Как я помог клиенту в борьбе с контрафактом на маркетплейсах

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Глеб Ситников

Страница автора

Я адвокат и руководитель практики "Защиты интеллектуальной собственности и персональных данных" в адвокатском бюро. Стаж — 8 лет.

Ситуация

Мой Доверитель — крупный производитель теплотехнического оборудования и правообладатель товарных знаков, защищающих популярный бренд в этой сфере.

Товары Доверителя являются частым объектом подделки, в связи с чем ему приходится вести постоянную работу по информировании потребителей о том, как отличить оригинал от контрафакта, а также юридическими методами пресекать распространение контрафакта.

За достаточно короткое время на маркетплейсах и сайтах несетевых интернет-магазинов строительных материалов и сантехники массово появились предложения товаров под брендом Доверителя, но обладающих признаками контрафакта.

С конца 2023 по конец 2024 года Доверитель передал мне в работу более 70-ти продавцов на маркетплейсах и интернет-магазинов, на которых размещались подозрительные товары.

По результатам юридической помощи за тот же период все указанные магазины прекратили нарушение или закрылись.

Мои действия

Борьба с подобными нарушениями сопряжена с несколькими ключевыми проблемами:

  1. Массовость (чем проще и маржинальнее товар: тем больше недобросовестных продавцов заинтересованы в демпинге на подделках).
  2. Простота для нарушителей (и магазины, и карточки на маркетплейсах, и интернет-сайты создаются по простой типовой процедуре, чаще всего на индивидуальных предпринимателей-"однодневок", которых трудно привлечь к реальной материальной ответственности).
  3. Низкий уровень сотрудничества платформ (эффективность помощи с их стороны зависит от конкретного маркетплейса, но в целом их основная задача — избежать собственной ответственности и сохранить баланс интересов правообладателей и продавцов, что ведет к отпискам и предъявление с их стороны к правообладателям повышенных требований к доказательствам нарушения, хотя по закону доказательства правомерности использования товарного знака должен предоставлять тот, кто его использует — то есть конкретный продавец).

Все эти факторы влекут необходимость действовать с минимальной затратой ресурсов, но при этом эффективно — чтобы контрафакт пропадал из интернета.

Алгоритм моих действий таков:

  1. Фиксация нарушений с помощью правильно оформленных скриншотов (которые в случае судебного спора примет суд). Если количество карточек с контрафактом очень большое, то на первом этапе можно обойтись менее подробными скриншотами для экономии ресурсов. Пример скриншота прикреплен к посту.
  2. Сбор и фиксация информации о владельце ресурса (магазина на маркетплейсе или интернет-магазина). Для этого используется поиск по самим сайтам и платформам и сведения из открытых источников: ЕГРЮЛ, сведения о домене из WhoIs, архивные версии сайта из Web-archive, сведения о хостинге сайтов, комментарии к товарам от пользователей, если необходимо — адвокатский запрос регистратору домена о данных администратора сайта-физического лица.
  3. Направление двух писем: обращения в адрес маркетплейса (если нарушение на нем) или в адрес хостинг-провайдера (если нарушение на обычном сайте) с просьбой оказать содействие, которое обязан оказывать информационный посредник согласно ст.1253.1 ГК РФ. И претензии в адрес самого продавца с требованием прекратить нарушение, предоставить сведения о происхождении товара и указание на последующее взыскание компенсации в случае отказа от добровольного удовлетворения претензии.
  4. Параллельно переговоры с указанными лицами (кроме платформ, поскольку они ведут переписку только по стандартным формам) по телефонам для ускорения процесса.
  5. Фиксация прекращения нарушения в случае удовлетворения требований.
  6. В случае отказа или игнорирования — направление искового заявления в суд, с указанием в качестве ответчика не только продавца, но и информационного посредника, если он не оказал содействия в пресечении нарушения.

На практике при эффективных действиях на начальной стадии до последнего пункта приходится доходить в минимальном количестве случаев, а если приходится, то нарушение прекращается сразу после принятия иска судом к производству. Это позволяет минимизировать как время, так и расходы на всю процедуру.

Советы

Основные рекомендации таковы:

  1. Правильно фиксируйте нарушения и факт их прекращения, чтобы обладать доказательствами своих доводов на всех этапах: должно быть видно дату и время совершения скриншотов и адресную строку фиксируемой страницы, а также, разумеется, хорошо видно само содержание информации.
  2. Точно формулируйте обращения, чтобы они соответствовали требованиям закона в отношении как нарушителей, так и информационных посредников
  3. Не отказывайтесь от попыток связаться с нарушителями по телефону (в случае с интернет-магазинами) — это часто ускоряет процесс, поскольку не всегда официальные письма доходят до уполномоченных лиц или правильно понимаются адресатами.