Мнения
358

Мнение: критическое мышление помогает не поддаваться на манипуляции

17

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Наташа Бобрик

Страница автора

Каждый день мы читаем новости, смотрим соцсети, слушаем чужие мнения. В потоке информации создаётся иллюзия выбора — будто мы сами решаем, что читать и во что верить.

Но в реальности информация уже кем-то отфильтрована, упакована и подана так, чтобы влиять на наше восприятие. Нам показывают удобные заголовки, алгоритмы решают, что мы увидим в ленте, эмоции затмевают логику, а когнитивные искажения заставляют нас принимать информацию без проверки.

Критическое мышление — это не абстрактная теория, а инструмент, который помогает понимать, кому верить, где искать факты и как не вестись на манипуляции. Я не претендую на абсолютную истину, но расскажу, как фильтрую информацию, чтобы не стать инструментом в чужих руках.

❗️Дисклеймер: даже этот текст — тоже интерпретация. Я делюсь своим взглядом, но моя цель — не убедить вас в чём-то, а дать инструменты для самостоятельного анализа.

«Тот, кто контролирует информацию, контролирует умы», — эта мысль Оруэлла актуальна как никогда. Мы формируем картину мира не сами — за нас её формируют те, кто подаёт нам факты.

Я сделала вывод для себя, что нейтральной информации не бывает.
Любой источник не просто передаёт факты, а интерпретирует их.

Как работают информационные лагеря? Когда речь заходит об общественных, социальных или политических новостях, обычно источники делятся на 2 лагеря:

  1. В новостях по ТВ мы видим те события, которые нам нужно увидеть. При этом, какие-то вещи освещают с нужным намёком, а какие-то просто замалчивают.
  2. В альтернативных СМИ публикуют пост с призывом срочно подписаться на их рассылку, потому что «после выборов могут совсем отрубить интернет».

Но на самом деле любые медиа могут искажать реальность — просто каждый в свою сторону. Если слепо верить одной стороне и отвергать другую — ты уже не анализируешь, а просто принимаешь готовую картину мира.

Бесплатной информации не бывает. Потому что информация это — инструмент влияния, который может быть 1) кому-то выгоден 2) частью чей-то стратегии. Если вы видите информацию бесплатно, значит ваше внимание кому-то нужно.

«Если вы не платите за продукт, значит, продукт — это вы.» — фраза из фильма «Социальная дилемма» (2020).

Т.е. любая новость, статья, пост или видео — это не просто факт, а чей-то продукт. Я маркетолог и знаю, как это работает в контент-маркетинге: сначала людям дают полезную информацию бесплатно (бесплатные чек-листы, вебинары, гайды и т.д.), а потом они совершают целевое действие — покупают, подписываются, начинают доверять бренду.

В СМИ механика похожая: 
медиа не просто информируют, а формируют нужную картину мира у аудитории. Осознанно или неосознанно, но любое СМИ подаёт факты под своим углом.

Внимание и мысли людей — это валюта в цифровом мире. Как манипулируют восприятием? Чем у́же точка зрения человека, тем проще им манипулировать. А ещё легче, когда он уверен, что уже знает истину.

Внимание аудитории — это ресурс, за который конкурируют медиа, бренды, политики и блогеры. А где есть борьба за внимание, там есть и влияние.

2 примера:

  1. В новостях по ТВ мы видим те события, которые нам нужно увидеть. При этом, какие-то вещи освещают с нужным намёком, а какие-то просто замалчивают.
  2. В альтернативных / «независимых» СМИ публикуют пост с призывом срочно подписаться на их рассылку, потому что «после выборов могут совсем отрубить интернет».

Оба примера — манипуляции.

  • В первом случае создаётся нужный нарратив и фильтрация фактов.
  • Во втором играют на страхе (а страх — один из самых сильных триггеров в маркетинге).

Но пропаганда была и будет всегда.
Вопрос не в том, существует ли она, а в том:

  • Как далеко она заходит.
  • Как мы умеем её распознавать? 

Как не стать жертвой манипуляции?

Для этого нужно развивать критическое мышление, а именно:

  • читать разные источники (не зацикливаться на каком-то одном).
  • проверять факты и задавать себе вопрос: «Кому выгодно, чтобы я это увидел?»
  • изучать когнитивные искажения и манипуляции, чтобы видеть, как работают инфовбросы.
  • задавать вопросы. Чем чаще спрашиваешь «Почему это говорят / показывают именно так?», тем сложнее тобой манипулировать.

💡 Важно! Критическое мышление — это не паранойя. Главное — не скатиться в постоянную мнительность. 
Простой тест на разницу:

❌ «Меня со всех сторон хотят обмануть!» — это мнительность.

✅ «Не хотят ли меня сейчас обмануть?» — это критическая оценка.

📌 Факт: в СССР «Логика» была обязательным предметом в средней школе. Вот так выглядел учебник: ссылка. Но после XX съезда КПСС этот предмет убрали (увы).
К счастью, он остался на первом курсе соцфака (а возможно, и на других гуманитарных направлениях), откуда я о нём узнала.

Почему критическое мышление так важно? КИ — это не только защита от пропаганды. Это ключевой навык, который прокачивает жизнь во всех сферах:

  • в медиа — помогает не вестись на манипуляции и понимать, что объективной картины мира не существует (у каждого источника есть своя повестка).
  • в личных решениях — защищает от эмоциональных триггеров, когнитивных ловушек и чужих навязанных мнений.
  • в работе и бизнесе — помогает не принимать решения на основе хайпа, а разбираться, что действительно работает.
  • в общении — помогает распознавать манипуляции или когда кто-то пытается давить эмоциями вместо аргументов.

Да и везде, где важно анализировать информацию и проверять факты. Ну и в целом, думать своей головой — полезно. Гибкость, глубина, осознанность — никто ещё от этого не страдал.

Вывод — ответственность за инфу, которую мы потребляем, только на нас. Сомневаться полезно, но это и не значит отвергать всё подряд. Главное — не просто сомневаться, а искать факты, задавать вопросы и проверять информацию.

В конечном счёте, критическое мышление — это про свободу. Чем больше ты понимаешь, как работает информация, тем сложнее тобой управлять.

P.S. А ещё очень хотелось бы, чтобы логику вернули в школьную программу.

  • Максим МироновСогласен с вами. Логики в школе не было, но кто заканчивал (пост)совковую школу и социализировался на улице имеет критическое мышление. Сейчас же общество вырастает в тепличных условиях: еда есть, одежда есть, в инете ты можешь быть кем угодно и ничего тебе за это не будет. Зачем тебе критически мыслить, если тебе ничего не угрожает? Зачем создавать себе стресс, критического же ничего не происходит. Идешь такой, весь на шарнирах, с рафом в руке, живешь в своем мире, в своем обществе в инете. Тебе вообще пох на окружающих, близких. Ты бережешь свой разум от всего критического, не совместимого.1
  • Наташа БобрикМаксим, «в инете ты можешь быть кем угодно и ничего тебе за это не будет» — какие точные слова )) про социализацию на улице – интересная мысль, не думала об этом. а вы почему считаете, что это помогает развивать КИ? вроде – уличная школа, законы выживания?0
  • Максим МироновНаташа, улица-отличная, живая социализация. На улице происходят все жизненные ситуации: общение с разношерстными людьми, давление возрастных ребят и их же жизненный опыт, это не тот тепличный опыт, который передают родители, ответственность за свои слова и поступки, власть физической силы и денег, дружба и справедливость, подлость и обман, умение противостоять психологической агрессии и прочее.2
  • semenovainezaМаксим, полностью с вами согласна.0
  • ОбезьянаНе работает. Критическое мышление это слишком высокий уровень обработки информации. Манипулятивные методики целят в самый базовый. А иногда и вовсе в рептильный. Страх-избавление - как раз из последних. Эти эмоциональные качели всегда качают, потому что целятся в первобытный механизм страха, которому надо реагировать быстрее чем инфа доходит до вербального уровня. А у страха цель простая - вывести вас из угрожающей ситуации. Причем не обязательно живым, главное туда где нечего бояться. Отсюда и депрессивные истории и прочий уход от реальности. Ну и главное - самые истово верующие в критическое мышление на моей памяти наиболее склонны поддаваться даже на дешевую лесть. Достаточно похвалить их критическое мышление.2
  • Наташа БобрикОбезьяна, то есть, по такой логике, раз манипуляции бьют по базовым инстинктам, то и бороться с ними бессмысленно? ) вы правы, что манипуляции работают через эмоции, и это делает их эффективными. и именно поэтому критическое мышление важно: не чтобы отключить эмоции (что невозможно), а чтобы осознавать, когда манипулируют) «самые истово верующие в критическое мышление на моей памяти наиболее склонны поддаваться даже на дешевую лесть.» → т.е., если я учусь разбираться в информации и видеть, где манипуляция, а где факты — значит, мной легче манипулировать? звучит как подмена понятий )0
  • ОбезьянаНаташа, вы пытаетесь аналитический инструмент провозгласить серебряной пулей там где он не работает и не нужен вовсе. В моменте на манипуляции можно реагировать только рефлекторно, рефлекс или естественный, или вырабатывается практикой. Практика в себя включает получение урона от манипуляций. Избежать его нельзя. Именно урон вам придется анализировать критическим мышлением, а точнее проводить сложную когнитивную работу в которой будет задействована критика исходных данных повлиявших на ваши чувства и действия. Так что это не подмена понятий, просто вы почему-то решили что нашли волшебную палочку которая вас везде выручит. Нет не выручит. Учась проводить когнитивную работу вы развиваете навыки за которые очень часто хочется получить поощрение. В конце концов вы написали целый пост про этот свой навык.2
  • Привет, Танкист!Логику, кстати, изучали на юрфаке в начале 2000-х. Правда, один семестр всего. Не знаю, как сейчас. Вспомнилось, во времена перестройки моя бабушка выписывала "Комсомолку" и "Советскую Россию" (тогда это были газеты-антагонисты). Когда я спросил ее - зачем, она привела мне аналогичные Вашим, автор, доводы. Но на самом деле все ещё сложнее. Невозможно в принципе составить объективное мнение, находясь внутри системы. Образно говоря, находясь внутри башенных часов ты видишь только множество соединённых непонятных деталек, валов, шестерен. При этом ты никогда не узнаешь, сколько времени показывают часы. По-этому я затеял почти год назад эксперимент с уходом из новостной повестки. Телевизор не смотрю уже много лет, а ещё отказался от просмотра новостей в интернете. Периодически читаю только научно-популярные и публицистические статьи в Дзене. Больше времени стараюсь уделять прогулкам и книгам. Глобальные события, которые касаются лично меня, происходят очень редко и о них я узнАю в любом случае, хотя бы от коллег по работе. А забивать голову "белым шумом" не вижу смысла. Не знаю, как с критическим мышлением, но жить стало легче и приятнее. Смотришь на жизнь как-будто со стороны.3
  • Наташа БобрикОбезьяна, как будто вы сами себе противоречите. сначала говорите, что КИ «не спасёт», а потом описываете, что оно помогает анализировать, какие данные влияют на эмоции и действия. так оно работает или нет? ) манипуляции бьют по эмоциям, да, но это не значит, что мы обречены всегда становиться их жертвами. чем лучше умеешь их распознавать, тем реже будешь попадаться) про поощрение — звучит так, будто развитие КИ — это просто способ хвастаться ради лайков. т е, вы намекаете, что я учусь видеть манипуляции не потому что это полезный навык, а ради одобрения? смахивает на классическое обесценивание (которое я вижу благодаря КИ) и заметьте: я нигде не говорила, что критическое мышление — это «серебряная пуля», которая решит все проблемы. но если инструмент не панацея, это не значит, что он бесполезен.0
  • Алиса СелезнёваМаксим, ну, последние три года уж точно спокойными и безопасными не назвать. Дроны летают по всей европейской части России (даже у нас в Питере окна выбивало "хлопком"). Идут боевые действия. Да и коронавирус оказался смертельной опасностью. Располагая информацией, я сделала прививку, что было правильным решением. мои непривитые ровесники перенесли заболевание тяжелее "живешь в своем мире, в своем обществе в инете. Тебе вообще пох на окружающих" - кажется, последние слова больше про Вас. Жители приграничных областей вряд ли с Вами согласятся0
  • Алиса СелезнёваМаксим, ох уж эта "школа жизни" на улицах 90ых. Мое поколение так не живёт, и спасибо за это. Не надо нам этих разборок на улицах и гопоты в переулках0
  • Наташа БобрикПривет,, у вас мудрая бабушка) эксперимент с «уходом из новостной повестки» —поддерживаю, но пока сама так сделать на 100% не могу) сейчас это по-модному еще называется «новостной детокс» а про систему и башенные часы – мощный образ2
  • ОбезьянаНаташа, я противоречу вам, но не себе. Манипуляции в приведенном вами примере информационного шторма направлены на вовлечение в потребление контента. Применяя критический анализ этой информации вы её потребляете, еще и внимательно. Так что тут оно работает ровно против вас. Спустя время оно снова заработает на вас, если вы направите его на себя в духе "какого хрена я это вообще взялась разбирать и фактчекать". Когда вас бьют по эмоциям вы их в любом случае испытываете. Распознаете вы в этом манипуляцию, или нет. Там еще, мало того, в распознании подключаются всякие там разочарования в человеке и прочие мерзкие ощущения. Про поощрение - так это работает в принципе. Я, например, хорошо готовлю. Мне в любом случае приятно получить поощрение за результат своего труда, а еще я иногда хвалюсь закомым в дискорде фоточками еды. Это не значит что я учился этому только для того чтобы получать поощрение. Но мне его все равно хочется. И я испытываю приятные эмоции, получая его, что позволяет моим знакомым иногда мной манипулировать, сделав мне комплимент. Например, зазвав на дачу, сбагрить мне готовку бургеров. Вы же в этом абзаце сознательно исказили смысл сказанного чтобы "увидеть обесценивание". Это грязный риторический прием. И про то что оно бесполезно я, кстати тоже не писал. Я писал о том что критическое мышление не работает как защита от манипуляций на базовом уровне. А теперь пишу еще и о том что вы его плохо используете. Не оцениваете, например, свои собственные риторические приемы.0
  • Алиса СелезнёваМаксим, " общество вырастает в тепличных условиях" Нет. Вы и сами в курсе, что на территории нашей страны военные действия. Тепличными условия не назовешь "Зачем тебе критически мыслить, если тебе ничего не угрожает? " Угрожает. Вышеупомянутые военные действия, коронавирус. "кто заканчивал (пост)совковую школу и социализировался на улице имеет критическое мышление." В Вашем комментарии ни одного аргумента на эту тему, только тезис0
  • Максим МироновАлиса, вы полагаю, что-то пропагандируете? Как раз статья о вас. Какие войны? Большинство людей живет обычной жизнью, и узнает о ходе из новостей. Какой к черту коронавирус, который уже 3-4 года закончился. По второму пункту, в моем комменте ниже же перечислены аргументы, не? У вас все хорошо? Психолог треба? Здесь имеются.0