![Как вернуть невозвратные билеты на поезд](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/in-out-shutterstock_1812562024.mccnsnmrzaz8..jpg)
Как вернуть невозвратные билеты на поезд
Невозвратные билеты на поезд на 20% дешевле обычных.
Несмотря на название, такие билеты все-таки можно вернуть. Если планы пассажира изменились из-за болезни или другой уважительной причины, которая прописана в правилах РЖД, ему вернут стоимость проезда, но удержат сборы. А без уважительной причины он получит назад только небольшую плату за сервисные услуги.
Расскажу, в чем особенность невозвратных тарифов, как вернуть такие билеты и что важно знать пассажиру.
Вы узнаете
Что такое невозвратные билеты
Невозвратные билеты — те, полную стоимость которых нельзя вернуть без уважительной причины. Они дешевле обычных примерно на 20%. Скажем, обычный билет на поезд «Ласточка» Москва — Кострома на 27 июня стоит 2096 ₽, невозвратный — 1677 ₽.
Невозвратные билеты продают:
- В последнее купе поезда. Для двухэтажных поездов предложение действует на оба этажа. В поездах № 29/30 Москва — Калининград, № 79/80 Санкт-Петербург — Калининград, № 147/148 Москва — Калининград, № 359/360 Адлер — Калининград, № 425/426 Челябинск — Калининград невозвратными будут билеты на купейные места с 29-го по 32-е. На поездах в калининградском направлении предложение действует только на поездки без пересечения границы России. Например, можно купить невозвратный билет на поезд «Янтарь» из Москвы в Смоленск, а из Москвы в Калининград — уже нельзя.
- В поезда «Ласточка» и в класс обслуживания 1P в «Сапсанах». Список — на сайте РЖД.
Их нельзя купить в другие вагоны, например в плацкартные, СВ или люкс. Но все может измениться. Рекомендую проверять информацию на сайте РЖД.
Когда пассажир покупает билет, его должны предупредить, что он может выбрать не только невозвратный, но и возвратный билет . На сайте места, на которые предлагают купить невозвратные билеты, обведены красной рамкой. Чтобы выбрать невозвратный тариф, нажмите на квадратик, на котором указана эта опция.
![Красной рамкой обведены места в последнем купе поезда, на которые можно купить невозвратные билеты. Чтобы билет стал невозвратным, надо нажать на квадратик возле надписи «На этот поезд можно купить билет по невозвратному тарифу»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/nevozvratnye-bilety-rzd-001.aopkxjon6ave..png)
![Невозвратный билет в купе поезда Москва — Петрозаводск стоит на 1405 ₽ дешевле, чем возвратный](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/nevozvratnye-bilety-rzd-002.jsgckjnfaf9r..png)
![В «Ласточках» мест по невозвратному тарифу больше, чем в купейных вагонах. Это места в поезде Москва — Кострома](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/nevozvratnye-bilety-rzd-003.92gnbkyyuisr..png)
Правила возврата денег за билеты по невозвратному тарифу
У РЖД стоимость билета состоит из двух частей: самого билета, то есть платы за проезд, которая зависит от расстояния между пунктами, и плацкарты — платы за пользование вагоном и обслуживание пассажира. Сколько денег удастся вернуть, зависит от причины отказа от поездки.
Уважительные причины для возврата билета прописаны в части 4 статьи 83 устава железнодорожного транспорта РФ:
- Внезапно заболел пассажир.
- Заболел или умер член семьи, с которым он должен был ехать: супруг, родитель, усыновитель, сын или дочь.
- Пассажир получил травму в результате несчастного случая.
- Поезд отменили или задержали.
- Пассажиру не предоставили место, которое указано в билете.
В последних двух случаях заявление на возврат надо подать в течение шести месяцев. Путешественнику должны выплатить полную стоимость, сбор за возврат не удержат . Еще пассажир имеет право потребовать с компании штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки, но не более полной цены билета. Исключение — если состав прибыл позже из-за устранения неисправности, которая угрожала жизни и здоровью пассажиров и возникла не по вине компании, а из-за обстоятельств непреодолимой силы или других ситуаций, к которым она не имеет отношения.
Когда пассажир сдает билет из-за травмы, болезни или потому что заболел либо умер член семьи, заявление надо подать до отправления поезда или в течение пяти суток после. Путешественнику вернут только стоимость билета и плату за сервисное обслуживание. При этом удержат :
- Стоимость плацкарты.
- Сбор за резервирование мест в поездах дальнего следования — 120,2 или 481,2 ₽. Его обычно платят при покупке билетов для групп.
- Сбор за возврат — 2,9 ₽ за билет и 271,4 ₽ за возврат денег за услугу провоза дополнительного места багажа, если ее оформляли.
Особняком стоят мобилизованные. В 2022 году в РЖД пообещали полностью вернуть деньги им и пассажирам, которые собирались с ними ехать. Хотя мобилизация не указана в уставе ж/д транспорта как причина для возврата. Об этом Т—Ж подробно писал в другой статье.
Без уважительной причины по закону пассажиру не должны возвращать деньги за билет . Но обязаны вернуть сбор за провоз дополнительного багажа .
Но при покупке билета на сайте РЖД появляется предупреждение, что в случае возврата пассажир получит деньги за сервисные услуги или белье с удержанием денег за возврат. Что именно подразумевается под сервисными услугами, не пишут. Я полагаю, что это питание, санитарно-гигиенический набор и дополнительные опции, такие как провоз животных.
За невозвратный билет мне вернули 321 ₽
В конце апреля 2023 года я купила билет по невозвратному тарифу на двухэтажный поезд из Москвы в Казань. Я хотела сэкономить: так получалось примерно на 500 ₽ дешевле, чем по обычному тарифу. Поездку к родственникам в Казань планировала на 13 мая и заранее согласовала ее с тетей. Но неожиданно мне позвонил дядя, сказал, что в стране тревожная обстановка по ковиду, у него слабое здоровье и он боится, что я могу привезти ему коронавирус. Пришлось отказаться от поездки.
В личном кабинете РЖД рядом с билетом была активная кнопка «Вернуть билет», я нажала ее, и мне вернули сборы. Билет стоил 2060 ₽, мне перевели 321 ₽. Мелочь, а приятно: я даже этого не ждала. Деньги пришли за два дня: я оформила возврат 25 апреля, а 27 получила сумму сбора на карту.
Как вернуть билет, если нет уважительной причины
Если у вас нет уважительной причины, электронный билет можно вернуть через личный кабинет РЖД, госуслуги или сдать в кассу. Бумажный билет возвращают в кассу по паспорту . Если покупали билет у посредника, обратитесь за возвратом к нему. Он может удержать агентский сбор за покупку билетов. Об этом, например, предупреждает «Туту-ру». Напомню, что без уважительной причины вернут только стоимость сервисных услуг.
В кол-центре РЖД мне сказали, что вернуть билет на сайте можно только до отправки поезда. Если поезд ушел, надо обратиться в кассу в течение шести месяцев.
![Вернуть билеты на сайте или в приложении РЖД можно только до отправки](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/nevozvratnye-bilety-rzd-004.vwjbxb6diazg..png)
![Такое пояснение всплывает, если нажать на значок вопроса возле слова «тариф». В электронном билете есть кнопка «Вернуть». Нажмите ее, чтобы отменить поездку](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/nevozvratnye-bilety-rzd-005.bulvvipxkfut..png)
![Путешественница купила невозвратный билет из Петербурга в Москву за 1848 ₽. В случае возврата без уважительной причины она получила бы только 257,1 ₽](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/nevozvratnye-bilety-rzd-006.urokxgbb6dyq..png)
![Вернуть билет в приложении тоже несложно — достаточно нажать кнопку «Оформить возврат»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/nevozvratnye-bilety-rzd-007.jpoov3zonw8g..png)
![Вернуть билет в приложении тоже несложно — достаточно нажать кнопку «Оформить возврат»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/nevozvratnye-bilety-rzd-008.mipdo0zjowy9..png)
![Коллега купила невозвратный билет Москва — Петрозаводск за 2901 ₽. Ей вернули 1092,1 ₽](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/nevozvratnye-bilety-rzd-009.kdvyjugyxw4s..png)
![Вероятно, такая значительная сумма — из-за высокой стоимости сервисных услуг. У путешественницы был билет с питанием, постельным бельем и санитарно-гигиеническим набором](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/nevozvratnye-bilety-rzd-010.olgbshjyv8rz..png)
Как вернуть билет, когда есть уважительная причина для возврата
Соберите документы, которые подтверждают причину отмены поездки. Например, справку от врача, свидетельство о смерти члена семьи. Если поездку отменили по вине перевозчика, попросите в кассе проставить отметку о задержке, отмене рейса или непредоставлении места.
Заполните заявку на возврат денег. Формы есть на сайте РЖД. Укажите в заявке ФИО, контактные данные, почему требуете возврата, банковские реквизиты. Приложите к ней документы о причине отказа от поездки.
Подайте заявку в кассу до или в течение пяти дней после отправления поезда. В кол-центре РЖД мне сказали, что, если причина уважительная, оформить возврат через интернет нельзя . Если покупали билет у посредника, например в агентстве, обратитесь туда. За несовершеннолетнего заявку могут подать его законные представители: родители, опекуны, усыновители или попечители. За взрослого пассажира заявку может подать другой человек, но для этого нужна доверенность.
Если прошло больше пяти дней с момента отправления поезда, в кол-центре РЖД посоветовали все равно обратиться в кассу. Но вместе с заявлением надо принести документы, которые объяснят, почему пассажир так поздно подает обращение. Например, больничный лист или справку из медучреждения.
Дождитесь ответа на заявление. Его должны прислать письменно в течение 30 дней со дня получения заявки.
Если пассажир все правильно оформил и приложил документы об уважительной причине, а у перевозчика нет дополнительных вопросов, деньги вернут в течение 7—30 суток с момента оформления заявки. Если билет покупали за наличные в кассе, его вернут таким же образом, если по карте — перечислят на счет .
Что делать, если деньги не вернут
Высылать ответчику досудебную претензию не обязательно, так как требование относится к спорам о защите прав потребителей. Подготовьте иск в суд и направьте копию перевозчику — это можно сделать заказным письмом, в том числе через специальный сервис. Затем с иском и квитанцией об отправке обратитесь в суд по месту вашего проживания или юридическому адресу компании.
Если сумма требования меньше 100 000 ₽, иск подают в мировой суд , если больше — в районный. Затягивать не стоит, потому что срок исковой давности — 1 год с даты отмены поездки.
В суде вы можете взыскать:
- Плату за проезд.
- Компенсацию морального вреда.
- Убытки, которые понес пассажир, если рейс отменил или задержал перевозчик. Например, если путешественник из-за этого не успел на самолет и ему пришлось покупать новый билет.
- Штраф за отказ вернуть деньги добровольно — 50% от суммы иска.
Что в итоге
Деньги даже за невозвратные билеты можно вернуть. Полную стоимость перечислят, если поездка отменилась по вине перевозчика. Если пассажир отказался от путешествия по другой уважительной причине, которая указана в части 5 статьи 83 устава железнодорожного транспорта, ему вернут стоимость билета, но удержат плату за плацкарту, резервирование мест и сбор за возврат. Причину возврата надо подтвердить документами.
Если пассажир отменил поездку без уважительной причины, он может вернуть только сборы за постельное белье и сервисные услуги. Это небольшая сумма.
Если перевозчик не возвращает деньги, пассажир вправе обратиться в суд.