Что мне положено, если рейс задержали из-за закрытого неба?

6
Аватар автора

A.V.

спросила в Сообществе

В последнее время рейсы часто отменяют и задерживают из-за атаки дронов на аэропорты. Люди жалуются, что им не предоставляют не то что гостиницу, но даже воду и еду. Законно ли это? Можно ли требовать компенсацию у авиакомпании? Или, поскольку это угроза безопасности полетов и не зависит от перевозчика, никаких выплат и удобств не положено?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Все зависит от того, на сколько часов перенесли рейс. Если задержка длительная, авиакомпания обязана предоставить воду, еду и гостиницу. А вот с компенсацией сложнее. Атаку дронов, скорее всего, признают исключительным обстоятельством, и в выплате откажут. Расскажу обо всем подробнее.

На что пассажиры имеют право, если рейс задержали из-за угрозы безопасности полетов

Пассажирам должны обеспечить бесплатное хранение багажа. Путешественникам с детьми до 7 лет — выделить комнату матери и ребенка. Остальные услуги зависят от того, на сколько перенесли рейс. Отсчет начинают со времени отправления, указанного в билете  .

Если рейс задержали более чем на 2 часа, положены прохладительные напитки, два телефонных звонка или отправка сообщений по электронной почте.

Вылет задержали более чем на 4 часа — положено горячее питание. Затем кормят каждые шесть часов днем и каждые восемь часов — ночью.

Задержка более 8 часов днем или более 6 часов ночью — бесплатный номер в гостинице и трансфер из аэропорта и обратно  .

К сожалению, авиакомпании сами не знают, когда откроют небо. Поэтому гостиницу могут не выделить. В Шереметьеве пассажирам выдавали коврики, чтобы спать прямо в аэропорту.

Если пассажиры сняли гостиницу сами, они могут сохранить квитанции об оплате и потребовать компенсацию у авиакомпании. Но часто люди остаются в аэропорту, потому что боятся пропустить рейс. Тогда компенсация не положена.

Если не предоставили еду и напитки, можно купить все самим, сохранить чеки, а потом потребовать, чтобы авиакомпания возместила эти расходы. Если перевозчик откажется — обратиться в суд. Как взыскать деньги, расскажу дальше. Правда, вряд ли пассажиры захотят тратить время и силы из-за 500—700 ₽.

Если рейс задержали и вы планируете дождаться вылета, советую действовать так:

  1. Поставьте в билет отметку о задержке вылета. Для этого найдите представителя авиакомпании у гейта или в кассе. Если его нет или он отказывается помочь, обратитесь на стойку информации аэропорта.
  2. Там же попросите талоны на питание, напитки, или гостиницу — в зависимости от того, на какой срок задержали рейс.
  3. Если вам откажут в выдаче талонов или заселении в гостиницу, снимите общение с сотрудником на видео, чтобы потом можно было доказать в суде: авиакомпания нарушила ваши права. Если будете сами покупать еду, напитки и оплачивать гостиницу, сохраните чеки.

Можно ли вернуть деньги за билет

Да. Поскольку вылет перенесли, пассажир отказывается от перелета вынужденно. Ему обязаны вернуть полную стоимость билета, даже если рейс невозвратный. Если покупали билет напрямую у авиакомпании — обратитесь к ней. Если у посредника, например агрегатора или у туроператора, свяжитесь с ним  .

Авиакомпании часто предлагают оформить возврат на сайте или по электронной почте. Если регистрацию уже прошли, скорее всего, надо ее отменить. Советую дополнительно позвонить на горячую линию, чтобы убедиться, что обращение приняли и бронь сняли.

«Аэрофлот» вернет деньги за билеты в течение года с даты вылета. Оформите возврат через форму обратной связи или в любом офисе компании. Телефоны: 8 800 444-55-55, +7 495 223-55-55.

«Победа». Если регистрацию на рейс уже прошли, отмените ее в кабинете онлайн-регистрации. Возврат оформляют через управление бронированием, кол-центр или форму обратной связи. Телефон кол-центра — 8 809 505-67-77. Звонок платный — от 82,8 до 84,9 ₽ за минуту.

Red Wings принимает заявки на возврат по электронной почте vozvrat@flyredwings.com. Телефон кол-центра: +7 495 212-12-51.

S7. Отправьте запрос в чат или обратитесь в компанию через форму обратной связи — выберите тему «Переоформление / Возврат билета».

Если уже зарегистрировались, предварительно снимитесь с рейса в чате, на сайте в управлении бронированиями либо по телефону +7 495 783-07-07 или 8 800 700-07-07.

Обязана ли авиакомпания поменять билет на другую дату

Нет. Это не предусмотрено законодательством. Но некоторые авиакомпании сами предлагают поменять дату вылета.

Например, S7 указывает, что при задержке рейса пассажир может бесплатно переоформить билет на другой день, если будут свободные места. Маршрут менять нельзя. «Уральские авиалинии» тоже предлагают обменять билет на другой день. Правила могут изменить — рекомендую уточнять возможность обмена в кол-центре.

Можно ли получить компенсацию за задержку рейса

По закону пассажир вправе  :

  1. Возместить траты за гостиницу, еду и напитки. Об этом я рассказывала выше.
  2. Возместить другие убытки: если сорвались заранее оплаченные экскурсии, он опоздал на поезд и прочее.
  3. Получить компенсацию морального вреда. Сумму пассажир определяет сам.
  4. Взыскать штраф за то, что вовремя не доставили в пункт назначения.

Для рейсов по России штраф — 25 ₽ в час  . Если это перелет за границу, сумму считают по Монреальской или Варшавской конвенциям. У первой преимущество над любыми правилами, которые применяют в международной перевозке, поэтому правильнее рассчитывать компенсацию по ней. Но суды иногда используют Варшавскую.

По Монреальской конвенции пассажир может потребовать максимум 5346 специальных прав заимствования, СДР. По Варшавской — до 250 000 СДР. Актуальный курс СДР — на сайте ЦБ РФ. Например, на 8 августа 1 СДР — 108 ₽  .

В жизни, если небо закрыли из-за угрозы безопасности, пассажир может компенсировать траты на еду, напитки и гостиницу. В остальных выплатах суды, скорее всего, откажут — ведь это форс-мажор.

Пятеро пассажиров купили билеты на рейс из Москвы в Мурманск и обратно. Из-за непогоды вместо Мурманска самолет приземлился в Санкт-Петербурге. Через некоторое время рейс вылетел и снова вернулся в Северную столицу. Вылет задержали на несколько часов.

Пассажиры отказались от перелета из Петербурга и от обратного билета. Они утверждали, что угрозы безопасности не было, аэропорт Мурманска работал и принимал рейсы. А еще пожаловались, что авиакомпания предложила только напитки, и их хватило не на всех.

Путешественники пошли в суд, чтобы взыскать убытки: расходы на неиспользованные авиабилеты, проживание в гостинице, билеты на «Ласточку» из Санкт-Петербурга в Москву, штраф и компенсацию морального вреда. Хотя, судя по времени задержки, гостиница им была не положена.

Авиакомпания вернула пассажирам разницу между стоимостью билетов Москва — Мурманск — Москва и фактически использованным участком Москва — Петербург. Суд счел, что этого достаточно, поэтому отказал пассажирам в иске.

В суде доказали, что рейс задержали из-за плохой погоды, поэтому авиакомпания не должна платить компенсацию. Обжаловать решение истцы не смогли  .

Если пассажиры докажут, что из-за задержки рейса перелет теряет для них смысл, суды могут встать на их сторону, даже когда есть обстоятельства непреодолимой силы. В том числе если аэропорт закрыли из-за атаки беспилотников.

Семейная пара взыскала компенсацию морального вреда и убытки с авиакомпании «Армения».

Изначально пассажиры должны были лететь из Сочи в Тюмень с авиакомпанией Nordwind, но их не посадили на рейс из-за ошибки перевозчика. У пассажиров заканчивался отпуск, а дома ждали дети с няней. Поэтому они купили билет на рейс Сочи — Ереван авиакомпании «Армения». А оттуда сами подобрали стыковку на самолет Ереван — Тюмень.

«Армения» задержала рейс на 2 часа из-за атаки беспилотников на аэропорт. Когда посадку объявили, лететь уже не было смысла. У пассажиров сгорела бронь стыковочного рейса.

Суд встал на сторону путешественников, поскольку обстоятельства существенно изменились помимо их воли. Было несколько заседаний. В итоге суд взыскал деньги и с Nordwind, и с «Армении». В частности, последнюю обязал выплатить убытки — 20 000 ₽, стоимость авиабилетов Сочи — Ереван — 16 480 ₽, штраф за то, что не вернули деньги добровольно, — 38 240 ₽, расходы на услуги представителя и на авиабилеты для него — 30 581 ₽ и компенсацию морального вреда — по 20 000 ₽ каждому супругу  .

Как взыскать деньги

Досудебная претензия. Переписка с авиакомпанией не считается официальным требованием. Поэтому надо начать с досудебной претензии. Заполните ее по образцу и направьте в представительство перевозчика в аэропорту вылета или прилета  .

Подготовьте два экземпляра, оставьте один себе и попросите сотрудника поставить на нем отметку о вручении. К претензии приложите копии документов об убытках, например чеки и квитанции.

Если рейс внутренний, на подачу претензии есть шесть месяцев со дня задержки рейса. Если перелет за рубеж — ориентируйтесь на правила страны, в которой базируется авиакомпания  .

После получения претензии у перевозчика будет 30 дней на ответ  .

Иск в суд. Если авиакомпания откажется вернуть деньги или проигнорирует письмо, можно пойти в суд. Иск до 100 000 ₽ подают в мировой суд, свыше 100 000 ₽ — в районный. Вы должны судиться по адресу нахождения перевозчика. За иск до 1 000 000 ₽ госпошлину платить не надо  .

Можно объединиться с другими пассажирам и подать коллективный иск. При условии что наберется от 20 человек с одинаковыми требованиями к авиакомпании. Один нюанс — в коллективном иске можно потребовать только штраф и неустойку, а вот убытки и моральный ущерб — нет. Их каждый будет рассчитывать по-своему, а кто-то вообще не захочет взыскивать  .

Плюсы коллективного иска: можно поделить на всех заявителей судебные расходы и траты на гонорар юриста. Для этого пассажиры заключают соглашение и заверяют его у нотариуса  .

Минусы у коллективного иска тоже есть  :

  1. Его дольше рассматривают. Самостоятельный — до 2 месяцев со дня поступления, а коллективный — до 8 месяцев.
  2. Его сложнее составить. Придется определить тех, в интересах кого подается иск, опубликовать на сайте суда предложение о присоединении к нему. А еще — собрать заявления от тех, кто захочет присоединиться.

Но если вы все-таки подадите коллективный иск и выиграете, факт нарушения прав будет доказан. А значит, будет проще подать индивидуальный иск, чтобы взыскать убытки и компенсацию морального вреда.

Что в итоге

Если рейс задержали, пассажир вправе вернуть полную стоимость даже невозвратного билета. Для этого обращаются по месту приобретения — в авиакомпанию или к посреднику, например агрегатору. Обменивать билет на другую дату перевозчики не обязаны, но некоторые идут навстречу пассажирам.

Если пассажир планирует дождаться вылета, авиакомпания обязана позаботиться об удобствах. Как именно, зависит от длительности задержки рейса. Например, если задержка до 2 часов — положены напитки. Более 4 часов — горячее питание. Более 6 часов ночью или 8 часов днем — гостиница. Если ничего не предоставили и пришлось оплачивать самим, сохраните чеки. Вы вправе предъявить их позже и запросить компенсацию.

Можно потребовать, чтобы перевозчик уплатил штраф за задержку рейса, компенсировал моральный вред и другие убытки кроме трат на питание, напитки и гостиницу. Но суды, скорее всего, откажут. Ведь перелет запретили по независящим от авиакомпании причинам.

Анастасия КорниловаСталкивались с отменой или задержкой рейса из-за закрытого неба? Расскажите, какие условия были в аэропорту:
  • ВикторияДолжна была вылететь из Перми в С-Пб в июле в 5:40, по итогу вылетели почти в 14. Давали овсяную кашу и кусочек хлеба 1 раз за это время. Это была авиакомпания Победа. Смартавии повезло меньше, их рейс тупо отменили, была там девочка, которая летела на свою же регистрацию брака. Матерных слов тут не хватит, чтобы описать всё это.6
  • Yellow-rumped warblerВиктория, все претензии и слова тем, кто сам не летает и другим не дает.0
  • Курьянович ОльгаЗдравствуйте. В статье описаны варианты с задержкой рейса. А имеет ли право пассажир на возмещение денежных средств за вынужденную аренду квартиры, если была отмена рейса и билеты поменяли на другой рейс, только на следующий день?0
  • РыжаяВ прошлом году не могла вернуться в Сочи из-за непогоды, четыре дня тусила в Перми. Победа очнулась только после привлечения транспортной прокуратуры, до этого отказывались принимать обращения, кормить и поить. Все жалобы разбивались о несчастное лицо тетеньки, которая как попугай повторяла одно и то же - принять заявление не могу, решать вопросы не уполномочена, все вопросы по телефону горячей линии (которая платная и куда естественно, хрен дозвонишься). Когда появился сотрудник ТП, в течение часа нашлись талоны, по которым покормили в ресторане в аэропорту, еще в течение пары часов организовали транфер в ближайший отель. Сначала пытались меня положить на раскладушку к кому-то в номер, потом выделили отдельный номер, в который в свою очередь пытались ко мне уже кого-то подселить. Как ни странно, категоричного нет хватило, видимо уже решили не связываться. Это к слову о том, как проще решить вопрос - звоните в транспортную прокуратуру, они обычно рядышком, быстро реагируют. Куда проще чем месяцами судиться потом.2
  • Сергей НемчиновУ меня рейс Аэрофлота задержали на 2,5 часа. Написал претензию на сайте перевозчика - просил вернуть компенсацию за задержку рейса на 3 человек в расчете 100₽ за каждый час и расходы на такси, потому что плановое время прибытия было 21:30, а фактическое около полуночи. Общественный транспорт в область уже не ходил. В ответе Аэрофлот согласился всё компенсировать в течении месяца. Жду выплату0
Сообщество