Какие управленческие инструменты я использую, будучи руководителем

5

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Данил Куприянов

Страница автора

Не ропщите на своего правителя, ибо каждый народ достоин своего правителя. Библия.

Обращение к себе самому: Я достоин своей команды, — охлаждает пыл гнева на свою команду, — когда что-то идет не так, когда кто-то тупит, когда внутри команды совершаются глупые ошибки.

Руководитель, как лидер своей команды несет солидарную ответственность за действия своих подчиненных в рамках установленных правил, в рамках Кодекса предприятия. Если правила не установлены, спешите их установить. Это могут быть инструкции, регламенты, должностные обязанности и др., систематизированные в свод правил. Важно, чтобы он был всегда актуальным и служил во благо бизнесу, но не тормозил его развитие, а также соответствовал ценностям вашей компании. Даже в случае, если сотрудник допустил ошибку в том процессе, который не прописан, о котором сотрудник не знал, ответственность остается солидарной с его руководителем.

  1. Руководителю необходимо отслеживать и предусматривать все пробелы в бизнес-процессах.
  2. Сотруднику необходимо знать, как ему поступать, в случае возникновения неопределенной для него ситуации.

Решения по обоим пунктам находятся в их содержаниях:

  • доработать бизнес-процесс, чтобы заполнить пробел;
  • и внедрить корпоративное правило по действиям сотрудника, если он не знает, как ему поступить, например: Уперся — сообщи.

Случается, что работник отказывает потенциальному покупателю в сотрудничестве, т.к. не видит в своем прайсе требуемого продукта или просто не знает, о чем речь. А бывает и так: входящий звонок от клиента случайным образом вместо отдела продаж попадает в другой, где ему не смогут помочь. А если это бухгалтер, да еще и в отчетный период, то исход разговора может быть непредсказуемым. Я, к сожалению, сталкивался с похожим коммуникативным дисбалансом, будучи в роли клиента. После этого возникают сомнения в надежности компании.

Каждый сотрудник каждого подразделения должен понимать, что деньги в компанию приносят клиенты. Говоря утрированно, но доходчиво: зарплату платят клиенты. Это понимание, выведенное на уровень ценности, позволит держать двери для клиентов открытыми по всем фронтам.

Руководитель является центром решений на своей территории. Смотрят на него не только его подчиненные, но и все остальные службы. Руководитель подобно голограмме отражается в каждом своем сотруднике. Что усиливает его ответственность за достижения и ошибки своей команды. Мне было приятно слышать от сторонних людей многозначительную фразу про моих сотрудников: «Он из команды Куприянова». Конечно, в позитивном контексте))

Формирование команды одна из основных функций руководителя. Результаты деятельности команды связывают с ее лидером. Если руководитель перекладывает вину за ошибку на своего подчиненного, то он делегируете ему свою власть, полномочия и ответственность. Как итог, в этом проявляется управленческая несостоятельность руководителя.

Прежде, чем совершить публичную порку провинившемуся сотруднику, задумайтесь о том, что вы наказываете и себя в глазах окружения. Вы расписываетесь прилюдно в том, что не смогли предупредить ошибку, что держите в своей команде непрофессиональных людей. Хотели бы вы быть в команде, где руководитель публично ставит под сомнение компетенции и профессионализм своих сотрудников. Нередко это сопровождается грубостью или даже оскорблениями.

Конечно, последствия в виде наказания необходимы. И должны они применяться к нарушителям установленных правил, чтобы предупредить на будущее повторение похожих ситуаций. Сотрудники должны знать или понимать, какие могут быть для них невыгодные последствия в случае нарушения правил.

Наряду с этим должна быть и система поощрений, работающая таким же образом. Успешные истории необходимо доносить до всех заинтересованных сотрудников в целях копирования позитивного опыта. Есть простое правило, выведенное на уровень ценности команды: наказывать лично, хвалить прилюдно. Это поможет созданию здорового климата в коллективе, направит сотрудников на достижение целей, а не на избегание наказаний.

Запаковка всех историй и позитивный, и негативных в обучающие кейсы требует отдельной темы, своими наработками по которой я обязательно поделюсь.

Бывает и так: когда в бизнесе происходит негативная ситуация, всех собак спускают на того, чьими руками совершена ошибка, как бы забывая и не замечая, что у этих рук помимо своей головы, которая непременно причастна к возникновению события, есть еще и руководящая голова и порой не одна. В японской управленческой практике за ошибки работника в первую очередь наказывали руководителя. Явный уклон по уровню ответственности на шефа подтверждает и усиливает значимость его управленческой роли в команде. Все верно. Нельзя быть профессиональным руководителем на половину, которая касается только позитивных результатов команды. Все результаты — это следствия управленческих решений, принятых руководством и совершенных его работниками.

Вторая часть статьи посвящена тем начальникам, которые именно себе присваивают все лавры за результат. Они рапортуют на совещаниях, отчетах и планерках, что лично добились успеха. Я знаком с такими личностями, и сам когда-то грешил этим. Лавры себе, — ошибки подчиненным, — выглядит монопольно и тоталитарно. В таких структурах управления центровая фигура — это босс, без одобрения которого даже чихнуть нельзя.

Несомненно, результат подразделения в том числе и заслуга руководителя, и не обязательно об этом трубить. Знающие люди это и так понимают. А если руководитель решил отметиться, то нужно говорить о командном результате. Ведь очевидно, без команды никакого результата и не было бы. Но и эффективной команды без лидера бы не было тоже.

Говорить о своих результатах можно и нужно, чтобы выделить себя в хорошем свете. Обязательно делайте это, но всегда помните, что достигнутые результаты — это плод работы всей команды. Присвоить себе и закрепить за собой можно свое место лидера в успешной профессиональной команде.

Вокруг руководителя собираются те люди, кто не только хочет зарабатывать деньги, но быть в команде сильного руководителя и следовать за ним. Когда вы услышите от сторонних людей, что ваш сотрудник помимо зарабатываемых денег ценит свою команду и своего лидера, эти слова внутри вас растекутся приятным теплым потоком гордости за себя.

Есть поговорка: рыба гниет с головы. Она о том, что руководитель, как глава своей команды, задает тренд. Если вы не довольны своей командой, посмотрите на себя. Ваш коллектив — ваше отражение. Замечу, что образ рыбы в эзотерике — это символ богатства. Команда начинает рушиться или же процветать именно с головы.

Подводя итоги, можно выделить основные тезисы по данной теме:

  • В действиях участников команды проявляются компетенции ее управления.
  • Ответственность за все результаты команды и ее участников распределяется на руководителя, и иногда в большей степени.
  • Постоянное совершенствование бизнес-процессов минимизирует появление несистемных ошибок.
  • Система правил поведения сотрудников в соответствии принятым ценностям повышают эффективность взаимодействия внутри коллектива.
  • Методы поощрения и наказания должны быть направлены на развитие бизнеса.
  • Руководитель задает курс и настрой для своей команды.
  • Руководителя окружают те люди, которых он достоин.

Успехов на пути эффективного руководителя!

  • СтасяПростите ради бога, а где инструменты то?3
  • Данил КуприяновСтася, добрый день! К сожалению, издатель переименовал мою статью. Оригинальное название: Руководитель достоин своей команды: управленческие инструменты. Цель у статьи привлечь внимание к проблеме отношений руководитель - его подчиненные (команда). Инструменты, в т.ч. по решению проблематики, встроены в структуру контента и более четко изложены в ее концовке. Каждый руководитель определит для себя необходимость использования предложенных инструментов. Они универсальны. Форма и содержание зависят от уровня развития команды. Если у вас запрос по какой-то конкретно методики, попробую подробнее описать ее.0
  • СтасяДанил, спасибо за ваш ответ. В статье изложены принципы/правила работы с командой, выводы основанные на вашем опыте. Да, например, регламенты можно назвать инструментами, согласна. Немного ввело в заблуждение название статьи))1
  • Данил КуприяновСтася, если поделитесь своим опытом, буду признателен.0
  • ОбезьянаСтася, вот эта вот болтовня и есть "инструменты" :) Как в старом анекдоте "а чего тебе собираться, рот закрыл - и пошел".0