Почему в бизнесе нужна команда квалификации лидов
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Есть компании, в которых один и тот же менеджер "и швец, и жнец, и на дуде игрец". Он и звонит в холодную, и ведет сделку, и документы оформляет и тд. А есть бизнесы, где идет разделение обязанностей, и при правильной внедрении, такие бизнесы эффективней.
О Сообщнике Про
Бизнес-консультант и ментор для предпринимателей. 15 лет строил карьеру, пройдя путь от менеджера по продажам до руководителя коммерческого направления в банке. С 2018 года помогаю предпринимателям масштабировать бизнес в различных акселераторах и частной практике.
Расскажу на примере компании по продаже кухонной мебели, которую я консультировал, и в которой выстроена эта система.
Короткая справка о компании:
- работает в среднем ценовом сегменте, контрактное производство
- поток лидов достаточно высокий, но до сделки доходит не более 10%
- 10% закрываются небольшой оффлайн-командой продаж в Москве
- остальные лиды обрабатываются и квалифицируются удаленной командой из регионов
2 типа команд продаж
Теперь подробнее через пример компании 👇🏻
Есть 2 команды продаж
📌 Первая команда — квалификация
Задача — быстро разобрать входящий поток и понять:
- клиент пришел за кухней под заказ или модульным решением? Если второе, до отпадает.
- есть ли в принципе потребность, бюджет, какие сроки?
📌 Вторая команда — оффлайн-продажи
Задача — продать продукт тем, кого передала команда квалификации. Они:
- выезжают на замеры к клиенту
- согласовывают цену и отрабатывают финальные возражения
- оформляют сделку
Это уже более опытные и компетентные сотрудники.
И кстати, тк я выходец из банковского и инвестиционного бизнеса, там это тоже обычная практика в разделении функций.
Есть 2 роли
- Hunter — тот, кто ищет клиентов, на пример состоятельных физ лиц
- Farmer — тот, кто продает этим состоятельным физ лицам инвестиционные или другие продукты.
Кому подходит такая модель
- есть стабильный входящий трафик
- цикл продаж требует вовлечения, аргументации и работы с клиентом.
Примеры:👇🏻
- B2B-услуги с дорогим чеком
- Услуги с технической спецификой
- Частная медицина и клиники
- Недвижимость и девелопмент
- Премиум-продукты или продукты с высоким чеком для b2c
Почему такая модель эффективна
- Оптимизация ФОТ — на квалификации работают сотрудники с невысокой зарплатой (рыночный фикс по региону + бонус за сделку).
- Команда 5 человек — на продажах команда 5 человек, с уже московскими финансовыми условиями(небольшой фикс, но большой бонус за сделку, примерно 30/70).
- Рост конверсии — в виду того, что в этой сфере есть рынок и поток лидов, команда оффлайн-продаж работает только с «тёплыми» лидами, и не тратят время на квалификацию клиентов. Их задача довести максимум клиентов до сделки из числа тех, кого они получили от команды квалификации.
- Скорость обработки — клиент получает обратный звонок в течении 15-20 минут от команды квалификации, что повышает вероятность сделки.
Какие ошибки были выявлены
- Нет чётких критериев квалификации (менеджеры квалификации для статистики могут передавать нецелевых клиентов, и надеяться,что их закроет другая команда).
- Конфликты между командами (вечная история — одни говоря «плохие лиды передали», другие «не смогли продать клиенту»).
- Отсутствие прозрачной статистики по каждой команде
- Не настроена CRM для разделения и передачи лидов.
Как внедрять модель
- Зафиксировать цели и KPI обеих команд.
- Прописать чёткие критерии квалификации.
- Настроить CRM под разделение лидов.
- Обучить команды скриптам, зафиксировать правила передачи и проводить регулярные обучения.
- Запустить тест на 1–2 месяца и замерить показатели (скорость реакции, конверсия, выручка).
Выводы
Модель «квалификация + продажи» даёт результат, только если она чётко настроена и подкреплена цифрами. При правильном разделении зон ответственности и расчете экономики, рост продаж не заставит себя ждать.