«Не истерить, а договари­ваться»: как поступить, если подросток не хочет учиться

Опыт специалиста
75

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Elena Sergeevna

учитель с десятилетним стажем

Страница автора

Я работаю учителем русского языка и литературы около десяти лет и часто общаюсь с детьми, которые не заинтересованы в учебе.

Как правило, в таких случаях родители приводят детей к репетиторам, чтобы ребенок «исправил четвертные оценки», «хорошо сдал экзамен», «был не худшим в классе» и так далее. Некоторые почему-то думают, что стоит мне поговорить с ребенком, он сразу начнет учиться.

Но это утопия: одной беседой тут не обойдешься, да и усилия должны прилагать не только педагоги, но и родители. Предлагаю несколько советов о том, как себя вести взрослым, если подростку неинтересна учеба и он ничего не хочет.

Совет № 1

Не кричите и не угрожайте

Не нужно говорить, что если ребенок не возьмется за ум, вы отберете у него телефон, планшет, ноутбук и прочее. Так вы апеллируете к страху, а страх — это базовая эмоция, используя которую проще всего добиться желаемого.

Я считаю, что это низко по отношению к ребенку, да и он не дурак: все понимает и запоминает. В конце концов перестанет вам доверять, так как вы ведете себя резко и заставляете его чувствовать нечто неприятное.

Другое дело, если вы спокойно скажете: «Тебе за неделю нужно выучить три параграфа. Если не выучишь, выходные проведешь без телефона». Почему этот диалог лучше? Потому что вы даете выбор, это ключевой момент в детско-родительских отношениях. Важно не унижать, не истерить с пеной у рта, а ставить ребенка наравне с собой и договариваться. Он наверняка это оценит и будет так же выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Совет № 2

Требуйте знаний, а не хороших оценок

Три параграфа, про которые я говорила выше, можно легко проверить: пусть ребенок перескажет их своими словами. Если пошло вообще туго, есть лекции на «Ютубе», во «Вконтакте» и на других площадках. Есть, наконец, учебники и энциклопедии.

Попробуйте разобраться совместными усилиями — так вы убьете двух зайцев: уделите внимание ребенку и поможете вникнуть в материал. Возможно, у вашего подростка появится любимый блогер, который понятно объясняет, например, химию, и так проснется интерес к этому предмету.

Если у вас нет времени вникать в уроки, а ребенок не дисциплинирован, обратитесь к репетитору. Индивидуальная работа часто помогает скорректировать ситуацию.

Когда у человека есть знания и он уверен в себе, оценка не особо важна. Знания останутся при ребенке в любом случае, а хороший педагог, честный и порядочный, их обязательно оценит. Мне кажется, роль оценок вообще преувеличена. У меня в аттестате есть одна тройка по английскому, так про нее никто даже не спросил при поступлении.

Совет № 3

Позвольте ребенку ошибаться

Сейчас я занимаюсь репетиторством. Однажды ко мне пришла девочка — очень тихая, я еле слышала. Знаний у нее было мало, и она ничего не хотела учить. Через урок я поняла, почему она так относится к предмету: в школе было очень много критики, учитель часто ее ругал, кричал и не исправлял ошибки. Тогда девочка решила, что нет смысла напрягаться, раз все равно все не так.

Когда она ошибалась на наших занятиях, я ее спокойно поправляла. Скоро моя ученица начала понимать, что можно отвечать неверно, сомневаться и переспрашивать, то есть пытаться разобраться в предмете. Между нами наладился контакт, и она начала учить. Сначала оценки были такими же отвратительными, но декабрьское сочинение девочка написала на зачет.

Со временем она успокоилась, и сейчас готовится к ЕГЭ со мной. Не скажу, что прогресс быстрый, но он есть, а это самое главное.

Совет № 4

Объясняйте, зачем нужны знания

Некоторые дети думают, смысл учебы в том, чтобы просто сдать ЕГЭ. Поэтому, например, пытаются подготовиться к экзамену по литературе с помощью кратких содержаний. Когда я узнаю о таком, начинаю умиляться и объясняю, зачем вообще читать произведения и почему желательно целиком.

Во-первых, краткое изложение никак не отражает чувства героев, их глубину, мотивы. Описывает только факты: кто куда пришел и что сделал. Во-вторых, из-за того, что школьник сразу относится к прочтению несерьезно, половину информации он забывает либо в его восприятии нарушается хронологический порядок действий. В-третьих, такая подготовка не расширяет словарный запас. В то время как при прочтении произведения целиком невольно запоминаешь новые слова, их написание, потому что посвящаешь этому больше времени.

После некоторых торгов со мной дети начинают читать. Через какое-то время они замечают, что их речь становится лучше, и у них растет самооценка.

Однажды ко мне на занятия пришла девочка, которая очень круто делает ногти. Сказала, что учеба ей не нужна, ведь она будет заниматься своим ремеслом и откроет салон. Я ответила: «К тебе будут приходить взрослые люди, и тебе придется стать для них не только мастером по маникюру, но и психологом. Ты должна быть образованной, интересной, уметь создавать особенную атмосферу, а не просто пилить ногти. Должна понимать, когда нужно промолчать, а когда сказать, и это тоже навык».

В процессе наших занятий моя ученица поняла, что ее речь стала чище. В итоге другие преподаватели обратили на это внимание и стали более внимательно ее слушать.

Юношам иногда говорю такую фразу: «Допустим, тебе понравилась девочка. Ты ее будешь добиваться словами-паразитами?» Помогает.

С другими предметами такое тоже работает. Например, старшеклассница любит делать макияж. Можно донести до нее, что если она будет учить химию, сможет разбираться в составе и более разумно выбирать косметику в соответствии со своим типом кожи.

Главное — быть честным и откровенным. Никому не нравятся манипуляции и крики. Взрослый человек может встать и уйти, когда сталкивается с подобным, а ребенок зависим. Будьте внимательны к нему и помогайте решить проблемы.

РедакцияКак вы мотивируете ребенка учиться?
  • user2437894Всё верно.узнаю себя в девочке из совета 3.только помочь было некому.6
  • Elena Sergeevnauser2437894, это такая частая история, очень жаль, что так произошло. Я надеюсь, что эта ситуация изжила себя и отпустила Вас!4
  • АлёнаУ меня в семье было проще мы с мужем никогда не требовали хороших оценок ,могли даже позволить не пойти в школу и всегда говорили хотите зарабатывать учитесь,а не хотите тяжёлый физический труд вас ждёт. Зимой лопату в руки и в перед снег гребсти,летом к бабушке на грядки,начиная с 14 лет они у нас официально работали в местном жэу дворы мели летом . Детей нужно приучать к дисциплине и физическому труду с раннего возраста,а то привыкли в жопу дуть им. Наши дети выполняли посильную работу и прекрасно знали что можно,а что нельзя и у меня не было проблем не с уборкой в доме,не с дисциплиной,не с учебой.36
  • Elena SergeevnaАлёна, я тоже за ранний рабочий опыт. Это воспитывает и даёт ещё много хороших плюшек)7
  • Наталья ЦареваСпасибо, что делитесь, это очень важная тема. Я вот, после своего детства, очень жалела своих детей, и хотела, чтобы им было лучше и легче, чем мне в свое время, чтобы они чувствовали любовь и заботу. В итоге накосячила кругом (со старшей, по крайней мере). Так что воспитание- это просто только в теории. Да и если бы лет в 20 знать все это. Но тогда такие темы вообще не интересовали11
  • glashaПока ещё учусь в школе, но уже благодарна родителям за то, что в 14 лет дали согласие на мою трудовую деятельность. Работаю и мне нравится, нравится помогать коллегам, что-то вроде уменьшать количество задач. Понимаю, что так нельзя, а то на шею сядут, но пока передо мной не стоит задачи кого либо обеспечивать, буду помогать, но за деньги.7
  • горе луковоеСветлана, на деле или на опыте?2
  • Вяк вякМне кажется это не сработает все. Или сработает в отношении сферических детей в вакууме. Они во первых разные, еще и под гормонами во вторых. Мне кажется этот период куда больше неуправляем и больше напоминает стихию. И родители реальных подростков гораздо чаще примеряют тактику переждать, авось успокоится да посмотрим куда кривая выведет. Это как и с младенцем. Нет никаких гарантий. В этой области много таких моментов, прям от начала26
  • Черный плащElena, а я нет, если оценивать мою жизненную ситуацию у меня как раз был опыт ранний рабочий опыт, уборщицей, курьером своим детям я такое не предлагаю что это даст? заработать денег - ну там совсем копейки понять ценность образования - и так понимают старший сын устроился на втором курсе по специальности, он программист, нормально работает. если б он курьером до этого работал вместо учебы или летом вместо олимпиадных лагерей или семейного отдуха, чем бы это помогло? допускаю, что другим семьям, у кого проблемы с деньгами или воспитанием, может и полезно13
  • НадеждаАлёна, ОМГ, как это вас еще тут не обвинили что вы нанесли им ТРАВМУ тем, что не дули им в попу. Помахать метлой за небольшие деньги современным детям - в большинстве своем только на пользу, чтобы раздуплили - что деньги не падают с неба, и если возник вопрос для чего нужно учиться - именно для того, чтобы повысить свои шансы в будущем не махать метлой за 3 копейки, а работать головой и за деньги побольше.6
  • ЧугункаМои родители применяли все эти методы на мне, но уже в страших классах. И это ожидаемо не сработало, ведь моя ненависть к учебе закрепилась ещё в начальной школе. Родные часто говорили "Ты ребенок, и твоя единственная задача - хорошо учиться". Но стоило родителям отвернуться, я вообще не училась, вообще не готовилась к экзаменам. Жадно пользовалась каждой свободной минутой, хотя не сказать, что я мало отдыхала. В итоге получила золотую медаль, закончила универ, а школа так в кошмарах и снится) Хочу дать один обособленный совет - постарайтесь не демонстрировать ребенку тревожную или агрессивную реакции на его успеваемость. Это легко перенимается6
  • АватаркаЧугунка, когда ребенка оставляют на второй год, тоже не реагировать на успеваемость?0
  • ЧугункаАватарка, тут надо реагировать, но это крайность. Неиронично рассматриваю вариант отправить такого ребенка к психологу, рассмотреть другую школу, всерьез задуматься над его умственными способностями Про "не реагировать на неуспеваемость" - имела в виду базовые, многим знакомые вещи. Не кричать и вырывать листы из тетради, когда ребенок неаккуратно выполнил дз. Не приходить с родительского собрания, как с похорон, да так, чтобы ребенок заранее прятался по углам. Не наводить тревожную суету перед экзаменами и контрольными. Такое всё в ребенке копится, а польза околонулевая13
  • Elena SergeevnaАлена, преподаватель это не просто голова, которая выдает материал. Я искренне выбрала эту профессию и росла в ней, так что психологию не обходила стороной,а разбиралась в ней) ну и ещё опыт, безусловно,мне в этом помог)6
  • Мамин_абьюзерgogen7, поддержу.1
  • user3460370У меня ребенок вырос уже давно . Но когда то я ей говорила , что дворником или уборщицей она и без образования сможет. В реальности я не такая жестокая и во многом ей помогала с домашними заданиями , просто у нее было много троек . У нас был период , когда я училась в ВУЗе , а моя мама была парализована два года , то есть плюс больницы , совсем символическая подработка , на ребенка не было времени, а когда мама умерла , то брат сказал , что финансировать нас не будет , если мы не исправим тройки . И мы их исправили за четверть.1
  • Elena SergeevnaАлена, Вы можете не соглашаться с моим мнением, без проблем) я не собираюсь быть психологом. Если для Вас преподаватель это говорящая голова - пожалуйста)3
  • ParadigmaК сожалению в подростковом возрасте включить познавательный интерес уже поздно,или значительно труднее,все таки основы должны быть в началке заложены.Но у нас еще такая сложная программа, особенно русский,уж так скрупулёзно дети его изучают,к примеру надо обязательно различить это мягкий знак!а это мягкий разделительный знак!а фонетический разбор слов во втором классе🙉 ведь пишем грамотно мы в основном не благодаря изучению правил,а насмотренности, но из детей такое ощущение что филологов хотят сделать- из всех.2
  • Андрей ЧевозёровЗЮ, сколько себя помню, что в школе, что в колледже, что в вузе - социальные работники в этих заведениях это самые оторванные от реальности и от детей люди, буквально те, у кого нет квалификации на клиническую практику и на частную коммерческую работу, и поэтому они идут туда куда их берут, поэтому аппеляция к авторитету у вас довольно спорная Лучше уж довериться разумному репетитору который эффективно даёт результат общаясь с детьми 1х1, чем социальному работнику у которого нет, в принципе, никакого мерила результата P.S. Триггернулся на комментарий, в 20 лет одному такому соц. работнику писал "объяснительную" о том почему я курю на остановке возле колледжа2
  • Soledadgogen7, синицу ока, ааааааа9
  • НадеждаОх уж эти переживания героев и их описание, которые требует программа и профдеформированные учителя литературы ( надеюсь, что это не про автора). Дочь учится в третьем классе. Вот от обязательной литературе для прочтения в 3 классе и я и дочь частенько в шоке. "Синяя борода" книга про маньяка обязательна для чтения во 2 классе. "Денискины рассказы" некоторые норм, а в некоторых показаны сцены жестких родительских манипуляций. Моя дочь читает и извиняюсь "офигевает" от поведения родителей Дениски, когда они его унижают, физически и морально наказывают. Но самое ужасное, что учителю она не может озвучить свои мысли. Она должна учителю рассказать о том, как Дениска плохо себя вел, иначе ее обвинят в том, что это она неправильно поняла рассказ. Не помню какой рассказ был. Но он был вообще какой-то блеклый и странный. Надо было ответить на вопрос:" какие эмоции у тебя вызвал главный герой?". Дочь честно ответила "никаких эмоций не вызвал". И я ей сразу сказала сделать выбор: либо она отвечает честно, но не ожидает хорошую оценку, либо она отвечает " по методичке". Она выбрала вариант честного ответа. Ей снизили оценку за этот ответ с трактовкой, что это значит она не поняла главного героя. Т.е. учитель тоебует ложь от ученика. Мы то конечно дома посмеялись над этим, но ребенок на усвоил разницу между собственным мнением и требованиями системы. Учитель притом грамотный педагог во многом, но вот профдеформация и требования системы делают свое черное дело. Учитель заставляет вести читательский дневник ежедневно, для того чтобы привить детям любовь к чтению. Но читать дети должны исключительно те книги, которые задали. Какая любовь к чтению, если второклашке приходится читать всякую непонятную для нее дичь. Ребенку интересно читать Гарри Поттера. Учитель запретила его прописывать в читательском дневнике. В итоге дочь читает перед сном Поттера, а в читательский дневник пишет, что читает Денискины рассказы. Все довольны.6
  • Elena SergeevnaЗЮ, я работала и в школе, и в трёх колледжах, и в частной школе. Если Вы так относитесь к какому-либо труду, называя халтурой, то Вы обесцениваете труд, впрочем, меня это не задевает. И натаскать ,как Вы написали, двоечников на тройки - тоже надо уметь. Вы не профессионал в этом деле, так что можете расслабиться и не реагировать так сильно на мою статью) в любом случае весьма приятны Ваши эмоции к моим словам, значит, что-то в Вас триггернуло)4
  • Elena SergeevnaНадежда, я проводила лекции по литературе,скажем так, с психологического разбора, аля почему так поступил герой? Какая была мотивация? Как бы выпустили? И тд. Лекции были без непонятного литературного анализа, особенно его применяют в поэзии (никогда не понимала зачем,поскольку мы можем только догадываться о том или ином смысле), без пафосных умозаключений, а на занятиях были разговоры, где рассматривались причинно-следственные связи, обсуждались чувства и поступки героев, и, что очень важно, рассматривалось время и место, где происходят события. История очень важна в литературе. На меня смотрели,как на блаженную, но почему-то мои пары дети любили.0
  • ЕленаТут всё очень однобоко... У детей, не имеющих мотивацию к учёбе есть две основные причины: 1. Проблемы со здоровьем (овз, психика, гиперактивность и т.д). Это нужно исправлять ещё до школы. А потом внимательно слушать учителей, они часто тонко намекают, а родители считают, что их чадо прекрасное. Потом получают результат. 2. Не правильное поведение родителей: пообещал наказать чем-нибудь - выполни. Сам не лги. Со спокойствием добейся выполнения своего требования (не сдавай позиции). Дети должны с детства понимать, что против родителей переть не стоит. И авторитет должен быть. Нет никаких родителей-друзей! Да и генетику никто не отменял. У кого-то из родителей или родственников тоже значит такое могло быть. Тут вообще все случаи индивидуальны, конечно...2
  • НадеждаElena, так вот и я о том же. Что литература как предмет несомненно нужна и важна для развития человека. Но то во что система образования превратила этот предмет- это ужас. Многое из списка обязательной литературы морально устарело. Радует, что есть все таки педагоги, которые понимают это и обучают детей думать, а не просто излагать мысли из методички.2
  • Eugenegogen7, Да, да! молодёжь нынеча не что давеча: как представлю их будущее - аж волосы стынут в жилах!5
  • НатальяЕсли дома есть интеллектуальная среда, то и с учёбой проблем не будет, а если её нет, то и крики не помогут. Как правило, на детей орут родители-недоучки. Хочется, чтобы ребёнок учился- помоги ему. У меня отец был с очень хорошим образованием, никогда не орал на нас, про оценки не спрашивал, он спрашивал про темы, что мы проходили в школе, про то что было понятно, а что непонятно. Как результат такого подхода-мои братья старшие имеют очень хорошие мозги и образование. Если родители орут, что их дети ничего не хотят, может быть этим родителям стоит начать с себя.2
  • НатальяНадежда, вот я также не понимала в советской средней школе Преступление и наказание. Ну, не понимала я его! Героя не понимала, автора не понимала. Достоевский вообще тяжело читается, а уж для школьников это вообще неподьемно. И были у нас клише про героев этого романа, а я эти клише не воспринимала совсем.4
  • НатальяSoledad, человек с десяти лет работал, не до книг было.4
  • Вячеслав З.ЗЮ, если у вас такой богатый педагогический опыт, то вам ли не знать, что русский язык всегда трансформировался и вбирал в себя множество слов из других языков? По-вашему, именно сейчас он должен застрять на месте и ни при каких обстоятельствах не заимствовать новые слова?4
  • Elena SergeevnaЗЮ, прошу Вас, не падайте в обморок! Язык трансформируется на всем своем пути, если это, конечно, не "мертвый язык", как , например, латинский. Это основы основ, ещё на 1 курсе филологического факультета объясняют)3
  • Elena SergeevnaАлена, если Вас так удивляет то, что я знаю не только свой профильный предмет, спешу Вам поведать тайну: это нормально и даже очень хорошо, когда с детьми занимается разносторонний человек :)1
  • user1858749Мне смешно!!!! У моих девочек ростом 170 невозможно забрать телефон... Или чем то испугать!! Оставить без денег. Тоже не вариант. Вместо школы идут листовки разносить. И наличные в кармане1
  • Миссис УизлиЗЮ, знаете, а в вас чувствуется большой учительский стаж. Хоть он и не мешает вам писать "двоешник", вы смело обесцениваете любой опыт, это очень по-учительски. Да кто такие эти дети? Только вы знаете на пять, а эти только в телефонах сидят, что со страной будет. Вот я - с высшим образованием, классическим. Знаете, у меня вот тоже жалких 6 лет в школе, правда, в ЦХВИНе, где почти малолетка. И я вам тоже совет дам: надо относиться к детям как к людям. И представляете, будут слушать, даже 30 шалопаев.1
  • Elena SergeevnaОлш, здесь главное не обесценивать его стремления, если он так считает, бога ради. Я бы ему сказала: "вот ты станешь крутым спортсменом, будет столько поклонниц вокруг тебя, а ты два слова связать не сможешь, и что делать будем? Нанимать человека, чтобы он за тебя с ней общался?"😁 Можно немного поиграть на мужской самооценке. Вы и не обманываете его, и подстёгиваете более менее здоровым способом)1
  • Elena SergeevnaОлш, да, Вы правы, сейчас все по-другому, но тело не вечно будет молодым, да и миллионами своими надо уметь пользоваться. Молодежь все упрощает, можно ещё и с таким подходом обратиться к ребенку,типа нужны будут знания, чтобы приумножить свое богатство и влияние, тем более удержаться на пьедестале тоже надо уметь.1
  • Elena SergeevnaОлш, если Вам понадобится моя помощь - обращайтесь! Безвозмездно помогу:)1
  • DefoliationВяк, по-моему, статья из пальца высосана.0
  • DefoliationНаталья, а у нас в классе (английская спецшкола) все очень любили читать, Достоевского просто обожали (из всех классиков именно Достоевский ближе всего подросткам), устраивали на уроках литературы и истории жаркие дискуссии. Всем было интересно учиться, даже те, кто собирался поступать в технические вузы книги запоем читал, тем более, что в 90-е годы столько нового стали печатать. Те, для кого Достоевский был "неподьемен", уходили у нас после 8 класса.0
  • DefoliationНадежда, Вы тут во многом совпали с Крупской Надеждой Константиновной, она тоже была сильно недовольна сказками, даже требовала их запретить (наверное, тоже считала, что в них много маньяков, какая-то, видимо, застарелая травма). Думаю, что грустные и тонкие "Денискины рассказы", одно из лучших и любимейших произведений советских детей (помню, как читали вместе с родителями вслух и смеялись, а где-то и плакали) Надежде Константиновне бы тоже не понравились. "Он живой и светится","Арбузный переулок", "Зеленчатые леопарды", "Девочка на шаре", "Заколдованные буквы", "Человек с голубым лицом", "Где это видано, где это слыхано", "Тайное становится явным" - вы это читали вместе с ребенком?0
  • НадеждаDefoliation, вы почитайте рассказ о том, как Дениска представлял, чтобы он делал, если был бы родителем. Все его представления свелись к описанию того как он будет над ними издеваться. По вашему издеваться над родителями и бабушкой - это тонкий юмор? Рассказ "каша". Там мама заставляла Дениску есть манную кашу, которую невозможно было есть потому что она ужасна. И мама в этом рассказе шантажом заставляет есть Дениску эту кашу. Это тоже тонко? Конкретно мой ребенок был в шоке от этого. Как в крошечке-хаврошечке корову расчленили и съели - это очень тонкая и разумная сказка о дружбе. Чему учит 8 летнего ребенка сказка о синей бороде? Как убивать или просить на помощь? У нас с вами явно разное понимание тонкости юмора, уж извините. И во-первых, я нигде не писала, что вся советская литература ужасна. Есть много действительно удивительных рассказов, но почему-то наше министерство образования не хочет пересматривать список литературы в соответствии со временем. А во-вторых у программы литературы в России по сути нет цели сделать чтение для детей любимым делом. Литература в школе - это обязаловка читать одобренные министерством, книги. Почитайте как в Великобритании устроен урок литературы. У них нет вот этого обязательного списка. Дети читают то что им интересно и потом рассказывают об этом другим детям на уроке. Ваше сравнение меня и Крупской вообще очень странно. Даже не хочу это комментировать.0
  • DefoliationНадежда, если Вы сказки и литературные произведения понимаете буквально как рассказы о маньяках, то мне тоже тут комментировать нечего - это как раз уровень Крупской, которая примерно на таких же основаниях хотела их запретить. Объяснять Вам прелесть французских сказок или гениальность Драгунского как детского писателя - примерно то же самое, что пытаться объяснить человеку, лишенному вкуса и чувства юмора, почему анекдот смешной. Думаю, Вы ещё не до всех литературных произведений добрались (наверное, в школе не проходили) - почитайте Чуковского, Хармса - ох, ужаснетесь! А несчастный, доверчивый съеденный Лисой Колобок! Думаю о нем - и сердце кровью обливается: так травмировать маленьких детей! А примерзший хвостиком ко льду и оторвавший его Серый Волк! Боже, какая жестокость! А Медведь Липовая Нона, которому - о, ужас! - отрубили лапку! Съевший Красную Шапочку и разрубленный охотниками ещё один Серый Волк - зоозащитники, ау! Где вы, почему молчите?! Что уж тут Дениска, насильно накормленный мамой манной кашей, тут уж не до него! А Пушкин-то! Да ведь это же просто садистские стишки какие-то, а не наше все! Бояре, посадившие мать и младенца в бочку, засмолившие ее и бросившие в Океан на медленную и мучительную погибель! Злая мачеха, отсылающая бедную царевну в темный лес на съедение волкам: "крепко связаны ей локти, попадется зверю в когти - меньше будет ей терпеть, легче будет умереть". Это ведь ребенка к психологу потребуется водить! Те английские школы, про которые Вы пишете, - это бесплатные государственные школы очень низкого уровня для будущих разносчиков пиццы. Все частное и очень дорогое английское образование для будущего среднего класса (даже не для элиты) - это обычная доска, где пишут мелом, деревянные парты, форма, крайне строгая дисциплина (в некоторых школах официально до сих пор поддерживаемая розгами или очень серьезными наказаниями), очень высокие образовательные требования еще на стадии поступления, программа, куда входит вся классическая литература, включая античную, и мертвые языки - древнегреческий и латынь. Привет от Диккенса - его тоже почитайте, вот ведь страсти-то там, лорд Волан де Морт просто отдыхает:)0
  • ЭмиНадежда, учитель вовсе не пытается приучить ребенка ко лжи. Она доносит до него тот очевидный факт, что различные мнения об одной и той же книге неравноправны. Не в том смысле, что есть мнение учительницы и неправильное (если у вас так - сочувствую). А в том, что мнение человека, который серьезно подошел к произведению, прожил его, думал над ним, в любом случае будет адекватнее мнения человека, который пробежался и ушел, не почувствовав ничего и не задумавшись не над чем. Если же у него есть широкий опыт чтения и понимание исторического/культурного контекста книги - уровень адекватности восприятия повысится еще больше. Когда мои ученики говорят мне, что герой не вызвал у них никаких эмоций, я спрашиваю почему. Чего конкретно ему не хватило, чтобы зацепить? Чем он отличается от тех героев, которые чувства вызывают? И такими окольными путями постепенно научаемся от формального отношения переходить к вдумчивому.0
  • НадеждаDefoliation, ок. Объясните мне мораль и ценность сказки "синяя борода" для второклашки. Объясните мне мораль сказки драгунского про то как он описывал издевательства родителей над собой, зеркаля их. Вот моя второклашки , поняла что Дениска зеркалит родителей и была в шоке от его родителей. Вот какую ценность несёт этот рассказ для второклассника? Не надо философских рассуждений о драгунском как писателе. Я вас спрашиваю про конкретные книги для второклассников. Ответьте на конкретные вопросы.0
  • DefoliationНадежда, комментировать все это не буду в порядке неприсоединения к бреду.0
  • НадеждаЭми, вот вы возможно как учитель допридумывали, что ребенок прочитал произведение поверхностно. Там был стих на одну страницу. Они его разбирали в классе и надо было ответить на вопросы. У ребенка не вызвал персонаж никаких эмоций. Если учитель обучает мнению, то он спросит почему не вызвал никаких эмоций и т.д. Т.е. при желании можно любой ответ "раскрутить". У нас учитель сказала, что если эмоций нет, значит ребенок не думал. Оценка снижена на один балл. Я сама училась также в школе и также нас учили не думать, а писать по методикам. Мои двое детей учатся в школе ( старший уже в институте) и у них все тоже самое. Есть действительно талантливые учителя. Но ещё есть система с тупейшими требованиями, которая не даёт даже талантливым учителям нормально работать. И учителя нашего я за эту ситуацию не виню. У нее в классе 33 ребенка! Какой в таких условиях индивидуальный подход. Ей бы просто детей обучить базоаым знаниям, а не вот это все.0
  • НатальяDefoliation, я люблю читать, но к сожалению, не Достоевского. А школа у меня была в московском окраинном районе, где в основном, учились дети так называемой лимиты. У многих дома и книг то не было, какой там Достоевский. Большинство моих одноклассников поспивались, окончив восемь классов. У меня, правда, была иная ситуация, благодаря интеллектуальному окружению. Из четырёх восьмых классов в школе собрали один девятый, в общем после окончания школы сложилось всё хорошо.1
  • DefoliationНаталья, слава Богу! Вообще книги спасли очень многих людей, показали им иной путь, иное существование, чем то, что их окружало, помогли выбраться из жуткой действительности. По сути, ведь любые наши знания - из книг, из текстов. Как говорил Борхес, весь мир - текст:)0
  • НатальяDefoliation, да, как говорил Рей Брэдбери, я окончил ближайшую библиотеку. Я сколько себя помню, всегда бежала записываться в библиотеку. Книги отвлекали от серости жизни и давали знания.0
  • DefoliationНаталья, тоже очень люблю Рэя Брэдбери. В детстве и я, и все мои друзья просто жили книгами - играли в книжных героев, как у Высоцкого в "Балладе о борьбе", взахлёб обсуждали книги, пересказывали друг другу редкие книги, если их было трудно достать, обменивались книгами, по ночам под одеялом читали с фонариком... Сейчас читающим детям труднее, но родители с раннего детства могут позаботится о формировании подходящего окружения... Хотя, увы, как раньше, с первым встречным уже о книгах не всегда поговоришь...0