«Нужно убрать помехи»: 5 советов, как разговаривать с подростком, чтобы услышать друг друга

Опыт специалиста
18

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала

Аватар автора

Майя Евсюкова

практикующий психолог

Страница автора

Сериал «Переходный возраст», вышедший весной 2025 года, затронул важную проблему: родители разучились слышать своих детей.

Мы спрашиваем про оценки и обсуждаем погоду, но молчим о страхах, буллинге и одиночестве. Я, мама двух подростков и гештальттерапевт, знаю: наладить контакт можно. Вот пять рекомендаций, которые работают, — проверено наукой, опытом и сердцем.

Совет № 1

Отложите телефон

Подросток — как радиостанция: чтобы поймать волну, нужно убрать помехи, а телефон — главная из них. В 2020 году бренд Honor провел исследование, чтобы оценить, насколько большой проблемой для россиян становится разряженный телефон. Опрос показал, что 60% опрошенных берут с собой устройство везде. А примерно половина респондентов испытывает стресс, если батарея села и телефон выключился.

Мозг подростка гиперчувствителен к фальши. Когда вы слушаете вполуха, ребенок думает: «Мои слова — пустой звук».

Как это исправить:

  1. Физически развернитесь к ребенку: тело — ваш инструмент для контакта. Скрещенные руки или ноги не препятствие для общения. Главное — демонстрировать свой интерес.
  2. Если вы заняты, честно скажите: «Дай мне пять минут закончить дело, и я с тобой всей душой». После этого оставьте телефон в другой комнате и выслушайте подростка.

Однажды сын спросил: «Мама, тебе интересно то, что я говорю?» Я поймала себя на том, что действительно листаю соцсети, в то время как ребенок что-то рассказывает. Сейчас, когда мы общаемся, я кладу телефон подальше от себя — и теперь сын чаще болтает со мной по душам.

Совет № 2

Используйте «как» вместо «почему»

Вопрос с «почему» звучит как обвинение — например, «Почему ты так сделал?». После него у ребенка включается защитный режим: подросток либо огрызается, либо молчит. Вопрос с «как» помогает открыться без страха осуждения.

Вместо «Почему ты опять не сделал уроки?» скажите что-то вроде «Как получилось, что ты застрял на этом задании?». Так ребенок начинает думать и говорить.

Приведу пример из практики. Мама 16-летнего Матвея сменила «Почему ты опоздал?» на «Как так вышло, что ты задержался?». Через неделю сын впервые рассказал о проблемах с друзьями.

Совет № 3

Слушайте тело, а не только слова

Подростки часто скрывают эмоции за грубостью, но их тело выдает правду: сжатые кулаки, дрожащий голос, резкий взгляд в сторону. Сооснователь гештальттерапии  Лаура Перлз предлагает обращать внимание на дыхание, позу, жесты и выражение лица для того, чтобы наладить контакт.

Приведу еще один пример из практики. Однажды на консультации 15-летняя Аня твердила: «Мне плевать», — а в это время ее ноги дрожали. Я сказала: «Твои ноги будто говорят другое». Девочка расплакалась: «Я просто боюсь, что меня не примут в классе».

Во время очередного разговора обратите внимание на позу или жесты ребенка. Вот как можно реагировать на те или иные сигналы тела:

  1. Если у ребенка влажные глаза и он вот-вот заплачет, можно сказать: «Я вижу, что у тебя проступают слезы». После этого дождитесь его ответа.
  2. Если у подростка сжата челюсть и он говорит сквозь зубы, возможно, он злится. Подойдет примерно такая фраза: «Я вижу, что у тебя стиснуты зубы. Расскажешь о причине?»
  3. Если он сидит сутулясь и глубоко выдыхает, скорее всего, это подавленная грусть. Можно сказать: «Я вижу, что ты тяжело вздыхаешь. О чем?»
  4. Если ребенок сильно скован, подойдет признание: «Я вижу, что твое тело очень напряжено, как будто ты не можешь расслабиться. Почему?»
  5. Если у него «слабые ноги», это, скорее всего, означает неуверенность в себе. Тогда подойдет следующая фраза: «Я вижу, что у тебя дрожат ноги. Как ты думаешь, из-за чего?»
Совет № 4

Не спешите с советами

Многие родители, когда слышат проблему, сразу выдают что-то вроде «не обращай внимания!» или «сделай вот так…». Но это обесценивает чувства подростка, потому что может считываться как «я прожил жизнь и лучше знаю».

Важно сделать шаг назад и удивиться. Например, спросить: «Какие у тебя трудности и как ты их решаешь?» Подростку нужно, чтобы его услышали, а не уладили проблемы за него. Лучше похвалить его, поддержать или просто сказать доброе слово. Затем можно спросить, требуется ли помощь. Например, так: «Чем я могу тебе помочь? Как тебя поддержать?» Или: «Тебе нужно, чтобы я послушал(а), или хочешь обсудить, что делать?»

Однажды сын пожаловался, что поссорился с другом. Я чуть было не сказала: «Помиритесь, ерунда». Но вместо этого спросила: «Хочешь, я просто послушаю?» Он выговорился и сам нашел решение.

Когда ребенок делится проблемой, попробуйте сделать паузу и спросить, чего он ждет от разговора.

Совет № 5

Признавайте свои ошибки

Признавая свою неправоту, родители показывают, что быть уязвимым — нормально. Это сближает.

Когда сын подловил меня на залипании в гаджетах, он сказал: «Ты делаешь вид, что слушаешь». А я ответила: «Ты прав, я часто отвлекаюсь. Давай договоримся. Если я снова „уплыву“, скажи: „Мама, вернись“». Теперь в нужные моменты он так и делает — с улыбкой.

Подростки остро ощущают эмоциональное отвержение родителей и могут кричать «отстань!», когда на самом деле хотят, чтобы их услышали. В ответ можно сказать: «Мне так жаль, что я не могу подобрать слов, чтобы поговорить с тобой. Я грущу, потому что ты отдаляешься, и очень хочу услышать тебя и помочь».

Важно использовать я-сообщения. Для родителя в этом много уязвимости. Но подростку необходимо чувствовать, что с его мнением считаются и он уже не малыш.

Слышать подростка — это как прислушиваться к тихой мелодии в шуме города: нужно замедляться и ловить ритм. Эти пять рекомендаций — ваш проводник к сердцу ребенка. Когда делаешь шаг навстречу, подросток начинает рассказывать то, о чем мог долго молчать. Ведь за каждым «отстань!» прячется «пожалуйста, будь рядом!».

РедакцияИспытывали трудности в общении с подростком? Расскажите, удалось ли​ наладить контакт и, если да, каким образом:
  • АнонаКакие прекрасные советы! И совсем не только про детско-родительские отношения...22
  • Я из МиссуриВот так заходишь статью почитать и разочаровываешься, потому что надеялся поворчать а статья то хорошая) Я бы поспорил с разучились. Имхо, раньше детей слушали ещё меньше. Просто только сейчас начали понимать что вообще слушать иногда надо.26
  • Майя ЕвсюковаАнона, спасибо за ваш комментарий. Приятно 💕1
  • Майя ЕвсюковаНачала читать ваш комментарий и сердце чуть не остановилось сначала. Интригуете. Спасибо за отклик. Первая моя статья здесь, слегка волнуюсь.13
  • Д.К.Надо просто постоянно держать в голове, что "Я тоже был в таком же возрасте, я тоже творил херню, у меня тоже были проблемы, мне тоже нравилась какая-то фигня" и так далее. А не чувствовать себя взрослым-крутым-всезнающим чуваком, который по любому поводу знает "как правильно". И помнить что задача родителя - это не столько "Показать как правильно", а дать возможность исследовать ребенку мир самостоятельно, направляя его и защищая от наиболее тяжелых ошибок и факапов.17
  • Шахерезада Степановнапро почему и как здорово - возьму на заметку5
  • Grigoriyпрекрасная базированная статья! Всем бы следовать советам, и люди были бы здоровее, а жизнь-вкуснее7
  • Молодая кукабарраНе только в общении с подростками актуально, в целом, эти правила работают для любого вида личного общения. Взрослому человеку тоже не понравится, когда во время разговора с ним смотрят в телефон, или если общение - это комбинация поучений и претензий. Если вы в целом умеете выстраивать искреннее доверительное общение в виде диалога, то, скорее всего, и с детьми это получится. Всё-таки дети - тоже люди, не инопланетяне 😆 Каждый хочет быть понят и услышан, и в 8 и в 88 🙂5
  • Дочь СевераСоветы неплохие и я возьму на вооружение новые идеи словоформ (а вообще после работы с психотерапевтами и обучения в направлении гештальт-терапии я итак с ребенком практикую разное в коммуникации), потому что, как подросток, я была совсем другая и мир был другой, но вот у нас конкретная проблема - это залипание в телефоне. Родительский контроль на Андроиде ребенок обошел через схему, которую она обкатала ещё на смарт-часах. Объективно говоря, мы все в семье проводим не так много времени в телефоне, ибо некогда: есть разнообразные дела, да и в рабочее время устаешь от телефона. А вот эти все советы о чтении, мягко говоря не о чем: мы всю жизнь были читающей семьёй, у меня тонна разнообразных классных книг на разные темы, но ребенок читает из-под палки, то есть при принудительном введении часов чтения. Все интересы и варианты досуга идут по боку, потому что вся жизнь у детей - в телефоне. Допустим, мы начинаем нажимать на учебу, чтение, альтернативный досуг, трудовое воспитание и так далее, но срыв происходит тогда, когда начинают непрерывно написывать подружки. Я думала, что, может, набор кружков и дополнительных занятий не подходит ребенку, поэтому мы даже в течение года корректировали набор при снижении мотивации... Думала, что недостаточно интересной, современной и актуальной литературы - начала подбирать книги классного издательства с крутым дизайном: вышло дороже обычных изданий тех же книг, но эффект тот же. В игрушки дочь перестала играть, опять же, после появления телефона взамен часов, когда бабушка начала давить, что бедный ребёнок не может нормально побазарить с бабулей.. и вот. Отдельная история - это геншин. Из-за него конкретные истерики были, но геншин сменился лололошкой. Для снижения накала мне пришлось погрузиться в регулярное выслушивание рассказов про всю эту вселенную, а ребенок стал дико счастлив, когда я заказала ей плакаты с героями из лололошки... (Результаты: "Мамочка, теперь ты меня полностью понимаешь!"). В заключение хочу сказать, что статья как база - хорошая и полезная и такие материалы надо читать уже с пелёнок, каждому родителю надо работать над собой, но для продвинутого уровня решения проблем надо более серьезную литературу уже)))3
  • Майя ЕвсюковаДочь, спасибо за комментарий! Он такой неожиданно большой. Я не очень поняла про чтение. Вроде, ничего такого я не писала. Здорово, что вы «продвинутый пользователь» в психотерапии и гештальте. Про серьёзную литературу стало интересно. Вам не хватило в статье рекомендаций книг?0
  • Дочь СевераМайя, я в принципе считаю, что, если ожидаешь какого-либо диалога, невозможно выразить свои мысли по какому-либо вопросу однослойной фразой, поэтому мои комментарии всегда длинные. Как мама подростка, я тоже сталкиваюсь с проблемой эффективной коммуникации с ребенком, поэтому я ищу любые новые варианты и рекомендации для улучшения качества коммуникации. Я обратила внимание, что многие родители действительно предпочитают зависать в телефоне вместо или параллельно с общением с ребенком, и говорю, что наша семья - другая. У взрослых нет проблемы зависания в телефоне. В разных материалах пишут, что хорошие примеры для борьбы с зависимостью самих детей от телефонов прививаются семьёй, например, если хотим, чтобы ребенок читал, что в семье должно быть подкрепление и тд. Мы - читающая семья. Я пишу именно об этом в своем комментарии, но наша проблема - это зависимость ребенка от телефона: отрубаешь интернет, забираешь телефон - ребенок впадает в истерию и ломку. В связи с этим простые советы, например, об изменении формулировок в общении, позы, активное слушание и так далее - это все уже не работает. В связи с этим я говорю, что я пробовала разные способы коммуникации и разные подходы, но в нашем случае этого мало - нужны, скажем, материалы на тему эффективной борьбы с телефонной зависимостью или новые идеи на эту тему. Наверняка же детская психология дошла и до работы над этой проблемой. Может быть, у вас есть саммари на эту тему или, действительно, рекомендации книг.2
  • Дмитрий ОсинскийУ меня с племянником в подростковом возрасте диалоги были как разговор с бункером - всё, что я говорил, отражалось в виде "угу", "ладно", или тишины. Но однажды просто перестал лезть с советами и начал слушать.1
  • Дмитрий ОсинскийЯ, скорее раньше вообще особо не учили и не думали, что с детьми надо как-то особенно разговаривать1
  • Дмитрий ОсинскийД.К., быть родителем - это не про контроль и лекции, это про страховочную сетку1
  • Майя ЕвсюковаДочь, Ага, поняла. Пособираю материал и напишу статью про "гаджетозависимость". Спасибо за развернутый ответ.2
  • Майя ЕвсюковаДмитрий, Круто!0
  • Дочь СевераМайя, спасибо вам огромное) теперь буду с нетерпением ждать от вас новый материал! Думаю, что эта тема получит большой отклик.2