Почему я считаю, что Стамбульское метро — это кринж, а паромы на самом деле электрички

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Метро Стамбула

Стамбульское метро кажется современным, но это обманчиво. В Стамбуле есть одна из самых старых подземных ж/д дорог в мире. Запущенная в 1889 году, она уступила только лондонскому метрополитену. Вот и выходит что этот символ современной жизни и движения, османское метро существовало параллельно с султанским гаремом. Вам это не ломает мозг?

Сначала у меня создалось впечатление, что метро Стамбула коммерческое — что у каждой линии свой владелец-строитель, как в Японии. Это бы объясняло то, почему каждая ветка так отличается, почему при пересадке нужно повторно оплачивать проезд, а чтобы перейти между ветками иногда приходится выходить в город и снова спускаться. Но это FAKE!😎

Метро является муниципальным, у него государственное финансирование и оно интегрировано с другим городским транспортом. Откуда тогда такие приколы?

Почему вагоны разных линий отличаются? Линии и вагоны проектируются и строятся разными компаниями. Стамбул сотрудничает как с местными, так и с международными производителями. Помимо турецкого и совместного с Южной Кореей предприятий, составы поставляют Китай, Германия и Канада.

Разные технические требования к линиям. Ветка Marmaray, проходящая под Босфором, по сути является скоростной, ветки M5, М7, M8 и M11 являются беспилотными, а М2 и М4 проектировались с учетом высокой пассажирской плотности и автономной работы (управление системой с возможностью вмешательства машиниста).

Вопросы к оплате и переходам. Вообще это две стороны одной медали. Часто интегрированных узлов между линиями нет, потому что старые ветки проектировались без продумывания “системы метрополитена”, да и дорого, чё🤑 А так как при пересадке нужно выходить со станции и снова проходить через турникеты, то и оплата трекается как новая.

А еще есть разные операторы. Хотя большинство линий управляется муниципальной компанией Metro İstanbul, некоторые транспортные маршруты подчиняются другим государственным структурам (TCDD).

Сколько стоит проезд на метро в Стамбуле: нигде в общественном транспорте Стамбула не принимают наличку, необходимо оформить istanbulkart, самый выгодный вариант. По ней 1 поездка будет стоить ₺40 (100 рублей, цены на февраль 2025)

А теперь самое крышесносное: спуститься в метро вы только можете на лифте😐 Это же страшный сон пожарной безопасности и заупокойная песнь пропускной способности метро. Причем спуститься в вестибюль на некоторых станциях можно на эскалаторе, а вот к вагонам — велком в очередь на лифт.

Не поняла и не смогу понять, объяснений этому я в интернете тоже не нашла, но это общая болезнь всех станций метрополитена.

Трамвай в Стамбуле

Ещё один популярный вид транспорта — это трамвай. Причём, есть несколько туристических линий, не только соединяющая основные туристические точки, но и полностью проходящая к по пешим улочкам. По ним по сути никуда не доедешь, это просто туристическое развлечение.

У трамваев есть выделенные пути, большинство линий двигаются по недоступные для машин зоне, поэтому в Стамбуле у трамваев нет пробок.

Сколько стоит проезд на транспорте в Стамбуле: проезд по istanbul card обойдется в ₺40 (100 рублей, цены на февраль 2025). При этом действует интересная система оплаты, как в метро ты должен провести оплату через турникет и только после этого сможешь попасть на платформу, где сядешь на нужное направление.

И, честно говоря, мне не очень нравится эта система, так как она создает большую толкучку на входе. А при этом, чтобы выйти с платформы с детской или инвалидной коляской, тебе нужна помощь сотрудника, потому что турникет — это старая добрая вертушка.

И чтобы в трамвай помещалось больше людей, там не ходят длинные поезда, нет, там скрепляют два вагона🤔 Мне все еще кажется, что это тоже про какую-то нестратегичность и непродумывание сценариев увеличения пассажиропотока.

Водный транспорт Стамбула

В одном из моих маршрутов мне нужно было добраться из европейской азиатскую часть Стамбула, они разделены Босфором, каково было моё удивление, когда Google карты мне предложили добраться с помощью парома.

Оказалось, водный транспорт существует в Стамбуле не только на правах развлечения для туристов, он востребованное звено системы городского транспорта. Я прикрепила скрин с карты, где видно сколько существует регулярных морских маршрутов.

Основные паромные маршруты также являются муниципальными. В зависимости от маршрута парома могут вмещать от 800 до 2000 пассажиров.

Разобраться на месте, честно говоря, достаточно сложно. У каждого морского маршрута будет свой аквавокзал. Из плюсов — на каждом из них у турникетов вы сможете найти сотрудника, у которого, тыча в телефон и произнося «Do I sit here?!”, вы узнаете что не here, а next one. Я нашла свой вокзал на третий «next one», главное заложить время!

Пауза между рейсами могут быть даже меньше получаса, а я просто офигела, когда увидела какое судно приплыло к маленькому морскому вокзалу, и как оно сейчас будет парковаться. Если бы стамбульские морские волки увидели как корячится при швартовке Московский водный трамвай… Они бы уссыка́лись от смеха. Припарковать трёхпалубный паром на 2000 человек у капитана заняло меньше минуты, это был какой-то водный токийский дрифт.

Внутри паром видно что старый, но он мне показался какой-то странной, как будто из другого мира, вариацией наших электричек. Похоже расположение скамеек, старые мутные стекла, в общем сразу понятно что это действительно городской транспорт, который для местных является привычным, как для нас электрички. И внутри у него непередаваемо схожий вайб, понимаете?

Сколько стоит проезд на водном транспорте в Стамбуле: а теперь самое сладкое, это было не только быстрее, чем метро, но ещё и дешевле. Обойдется вам в 30 лир (75 рублей, цены на февраль 2025 года).

  • egahДа, помнится, сильно удивился тому, что на станцию Университет в Фатихе спуститься можно только на лифте, сначала думал, что вошел не в ту дверь, как говорится0