Сикстинская Мадонна от Арманда Хаммера: история гравюры, которая давно стояла на моем шкафу

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Инна Юнисова

Страница автора

Она была в моей жизни всегда. Юная дева с младенцем на руках — черно-белый фрагмент знаменитый Сикстинской мадонны Рафаэля Санти из Дрезденской галереи. Массивная черная рама, чуть припыленное стекло… Она венчала советский платяной шкаф и ей было тесно в комнате коммуналки, несмотря на 3-х метровые сталинские потолки.

Я всегда была уверена, что это просто фотография, фрагмент картины в натуральную величину. Когда привыкаешь к какому-либо предмету, глаз замыливается и ты не воспринимаешь ее, как значимую ценность. Решив проститься с коммунальным прошлым, дабы не тащить в новую жизнь груз прошлого, провели ревизию всего и вся, в том числе и копии рафаэлевской мадонны. Я сняла ее со шкафа, смахнула пыль, вынесла на свет и стала рассматривать с помощью камеры мобильного телефона. И, о чудо, обнаружила на ней мельчайшие надписи: Published by Franz Hanfstaengel. Munich. London &NewYork. Published in Munich.

Оказалось, что эта «репродукция» не столь проста. А еще она тесно переплетена с историей семьи, историей страны и даже немного с… мировой политикой.

Во-первых, это не фотокопия, а гравюра. Во-вторых, выполнена она довольно известным мастером Францем Серафом Ганфштенгелем (Franz Seraph Hanfstaengel) — немецким гравером, придворным фотографом баварского короля Людвига II. Во-вторых, она действительно старинная — этот немецкий гравер и фотограф жил в 1804-1877 годах. В 1835—1852 годах он сделал около 200 литографических копий шедевров Дрезденской картинной галереи. Судя по всему, моя копия — из этой серии.

Как же гравюра Сикстинской мадонны попала в мою семью? В качестве подарка она была преподнесена моей прабабушке Александре Федоровне Панкратовой. Судя по тому, что моя мама, так же, как и я помнит эту картину с самого раннего детства, это произошло в середине 30-х годов прошлого века. А в качестве дарителя выступила красавица-актриса Вава Сумская, жена Виктора Хаммера, брата небезызвестного Арманда Хаммера — американского миллионера с российскими корнями, предпринимателя, лучшего друга Ленина, Брежнева и Горбачева, которому удалось выменять на пшеницу художественные шедевры Эрмитажа и Кремля. Таким образом, эта картина была получена в дар от снохи Арманда Хаммера.

Проверьте и вы свои шкафы и чердаки (если у вас есть), возможно, и вам удастся обнаружить в них какие-нибудь семейные раритеты.