Мнения
0

Мнение: важно помнить свои корни, чтобы не потерять связь с собой и окружающими

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Андрей Воробей

Страница автора

На днях я узнал, что старейший квартал в Челябинске снесут. Немецкий квартал. Металлургический район. Социалистическая улица — звучит как гимн, а стало как приговор.

И самое обидное — это мой район. Там я рос. Район, который славился и этим кварталом, и вообще своей застройкой. Было что-то хорошее. Туда люди ездили погулять. Да-да, в Металлургический. Смотреть на дома, отдохнуть от панелек, вспомнить, как выглядит кирпич.

Квартал построили в середине сороковых. Пленные немцы, трудармейцы. Люди без гражданства, но с мастерством. Кирпич клали по уму. Без понтов, но с душой. Вышло — как у бюргеров.

И вот теперь — под снос. Под «комплексное развитие территории». Ну, то есть: убить, выровнять, построить свечку с названием «Каскад Парк Резиденс 2». Не иначе. Архитекторы бьются, краеведы бормочут, да кто их слушает. Люди, которые живут в этих домах — они их не ценят. Потому что слаще морковки ничего не ели в жизни. Простите, что грубо, но как есть. Многие понятия не имеют, откуда они приехали и почему.

Пролог

Как умирает двор

Вы когда-нибудь пытались вспомнить, как выглядел ваш двор в детстве? Нет, правда. Вспомнить — это не про «ой, у нас ещё турник был». Это — вспомнить, в каком порядке таяли лужи, как пахло у мусоропровода, какая собака родила под сараем в седьмом подъезде. Что сказала баба Таня, когда снова забухал её внук. Что нарисовали мелом на асфальте, и кто потом стирал это ливнем в июне. А теперь сходите туда. Если он ещё существует. Спойлер: скорее нет. Потому что сначала снесли гаражи. Потом вырубили деревья. Потом сделали плитку. Потом вместо «Продуктов» открылся «ВкусВилл», потом «ВкусВилл» закрылся, потом открылась стоматология, а потом вместо всего этого встал апарт-комплекс «Ренессанс». Людей вы не узнаете. Их просто нет. Все разъехались. Бабу Таню переселили. Турник спилили. Собаки умерли. И вот вы стоите там, где раньше был ваш двор. И понимаете, что вас тоже немного стёрли.

Потому что двор — это не про бетон. Это не про лавочку. И даже не про турник. Это про то, что вы могли закрыть за собой дверь, пройти 17 шагов, свернуть направо — и попасть туда, где вас знают. Где вы — не пользователь. Не клиент. Не «гражданин». Где вы — Андрюха, который вечно без шапки. Или Саня с четвёртого. Или внук Лидии Павловны. И в этом было больше смысла, чем в любом ТЦ.

Когда умирает двор, умирает связность. Исчезает то, что соединяло вещи между собой. Бабушка с рассадой на подоконнике. Ребёнок с первым окурком в луже. Мужик с гитарой. Деды с домино. Собаки. Сараи. Крики. Трубы. Запахи. Это было не красиво, но это было ваше. И когда всё это замещается одинаковыми фасадами, одинаковыми магазинами и одинаковыми людьми — даже если они вежливые и чисто одетые — вы остаетесь одни. В новом доме, с хорошей шумоизоляцией, с домофоном и авторазметкой. Только один вопрос — кому звонить, если вдруг станет страшно?

Глава 1

Город как тело, архитектура как память

У города, как и у человека, есть лицо. А ещё у него есть память. И когда ему делают подтяжку — вместе с морщинами исчезает история. Если хотите проверить, как это работает, просто посмотрите на современную Москву. В районе Знаменки — того самого, где был старый московский быт, с лавками, переулками и полутемными подворотнями — теперь пусто. Даже тени нет. Всё снесли. Не потому что аварийное. Просто было «неэффективно».

«Память города живёт в мелочах», — пишет урбанист Михаил Константинов. В лестничных клетках, которые пахнут прошлым. В асимметричных окнах. В вывесках, где остались следы старой краски. В неотремонтированных решётках и крошечных балконах. В кирпиче, который тёплый. В камне, который шершавый. Гладкие дома из сэндвич-панелей не помнят ничего. Они построены не жить, а сдавать. Их строят быстро и с амнезией.

Именно поэтому люди любят ездить в Рим. В Стамбул. В Будапешт. Потому что там, черт возьми, ничего не снесли. Там можно споткнуться об булыжник, на котором споткнулся твой прапрадед. А в наших новых ЖК максимум, о чём можно вспомнить — это что у них у всех одинаковые двери от застройщика.

Когда мы сносим дома, мы сносим не бетон. Мы сносим маршруты, запахи, привычки, воспоминания. Мы сносим траву, по которой бегали босиком. Мы сносим лавку, где сидел первый поцелуй. Мы сносим саму возможность узнать, что здесь было до тебя. Это называется — разрыв нарратива.

Без нарратива человек дезориентирован. Он может жить в идеальном апартаменте с кофемашиной за 400 тысяч, но чувствовать себя как на вокзале. Потому что вокзал — это тоже место без истории. Вокзал — это где все проездом. Новые кварталы — это проездом.

Есть исследование Кевина Линча — американского урбаниста. Он говорил, что у города должна быть «легибельность» — читаемость. Грубо говоря, ты должен понимать, где ты. Почему ты здесь. И как это связано с прошлым. А теперь откройте карту любого нового района за МКАДом. Поняли? Вот и я нет.

Глава 2

Район как реликвия, комьюнити как семья

Если город — это тело, то район — это шрам. А иногда родимое пятно. Есть такое понятие — «локальная идентичность». Это когда ты не просто «из Москвы», а из Чертанова. Не просто «из Питера», а с Васильевского. Не «из Челябинска», а с ЧМЗ. И у тебя там были свои правила, свой ларёк, свои фрики и свои праздники. Когда соседка с первого звонила твоей маме, если ты курил. Когда ты знал всех собак по кличкам, а бабушек — по манере говорить. Когда у тебя была улица, которая как бы твоя. И чужие туда не совались. Не потому что криминал. Просто потому что не положено.

Это то, что называется «социальный капитал района». И он не возникает из плитки. Он возникает из связей. Когда район сносят — исчезает возможность быть частью чего-то большего, чем ты. Ты становишься только собой. Своим аккаунтом. Своей дверью. Своей тревогой. Никаких «привет, я слышал, у вас свет вырубило». Теперь ты сам по себе. С этим связан парадокс урбанизма: чем комфортнее среда — тем меньше в ней связи.

В Европе это поняли давно. В Париже, например, не меняют фасады столетиями. Потому что именно фасад создаёт чувство времени. Там до сих пор на некоторых окнах висят таблички времён Второй мировой — и никто их не снимает. Потому что это — якорь. Это значит: мы знаем, что с нами было. А у нас таблички снимают. Мемориальные доски срывают. Историю редактируют. А потом удивляются, почему у людей всё обесценивается. Почему им всё равно, где жить. Почему они переезжают в «Новую Трёхгорку» и думают, что это «перезагрузка».

Но у нас ведь тоже было. Было — и работало. В Российской империи, например, были рабочие слободы. Целые районы, которые строились при фабриках — с бараками, школами, амбулаториями, чайными и клубами. В Петербурге — слобода Невской мануфактуры. В Иваново — дома текстильщиков. В Москве — Хамовники, построенные под ткацкие. Люди жили там десятилетиями. В нескольких поколениях. Все друг друга знали. Там была бедность — но не было одиночества.

Позже, в СССР, появился другой формат: дом как ячейка общности. Не метафорически — буквально. Дома строились коллективно. Зачастую по ведомственной принадлежности. Дом геологов. Дом лётчиков. Дом Гидропроекта. И если ты жил там, ты был «свой». В этих домах соседи ходили друг к другу за солью. Сажали деревья у подъезда. Делали общие праздники. А главное — жили с ощущением, что ты не просто живёшь в доме, а в контексте. И это работало.

Парадоксально, но даже хрущёвки были комьюнити. Эти крошечные квартиры, с тонкими стенами и кухнями на 5 метров, — они были открытым кодом. Ты знал, кто где живёт. У кого ребёнок болеет. Где хранят лестницу. Где дают ключ от чердака. Это не было удобно, но это было живо. И когда всё это сменилось на закрытые ЖК, домофоны с видео, чаты в телеге — возникло ощущение безопасности, но исчезла близость.

Домовой чат не заменяет бабу Зою на лавочке. Камера на подъезде не заменяет сторожевого деда. Видеодомофон не скажет вам, что у соседа умер кот. Мы подумали, что станем счастливы, если уберём лишние связи. Что соседка с перманентом — это атавизм. Что лучше жить за высоким забором, чем слушать, как у детей под окном мяч разбил окно. Но оказалось — не лучше. Потому что связи нельзя заменить интерфейсом. Комьюнити нельзя построить алгоритмом. И район — это не просто квадрат на карте, а ткань. Её нельзя сшить из премиальных материалов. Только из времени.

Глава 3

Родословная. Или как ты потерял себя

Всё, что выше — про общее. А теперь — про личное.

Спросите у любого на улице: как звали твоего прадеда? А прабабушку? А откуда они родом?

Большинство не ответит. Даже те, у кого айфон в одной руке, а второй они редактируют Reels. Потому что мы давно живём без корней. Потому что родословную отменили. Сначала — революцией. Потом — войнами. Потом — репрессиями. Потом — отъездами. Потом — просто потому что стало не модно. Модно стало быть собой. Индивидуальностью. Личностью. Автономной. Вот только автономной от чего?

Без знания своей истории ты не становишься свободным. Ты становишься беспамятным. Как страдающий амнезией. Ходишь, живёшь, улыбаешься — а кто ты, не знаешь.

Ты не знаешь, что твой дед собирал самолёты. Что бабушка спасала детей в эвакуации. Что прадед был сапожником. Что прапрадед — из деревни, которую залило при строительстве ГЭС. Ты ничего этого не знаешь. А значит — всё это не влияет на тебя. А значит — ты откуда попало.

Историю семьи у нас не принято рассказывать. Особенно — в деталях. Не «был на войне», а где именно, в каком полку, что писал домой. Не «работала врачом», а в какой больнице, при каких условиях, кого спасала. Нам передавали лишь обрывки — потому что слишком много было боли. А потом и обрывки перестали передавать. И теперь между нами и нашими корнями — туман.

Есть страны, где родословные хранятся в альбомах, архивируются, переводятся в pdf, вешаются на стены. В Японии, например, фамильные хроники — часть культуры. В Исландии можно проследить род до времён саг. В Англии — до мельников с XIV века. Там это не причуда, а структурный элемент: ты — это ты и ещё двадцать человек до тебя.

У нас — нет. Потому что сто лет назад фамилия могла быть приговором. Потому что лишнее слово о родственниках — и тебя ждёт не вечер воспоминаний, а Лубянка. Потому что дед, которого ты не знал, может оказаться «врагом народа». Или «палачом». И то, и другое — не то, чем хвастаются на семейных ужинах. Так потерялась привычка помнить. И с ней — способность строить личную мифологию.

А ведь человек без мифологии — это человек без фундамента. Ты живёшь в мире, где всё постоянно меняется. Работа — меняется. Квартиры — меняются. Люди — приходят и уходят. Остаётся только одна вещь, которая могла бы держать. История.

История твоей семьи — это не про ностальгию. Это про узор. Про повторяющиеся линии. Если ты знаешь, кем были твои — ты понимаешь, почему ты такой. Если прадед трижды начинал жизнь с нуля, ты лучше принимаешь свои метания. Если бабушка всю жизнь спасала других — ты понимаешь, почему ты выгораешь на работе в НКО. А если не знаешь — ты как страница без предыдущих глав.

Я знаю девушку, которая однажды полезла в архивы. Её дед был репрессирован. Умер в лагерях. Никто в семье не знал, где и когда. Она поехала в Карелию, нашла братскую могилу. Нашла имя. Нашла дату. Вернулась с копией справки. Впервые за 70 лет в семье кто-то точно знал, что произошло. И это, по её словам, буквально изменило ощущение реальности. Как будто история, которая раньше просто болталась где-то на периферии сознания, встала на место.

История работает, даже если ты в неё не веришь. Она всё равно влияет. Только в темноте.

Родословная — это не таблица. Это мост. Между твоим «сейчас» и «тогда». Между тобой и другими. Между личным и общественным. И чем он длиннее, чем он прочнее — тем меньше ты ощущаешь себя случайным. Ты начинаешь видеть в себе не просто «я». А целую гряду теней за плечами. Ты — как старый дом: кто-то до тебя уже делал здесь пол, кто-то строил лестницу, кто-то рисовал на обоях. Ты — продолжение.

И в этом, на удивление, появляется опора. Потому что если ты знаешь, откуда ты пришёл — ты в меньшей степени зависишь от того, где ты сейчас. Ты можешь быть в другом городе, в чужой стране, в неясной точке своей жизни. Но ты знаешь, что ты не случайность. Ты нить.

Финал

Почему если забыть — наступает жопа

Когда исчезает память — появляется глянец. На месте домов — стекло. На месте людей — перформанс. На месте истории — брендбук. Всё красиво. Всё чисто. Всё «со смыслом». Но смысла нет. Потому что смысл был не в шрифтах и навигации. А в том, что ты знал: тут сидел твой дед. Тут стоял сарай. Тут ругались. Тут мирились. Тут была жизнь.

История — не про патриотизм. История — про устойчивость. Если ты знаешь, откуда ты, — ты не развалишься. Ты можешь злиться, уезжать, не соглашаться, бунтовать. Но ты понимаешь, откуда растёшь. А если не знаешь — любое дуновение сдует. Любой ТЦ вытеснит память. Любой застройщик назовёт твою улицу «Жемчужной». Любой человек будет просто человек. Без связей. Без фона. Без осадка. И тогда правда наступает жопа.

Но что это за жопа, конкретно? Это когда ты живёшь в доме, где не знаешь ни одного соседа — и боишься позвонить, даже если у тебя течёт труба. Это когда твой ребёнок учит историю по карточкам, где нет ни одного слова про улицу, на которой он родился. Это когда ты смотришь на город и не можешь вспомнить, что тут было. Потому что ничего не осталось. И ты начинаешь сомневаться — а было ли?

Это когда ты ощущаешь одиночество, которое не лечится ни сериалами, ни собаками, ни поездками в Стамбул. Потому что одиночество — это не отсутствие людей. Это отсутствие связи.

В обществе без памяти появляются симптомы. Усталость от идентичности. Мнимая новизна. Травматическая амнезия. Разобщённость. Люди не держатся друг за друга. Потому что держаться можно, если у вас хотя бы одни обои были когда-то. Или общая бабка через стену. Или одно фото, где вы оба — в детстве — сидите на заборе. Без этого — вы физически рядом, но не вместе.

Ты можешь построить идеальный город. Но если в нём никто не знает, что было раньше — он будет мёртв. Ты можешь воспитать ребёнка с кучей кружков, но если он не знает, кем был его дед — он будет, как воздушный шар. Красивый. Лёгкий. Но в любую сторону. Ты можешь быть суперосознанным. Но если у тебя нет ниточки, которая тянется назад, — ты не стоишь на земле. Ты на эскалаторе. Куда — неизвестно. С кем — непонятно.

Поэтому память — это не про подвиги. И даже не про сохранение архитектуры как формы. Это про право быть продолжением. А не вечно начинающим с нуля. И когда это право отбирают — или ты сам его теряешь — приходит жопа.

Эпилог

Всё-таки что-то помним

Но есть и хорошие новости. Последние несколько лет — особенно после пандемии, войн и массовых перемещений — люди начали вспоминать. Кто они. Откуда. Зачем. Кто-то впервые открыл «Память народа» и нашёл там карточку про деда. Кто-то сделал ДНК-тест и узнал, что он наполовину тувинец. Кто-то поехал в деревню, где родился прадед, и понял, что у него тоже есть акцент — просто он не замечал. А кто-то — просто сел и записал от бабушки то самое: где жили, что ели, как хоронили, кого любили.

Это не массовое движение. Не тренд из ТикТока. Но это — начинается. И если честно, это радует. Потому что, может быть, не всё у нас амнезия. Может быть, что-то ещё помним.

Вот что еще мы писали по этой теме