Мнения
7K

Мнение: стамбульское метро — кринж, а паромы на самом деле — электрички

34

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Метро Стамбула

Стамбульское метро кажется современным, но это обманчиво. В Стамбуле есть одна из самых старых подземных ж/д дорог в мире. Запущенная в 1889 году, она уступила только лондонскому метрополитену. Вот и выходит что этот символ современной жизни и движения, османское метро существовало параллельно с султанским гаремом. Вам это не ломает мозг?

Сначала у меня создалось впечатление, что метро Стамбула коммерческое — что у каждой линии свой владелец-строитель, как в Японии. Это бы объясняло то, почему каждая ветка так отличается, почему при пересадке нужно повторно оплачивать проезд, а чтобы перейти между ветками иногда приходится выходить в город и снова спускаться. Но это FAKE!😎

Метро является муниципальным, у него государственное финансирование и оно интегрировано с другим городским транспортом. Откуда тогда такие приколы?

Почему вагоны разных линий отличаются? Линии и вагоны проектируются и строятся разными компаниями. Стамбул сотрудничает как с местными, так и с международными производителями. Помимо турецкого и совместного с Южной Кореей предприятий, составы поставляют Китай, Германия и Канада.

Разные технические требования к линиям. Ветка Marmaray, проходящая под Босфором, по сути является скоростной, ветки M5, М7, M8 и M11 являются беспилотными, а М2 и М4 проектировались с учетом высокой пассажирской плотности и автономной работы (управление системой с возможностью вмешательства машиниста).

Вопросы к оплате и переходам. Вообще это две стороны одной медали. Часто интегрированных узлов между линиями нет, потому что старые ветки проектировались без продумывания “системы метрополитена”, да и дорого, чё🤑 А так как при пересадке нужно выходить со станции и снова проходить через турникеты, то и оплата трекается как новая.

А еще есть разные операторы. Хотя большинство линий управляется муниципальной компанией Metro İstanbul, некоторые транспортные маршруты подчиняются другим государственным структурам (TCDD).

Сколько стоит проезд на метро в Стамбуле: нигде в общественном транспорте Стамбула не принимают наличку, необходимо оформить istanbulkart, самый выгодный вариант. По ней 1 поездка будет стоить ₺40 (100 рублей, цены на февраль 2025)

А теперь самое крышесносное: спуститься в метро вы только можете на лифте😐 Это же страшный сон пожарной безопасности и заупокойная песнь пропускной способности метро. Причем спуститься в вестибюль на некоторых станциях можно на эскалаторе, а вот к вагонам — велком в очередь на лифт.

Не поняла и не смогу понять, объяснений этому я в интернете тоже не нашла, но это общая болезнь всех станций метрополитена.

Трамвай в Стамбуле

Ещё один популярный вид транспорта — это трамвай. Причём, есть несколько туристических линий, не только соединяющая основные туристические точки, но и полностью проходящая к по пешим улочкам. По ним по сути никуда не доедешь, это просто туристическое развлечение.

У трамваев есть выделенные пути, большинство линий двигаются по недоступные для машин зоне, поэтому в Стамбуле у трамваев нет пробок.

Сколько стоит проезд на транспорте в Стамбуле: проезд по istanbul card обойдется в ₺40 (100 рублей, цены на февраль 2025). При этом действует интересная система оплаты, как в метро ты должен провести оплату через турникет и только после этого сможешь попасть на платформу, где сядешь на нужное направление.

И, честно говоря, мне не очень нравится эта система, так как она создает большую толкучку на входе. А при этом, чтобы выйти с платформы с детской или инвалидной коляской, тебе нужна помощь сотрудника, потому что турникет — это старая добрая вертушка.

И чтобы в трамвай помещалось больше людей, там не ходят длинные поезда, нет, там скрепляют два вагона🤔 Мне все еще кажется, что это тоже про какую-то нестратегичность и непродумывание сценариев увеличения пассажиропотока.

Водный транспорт Стамбула

В одном из моих маршрутов мне нужно было добраться из европейской азиатскую часть Стамбула, они разделены Босфором, каково было моё удивление, когда Google карты мне предложили добраться с помощью парома.

Оказалось, водный транспорт существует в Стамбуле не только на правах развлечения для туристов, он востребованное звено системы городского транспорта. Я прикрепила скрин с карты, где видно сколько существует регулярных морских маршрутов.

Основные паромные маршруты также являются муниципальными. В зависимости от маршрута парома могут вмещать от 800 до 2000 пассажиров.

Разобраться на месте, честно говоря, достаточно сложно. У каждого морского маршрута будет свой аквавокзал. Из плюсов — на каждом из них у турникетов вы сможете найти сотрудника, у которого, тыча в телефон и произнося «Do I sit here?!”, вы узнаете что не here, а next one. Я нашла свой вокзал на третий «next one», главное заложить время!

Пауза между рейсами могут быть даже меньше получаса, а я просто офигела, когда увидела какое судно приплыло к маленькому морскому вокзалу, и как оно сейчас будет парковаться. Если бы стамбульские морские волки увидели как корячится при швартовке Московский водный трамвай… Они бы уссыка́лись от смеха. Припарковать трёхпалубный паром на 2000 человек у капитана заняло меньше минуты, это был какой-то водный токийский дрифт.

Внутри паром видно что старый, но он мне показался какой-то странной, как будто из другого мира, вариацией наших электричек. Похоже расположение скамеек, старые мутные стекла, в общем сразу понятно что это действительно городской транспорт, который для местных является привычным, как для нас электрички. И внутри у него непередаваемо схожий вайб, понимаете?

Сколько стоит проезд на водном транспорте в Стамбуле: а теперь самое сладкое, это было не только быстрее, чем метро, но ещё и дешевле. Обойдется вам в 30 лир (75 рублей, цены на февраль 2025 года).

  • egahДа, помнится, сильно удивился тому, что на станцию Университет в Фатихе спуститься можно только на лифте, сначала думал, что вошел не в ту дверь, как говорится2
  • JuliaAНе везде в метро только лифт, и паром стоит неодинаково. Есть дешевле метро, а есть в 3 раза дороже5
  • АнтонДовольно много ездил в метро Стамбула и вся проблема в абсолютно непонятной навигации и неинформационных указателях. Такое ощущение, что их повесили просто, чтобы "было". Эскалаторы короткие и подниматься по ним приходится змейкой. Есть стыковки с фуникулёрами, то и их придётся искать. Про наземные переходы между линиями вообще кринж, просто бывает одна стрелка, примерно в направлении другой линии метро,а идти можно по ней вообще в другое место. Им реально не хватает наших креативщиков, чтобы порядок навести с навигацией и указателями.1
  • Денис РевнивыхКто бы что не говорил, но в Стамбуле шикарнейшая транспортная система.5
  • АннаДо нг метро стоило 20 лир, сейчас вроде 27 лир, откуда 40? Для местных пересадки со скидкой, а не полная стоимость.6
  • АлександраБыла в Стамбуле весь январь этого года (2025). Стоимость по istanbulcart как для местных жителй, так и для туристов на автобус/трамвай/метро - 20 лир, а после поднятия цен на транспорт 18 января - 27 лир. На ветку Marmaray и метробус цена будет подороже, а также без скидки, если ты турист, а не местный житель. Водные паромы наверно от 30 до 80 лир, смотря куда плыть. Самый дорогой проезд на пароме - до Принцевых островов. Также автор не написал(а), что цена самой карты istanbulcart - 130 лир, и автомат по продаже карт сдачи не даёт. Заплатить за карту в автомате можно одной купюрой (т.е. если наличкой покупать транспортную карту, то подойдёт только одна купюра в 200 лир, куда 130 лир уйдет на оплату карты, а 70 лир останется на карте для оплаты проезда). По поводу навигации - не отрицаю, что первое время всё может показаться немного запутанным, но если часто ездишь по тем или иным маршрутам, то всё ок.3
  • Евгения НиНа метро ездили не часто, но лифта не было нигде. Везнеджилер до Таксима: указатели показывали одну сторону перрона, но какой-то мужик настоятельно усаживал нас на противоположную. И, о, чудо, оказался прав. По Мармарай - с Ускюдара до Сиркеджи. Вот тут было забавно - спускаться/подниматься по 12 минут, в пути поезд буквально пара минут. На всех причалах к выходу на паромы вверху есть табло с направлением, мы просто искали нужный турникет. Прикольно, что на пароме-маршрутке можно купить чай/кофе, на причале покупали симит... До Принцевых так плыть - балдеж! Трамвай показался удобным за скорость, ходят часто, на остановках есть табло, где написано, через сколько придет следующий (не всегда работает правда). И на выходе турникет открывается автоматически, для колясок есть широкий проход. Ох.. Стамбул.. Как же скучаю9
  • MinnaloushНормальная система, мы на второй день привыкли.3
  • Олег ПетровТолько вернулся со Стамбула. Проезд 27 лир. На февраль 2025 одна лира на 2,5 к рублю. Мармарай вроде 30 лир было. Конкретно чтобы только лифт был на подъем , без эскалатора, только одну станцию встречал, после Халич, на зеленой ветке. В остальном везде лифты дублируют эскалаторы Трамваи нормальные и длинные Прокакие вы два вагона пишите? Там соединяют два трехсекцинных трамвая, для удобства. Пробок при оплате не наблюдал, все быстро проходят терминал. Вобщем изучайте матчасть лучше2
  • Андрей андреевЯ ни разу не видел станции где вход только на лифте, странно. Но я только по центру Стамбула ходил, там наверное все станции традиционные. Ну и трамвай я бы не сказал что аттракцион. Набивают его местные до отказа на всех линиях. Аттракцион это древний фуникулер с двумя станциями, вот там да туристики катаются1
  • АйяНе поняла про лифт. Не люблю лифты, поэтому всегда пользуюсь эскалаторами, так что нет такой ситуации, чтоб спуститься в метро можно только на лифте. Транспортная система, как по мне, тут достаточно хорошая. Живу тут уже 4 года, жила в разных районах и на европейской и на азиатской стороне, проблем не было.2
  • Tatiana BaburinaВидимо не живёте в Стамбуле. Трамваи тоже могут стоять в пробках, это факт. Не во всём метал выход вход только посредством лифта, это только на некоторых станциях и и таких мало. Обычно в метро есть оба способа входа выхода. Не написали, что есть система возврата средств на некотором транспорте. Не описали такой транспорт, как метробус, удобная вещь, как метро, без пробок перемещение. По ценам всё верно указали.2
  • ДанилаАлександра, самый полезный комментарий. Ранее читал, что автоматы сдачу не дают и соответственно специально менял 200 лир, чтобы оплатить карту, а по факту получили проблему. И главное НИГДЕ НЕТ ПРО ЭТО ИНФОРМАЦИИ!!!4
  • Yaffa LuftКлассная статья, спасибо! Никогда так глубоко эту тему не копала, хотя транспортная система в Стамбуле работает, кажется, только с помощью Аллаха Всемогущего и постичь её закономерности не только не дано никому из смертных, но и даже посягать не стоит – тут либо просто от балды всё как-то движется и вывозит (в прямом и переносном смыслах), либо же есть какая-то очень строгая система, почему это всё ещё не сколлапснулось. Сколько раз была в Стамбуле, к своему стыду, до парома не добралась. Впрочем, да и до любого другого транспорта, кроме автобусов Хаваташа ;)1
  • Сергей БервиновВы не упомянули в статье, что часть потраченных в метро денег можно вернуть в специальном аппарате на выходе с надписью "Refund...", приложив к нему Istanbul card. Это возможно в случае, если вы едете не до конца маршрута. Кроме того, большинство веток метро действительно по 27 лир, но некоторые, например, идущая в аэропорт, могут стоить и около сорока. Впрочем, цены вероятно опять скоро вырастут1
  • АнтонОлег, а вагоны метро у них даже немного шире,чем у нас...2
  • ElaЭто где , интересно, нет эскалаторов, и только лифты??? 14 лет пользуюсь всем общественным транспортом, и побывала почти на каждой остановке, но что-то того, о чем вы пишите, не видела🤷🏼‍♀️ По поводу пересадок, да, отлично наживаются на гражданах.1
  • user6163076Для такого мегаполиса ,как Стамбул, действительно очень хорошая транспортная система. Новичкам не рекомендую пользоваться автобусами и минибусами в разгар рабочего дня, вечером и ночью ещё приемлемо . Идеальный транспорт - это метробус, так как у него отдельная своя часть дороги, и нет светофоров и тд. Но подход к нему обычно трудноват, долго идти, и много народу. Метро тоже неплохо но у некоторых веток чень медленный ход. Я сама обожаю паром, хоть и редко пользуюсь, но если надо в азиатскую сторону, еду в основном паромом, чтобы подышать воздухом морским.1
  • tgch.messytripsegah, я удивилась сразу в аэропорту) Жестко наматывала круги в поисках спуска вниз, а лифт долгое время оставался категорически вне подозрений!1
  • tgch.messytripsАнтон, ура я не одна ничего не поняла! указатели в большинстве случаев действительно непонятны, приходилось много спрашивать у местных. Но на некоторых станциях на вертушках стоят сотрудники, с ними можно на пальцах объясниться и все-таки уехать)1
  • tgch.messytripsYaffa, действительно я ожидала большей слаженности от городского транспорта.... это же Стамбул! До парома добраться очень советую! Там можно подняться на верхнюю открытую палубу, покормить чаек с рук и сделать много кадров. И сэкономить на прогулке по Босфору)1
  • AzimНа счет станций метро вы ошибаетесь. На всех станциях есть эскалаторы, но скорее всего из-за недостаточных указателей вы не смогли их найти. Если говорить о Стамбульском университете, у него 2 выхода. Вы вышли с выхода İstanbul Üniversitesi, где только лифты. Если выходить со стороны 15 Mayıs Meydanı, то там можно выйти на эсколаторе. Живу в Стамбуле 11 лет и уже знаю все станции наизусть2
  • Lina SagСергей,эта система действительна только в Мармарай и обычные туристы не смогут вернуть деньги сниматься с них будет по полной. Возврат действует только на картах привязанных к удостоверению личности иностранца у которого есть местное ВНЖ Так что тем кто приехал на недельку не стоит тратить время на поиск Refund machine2
  • Lina SagАвтор получит много денюшек, если под его статьей будет много комментариев! Удачи !!! Статья интересная и есть где-то сказочки , чтобы мы чаще пользующиеся транспортом в Стамбуле написали опровержение!! Браво !! Трамвайчик этот старый раритет , скорее туристический ездит просто по кругу в районе Кадыкей, такой же как и в Таксиме по улице Истикляль. А так в Стамбуле есть и нормальные трамваи. Только лифт правда есть на одной станции всего Vezneciler и действительно страшно , если что то случится , ты там этот лифт не дождешься , постоянно очереди. Про метробус надо было ещё рассказать1
  • Юлия БольшаковаLina, А ещё в 2021 и туристам возвращали...0
  • Антонtme.messytrips, мы как-то методом "тыка" только...один раз вообще уехали в обратную сторону, благо реально оказалось,что в нужную,как потом выяснилось, а если бы,после изучения схемы,поехали куда думали,то реально не туда бы уехали, а ехать то нужно было в аэропорт 😁...ну вот как написал, такие там и схемы 😁,всё сумбурно и на интуиции и конечно ещё успевали поспорить друг с другом, как мы поняли схему...Ну реально, что им стоит обратиться к нашим специалистам, ведь у нас крупнейшее метро и всё понятно с навигацией и схемами...1
  • RakНА СЧЕТ ЛИФТОВ ПРИ СПУСКЕ НА ПЕРЕОН ВЫ КОНЕЧНО ЗАГНУЛИ. ЛИФТЫ ЕСТЬ , НО ЭТО ТОЛЬКО ДЛЯ ДОП УДОБСТВ. А В ОСНОВНОМ ЭСКАЛАТОР.0
  • tgch.messytripsАнтон, 🤣 с аэропортом ужас 🤣 Вот где действительно нужно закладывать время на «затуп» при расчетах времени до аэропорта0
  • KishambossКринж это название станции метро?0
  • tgch.messytripsKishamboss, конечно, про станцию çrinğh и пишу)0
  • Sergio GrulloАвтор не разобрался до конца с транспортной системой Стамбула, хотя и довольно ответственно начал идти в этом направлении. Но потом, видимо, решил побыстрее написать статью.2
  • Николай Епифановtgch.messytrips, но в аэропорту можно прекрасно попасть на платформу без использования лифта.0
  • Татьяна ГригорьеваАнна, наверное они на мармарае катались))0