Экокатастрофа в Черном море: что мы знаем о ней и ее последствиях спустя полтора месяца
15 декабря 2024 года в Черном море во время сильного шторма потерпели крушение два танкера с мазутом. Тонны нефтепродуктов оказались в воде, что нанесло огромный ущерб окружающей среде.
«Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» в общей сложности перевозили 9,2 тысячи тонн мазута марки М-100, из них только по официальным данным около 2,5 тысячи вылилось в море. Из-за разлива пострадали растения и животные, мазут залил черноморские пляжи. Капитанам танкеров предъявили обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна.
Отвечаем на пять вопросов, которые остаются спустя полтора месяца после катастрофы.
О чем расскажем
Сколько мазута вытекло и почему его так долго убирают
Уборка мазута ведется силами спасателей и волонтеров, но ситуация осложняется тем, что протяженность загрязнения несколько раз увеличивалась. Если 21 декабря она составляла 54 км, то к 14 января выросла до 794 км. Это связано с тем, что нефть не вытекла из танкеров за раз, а осталась внутри, из-за чего мониторинговые группы фиксировали новые утечки.
Сколько мазута оказалось в море — неизвестно. Всего танкеры перевозили 9200 тонн. Предварительно Минприроды оценило объем утечки из кораблей примерно в 4000 тонн. 2 января в Минтрансе уточнили, что вытекло 2400 тонн мазута. К 10 января рядом с «Волгонефтью-239» обнаружили пятно площадью около 2800 квадратных метров.
Новые выбросы нефтепродуктов регулярно фиксируют и на берегу Черного моря — оперативный штаб сообщает о них практически ежедневно. К примеру, на четвертой неделе января это произошло минимум три раза: 20, 21 и 26-го числа.
Реакция властей на катастрофу запоздала, говорят эксперты. По мнению директора Института водных проблем РАН Виктора Данилова-Данильяна, через три дня на месте появились только волонтеры, но ни администрация Краснодарского края, ни МЧС «не просыпались» целую неделю. За первые две недели не подошло ни одного судна. ЧС федерального значения в регионе объявили 26 декабря, а федеральный штаб для ликвидации разлива создали только 12 января.
Для сравнения, в июне 2024 года похожая авария произошла в Сингапуре: при столкновении двух судов вылилось более 400 тонн топлива. Тогда первое патрульное судно прибыло на место через 15 минут, а через несколько часов пришли 11 специализированных.
Уборка мазута связана с множеством сложностей, более того, даже мониторить разлив непросто, отмечает Данилов-Данильян. Мазут может плавать на поверхности, находиться в толще воды или лежать на дне. Это зависит от двух факторов:
- Температуры. Плотность мазута близка к плотности воды. При повышении температуры он всплывает, при понижении — оседает. На прибрежных участках температура воды обычно выше.
- Солености. В море она непостоянна. В среднем минерализация поверхности Черного моря составляет 24 промилле. Но на прибрежных участках она может быть ниже.
По словам Данилова-Данильяна, быстрота решения проблемы зависит от способа очистки моря и расположения нефтепродуктов. Например, если мазут находится на поверхности, его можно убирать только в том случае, если он компактно сосредоточен. Ловить сгустки, находящиеся на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга, бессмысленно. То же самое — если мазут покрывает дно.
Сложности есть и с уборкой мазута с каменных глыб. Просто увезти их нельзя, поэтому приходится мыть. Но мыть их нужно веществами без фосфора, потому что тот губителен для бактерий, которые едят мазут. Фосфор содержится, к примеру, в стиральных порошках, поэтому они для очистки камней не подходят.
Волонтеров, занимающихся уборкой, становится меньше. Во время новогодних праздников в Краснодарский край приехало множество людей, но после завершения длинных выходных они уехали, рассказал основатель АНО «Центр чистой природы 12-15» Александр Люкшин. По его оценкам, сотни людей превратились в десятки: многие не могут находиться в крае дольше из-за работы.
Это подтверждают и в Едином координационном штабе Анапы: в дни праздников на очистку выходили более 2000 волонтеров, в середине января их число упало до 200 человек.
Что будет с нефтяными танкерами, пока непонятно. «Волгонефть-239» стоит на мели у мыса Панагия, «Волгонефть-212» — у мыса Такиль. Танкеры будут утилизировать, но есть риски.
По словам вице-премьера Виталия Савельева, во-первых, мазут полностью выскоблить нельзя, и при разделке корабля «что-то из последствий будет». Во-вторых, придется полностью закрыть акваторию вокруг танкеров бонами — пока проект работ прорабатывается.
Пока неизвестно, когда начнется утилизация танкеров: подготовка потребует времени. «Мы хотим избежать любой случайности. Потому что он [нефтепродукт] глубоко, груз тяжелый, работы много», — заявил Савельев.
Как катастрофа повлияла на флору и фауну
Биоте был нанесен страшный удар, заявил Виктор Данилов-Данильян в интервью РБК: пострадали десятки тысяч птиц, сотни дельфинов, все крабы, все моллюски, креветки, вся водная растительность. По словам эксперта, часть видов перенесет катастрофу с меньшим ущербом: по мере восстановления экосистемы они вернутся. Но краснокнижные виды вымрут полностью.
Птиц выбрасывает на берег вместе с мазутом — они болеют и умирают. Ветеринары выявляют интоксикацию разной степени тяжести, многие животные погибают сразу или во время лечения. Среди них есть краснокнижные виды, в том числе хохлатые бакланы и чернозобые гагары. Сильнее всего пострадала чомга, на этот вид приходится около 90% птиц, попавших в зону загрязнения.
Сотрудник движения «Экосистема» Георгий Каваносян рассказывал, что ущерб здоровью птиц наносят разные факторы: «Во-первых, у них слипаются перья, и они не могут летать и добывать пищу. Во-вторых, у них нарушается терморегуляция, и из-за холодной погоды они просто погибают».
Точное число погибших птиц неизвестно. По словам замминистра природных ресурсов Краснодарского края Андрея Колоскова, оно «незначительно» для популяции, которая, по подсчетам орнитологов, составляет около 300 тысяч особей. Чиновник заявил, что, по мнению ученых, ущерб будет восстановлен за счет других птиц той же популяции благодаря естественному воспроизводству.
Работа с пострадавшими птицам построена так: им моют перья, промывают желудки, отогревают, кормят. После стабилизации состояния — увозят на передержку в приюты, чтобы восстановить липидный водоотталкивающий слой, без которого они не смогут выжить в дикой природе. Но, по словам Георгия Каваносяна, психологический урон таков, что пострадавшие особи в Черное море уже не вернутся.
С начала катастрофы волонтеры и спасатели нашли более 7000 птиц. Но это не всегда означает их спасение. Часть из них обнаружили погибшими или не смогли спасти на стадии первичной помощи. На реабилитацию отправили 3747 особей.
Гибель птиц наблюдают не только волонтеры, но и сотрудники реабилитационных центров. К примеру, в центре «Пеликан» сообщили, что в одной из групп привезенных птиц погибло 95%. Главная причина смерти — отравление нефтепродуктами, вызвавшее некроз пищевода. В других группах выживаемость была больше — 35%.
Орнитологи придерживаются разных точек зрения относительно реабилитации птиц. В «Русском орнитологическом обществе» считают, что птиц нужно возвращать в места их обитания через пять дней после очистки оперения. Такого же мнения придерживается руководитель Центра воспроизводства редких видов животных Московского зоопарка Павел Рожков.
Иначе считает директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов. По его мнению, птицы должны оставаться на реабилитации от двух недель до полугода.
Часто птицы погибают из-за ошибок и несогласованности. 4 января стало известно, что 160 чомг вывезли из центра «Аристея» и выпустили у побережья в районе Старой Кубани и на территории Тамано-Запорожского заказника. Экологи возмутились таким внезапным развитием событий и назвали его «жестоким обращением с животными».
Кто принял такое решение, неизвестно. Пукалов считает, что произошла «врачебная ошибка», вызванная тем, что в России работает не так много опытных ветеринаров, лечащих птиц. 5 января оперативный штаб объявил, что выпускать птиц в природу больше не будут без предварительной оценки их состояния командой ветеринаров и волонтеров.
Рыба пострадала в меньшей степени, бентос — в большей. Первое связано с завершением миграции. «Часть рыбы ушла в Абхазию, часть — в Азовское море. В Черном море ее почти нет, а значит, почти нет и млекопитающих, в частности дельфинов, белобочек, азовок», — отмечает Георгий Каваносян.
Но это не касается бентоса — всех, кто живет на дне моря: крабов, моллюсков, микроорганизмов и прочих. По словам Каваносяна, они обречены погибнуть в большом количестве — ведь не смогут убежать от мазута.
В Черном море погибли десятки дельфинов. По данным Научно-экологического центра спасения дельфинов «Дельфа» на 10 января, из-за разлива погибло не менее 60 животных. Больше всего пострадали азовки — китообразные, черноморский подвид вида морская свинья. Также 34 мертвых дельфина нашли на берегу в Крыму и Севастополе. Зоозащитники говорят, что число погибших животных продолжит расти.
В то же время вице-премьер Виталий Савельев отметил, что в Черном море уже 15 января встречали играющих дельфинов. По мнению чиновника, «это обнадеживает» и позволяет верить, что природа в скором времени восстановится.
Что будет с пострадавшими дельфинами, которые выжили, непонятно. В центре «Дельфа» 15 января сообщали, что им требуется лечение в госпитале, и искали землю под его открытие. Но после этого информации не было.
Как катастрофа может повлиять на здоровье людей
Экологические проблемы могут по-разному влиять на жизнь россиян. Например, на тех, кто живет рядом с местом катастрофы, или даже тех, кто находится далеко, но покупает рыбу и другие морепродукты из Черного моря. Рассмотрим несколько возможных вариантов взаимодействия с нефтепродуктами.
Жизнь в районе катастрофы. Здоровье местных жителей зависит от технологии переработки, отмечает Данилов-Данильян. Если площадка изолирована хорошо, так, что мазут не проходит в грунт, а переработка ведется биологическими методами, людям можно не беспокоиться — даже если они живут близко. Но в случае всяких «пиротехнологий» можно «превратить жизнь в сущий ад».
По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, мазут и загрязненный им песок с пляжей вывозят на площадки временного хранения. Площадей в регионе не хватает, поэтому его везут в соседние области. При этом власти Ростовской области отказали в провозе песка, так как их полигон не готов принять мазут. Очищенный песок не будут возвращать на пляжи, его заменят кварцевым песком из трех месторождений рядом с Анапой.
Прикосновение к нефтепродуктам. Мазут лучше не трогать: это часто приводит к контактному дерматиту, то есть раздражению кожи с появлением сыпи, покраснения, отека. У некоторых людей может развиться аллергическая реакция. Если человек случайно хлебнул загрязненной воды из моря и она попала в желудок, могут возникнуть рвота или диарея. Обычно такие симптомы быстро проходят, серьезное отравление возможно, только если в организм попадет большое количество топлива.
Вдыхание паров мазута. Человек не может умереть от испарений мазута на открытом воздухе, говорит токсиколог Искандер Рзаев. Чтобы это произошло, необходимо находиться в замкнутом пространстве, а концентрация вещества должна быть очень высокой. По словам врача, при вдыхании паров нефтепродуктов может возникнуть легкое недомогание, головокружение, тошнота. Ситуация может стать опаснее в случае жаркой погоды.
С такими последствиями уже сталкивались волонтеры, работающие на очистке пляжей. 15 января минздрав Краснодарского края сообщал, что за месяц за медицинской помощью обратились 146 человек, троим потребовалась госпитализация. Волонтеры рассказали РБК, что ощущали признаки отравления нефтепродуктом: слезотечение, легкий кашель, першение в горле и даже «истерический смех». Они связывали это не только с мазутом, но и с работой на месте разлива без защиты — масок и респираторов.
Употребление воды рядом с разливом. Сотрудники Роспотребнадзора следят за качеством питьевой воды и воздуха в районе разлива мазута. Они берут пробы в зоне жилой застройки, в районе работы ликвидаторов, а также из источников водоснабжения и из распределительной сети. 6 января и 10 января пробы показали соответствие установленным санитарным нормам.
16 января Роспотребнадзор объявил, что расширит лабораторные мощности на Черноморском побережье для усиления мониторинга и контроля за показателями. Ведомство отчиталось, что провело 937 исследований питьевой воды и более 3000 исследований атмосферного воздуха. Также специалисты намерены провести исследование песка.
Употребление рыбы и морепродуктов рядом с разливом. По словам руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, черноморская рыба безопасна для здоровья людей. Это показало исследование биоресурсов в Керченском проливе и прибрежной акватории Черного моря, которое провел государственный научный центр ВНИРО . По его данным, концентрация нефтяных углеводородов в мышечной ткани рыб не превышает допустимых значений.
Не обнаружил загрязнений в рыбе из Черного и Азовского морей и Россельхознадзор. Специалисты взяли пробы охлажденного пиленгаса, камбалы, ставриды, окуня, замороженной тюльки, хамсы и ставриды — все показатели находились «в пределах допустимой нормы».
Роспотребнадзор предупредил, что не следует ловить рыбу в районах, где есть загрязнение, например пятна и пленки на воде, и что нужно проверять рыбу на наличие посторонних запахов или изменений в цвете и текстуре.
В январе в Черном море сезон хамсы: на нее приходится 98% вылова. Но, по словам президента ВАРПЭ Германа Зверева, авария с разливом мазута не затронула промысел: траулеры, добывающие рыбу, покинули акваторию за сутки до начала шторма, который привел к крушению танкеров. После аварии рыбаки поменяли место добычи и тесно работают с Роспотребнадзором. Если раньше уловы сдавали в ведомство раз в две недели, то теперь каждый день, рассказал замгендиректора компании Delofish Вадим Дубенко.
Когда россияне смогут отдыхать на Черном море
Анапа — второй по посещаемости курорт в Краснодарском крае после Сочи. По данным местной мэрии, за девять месяцев 2024 года в Анапе отдохнули 4,3 млн человек. Сочи за весь год принял 8 млн туристов.
Глава Минприроды Александр Козлов на совещании с президентом сообщил, что полностью пляжи Анапы получится восстановить не раньше чем через год. Он отметил, что требуется провести работу на площади 280 га, необходимый объем чистого песка — около 840 тысяч кубических метров, это почти в четыре раза больше, чем вывезли.
Власти Краснодарского края уже приступили к разработке проектной документации: она будет готова к 1 сентября. Работы по восстановлению пляжей планируют начать в четвертом квартале 2025 и завершить в мае 2026 года.
Ученые отмечают, что сроки восстановления пляжей могут быть гораздо больше. По мнению научного директора Института водных проблем РАН Виктора Данилова-Данильяна, это зависит от методов решения проблемы. Например, если не помогать природе, то весь мазут съедят бактерии, но им на это понадобится 15—20 лет.
По словам Данилова-Данильяна, сложно просчитать, как сложится ситуация на самом деле. Это зависит от многих факторов, один из главных — морские течения. Из-за их особенностей мазут распределяется по морю неравномерно: на одних участках его может быть много, на других — не быть совсем. Еще мазут может снова намыть на берега — даже спустя полгода.
Какой будет ситуация с пляжами летом 2025 года, сказать сложно. Туристам следует ориентироваться на рекомендации Роспотребнадзора. Внешне ситуация может выглядеть неоднозначно: пляж будет почищен, но в глубине мазут останется. Также нефтепродукт не мешает купаться, ведь он не растворяется в воде, а плавает сгустками. Но при встрече с мазутом отогнать его не выйдет, он останется на теле. А это чревато ожогом, аллергической реакцией или даже экземой.
Состояние пляжей летом будет зависеть от того, успеют ли достать весь мазут со дна до весны, считает эколог Александр Люкшин. Главный вопрос — будут ли повторные обильные выбросы после потепления, так как откачка нефти и обследование затонувших частей танкеров еще не завершены. 26 января МЧС России отчиталось, что из судна «Волгонефть-239» откачали все нефтепродукты, теперь судно готовят к утилизации. Обследование «Волгонефти-212» продолжается.
«Есть еще мазут, который в разных частях может быть на дне. И для того, чтобы минимизировать вероятность повторных обильных выбросов в летнем сезоне, важно этот мазут каким-то образом ликвидировать», — пояснил Люкшин.
Чем катастрофа в Черном море грозит экономике
Прямо сейчас трудно оценить ущерб от катастрофы. Его размер зависит от окончательного объема вытекшего мазута и затрат на восстановление природных экосистем. Самая крупная сумма, которая звучала в СМИ, — 33,4 млрд рублей. Такую оценку дал исполнительный директор природоохранного проекта «Земля касается каждого» Владимир Чупров в разговоре с Forbes.
Эксперты пока не дают однозначных прогнозов, как ситуация повлияет на сферы экономики, развитые в Анапе и на Черном море. Вот что они говорят.
Доходы гостиничного и туристического бизнеса рядом с Анапой упадут, заявляют эксперты. Но насколько — предугадать сложно, это зависит от множества факторов.
Данилов-Данильян считает, что от отдыха в Анапе откажется несколько категорий туристов. Это люди, у которых есть возможность выбора и нет пристрастия к Анапе, те, кто любит гарантированную санитарию, не любит рисковать и «капризничает». По мнению эксперта, спрос упадет в любом случае — даже если все почистят и приведут в порядок.
Местные отельеры настроены оптимистично. Директор компании Alean Collection Ольга Смолкина рассказала РБК, что уже сейчас последствия разлива мазута на пляжах едва ощутимы, а на их части побережья нет запаха и видимых следов.
При этом участники рынка готовятся и к тому, что пляжи летом не откроют: «Сейчас нам нужно не разводить панику, а готовиться к плану Б. Нам нужно сделать все, чтобы сюда можно было приехать, и мы готовы создавать для этого условия», — заявил председатель Ассоциации детских лагерей и здравниц Краснодарского края Артем Гаврилов.
Пока массовых отмен бронирований нет, рассказал «Коммерсанту» президент торгово-промышленной палаты Анапы Игорь Ткачук. Гендиректор санаторно-курортного объединения «РосЮгКурорт» Валерий Сычев считает, что массовые отмены могут появиться после начала сезона — когда туда приедут первые отдыхающие. «Пока глобального обвала мы не видим. Но в рамках текущей информационной повестки понятно, что отмены идут», — сказал он. По словам Сычева, вернуть деньги просят предприятия, которые покупали путевки для сотрудников.
При этом, по данным АТОР, темпы бронирования снизились: к середине января продажи туров отстали от уровня 2024 года на 6—8%. По данным туроператора «Алеан», с 16 декабря по 9 января забронировано примерно на 40% меньше летних туров, чем в прошлом году. Но отменять уже назначенные поездки, по информации «Алеана», многие пока не спешат: туры по акциям раннего бронирования покупали по привлекательной цене.
Многие туристы начнут бронировать отели на других курортах Краснодарского края и Юга России. Такой рост уже заметен: по данным сервиса Ostrovok.ru, в Адлере и Горячем Ключе бронирования выросли на 20%, в селе Лермонтово — на 85%, в Мысхако — 63%, Дагомысе — на 59%.
У «Яндекс Путешествий» заметнее всего вырос спрос на путевки в Ейск — в 5,7 раза год к году. На втором месте Туапсе, там спрос увеличился в 1,8 раза.
Но эксперт РТС по внутреннему туризму Сергей Толчин не видит в этом влияния «фактора Анапы». По его мнению, туристы в 2025 году просто бронируют поездки на лето раньше, чем в прошлом.
Президент Национальной ассоциации гостеприимства Северного Кавказа Сефижат Магомедрасулова считает, что катастрофа в Черном море увеличит турпоток на Кавказ.
Катастрофа пока не повлияла на продажи недвижимости в Анапе и цены на нее. Но как будет меняться ситуация, сказать сложно, отмечает риелтор Светлана Смелова. «Ухудшение качества воздуха, загрязнение водоемов и ухудшение состояния пляжей могут оказать негативное воздействие на интерес покупателей к жилью в Анапе. Однако пока эти факторы не привели к снижению стоимости недвижимости», — рассуждает эксперт.
Гендиректор консалтинговой компании Macon Илья Володько говорит, что объем строительства в Анапе небольшой и профицита на рынке нет, поэтому снижения цен ждать не стоит. На вторичном рынке ситуация другая: еще до крушения танкеров эксперты указывали, что цены на «вторичку» будут снижаться как раз из-за профицита предложения.
Рисков для виноградников и виноделия в целом в Анапе нет. Так считает гендиректор «Фанагории» Петр Романишин. По его словам, с виноградарством на Кубани все в порядке. Он надеется, что общие усилия МЧС и оперштаба позволят улучшить ситуацию.
Дефицита рыбы в России, скорее всего, не будет, говорят в Рыбном союзе. По словам председателя Александра Панина, доля морепродуктов из Черного и Азовского морей на российском рынке составляет менее 1%. А мелкосельдевые виды — кильку, шпроту и тюльку — осваивают в Западном бассейне и Каспийском море .
При этом катастрофа повлияла на рынки в Краснодарском крае. По данным РБК, в Анапе стало проблематично найти слабосоленую хамсу: либо продавцы перестали ее заказывать, либо покупатели относятся к ней с недоверием, «постоянно нюхают».
Разлив мазута вряд ли повлияет на рынок моллюсков и устриц. Это связано с тем, что большая их часть выращивается в другом регионе — на Дальнем Востоке, сообщил РБК управляющий партнер компании Agro and food communications Илья Березнюк.
К таким же выводам приходят и рестораторы Москвы, пишет «Коммерсант». По их словам, моллюсков с ферм в Черном море у них нет или почти нет. Во многом это следствие штормов, прошедших в ноябре 2023 года. Тогда они повредили или уничтожили до 90% коллекторов на марикультурных хозяйствах. В профильных ассоциациях ожидали, что бизнес восстановится через два года — в 2025 году, но теперь перспективы непонятны.
Что касается Азово-Черноморского бассейна, то хозяйства в основном расположены ближе к Сочи, где не было сильных загрязнений, отмечает Березнюк. С ним согласны и производители из Крыма — «Биссус», «Крымские морепродукты» и Aqua Product. По их словам, устричные фермы находятся в 600 метрах от берега на глубине от 5 до 15 метров, до них мазут не доходит. Но отпускать ситуацию нельзя, так как из всех водных гидробионтов моллюски наиболее подвержены выделяемым в воду токсинам.
При этом если мазут затронет хозяйства, то продавать будет нечего. «Если нефтепродукт попадет на мидию, она погибнет и отвалится от коллектора. Если нефтепродукты будут в толще воды, то при подъеме все осядет, никто не будет торговать», — рассказал руководитель форелево-мидийного хозяйства в Краснодарском крае Андрей Хотенко.
В такой ситуации морепродукты не спасет даже соответствие всем показателям нормы. Устрицы и мидии пройдут экспертизу, но подать их в ресторане или продать не получится, считает владелец фермы и гостиничного двора «Яхонт» Сергей Кулик.
«Пока температура воды +10, мазут желеобразный. Как только она прогреется выше +15…+18, он начнет растворяться, тогда будет пленка. И наши двустворчатые устрицы и мидии, пропуская через себя 60 литров в сутки, понятно, что они подвержены воздействию мазута. По нормам, может быть, в параметры мы и впишемся, но от запаха никуда не уйдем», — заключает предприниматель.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl