Как нетворкинг помогает предпринимателям достигать своих целей
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Слово «нетворкинг» прочно вошло в лексикон. Кто-то ходит в дорогие бизнес-клубы, кто-то выбирает закрытые мероприятия, а некоторые предпочитают неформальные встречи.
Любые форматы общения позволяют наладить живые контакты и полезные связи. Ведь одно дело — искать клиентов через онлайн-рекламу, а другое — общаться с ними лично и влиять на их доверие. О значении нетворкинга для предпринимателей расскажу в статье.
О Сообщнике Про
Организатор деловых событий, инвестор, предприниматель. Обучил более 1500 человек предпринимательству и ведению бизнеса.
Зачем нужен нетворкинг
Чем активнее бизнес связан с коммуникациями, тем больше приходится «нетворкать», чтобы пополнять список деловых контактов. Нетворкинг — один из самых эффективных способов находить новых клиентов. Общение в живом формате снижает барьеры, формирует доверие и облегчает первую сделку.
Особенно это популярно для тех компания и бизнесменов, чья деятельность вся строится на общении. В таких случаях нетворкинги проходят минимум один раз в одну-две недели и приобретают статус регулярной целенаправленной активности, с целью получения новых клиентов.
Многие из тех, с кем ведется личное, зачастую непринужденное общение, в итоге покупают друг у друга.. Конверсия в клиентов довольно высокая, если уметь правильно налаживать контакты и делать так, чтобы людям было интересно с вами взаимодействовать. Обычно люди не любят, когда им что-то активно продают, и на нетворкинге это особенно чувствуется.
Задача не в том, чтобы сразу «впарить» что-то — важно наладить долгосрочные взаимоотношения. Общение на нетворкинге становится первым касанием, и от того, как пройдет это знакомство, зависит дальнейшее взаимодействие.
Кроме того, это еще и действенный рекрутинговый инструмент: почти всех последних сотрудников, которые у меня работают в Москве, не через Headhunter, а на мероприятиях. Там мы знакомились, общались, и я видел, кто как проявляет себя. Когда я вижу горящие глаза, а человек активно участвует в обсуждениях и заинтересован в них, я понимаю, что он мне подходит. Особенно это важно для представителей «динамичных» профессий — например, менеджеров по продажам.
Мне приходилось и самому устраивать нетворкинги. И главная задача в них — познакомить людей друг с другом не как с бизнесменами, а как с личностями. На некоторых мероприятиях мы даже запрещаем говорить про бизнес на первых этапах. Это помогает построить более доверительные отношения. Потом уже, когда есть контакт, люди начинают сотрудничать.
Мой любимый пример: когда-то познакомился с человеком, который увлекался баскетболом, как и я. Сначала мы общались на тему спорта, а потом он стал моим партнером и привел клиентов. То же самое было с людьми, с которыми я ходил в баню. Когда ты знаешь человека лично, тебе проще его рекомендовать.
Какие бывают нетворкинги
Нетворкинги отличаются по форматам. Часто это свободное общение — предоставляется время и пространство. Но мне больше нравятся организованные активности, когда мероприятие имеет определенную логику, сценарий.
Например, когда люди делятся на группы по 10 человек, получают задания, обсуждают темы. Это нужно, чтобы преодолеть стеснительность и вовлечь даже тех, кто сам по себе не слишком инициативен.
Еще один пример: недавно был в бизнес-клубе, и там каждому давали микрофон на минуту, чтобы представиться. Это хороший формат, так как поможет сразу понять, кто есть кто.
Когда нужен нетворкинг
Необходимость в нетворкинге зависит от стадии развития бизнеса. На первых этапах, когда нет базы и денег, мероприятия приходят на помощь и позволяют устанавливать контакты, находить единомышленников, партнёров, клиентов. Общение даёт эффект «полезного опыления».
Но есть периоды, когда приходится уделять меньше времени нетворкингу и больше заниматься непосредственно делами — выстраивать маркетинг, отлаживать бизнес-процессы и в целом сконцентрироваться на операционной деятельности.
Также нетворкинг помогает в моменты, когда предприниматель чувствует потребность в более глубоком профилировании, погружении в свою нишу.
Профильные мероприятия именно, например, по строительству, металлургии или маркетингу, полезно посещать, чтобы учиться у профессионалов в своей сфере и перенимать их опыт. Там предприниматели попадают в круг людей, которые выше по статусу, доходу и уровню влияния, а знакомство с ними может принести пользу для будущей карьеры, партнерства и привлечения клиентов.
Ошибки, которых стоит избегать на нетворкингах
Первая и главная ошибка — сразу пытаться что-то продать. Вместо этого стоит уделять внимание знакомству, презентации себя и своего продукта. Важно и уметь слушать, чтобы избежать нецелевых контактов и не потерять репутацию.
Простой пример: один человек занимается строительными материалами, а другой пытается продать ему систему автоматизации бизнеса, хотя первому это не нужно. Оба просто потеряли время впустую. Чтобы этого избежать, нужно в первую очередь выяснять потребности собеседника, и, если выяснится, что он не ваш клиент — просто наладить контакт. Возможно, он кого-то порекомендует вам, или наоборот, расскажет о вас кому-то из знакомых.
Также большая ошибка идти не нетворкинг без цели. Нужно понимать, для чего вы идете на мероприятие, кого хотите там найти и как будете общаться. Конечно, спланировать заранее все невозможно, но определенные цели должны быть поставлены.
Мифы о нетворкинге
Многие не ходят на целевые нетворкинги, потому что загружены делами. Но как раз те, кто сильно загружен, должны посещать мероприятия, где собираются люди с таким же уровнем оборотов и бизнеса. Там можно узнать, как оптимизировать процессы и не быть настолько загруженным.
У кого-то есть страх общения с людьми, статус которых в должности, связях, деньгах значительно выше, чем их собственный. Но несколько посещений нетворкинга, и любой человек получает бесценный опыт и учится спокойно общаться с любым уровнем людей. Это помогает не только наладить связи, но и отработать навыки продаж.
