Как быть, если преподаватель дает неадекватные задания?
Я учусь в педагогическом вузе, и преподаватель по анатомии дает странные и абсолютно бесполезные задания. Она просит переписывать целые параграфы от руки и ставит двойки за отсутствие конспектов, которые полностью дублируют учебник. Все рисунки тоже приходится перерисовывать. За неаккуратность — минус балл. Другой группе она вообще задала сделать своими руками макеты внутренних органов и устроить выставку в аудитории.
Такие домашки отнимают много времени и не приносят пользы. К тому же анатомия — проходной предмет на моей специальности.
Законно ли задавать такие задания и к кому можно обратиться, чтобы решить проблему?
Вузы разрабатывают учебные программы по дисциплинам. В них прописывают в том числе задания для семинаров и самостоятельных работ.
Если вы считаете какое-то задание преподавателя бесполезным, рекомендую сначала изучить регламент вуза и проверить, есть ли оно в рабочей программе. Если да, значит, его одобрило руководства вуза. Тогда доказать его неэффективность будет сложнее.
Если задания в учебной программе нет, возможно, это инициатива педагога. Тогда можно поговорить с ним или обратиться к заведующему кафедрой, в деканат, студсоюз или студсовет.
Какие задания вправе давать преподаватели
Вуз сам устанавливает режим занятий обучающихся, форму оценивания, периодичность и порядок контроля успеваемости. Все это регулируют локальные нормативные акты образовательной организации. При их составлении учитывают мнение совета студентов, если он есть .
По каждой специальности вуз составляет учебный план: устанавливает перечень обязательных и дополнительных дисциплин и указывает, сколько часов отводится на лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Планы разрабатывают на основе федеральных государственных стандартов. Некоторые вузы вправе создавать свои образовательные стандарты .



На основе учебного плана по каждому предмету создают рабочую программу. В этом документе прописывают темы занятий, как их будут осваивать — на лекции, семинаре или самостоятельно — и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
В программе по предмету перечислено, какие задания преподаватель планирует давать студентам. Например, это может быть:
- устный опрос с перечнем вопросов;
- реферат, доклад, презентация или эссе с перечнем возможных тем;
- тест;
- практические задания и задачи.
Рабочую программу разрабатывает кафедра, согласовывает декан факультета, утверждает проректор по учебной работе. Кроме того, документ должны завизировать в методическом отделе. Получается, задания по предмету, темы докладов и презентаций и задачи одобряет руководство вуза.
Преподаватель должен давать задания, которые входят в рабочую программу по дисциплине. Формат отработки темы закреплен в документе, но в его рамках допустимы вариации. Например, если пункт сформулирован как «Деловая игра», педагог может подобрать разные игры для групп.



Что делать, если задания кажутся неадекватными
Рекомендую для начала изучить рабочую программу по дисциплине и проверить, есть ли там такие задания. Например, конспекты параграфов учебников могут относиться к темам, отведенным для самостоятельного изучения студентами. А если создание макетов внутренних органов не подпадает под варианты практических работ, возможно, это личная инициатива преподавателя.
Вот несколько вариантов, что можно сделать, если вы считаете задание некорректным:
- поговорить с преподавателем. Попробуйте вежливо и конструктивно объяснить свои соображения и привести аргументы. Возможно, преподаватель объяснит, какие навыки развивает это задание, или согласится его скорректировать;
- обратиться к заведующему кафедрой. Составьте список заданий, которые вы считаете некорректными, и аргументируйте вашу позицию;
- если предыдущие варианты не сработали, обратитесь в деканат. Это лучше сделать через старосту, который может выступить представителем академической группы в деканате. Если попытка не удастся, попробуйте поговорить с деканатом коллективно — всей группой;
- обратиться в студсоюз или студсовет. Они представляют интересы студентов в администрации вуза и могут помочь обратить внимание на проблему, если она стала системной.
Рабочие программы по дисциплинам регулярно обновляют. Возможно, кафедра решит заменить задание на другое.
Что в итоге
Вузы сами устанавливают рабочие программы по каждой дисциплине. В них прописаны список тем и способы контроля успеваемости, в том числе задания на семинарах и для самостоятельной работы. Найти документ можно на сайте вуза. Если задача, которая вам не нравится, указана в перечне, значит, кафедра и деканат ее одобрили.
Если задания в рабочем плане программы нет или вы уверены, что оно мешает учебному процессу, можно обсудить проблему с педагогом. Если договориться не получится, обратитесь к завкафедрой, в деканат или студсовет.