Мороженое по 7 копеек и рыбалка на бамбуковую удочку: мое детство на западной окраине Новгорода
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Решила я сегодня заполнить анкету сообщества Т—Ж. В робкой надежде, что удастся найти родственных душ, познакомиться и пообщаться поближе. Зарядиться какими-то новыми мыслями и идеями от этих встреч и пересечений.
И одним из предложенных пунктов в анкете было описать смешной случай из детства. И тут, что называется, «Остапа понесло…»:)
Вообще, я очень многое помню из детства. И что-то из этого опыта решила оформить в этой статье, чтобы просто вспомнить, понастальгировать или наоборот, ужаснуться. Неожиданно, в процессе написания и оформления более-менее удобоваримого текста на большую аудиторию, я заново пережила какие-то моменты и те чувства из детства, и даже, смею надеяться, что-то из тяжёлого чуть-чуть отпустила. Ведь ранее о чем-то я рассказывала только самым близким и психологу. В общем, для меня это оказался ценный опыт. Поэтому призываю и вас делиться своими важными или нет воспоминаниями из детства, это помогает!
Время
Моё детство пришлось на 80-е годы, т.е. был ещё СССР, не было никаких компьютеров, по телевизору было 3-4 канала и мультики по расписанию телепередач, но было много самостоятельности и даже домашних обязанностей, а также целый двор, район и потом город для самостоятельного исследования. Мы тогда гуляли в основном без мам и пап, а сами, целыми днями напролет летом и в выходные, или после школы и до самого вечера в школьные дни. Во дворах была целая особая культура дворовых игр, от футбола, понербола и пряток, до всяких других игр типа «штандер-мандер», «светофор», жмурки, квадрат, резиночки, скакалочки, классики, дочки-матери у девочек, и Слон, казаки-разбойники, войнушка, земельки и танчики с перочинным складными ножами у мальчиков. А также огромное множество других стихийных игр, появлявшихся и сменявшихся новыми. Например, одно время все как подорванные собирали крышечки от тюбиков с пастой и бутылочек с одеколоном. И были крайне сложные правила, как с этим богатством правильно играть, выменивая или выигрывая друг и друга эти крышечки. А у нас в Новгороде были ещё в ходу стеклянные зелёные шарики, и с ними было тоже много игр. Взрослые этим играм не учили не организовывали, это было исключительно отдельное царство детей. И в этих играх дети росли, учились общаться, договариваться, защищать себя, примеривать разные роли, в том числе организаторские навыки.
Сейчас я смотрю на наших современных детей, и в чем-то у них гораздо больше возможностей, чем было у нас. У них как правило очень внимательные, заботливые, любящие и уделяющие много внимания родители, у них онлайн игры, причем с игроками даже из других стран. Но, увы, та долгая и крайне ценная эпоха и школа настоящих дворовых детских игр их уже не застала. Эта эпоха ушла, я боюсь, безвозвратно.
Воспоминания
Поездка к прабабушке. Самое первое мое настоящее воспоминание от первой и единственной поездки к прабабушке, и мне тогда было всего 11 месяцев (!) от роду. Я отчетливо помню, как после поезда мы ночью шли через мост всей семьёй. Меня несли на руках. Нас встретила прабабушка, и у нее для нас, двух правнучек, была собрана целая маленькая проволочная корзинка с самыми разными очень вкусными ягодками.
«Фляга» в дорогу из балалайки. Другое раннее воспоминание. Я ходила в ясли, и там с другим мальчиком мы как-то строили из кирпичиков машинку и вместе ехали по делам. Мой папа часто носил с собой самодельную металлическую флягу для воды или чего покрепче. И я предложила своему другу мальчику обязательно взять фляжку в дорогу. Для того я взяла детскую игрушечную балалайку, и налила в туалете в нее воды. Жалко, что воду я не смогла толком донести до нашей машинки — «фляжка» протекала.
Спасение воспитательницей с детского турника. В садике года в 3 я забралась на детский турник и повисла на нем, но ниже была перекладина, и я боялась спрыгнуть, а сместиться вбок не хватило силенок. Я висела молча до последнего и боялась позвать на помощь. Хорошо, что этот подвиг отваги и мужества увидела воспитательница, и просто сняла меня с турника.
Стеснение взрослых и нехватка внимания родителей. Я вообще в детстве всегда стеснялась чужих взрослых и стеснялась обратиться за помощью. Мне казалось, у них свой взрослый непонятный мне мир, а у нас, детей, совсем другой отдельный мир, взрослым неинтересный и тоже непонятный, и эти миры очень плохо между собой пересекаются. Моим близким взрослым была только моя мама, и больше никто. Но и мама часто была усталой, замученной заботами и делами, и ей не всегда хватало на нас времени и внимания. Мой папа уделял мне внимание только в совместных каких-то увлечениях (рыбалка, мастерская) и когда по пьяни решал проверить мой школьный дневник((( Хотя я хорошо училась, но тогда мне все равно перепадало и за редкие тройки, единичные двойки, и неуд по поведению. Меня до сих пор крайне трогает, когда я вижу настоящих чутких, внимательных, заботливых любящих мужчин и отцов, включая моего мужа. Ведь мне самой так не хватало в детстве внимания и настоящей заботы от мужской сильной фигуры.
В этом плане, я уверена, многим современным детям повезло намного-намного больше — их родители очень хорошо понимают важность общения с детьми, и у них в целом больше на это времени.
Первый финансовый опыт. Относительно основной тематики Т—Ж, мне сразу вспомнился мой первый важный финансовый опыт. Мне было 5 или 6 лет, наверное, и я случайно на дороге нашла три рубля. Я была счастлива от открывшихся грандиозных возможностей. И первым делом побежала в ближайший магазин и купила себе игрушечный трактор, который мне давно приглянулся. На коробке вместе с трактором была нарисована тележка с цыплятами, но по факту был только трактор, и я потом из-за этого расстроилась. Я очень хотела и тех цыплят. Это очень нечестно по отношению к детям, на коробке с игрушкой рисовать другие игрушки, и не положить их! (А на остатки денег я купила целую охапку самого дешёвого фруктово-ягодного мороженого в бумажных стаканчиках по 7 копеек. Его было реально много, наверное, 12 стаканчиков. Из них смогла съесть только один или два, остальное оставила под кустом, думала, что съем чуть попозже, а домой побоялась нести. Когда через часок прибежала с друзьями, под кустом была только белая лужа с муравьями, и горка стаканчиков. Это был первый урок безрассудных трат)
С деньгами у меня в ту пору были одновременно и сложные и простые отношения. Сложные, т.к. денег было крайне мало. Простые, т.к. всегда было то, на что немедленно хотелось их потратить. У нас было малообеспеченная семья, карманные деньги не выдавали, но отправляли за покупками в магазин регулярно с 6-7 лет, и иногда разрешали оставить сдачу. В поисках денег и связанных с ними удовольствий (мороженое, пирожное, вкуснющий молочный коктейль, томатный сок в кафетерии, и др.) я несколько лет промышляла тем, что в очереди у киоска или кассы я как бы случайно роняла монетку, потом вставала на коленки и судорожно собирала все монетки, которые увидела. От других покупателей монетки часто заказывались под киоск или кассу, и они видимо ленились или им было трудно их собирать. И иногда улов реально выходил очень неплохим. Попадались монетки и в пять, и десять и даже двадцать копеек. А также изредка я просто спрашивала у прохожих две копейки на позвонить по телефону-автомату по «уважительной и срочной» причине. Многие отказывали, но кто-то, часто сердобольные бабушки, давали, и даже давали побольше монетку «на мороженое». Но мне, октябренку и потом пионерке, было стыдно промышлять этим слишком часто. Вот такие были мои первые поиски самостоятельных денег:)
Открытие новых горизонтов. Я была ещё в детском саду, и я была уверена, что если пройти ещё немного за детский сад, через улицу и потом за завод родителей, то там будет море и целый даже порт. Однажды уже в школе мы пошли туда с моей подругой. Там оказалась речка, на разливе довольно широкая, с лодками, а за ней настоящая деревня, настоящие коровы. И это тоже было чудо, открывать перед собой самостоятельно новые географические горизонты! А на настоящем море я оказалась только в 30 лет. Зато любая встреча с морем до сих пор для меня очень важное событие, я каждый раз при встрече мысленно с ним здороваюсь, делюсь важным мыслями, и потом обязательно прощаюсь до новой встречи.
Преследование «преступника». В детстве я и мои три ближайшие подруги были прямо пацанками, гоняли наравне с мальчишками в футбол и лазали по деревьям и заборам. И я мечтала совершить настоящий пионерский подвиг, о котором написали бы в газетах или показали в телевизоре. В том числе примером достойного подвига было словить какого-нибудь преступника, как в фильме «Кортик» и в др. фильмах. Возможностей для такого подвига нам все не попадалось. Но кто ищет, тот всегда найдет.
Однажды, один мужчина в автобусе показался мне и моей подруге подходящей кандидатурой для роли преступника. Мы вышли за ним из автобуса и преследовали его до самого его дома, прячась за кустами и скамейками. Под конец, этот бедный мужчина стал вести себя совсем уж подозрительно — испуганно озирался на нас, нервничал… Но потом он зашёл в дом, через полчаса нам надоело его ждать, и мы тоже поехали домой. Подвиг так и не состоялся)
Исследование подземного лаза. Недалеко от школы я и двое мальчишек одноклассников обнаружили для себя узкий и длинный лаз. Мне кажется сейчас, что это был полузаваленный проход какой-то в подвал. Но лаз был темный, и мы тогда себе вообразили, что это проход в какие-то подземные катакомбы, секретный лаз через весь город. Мы побежали домой, собрали рюкзаки с провизией, взяли спички, ножик перочинный, фонарик и что-то там ещё для дальнего похода и совместного исследования этого лаза. Но он оказался очень коротким, дверь в конце была закрыта, а рядом с ней был устроен стихийный туалет. Было довольно обидно, но в итоге мы просто устроили пикник недалеко на природе.
Неудачная попытка спасти птенцов чаек. Мы жили почти на окраине города Новгорода (ныне Великий Новгород), западной его части, там была ещё относительно чистая речушка Веряжка, холмики, поле и березовая рощица, которые сейчас вообще ни о чем, а тогда казались огромными горами и лесом. Мы в детстве регулярно ходили в это поле и лесок «в походы». А в той речушке тогда ещё жили рыбки, квакали лягушки, и я там впервые училась плавать. На берегах той речки Веряжки было много глины, и мы лепили из нее всякие поделки, включая танчики (часто), человечков и животных.
Однажды весной в поле мы нашли гнездо чаек с маленькими яичками. Я забрала те яички домой, сделала им из коробки и шапки гнездо на батарее, всячески согревала и мечтала вывести настоящих птенцов. Увы, никто не вывелся — невылупившиеся птенцы не вынесли чрезмерной, удушающей и неумелой детской «заботы». Птичек до сих пор жалко(((
Рыбалка на бамбуковую удочку. Став постарше, я открыла для себя уже большую реку Волхов, что единственная истекает из озера Ильмень, протекает через весь Новгород и далее, впадая затем в Ладожское озеро. Я обожаю воду, и река Волхов на красивых берегах Новгорода была моей детской радостью и отрадой.
От своего отца я заразилась новым увлечением — рыбалкой. Он помог мне и сестре сделать удочки бамбуковые. Мы ездили в разные места, но чаще всего ловили просто в городе под мостами, потом и под пешеходным мостом рядом с пляжем. Все купаются, но всегда какая-то стайка мальчишек, иногда дяденек и даже девочек, всегда ловили рыбу почти на пляже, прямо под мостом. И там в те годы прекрасно ловилось! Мелочь, конечно, но клевало постоянно. И это было интересно и азартно!
Уже много старше, в Москве, в кои веки я решила вспомнить былое увлечение, купила современные хорошие удочки, спиннинг, снасти, в том числе для донки, и даже специальную подкормку. И поехали с семьёй на собственной машине на речку Пахру в ближайшем Подмосковье. Увы, мы ничегошеньки не поймали, даже поклевок, мне кажется, не было. Просто покормили собою комаров и слепней. Я понимаю, конечно, что я рыбачка очень и очень так себе, мягко говоря. Но все равно — эх, не та нынче рыбалка, совсем не та!!!
Обучение езде на велосипеде. Другой моей большой любовью и радостью в детстве был велосипед! Это же просто счастье гнать по дороге, ветер в лицо, ты можешь объездить весь город и, кажется, весь мир. Училась я кататься на двухколесном вокруг здания детского садика во дворе на т.н. «дутике» своего друга Серёжи из моего подъезда. Мне было лет 6. И я научилась очень быстро.
Со мной училась кататься и моя старшая сестра. Она тогда боялась кататься, но в свою очередь вокруг садика она брала велосипед за руль и важно шагала с ним весь положенный круг. Рядом с ней шагала я, и мой добрый друг Сережа Малышев.
Потом одно лето мне во дворе давали покататься на взрослом велике, и я, как и многие другие, не доставая до педалей, ездила под рамой. Это было… неудобно и опасно, но все равно прикольно.
Кража прокатного велосипеда. В одно лето мама поддалась на мои слёзные уговоры, и взяла мне напрокат на лето замечательный велик «Салют». На новый велосипед денег не было и поэтому взяли в аренду, как сейчас сказали бы. Я была счастлива, несмотря на то, что мне приходилось его самостоятельно таскать на 5-й этаж нашей хрущевки каждый день вверх и вниз.
Но однажды я заехала на велике в универмаг, попросила тетеньку-продавщицу присмотреть за великом, а когда вернулась, железного коня уже не было((( И продавщица лишь развела руками. Как же я плакала тогда! И велик не нашелся, хоть мама и обращалась в милицию. Самое обидное, что велик этот был взят напрокат, соответственно, маме пришлось выплачивать его полную стоимость в ту прокатную организацию! Думаю, отчасти из-за того случая, уже через много лет мне сложно пользоваться каршерингом — моя тревога начинает зашкаливать.
Ремонт старого велосипеда со свалки. А в другое лето ранней весной мы с подругой гуляли на ближайших дачах, где мы также изредка подворовывали яблоки, и даже однажды выкопали немного картошки и утащили кабачок. Той весной мы с подругой на какой-то свалке на дачах нашли старый и поломанный велосипед «Орленок». С замиранием сердца и с предвкушением счастья, я потащила этот велик огородами к себе домой. Мне казалось, сейчас его хватятся и отберут. Дома я с помощью папы и его инструментов починила этот велик. Мой отец был отличным электриком и умельцем-самоучкой, когда не пил, и починить мог все на свете, а дома у него была целая мастерская на четверть комнаты со множеством разнообразных инструментов, с тисками, паяльниками и огромной жестяной банкой всякого крепежа. И лично я всем этим умела неплохо пользоваться при желании. Тот «Орленок» со свалки стал моим верным крылатым товарищем на несколько лет!
Любимый пёс Дик. Очень важным, дорогим и любимым товарищем моего детства был мой пёс Дик! Это был метис русского спаниеля с кем-то ещё. Я ходила с ним на дрессировку, обучала командам, мы гуляли вместе везде, в том числе он бежал за мной, когда я каталась на велике, мы вместе ходили на рыбалку. Он был самым пресамым лучшим и любимым пёсиком и другом.
Увы, он прожил недолго, и умер в свои три годика, съев во дворе кем-то намеренно отравленную колбасу или котлету. Меня тогда не было в городе, была на свадьбе сестры. Это было для меня настоящим большим горем и трагедией.
Непоступление в секцию плавания. Другим горем и трагедией, но гораздо меньшего масштаба, как я потом поняла, стало мое непоступление в секцию плавания. Однажды в первом или втором классе к нам в класс прямо на уроке зашли взрослые дяденька и тётенька, попросили всех нас подняться и принялись нас осматривать без каких-либо особых объяснений. Посмотрели все 40 учеников, а у нас в школе в то время было по 8 классов в параллели, в каждом по 40 учеников, и учились в две смены. После осмотра нескольких детей, включая меня, вывели в центр класса и сказали, что приглашают нас в секцию плавания, в бассейн!!! А я ведь обожала воду, лето и купание. А тут плавать круглый год в настоящем бассейне. Я была счастлива!!!
На первом занятии в бассейне от счастья я прыгала, скакала и даже визжала, когда нас особых отобранных в него запустили. Но я не понимала, что это было не просто занятие плаванием, это был второй этап отбора. И после моего счастливого скакания нас всех довольно быстро, минут через 10, попросили вылезти из воды, и потом сказали, что ты, мальчик или девочка, ты и ты, приходите в следующий раз в бассейн, а остальным, включая меня, до свидания — вы не отобраны. Когда я это все осознала, то как будто огромная темная туча опустилась надо мной. Я шла всю дорогу домой из центра города пешком, в осенний холод и под дождем, и рыдала навзрыд.
Уроки плавания в городском бассейне. Через год после этого я научилась плавать самостоятельно в реке, просто подражая другим, вольным брассом и кролем, и держалась на воде очень уверенно.
А потом в третьем классе у нас в школе вместо уроков физкультуры были уроки плавания в том единственном в городе бассейне, в который меня ранее не приняли. Нас очень долго держали на мелкоте и обучали какой-то ерунде, типо поплавка. На одном из первых занятий, когда нас уводили уже из бассейна, я специально сделала вид, что споткнулась, упала, а на самом деле намеренно прыгнула в воду в ту часть бассейна, где 4 метра глубина, и под восхищёнными, как мне тогда казалось, глазами одноклассников проплыла до лестницы, чтобы вылезти. Потом тренерша в бассейне как-то спросила меня, не занималась ли я плаванием ранее, а я ответила, что научилась сама, и что в бассейн ранее меня не захотели принять. Она только молча покачала тогда головой и ничего не сказала. Мне до сих пор думается, что в моем лице мир и тогдашний СССР потерял великую пловчиху)))
Плавание сейчас. Я действительно чувствую себя как рыба в воде, очень люблю всячески плавать и нырять, но при этом более-менее освоила настоящий кроль и брасс только полтора года назад, когда стала ходить в городской бассейн здесь в Москве на бесплатные занятия свободным плаванием. В нашем Бирюлево есть бассейн от Мосгорспорта прямо в 300 метрах от моего подъезда. Я записалась туда, и однажды наблюдающий тренер сказал мне, мол, вы хорошо плаваете, но почему используете только так называемый «бабушкин» брасс, и что попробуйте плавать правильно, в очках, с головой под водой. Замечание про бабушкин брасс показалось мне особенно обидным.
Я тогда стала смотреть по Ютубу многочисленные уроки плавания, и уже через месяц-два «радую» бабушек на соседней или, что намного хуже, своей же дорожке быстрым и относительно техничным кролем. Даже быстрее многих мужчин плаваю! Но есть в моей группе реально хороший пловец, за ним мне никогда не угнаться.
Самостоятельное обучение английскому. Не случай, но важное дело и достижение из юности, которое мне потом очень помогло по жизни, и которым я до сих пор горжусь. В школе я учила немецкий. И всегда немного завидовала тем, кто попал в английские группы.
В 16 лет я неожиданно захотела быть программистом, и для этого первым делом стала учить английский язык самостоятельно, по старому советскому учебнику «Английский как второй иностранный язык», общий курс за два года, взятый в библиотеке. И в итоге меня очень зацепила логика и стройность этого языка, я полюбила этот язык, и очень быстро добилась хороших результатов, причем именно занимаясь самостоятельно по этому очень хорошо структурированному и незатянутому учебнику.
Уже через два-три месяца в школе я напросилась на урок в английскую подгруппу, и с большим удивлением обнаружила, что знаю и понимаю английский язык лучше многих одноклассников, которые учили его с 4-го класса несколько лет. И на том общем уроке мне было чрезвычайно скучно читать простые тексты и отвечать на вопросы по элементарной грамматике.
С тех пор я поняла, что могу всё при должной заинтересованности. Жаль, что поняла умом, но до сих пор не до конца верю. Да и «должной заинтересованности» уже мало за собой наблюдаю. Обычно принято детей обвинять в лени. Но я в детстве и в юности была крайне деятельной натурой со множеством увлечений, а вот сейчас с годами мне трудно начинать новое и вообще многое лень(
Травля в школе. Ну и напоследок грустный пример настоящей детской хронической травмы. Я была из очень небогатой семьи, где папа — электрик с алкоголизмом, мама — рабочая на заводе, а потом уборщица, забитая мужем, с хроническим недостатком денег и множеством бытовых трудностей; а также трое детей — я, моя сестра старше меня на 2 года и брат младше меня на 1,5 года с тяжёлой умственной отсталостью, не говорящий и не освоивший до конца туалетные навыки, но в целом спокойный и многое понимающий. Брат жил с нами, мама отказалась «сдать» его в спец. интернат, как все «доброжелатели» тогда авторитетно рекомендовали. Ни в какую школу или садик тогда таких деток не брали. И он просто был дома, и часто гулял на улице, со мной и моей сестрой, а потом и один.
В шесть лет меня забрали из детского садика, где одна моя любимая воспитательница всегда очень любила и хвалила меня. Забрали на год раньше, т.к. умерла бабушка, а за братом было некому смотреть, пока папа и мама на работе. И я в 6 лет следила за умственно отсталым младшим братом, разогревала ему еду, кормила и мыла попу. А также я была не очень красивой девочкой, которая к тому же всегда гоняла с пацанами в джинсах, поношенных футболках, рубашках и кедах.
В общем, в моей школе класса со второго или третьего меня постоянно травила и обзывала одна компания местных парней-хулиганов на 3-4 года старше меня. Каждый раз, когда я проходила мимо них в школе или на улице, они тупо гоготали, показывали на меня пальцем и обзывали обидными прозвищами. Слава богу, не били. Учителя этих хулиганов тоже побаивались и даже не делали им замечаний. Одноклассники, мне кажется, переживали за меня, но никогда в открытую не заступались. Все, включая меня и учителей, просто делали вид, что ничего не происходит. Как же я ненавидела этих пацанов! Часто я рисовала в голове картинки, что просто избиваю их, от всей силы, кулаками и ногами, по мордам, яйцам, животу, и куда угодно. Мне действительно этого хотелось. Этот тупой гогот необремененных интеллектом подростков преследовал меня все годы в школе.
Даже когда те постарше ушли, за ними к хулиганству и травле подтягивались и другие помладше. И меня до сих пор триггерит, когда я слышу, как какая-то компания молодых парней начинает громко ржать, а я в это время прохожу мимо.
Из-за этого, а также из-за брата и по целому ряду других причин, в 11 классе я решила стать психологом. И стала, поступив через год на билингвальный психолого-педагогический факультет Новгородского государственного Университета, пройдя большой конкурс. Сейчас живу в Москве, заработала и на свою квартиру и на машину. Но ту детскую регулярную травму все равно не до конца изжила, во мне по-прежнему живёт та смелая, веселая, умная, но одновременно глубоко обиженная и несчастная девочка.
Практически все из той компании школьных хулиганов впоследствии плохо кончили. Кто-то сидел, кто-то рано умер от передоза. Но какая-то их крохотная часть тоже до сих пор живёт во мне.
Слава богу, по жизни мне встречалось и встречается много других очень хороших людей, а реале, в сети и даже по любимым фильмам и книгам. Их слова, мысли и поступки тоже так или иначе живут во мне, и помогают мне.


А какие события и впечатления из вашего детства вам чаще всего вспоминаются, или больше всего повлияли на вашу последующую жизнь?