Как сэкономить на обслуживании Макбуков: опыт авторизованного сервиса
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Я работаю с техникой 10 лет, большую часть из них — с прямым договором Apple, поэтому сформировали и имя, и опыт работы с компаниями. В этой публикации хочу поделиться реальным опытом, как сэкономить завтра, потратив сегодня больше. Неочевидные выгоды в обслуживании школьных МакБуков и спешной подготовке к новому учебному сезону.
О Сообщнике Про
Основатель и гендиректор «Бробролаба» — авторизованного сервиса и магазина Apple в Москве с 2015. Развиваю сервис Apple в России и за рубежом. Выступал в четырех странах на русском и английском. Являюсь партнером Максима Ильяхова в курсе «Преза — огонь 🔥». Бегаю марафоны, отжимаюсь, подтягиваюсь.
В конце лета IT-отделы школ сталкиваются с типичной проблемой: за считанные недели нужно привести в порядок весь парк ноутбуков, компьютеров и другой техники. В теории эту работу можно распределить по году, но в реальности всё сваливается в июле и августе. При этом часть устройств простаивает, ожидая очереди на ремонт или чистку.
Мы собрали опыт нескольких школ, которые смогли изменить подход и превратить аврал в плановую и прогнозируемую подготовку. Как мы с ними это сделали?
1. Разделение задач — ключ к скорости
Если за всё отвечает один сисадмин — он и тестирует, и ремонтирует, и устанавливает софт. Это удлиняет срок подготовки техники и часто приводит к переработкам.
Там, где задачи разделяют, процесс ускоряется:
- программная настройка и введение в эксплуатацию — за системным администратором;
- аппаратная часть — за приглашёнными инженерами, которые специализируются на профилактике и ремонте.
В одной из компаний этот подход позволял готовить более 40 устройств за день, а вся техника была готова к сроку без переработок и дополнительных выходных. Мы смогли направить пару мобильных бригад инженеров в помощь таким IT-отделам как раз для снижения пика.
Итого. Приглашаем внешних сервис-инженеров и справляемся с пиковой нагрузкой, разделяя задачи — всё просто. 😉
2. Проактивная работа и работа на опережение
А теперь про то, что мы внедрили, чтоб в течение года случалось меньше критических обращений и спонтанного выхода из строя техники. Дело в том, что сисадмины обычно смотрят на МакБук достаточно прямолинейно: что есть с устройством сегодня, но про будущее не думают.
Наши же инженеры обучены Apple думать наперёд и мы хорошо понимаем, что расшатанные шарниры дисплея сегодня преведут к дорогостоящей замене экрана через 2-3 месяца. А перегрев системы охлаждения сокращает ресурс батарейки и её приходится менять раз в 2 года, а не в 4-5. Поэтому наша мобильная бригада в рамках профилактики и комплекса тестирует машины по 32+ тестам Apple.
Что такое профилактическое и комплексное обслуживание
Профилактика — это быстрый и регулярный уход:
- наружный осмотр и чистка;
- диагностика по 32+ тестам производителя;
- продувка пыли из внутренних компонентов;
- чистка вентиляторов и радиатора;
- проверка разъёмов.
Средняя стоимость по корпоративному тарифу — ≈4 200 ₽ за устройство.
Комплексное обслуживание — более глубокая работа:
- всё из профилактики;
- чистка разъёмов;
- механическая чистка клавиатуры (по показаниям);
- замена термоинтерфейса (термопрокладок или термопасты).
Средняя стоимость — ≈5 600 ₽ за устройство.
Опыт одной школы: цифры и распределение
В одной московской школе приняли решение ежегодно обслуживать:
- ~70% устройств — профилактика;
- ~30% — комплексное обслуживание.
В итоге средняя стоимость обслуживания одного ноутбука в год составила ≈4 640 ₽. Это оказалось сопоставимо с затратами на ремонт по факту, но эффект был куда больше:
- меньше срочных ремонтов в течение года;
- плановое продление срока службы на 1–2 года;
- рост остаточной стоимости устройств при продаже 12-15%.
Почему увеличение расходов = экономия
Срок службы ноутбуков в школах — 5–7 лет, списываются они сравнительно поздно. Продление этого срока даже на один год даёт ощутимый экономический эффект.
Цифры — в расчетах на таблицах в конце. А вот бонусы, которые отметили школы, с которыми мы работали:
- снизили нагрузку на IT-отдел — системный администратор занимается только тем, что требует его компетенции;
- сократили незапланированные простои — техника работает стабильно в течение года;
- теперь точнее прогнозируем расходы и они распределены по году равномернее;
- повысили остаточную стоимость при продаже ноутбуков на 10-15% выше;
- повысили срок службы батареек и клавиатуры, реже требуются крупные ремонты.
Такой вот интересной получилась синергия международных школ и авторизованного сервиса. Дети с блестящими надёжными МакБуками и Айпадами, школы экономят на парке, сисадмин чувствует себя в команде, а наша компания зарабатывает на полезных услугах.