Макото Синкай и его вселенная: разбира­емся, как режиссер аниме создает магию на экране
Поп-культура
7K
Кадры — CoMix Wave Films

Макото Синкай и его вселенная: разбира­емся, как режиссер аниме создает магию на экране

12
Аватар автора

Дарья Тарасова

прогулялась по саду изящных слов

Страница автора

В российский прокат вышли «Ловцы забытых голосов» — аниме Макото Синкая, постановщика, которого многие зрители и критики называют «вторым Хаяо Миядзаки».

В центре сюжета — школьница Асуна и загадочный юноша Сюн, которые вместе отправляются в магический мир.

«Ловцов» можно назвать одной из главных работ Синкая, где нашли отражение все важные особенности его стиля. Рассказываем, в чем они заключаются — и за что мы любим фильмы режиссера.

Первые фильмы Макото Синкай делал сам на компьютере

Макото Синкай родился 9 февраля 1973 года в префектуре Нагано, Япония — живописном местечке, известном горнолыжными курортами. В детстве он увлекался мангой и много рисовал, но специально этот навык никак не развивал. В качестве направления учебы Синкай выбрал японскую литературу и переехал в Токио, позже в составе студенческого клуба книгоиздателей занимался иллюстрацией. Тогда же он начал делать простые игры и анимацию на компьютере.

Свою карьеру Синкай начал в компании Falcom, которая специализировалась на видеоиграх. В 1999 году он самостоятельно создал монохромную короткометражку «Она и ее кот» — работа удостоилась нескольких наград и заставила индустрию обратить внимание на начинающего аниматора. В 2002 году вышло получасовое аниме «Голос далекой звезды» — его Синкай сделал практически в одиночку на своем домашнем компьютере. На это ушло около семи месяцев напряженной работы.

Первым полнометражным фильмом режиссера стала фантастическая драма «За облаками». Действие аниме происходит в альтернативной реальности, где после поражения во Второй мировой Японию разделили между союзниками. За ним последовали «5 сантиметров в секунду» и «Сад изящных слов». Именно эти работы принесли Синкаю известность в мире аниме.

Но настоящий прорыв случился в 2016 году с выходом фильма «Твое имя». Картина собрала 405 миллионов долларов в прокате и стала самым кассовым аниме в истории. В 2020 году это звание закрепилось за «Истребитель демонов: Поезд „Бесконечный“». Именно после выхода аниме «Твое имя» за Синкаем закрепился титул нового Хаяо Миядзаки.

Следующие полнометражки режиссера — вышедшее в 2019 «Дитя погоды» и последняя на данный момент работа «Судзумэ, закрывающая двери» 2022 года — также стали крайне коммерчески успешными. Они окончательно доказали, что на небе японской анимации зажглась новая звезда.

У режиссера очень выделяющийся визуальный стиль

Пожалуй, первое, что приходит в голову при упоминании Синкая, — визуальный ряд. Режиссер создает невероятно детализированные, фотореалистические фоны и пейзажи. Он уделяет особое внимание метаморфозам неба, дождю и тому, как природные явления взаимодействуют с городскими видами.

Часто фон помогает передать внутреннее состояние героев. Например, в «Твоем имени» смена дня и ночи, золотые закаты и звездное небо отражают судьбу, тоску и невозможность быть вместе. В «5 сантиметров в секунду» снегопад сопровождает долгую разлуку, усиливая ощущение холода, изоляции и хрупкости связи героев.

В раскадровках Синкай тщательно прорисовывает не только героев, но и бэкграунд
В раскадровках Синкай тщательно прорисовывает не только героев, но и бэкграунд

Синкай затрагивает темы, близкие зрителям разных возрастов и культур. Его истории часто рассказывают о первой любви, разлуке, одиночестве и поиске себя, многие сюжеты связаны с взрослением. Режиссер умеет передать сложные эмоции через простые бытовые ситуации. При этом в более поздних работах он также добавляет элементы фантастики и японской мифологии: синтоистские храмы, духов, обитающих в предметах и природных явлениях, солнечных дев, которые могут управлять погодой.

Также фильмы японца отличает особая атмосфера меланхолии и надежды. Для ее создания он часто использует мотив расстояния между людьми — как физического, так и эмоционального. Для передачи атмосферы важную роль играет и музыка. Режиссер сотрудничает с RADWIMPS, чьи проникновенные песни усиливают эмоциональное воздействие сцен.

Композиция Zenzenzense из «Твоего имени» передает ощущение погони за ускользающей встречей, энергии молодости и необъяснимой связи между героями, а Is There Still Anything That Love Can Do? из «Дитя погоды» выражает отчаяние, но при этом несет надежду и веру в любовь вопреки обстоятельствам.

Больше, чем рисовать облака, Синкай любит рисовать городской транспорт — особенно поезда
Больше, чем рисовать облака, Синкай любит рисовать городской транспорт — особенно поезда

Синкай успешно сочетает традиции японской анимации с современными технологиями. Его работы остаются понятными массовому зрителю, но при этом не теряют глубины. Режиссер экспериментирует с повествованием, использует нелинейную структуру, соединяет реализм и мифологию, играет с восприятием времени.

Визуально его стиль легко узнаваем: сверхдетализированные пейзажи, насыщенные цвета, внимание к свету, дождю и отражениям. И все это нужно, чтобы рассказать трогательные и меланхоличные истории о любви, разлуке и связи между людьми.

Открывать Макото Синкая лучше постепенно

Начать знакомство с режиссером стоит с фильма «5 сантиметров в секунду». Это самая личная работа режиссера, основанная на его юношеском опыте. «5 сантиметров в секунду» — лирический триптих о первой любви и взрослении, который охватывает несколько лет жизни главного героя Такаки Тоно. Хронометраж насчитывает чуть больше часа, а в центре истории вопрос: что делать двум влюбленным людям, которым не суждено быть вместе?

Название фильма — это не просто поэтичная фраза, а описание скорости, с которой падают лепестки сакуры. Этот образ метафорически отражает главную тему картины: как медленно, но неизбежно люди отдаляются друг от друга.

«5 сантиметров в секунду» — честное и универсальное кино о том, что не все истории заканчиваются счастливо. Ведь каждый хотя бы раз переживал расставание, сталкивался с ностальгией и осознавал, что прошлое ушло навсегда.

Следом можно посмотреть «Сад изящных слов». Тоже довольно компактный фильм, но на этот раз не разделенный на части. Камерная история разворачивается вокруг 15-летнего Такао, который мечтает создавать обувь. Герой часто прогуливает школу и рисует наброски в саду. Однажды в беседке он знакомится с загадочной женщиной в кризисе по имени Юкино. Между ними завязывается дружба, которая позже перетекает в нечто большее.

В этой работе ярко проявляется умение Синкая рассказывать пронзительные, эмоционально сложные истории с помощью простых деталей и обыденных образов. Дождь, который сопровождает встречи героев, становится символом их уединенности от внешнего мира. Теплый чай в руках Юкино подчеркивает ее внутреннюю усталость и поиски утешения.

В каждой сцене в саду зритель может прочувствовать влажный воздух, увидеть мягкие блики света на лужах и услышать звук капель. Здесь нет эпичных оркестровых партий или запоминающихся поп-хитов. Вместо этого — тонкая, еле слышимая фортепианная музыка, подчеркивающая интимность истории о людях, ищущих друг в друге спасение.

Самые популярные работы режиссера посвящены природным аномалиям

Три последних на данный момент полных метра режиссера — его самые известные работы, которые в полной мере передают особенности его стиля. Более того — все они посвящены фантастическим явлениям, связанным с природой и погодой.

В «Твоем имени» рассказывается удивительная история о связи двух подростков. Юноша из Токио Таки и девушка Мицуха из небольшого городка обнаруживают, что между ними установилась загадочная связь: засыпая, они меняются местами друг с другом и проживают дни не в своем теле. Они постепенно разбираются в странном феномене, и Таки решает разыскать девушку.

Визуально фильм установил новые стандарты в анимации. Каждый кадр можно поставить на паузу и рассматривать городские пейзажи с рассветными лучами, переливами закатного неба и отражениями в лужах. После выхода фильма туризм в местах, показанных в аниме, вырос многократно: люди посещали городок Хида, вдохновивший на создание вымышленного города Итомори, а также реальные локации Токио, показанные в фильме.

Ракурсы Синкай всегда выбирает так, чтобы подчеркнуть глубину и объем фона
Ракурсы Синкай всегда выбирает так, чтобы подчеркнуть глубину и объем фона

«Дитя погоды» продолжает исследовать связь между человеком и природой. Главный герой Ходака сбегает в Токио и встречает загадочную Хину, обладающую даром управлять погодой. На фоне климатической катастрофы разворачивается история о взрослении, ответственности и выборе между личным счастьем и долгом перед окружающим миром.

В этом фильме Синкай затрагивает острую тему изменения климата, но подает ее через личные истории героев, вплетая в сюжет элементы японского фольклора. Благодаря такому подходу «Дитя погоды» не превращается в нарочитый экологический манифест, а тонко и доступно показывает, как природа влияет на жизни конкретных людей.

Для Хины ее дар приносить солнце становится как благословением, так и проклятием — в мире фильма изменение погоды требует жертвы. Это подчеркивает, что вмешательство в природные процессы не происходит без последствий. Для Ходаки бесконечный дождь символизирует его борьбу за место в этом мире. Как брошенный подросток без денег и дома, он буквально пытается найти «свет» среди серого, затопленного города.

Для Токио проливные дожди становятся все более разрушительными, и постепенно город начинает уходить под воду. Люди вынуждены адаптироваться, менять свои привычки, но принимают стихию как часть реальности — так же, как человек принимает неизбежные перемены в жизни.

Сделать погоду одной из своих главных тем Синкая заставило в том числе беспокойство по поводу глобального потепления
Сделать погоду одной из своих главных тем Синкая заставило в том числе беспокойство по поводу глобального потепления

«Судзумэ, закрывающая двери» — самая амбициозная работа режиссера и завершающая часть в этой природной трилогии. Синкай называет фильм кульминацией своей 20-летней карьеры (сайт недоступен из РФ). Сюжет строится вокруг 17-летней девушки Судзумэ. Однажды она встречает загадочного юношу Соту, который ищет таинственную дверь. Любопытство приводит героиню к этой двери, и, открыв ее, она случайно выпускает разрушительную силу, грозящую обрушить землетрясения на всю Японию.

Выясняется, что по всей стране существуют такие порталы, спрятанные в забытых местах — заброшенных зданиях, пустых вокзалах и старых школах. Теперь Судзумэ предстоит путешествовать по Японии и закрывать эти двери, чтобы предотвратить новые катастрофы. Постепенно девушка понимает, что ее приключение не ограничивается борьбой с природными катастрофами. Она также проходит путь к собственному прошлому и потерям, которые она должна принять.

Синкай соединяет национальную мифологию с современными проблемами японского общества — землетрясениями, запустением городов, старением населения. Фильм метафорично рассуждает о преодолении травм прошлого. И, как водится у Синкая с его меланхолично-оптимистичными интонациями, напоминает, что вместе люди могут справиться с любыми трудностями.

Героями аниматора становятся не только люди, но и, например, неодушевленные объекты — как этот желтый стульчик
Героями аниматора становятся не только люди, но и, например, неодушевленные объекты — как этот желтый стульчик

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Дарья ТарасоваА как вы относитесь к творчеству Макото Синкая?
  • Юлия ИвановаОбожаю его. Один из самый любимых режиссеров. Очень красивые и смысловые работы9
  • tim burtonНи одного его аниме не смотрел, надо навёрстывать упущенное4
  • Тимур ЧумаковКажется я знаю, что буду смотреть4
  • ЛужайкаПотрясающий автор!1
  • SoledadВ последнем случае стульчик вообще-то одушевлён xD1
  • АлександрМне повезло. Познакомился с анимэ в зрелом возрасте и достаточно сложный период. И так получилось, что самыми первыми были фильмы Синкая. Почти все пересмотрены очень много раз. Особенно "сад изящных слов". (Это не мультипликация, а невероятной красоты картина на фоне японской поэзии). Потом уже пришли фильмы Миядзаки. Но Синкаю благодарен за то, что сломал образ анимэ как второсортной мультипликации с кривыми лицами. Очень красивые , не поверхностные сюжеты, прорисовка деталей просто нереальная.5
  • Александр КрыковОчень люблю его творчество, особенно "Твоё имя", оно прямо 10/10. "Судзумэ" же напомнило «Армагеддон» Майкла Бэя – ты понимаешь, что умело подобранным саундтреком, невероятными размахом событий и широко распахнутыми глазами героев тебя тащат к конкретным эмоциям, но ты не можешь сопротивляться. И ты не хочешь сопротивляться, потому что простые эмоции порой приятнее прочих.2
  • МариОчень люблю.1
  • Наташа ЛобачёваАлександр, а чем вас зацепил "Сад изящных слов"? Именно визуалом?0
  • Наташа ЛобачёваЮлия, а какую особенно для себя выделяете?0
  • Юлия ИвановаНаташа, моя любовь это "5 сантиметров в секунду". Меланхоличная, красивая и, что интересно, реалистичная картина о первой любви. И саундтрек очень хорош, он у меня в плейлисте0
  • АленаНаташа, в новелле больше деталей и любовных линий. Аниме стоит смотреть ради визуала, читать роман для подробностей.0
Подобрано специально для вас