их историю. Как ни странно, из всех машин девятку берут в аренду чаще всего.
Поскольку автомобиль достался мне от папы бесплатно, для запуска бизнеса нужно было вложиться только в маркетинг. За разработку сайта и рекламу в «Яндекс Директе» я заплатила 100 000 ₽.

Клиенты
Ретромашины берут в аренду в основном для праздников. Автомобиль стоит как фотозона, иногда его устанавливают на специальном постаменте. Люди фотографируются с девяткой, садятся в нее, снимают видео, и она поднимает всем настроение.
Иногда мою машину используют для съемок в кино. Киношники находят меня, как и остальные клиенты, по сайтам с объявлениями или через блог. Еще работает сарафанное радио — кажется, мой контакт передают друг другу представители разных съемочных групп.
Моя девятка играла в сериале «Комбинация», на ней герой в исполнении Никиты Кологривого катал девушек.
Еще ее арендовали к премьере сериала. Машину специально стильно забрендировали легкосъемными наклейками на водной основе с постерами и названием сериала. Она каталась по Арбату и привлекала внимание к премьере. Интересный опыт, нам понравилось участвовать.
Девятка снималась в рекламе. В ролике «Авто-ру» по сюжету главный герой в исполнении Эльдара Джарахова приехал выбирать машину, которую нашел на этом онлайн-сервисе, а привез ее бандит. В рекламе «Магнита» отец учит сына кататься на девятке и говорит, что в будущем он сможет стать водителем фуры для торговой сети.

Как все устроено
Сейчас у меня на сайте представлено пять машин: девятка и автомобили других владельцев, которые я добавила на свой сайт за комиссию. Моя команда состоит из пяти человек: меня, моего маркетолога и трех водителей, которые отвозят автомобиль арендатору. Водителей искала по разным ресурсам в интернете, оплата у всех тоже различается. Владельцам автомобилей, которые со мной сотрудничает, я помогаю найти водителя.
Если машину берут без водителя, клиент ездит на ней сам. Он просто платит залог 20 000 ₽ на случай, если с машиной что-то случится, и вся ответственность во время аренды лежит на нем.
Когда приходит заказ на девятку, я отправляю его водителю, которому передала ключи и документы. Если один водитель не может, он передает задачу другому. За чужие машины ответственность несут их владельцы, я просто передаю им заказ. Уточняю, в какое время и откуда клиент хочет забрать машину, и дальше он сам общается с заказчиком, заключает договор, проговаривает условия использования, обсуждает время возврата машины. Я получаю плату от клиента и после вычета комиссии в 15% перевожу деньги владельцу автомобиля.
Когда девятку берут для съемок, наш водитель сам привозит ее в нужную локацию. Там обычно есть специальный куратор, который говорит, куда поставить автомобиль, а наш сотрудник по ходу съемок переставляет его с места на место. Иногда киношникам нужно, чтобы машина была немного грязной для сюжета. В таких случаях перед заказом мы ее не моем, как обычно, а привозим как есть.

Доходы и расходы
Стоимость аренды девятки на один час — 3000 ₽. Чем больше время аренды, тем больше скидка. Стоимость аренды на сутки — 20 000 ₽, за водителя платят отдельно. Если киношники берут машину на несколько дней, я даю им скидку. Всегда стараюсь с ними договориться, потому что со съемочными группами комфортно работать. В месяц у меня бывает по 5—7 заказов, а средний месячный заработок — 100 000 ₽.
Когда я выставляла первое объявление, других таких девяток не было. Поэтому я ориентировалась на цену аренды Волги. Сначала поставила 2000 ₽ в час и 10 000 ₽ в сутки. Пошло много заказов, иногда в один день было два клиента. Я решила повысить прайс до 3000 ₽. Потом пробовала поднимать еще выше, но заказов сразу стало меньше. Так что идеальную цену я узнала методом проб и ошибок. Думаю, в будущем такие ретромашины будут пользоваться еще большим спросом, ведь они год от года только дорожают.
Мои расходы состоят из зарплат водителей, оплаты рекламы, затрат на бензин и мойку машины, мелкого ремонта. Девятку чинить дешево, и запчасти к ней недорогие. Я обслуживаю ее в специальном гараже рядом с Москвой, у знающего человека. В сервисах, конечно, будет дороже. Все это обходится в 10 000—15 000 ₽ в месяц. Еще 11 000 ₽ я трачу на аренду подземного отапливаемого паркинга в моем жилом комплексе, чтобы сохранять идеальное состояние машины.
Спрос в течение года нестабильный. Заказы зависят от праздников и погоды. Летом арендуют чаще, в том числе для фотосессий: хорошая погода, солнышко, машина красиво получается в кадре. Часто автомобили берут на праздники 23 февраля, 8 марта, 14 февраля — так клиенты делают сюрприз своей второй половинке. Зимой в остальные дни заказов меньше.
Доходы и расходы я рассчитываю в эксель-таблице. Как-то у меня случился кассовый разрыв. Я сделала хороший сайт, много за него заплатила, и расходы в тот месяц превысили доходы. Второй раз это случилось, когда я закупала рекламу на «Авито», а заказов не прибавилось. Но огромных минусов у меня никогда не было. В любом случае заказы всегда есть. Поэтому большая финансовая подушка безопасности мне не особо нужна.
Реклама и рилсы* про девятку
Я рекламирую машину через свой сайт, продвигаю его с помощью «Яндекс Директа». Размещаю объявления на «Авито» и других площадках аренды автомобилей. Много рассказываю об аренде машины в своем блоге в «Инстаграме»* — мои рилсы* залетают на миллион просмотров.
Часто выкладываю, на каких заказах мы были, людям это интересно. Пишу о съемках с известными актерами, рассказывала, как у нас брали машину для «Комбинации». Люди узнают из блога о машине и потом пишут насчет аренды в личку.
Пользователям соцсети нравится смотреть ролики про историю девятки: кому она принадлежала и что с ней происходило.
Еще хорошо залетело видео о том, сколько я получаю с аренды девятки. Люди удивляются, что на ретромашинах можно зарабатывать какие-то деньги. Подписчики регулярно скидывают мне фото своих ретромашин и спрашивают, можно ли их предлагать клиентам. Просят добавить машину на мой сайт, чтобы тоже получать заказы.
Платную рекламу я использую только в «Яндекс Директе». Как показала практика, путь нашего потенциального клиента начинается с «Яндекса», и большинство людей ищет машину через запрос в поисковике. Человек вбивает «аренда машины такой-то», и ему вылезает мой сайт. Я узнала об этом от клиентов, когда спрашивала каждого, как они нашли мою машину.
Я пробовала закупать рекламу на «Авито», но это оказалось неэффективно. Моя машина и так редкая, нет особой конкуренции, а значит, нет смысла ее платно продвигать. А еще на «Авито» ее просто смотрели, но мало арендовали. В день могло быть по 15 тысяч просмотров. Так что мне хватает заказов с сайта и через блог.


Сложности
Подводных камней много: во время аренды может случиться все что угодно. Важно до начала аренды в подробностях узнать, что клиент планирует делать с машиной, чтобы отсеять опасные и сомнительные заказы. Вспомните, что люди делают с каршерингом. Если машину испортят снаружи или внутри, исправлять будет дороже. Особенно если автомобиль в родной краске.
Когда приходит заказ и клиент говорит, что хочет оклеить машину специальными наклейками, мы сразу уточняем, что это за наклейки.
Однажды для съемок рекламы арендаторы попросили оклеить машину, и мы, не подумав, согласились. В итоге ее оклеили пленкой Oracal с самоклеящимся слоем, которая потом очень тяжело сходила. Иногда она отходит даже вместе с краской. Зато теперь я знаю, что можно разрешать клеить только легкосъемные наклейки на водной основе, которые не повредят кузов машины.
Иногда заказчики просят снять с машины дверь или какие-то элементы. Нужно понимать, что можно снимать, а что не стоит. Если машина, как у меня, в заводской комплектации и стоковом состоянии , с открученными деталями продать ее потом будет сложнее. Я пока продавать ее не планирую, но все равно менять в машине ничего не разрешаю. Когда я только начинала сдавать автомобили, один раз позволила снять дверь, и это не очень хорошо. Но какие-то мелочи снять можно.
В моем бизнесе бывают и стрессовые ситуации. Обычно их мне создают клиенты, которые просят арендовать машину для поездки условно в Большой театр или какие-то дорогие рестораны.
Они берут ретроавто просто поприкалываться, потому что у них много денег и свои современные машины.
Такие люди весьма привередливы, с ними сложно общаться. Например, они не хотят заключать договор. Но у меня для всех условия одинаковые, кем бы ни был человек.
Перед началом аренды я обязательно беру предоплату и делаю видеообзор машины. Также заключаю договор, где прописаны все потенциальные риски. Решила не брать из интернета, а составить с юристом. Но пришла к этому не сразу. Клиенты могли оставить в машине мусор, не помыть ее после аренды, вернуть с опозданием. Когда стала прописывать в договоре, что все риски во время аренды машины несет арендатор, таких ситуаций стало гораздо меньше.







Планы и выводы
Мне нравится, что я могу вести этот бизнес полностью дистанционно. Сейчас я, например, отдыхаю в Египте, а заказы идут.
Я планирую расширять ассортимент ретроавтомобилей. Люди регулярно просят добавить их машины на мой сайт. Еще хочу активно развивать блог и дальше публиковать видео с рассказами о нюансах аренды и жизни машины — например, какие бывают ситуации с клиентами, в каких проектах мы участвуем. Так мы привлечем новых клиентов и авто и масштабируем бизнес.
По моему плану рост выручки будет происходить органически. У меня нет цели на 2025 год, условно, вырасти в пять раз. Все происходит спонтанно и интуитивно — я чувствую, что и когда нужно сделать. Одно видео у меня залетело на миллион просмотров, и сразу много людей мне написало в личку. В нем я рассказала, как начать сдавать в аренду ретромашину и сколько денег мне приносили разные заказы. Популярность сложно предсказать. Но я надеюсь, что удачных видео будет много и мой бизнес будет расти.