Как сохранить продажи и клиентов после запрета рекламы в «Инстаграме»*
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
С 1 сентября 2025 года в России вступают в силу новые правила: реклама в Instagram* под строгим запретом. И это касается не только новых публикаций — даже если вы давно ничего не размещали, но рекламный пост все еще висит, Роскомнадзор сочтет, что вы продолжаете его распространять. В статье разберем, кто в зоне риска, как избежать наказания и куда перенести продвижение, чтобы не потерять клиентов.
С 1 сентября 2025 года в России вступают в силу изменения сразу в нескольких законодательных актах:
- статья 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
- статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе».
О Сообщнике Про
Руководитель студии веб-дизайна ARTU и основатель стартапа Teleport. Более 10 лет занимаюсь веб-разработкой, дизайном и диджитал-маркетингом. Вместе с командой реализовал более 200 проектов для крупного бизнеса и стартапов, таких как МТС, ВТБ, Dostaевский, Покрас Лампас, Елена Ваенга, Интеко, НССА и других.
Что именно считается нарушением
Многие думают, что раз реклама была опубликована до вступления закона в силу, то и ответственность не наступает. Это не так. Новые правила базируются на простой логике:
Реклама считается распространяемой до тех пор, пока она не удалена.
Иными словами, все рекламные посты, сторис, закрепы и другие креативы, опубликованные в запрещенных соцсетях (включая Instagram*), должны быть удалены до 1 сентября 2025 года. В противном случае — это нарушение закона.
Важно: запрет касается только рекламы. Обычные публикации не попадают под действие закона.
Срок давности привлечения к ответственности — 1 год, поэтому, по формальным правилам, достаточно очистить аккаунт начиная с 31 августа 2024 года.
Но, по наблюдениям из новостей и практики, лучше очистить все рекламные материалы за весь период. Это также связано с тем, что алгоритмы соцсетей и рекомендательных систем могут самостоятельно поднять старый рекламный пост.
Что если алгоритмы сами поднимут старый пост
РОЦИТ говорит, что нужно будет выяснить, почему рекомендательная система вдруг начала показывать старый рекламный пост.
Алгоритмы реагируют на любую активность, поэтому в каждом случае потребуется разобраться, что стало причиной — действия владельца или влияние третьих лиц.
А что, если публикация выглядит как реклама, но таковой не является?
Если контент содержит признаки заказного информирования (например, яркое привлечение внимания) или явно продвигает товар или услугу (промо-коды, обзоры с множеством ссылок на магазины), регулятор может расценить его как рекламу.
Например, пост, посвященный распаковке, но сосредоточенный на одном товаре или бренде, может считаться скрытой рекламой.
Как Роскомнадзор узнает, что реклама не удалена
Роскомнадзор опирается на данные из Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР). Если реклама была промаркирована, значит в системе уже есть информация: кто рекламодатель, что продвигалось, где и когда это размещалось.
Когда статистика перестает поступать в ЕРИР, система может автоматически проверить, удалена ли реклама. Если нет, то информация передается специалисту РКН, который составит протокол за непередачу статистики по ч. 15 ст. 14.3 КоАП.
Размеры штрафов за нарушение
Для граждан штраф составит от 2 до 2,5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 4 до 20 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
Нарушение считается оконченным, а не длящимся. Это важный юридический нюанс. Нарушение фиксируется не с момента его обнаружения, а с момента его совершения.
- Разместили рекламу без маркировки — дата нарушения = дата публикации.
- Не передали статистику вовремя — нарушили в день окончания срока.
- Оставили промаркированную рекламу на запрещенной площадке после 1 сентября — реклама считается распространяемой, а значит, нарушаете ежедневно, пока не удалите.
Как бизнесу продвигаться после запрета
Несмотря на новые ограничения, у бизнеса остаются легальные и эффективные способы продвижения. Пока еще есть время — переводите аудиторию из запрещенных соцсетей на другие площадки, например, в Telegram.
Сегодня Telegram используют более 1 миллиарда человек по всему миру и десятки миллионов в России. Ежедневно люди читают там новости, общаются в чатах, совершают покупки и обучаются.
А с появлением мини-приложений Telegram превратился в мощную бизнес-платформу: теперь мессенджер может полностью заменить сайт или мобильное приложение.
Почему это выгодно:
Мини-приложения сохраняют контакт с каждым пользователем, который хотя бы раз открыл ваше приложение. Это дает возможность взаимодействовать с клиентом, отправлять рассылки и выстраивать долгосрочные отношения. Ни одна другая платформа такой возможности не дает.
Таким образом, вы можете перенести аудиторию без потерь.
Как быстро запустить мини-приложение в Telegram
С помощью готовых конструкторов, таких как Teleport, Shopix, EcomBot и других, создать свое мини-приложение, например, интернет-магазин — можно всего за 15 минут. Без программирования, сложных настроек, подключения ботов и лишних затрат.
Все происходит в интуитивно понятном конструкторе, с которым справится любой пользователь. Все, что вам нужно: настроить магазин под ваш бизнес, просто кликая по визуальным кнопкам, добавить фотографии товаров или услуг, подключить оплату за пару минут и все готово!
Что вы получите в итоге:
- Посадочную страницу бренда с баннерами и важной информацией;
- Полноценный каталог товаров с фильтрами, избранным и корзиной;
- Выбор доставки и онлайн-оплату;
- Уведомления о заказах и рассылки клиентам.
И все это прямо внутри Telegram, без переходов на сторонние сайты, ввода логинов и смс-кодов. При этом ваш магазин выглядит стильно, вызывает доверие и работает 24/7 без участия менеджеров.
Пока крупные бренды только готовятся к изменениям, вы можете запуститься уже сегодня и собрать свою клиентскую базу на новой площадке.

