Рекомендую сериал «Трасса»
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
О чем сериал
Запоздалый отзыв на сериал «Трасса» сервиса Okko (октябрь 2024) — история, которая бьёт точно в нерв современной (и не только) России. Смотреть не всегда приятно. Здесь не нужна яркая обёртка или романтизированное представление жизни в провинции. Всё подаётся сырым, как дорожная пыль, и резким, как запах пота в кабине дальнобойщика. Это сериал не про надежду, а про то, как её отсутствие заставляет героев действовать.
В центре сюжета — женщины. Протагонист судья из Петербурга, мать-одиночка из ставропольского края и остальные, люди которые вынуждены ловить баланс между цинизмом системы и своей, ещё не до конца убитой совестью. Мужчины? Они здесь второстепенны. Они либо ломаются, либо молчат, либо теряются в дыму и водке. Героини вынуждены брать на себя то, что должно быть общей ответственностью, — спасение детей.
Чем понравился
"Ты сегодня приехала, а мне здесь жить". Эта фраза следователя обращена к судье из Петербурга, но звучит как приговор всей стране. Советская реальность, от которой, казалось, мы давно убежали, возвращается в декорациях современности. Пустые дома, сломленные люди, на фоне которых судья с лицом порядочного человека живёт двойной жизнью. В свитерке Данилы Багрова она серьезно закладывает за воротник, борясь с прошлым на даче, а потом, надев чёрную мантию, рассуждает о морали. Это Россия, где те, кто должен держать закон, сами нарушают его на трассах, парковках и в собственных спальнях.
Сравнение с текстом про станицу Кущевскую здесь напрашивается само собой. Там — станица, где дети росли в атмосфере ужаса и безнаказанности. Здесь — город, трасса, поле, но механизм тот же: женщины становятся единственной силой, которая пытается бороться, пусть даже внутри системы, которая их раздавливает. В статье ужас заключался в молчании, в страхе. В "Трассе" — в том, как зло принимается как что-то повседневное. Оно пропитывает людей, как запах горящей резины.
Дети, которых ищут, и те, кого никто не ждёт. Сериал остро подчёркивает, как в России "пропавшие" бывают двух видов. Пропал ребёнок судьи? Его ищут оперативно, с вертолётами и федеральными каналами. Пропал "никому не нужный"? Расклеивают объявления на столбах. Эта разница, как лакмус, показывает отношение к чужой беде: забота тут товар, который достаётся только избранным.
Проблема пропавших детей — это всегда история о внимании. О том, как легко люди перестают видеть друг друга. В Штатах печатают портреты на молочных пакетах, чтобы хоть как-то напомнить обществу: есть те, кто исчез. У нас? Мы всё ещё ходим мимо этих объявлений, приклеенных к старым гаражам и бетонным столбам, не вчитываясь. Сцены из кино стали нашей реальностью.
Поколенческий разрыв. Молодёжь в "Трассе" не только потеряна, она разрушена изнутри. Герои, выросшие на осколках 90-х, не верят в систему. Они не знают, что такое доверие, и часто сами становятся жертвами. Харрасмент и объективизация, как в женском интернате, — это ужасы, которые никто не обсуждает. Это не табу, это просто "так принято".
Бегство не ради лучшей жизни, а от худшей. Женщина уезжает из родного города не ради перспектив, а чтобы оставить позади страх и ужас. Эта тема звучит в "Трассе" так же громко, как в статье Костюченко (признана в РФ иноагентом). Только это не про провинцию или отдельную станицу. Это про страну, где молчание стало нормой, а люди спасаются бегством, потому что бороться просто больше нет сил.
"Трасса" — это Россия. Сериал не даёт ответа на вопрос, что делать. И, пожалуй, это его главный плюс. Это не история про счастливый конец или справедливость. Это история о том, как зло происходит с молчаливого согласия, как мы перестаём замечать тех, кто рядом. И в этом его реализм. Ведь это не про глубинку. Это про страну. Про нас если угодно. Про то, что закон можно нарушать если ради справедливого возмездия. Но так ли это?
Сюжет: 5 из 5 баллов
Игра актеров: 5 из 5 баллов
Зрелищность: 5 из 5 баллов