
Европа собирается наращивать оборонные расходы: что это значит для ее экономики
В ЕС могут принять программу перевооружения на 800 млрд евро. Искать деньги европейцев вынуждают США, отказавшиеся обеспечивать безопасность союзников за свой счет.
Для этого странам блока придется нарастить бюджетные расходы, увеличить госдолг, а некоторым — даже изменить конституцию. Под нож может пойти часть социальных программ, а щедрые вливания в экономику чреваты ростом инфляции. Но, с другой стороны, эти инвестиции могут оживить промышленность, создать рабочие места и возродить угасающие предприятия.
Разберемся, зачем Европе понадобилось тратить столько денег на оборону и как эти планы могут изменить одну из крупнейших экономик мира.
Как Германия и ЕС собрались наращивать вооружения
12 марта 2025 руководитель крупнейшего немецкого оборонного концерна Rheinmetall Армин Паппергер заявил, что компания присматривается к одному из заводов Volkswagen, чтобы переоборудовать его под производство бронетехники. Речь о предприятии в городе Оснабрюк, где с 2019 года собирают кабриолеты T-Roc, а прежде выпускали хорошо известные в России Tiguan и Porsche Cayman.
В 2024 году на заводе работало 2,3 тысячи человек, а загрузка производственных мощностей составляла всего 30%. Автопроизводитель переживает кризис из-за снижения спроса на машины и ужесточения соперничества с китайскими конкурентами. В конце года стало известно, что Volkswagen может закрыть два своих завода в Германии, включая площадку в Оснабрюке. А в марте 2025 глава автоконцерна Оливер Блуме заявил, что компания «открыта» для производства военной техники на своих заводах.

Ситуация, когда гражданские предприятия переводят на военные рельсы, для ФРГ, мягко говоря, нетипична. Поддержание боеспособной армии до недавних пор не считалось в стране приоритетом. Со времен падения Берлинской стены численность бундесвера сократилась более чем вдвое. В 2011 году в стране отменили всеобщую воинскую повинность. А с 1991 по 2023 здесь тратили на оборону не более 2% ВВП — намного меньше, чем в Великобритании или США.
Но теперь ситуация изменилась: страна значительно увеличивает свои оборонные траты в унисон с планами Евросоюза, власти которого анонсировали масштабный проект перевооружения армии ReArm Europe. Для этого страны ЕС готовы брать в долг сотни миллиардов евро, увеличивать дефицит своих бюджетов и менять законодательство там, где это необходимо.
Зачем Европа перевооружает свою армию
Если коротко, то пойти на этот шаг ее вынудили США. И американцев в этом нетрудно понять, особенно если знать предысторию их взаимоотношений с ЕС по линии обороны.
Как США платят за безопасность Европы. В годы холодной войны ежегодные оборонные расходы стран НАТО, куда сегодня входят 23 из 27 стран Евросоюза, как правило, превышали 3% ВВП. Но в начале 90-х с уходом геополитической напряженности европейские союзники США значительно сократили свои траты на поддержание войск.
Мировой финансовый кризис 2008 года заставил их еще сильнее секвестировать бюджеты, выделяемые на армию. А страны-новички, которых принимали в НАТО, сокращали свои оборонные расходы, пользуясь тем, что теперь их защищали силы альянса. В итоге некоторые члены блока пользовались услугами обеспечения своей безопасности, по сути, бесплатно.

При этом основное бремя расходов по финансированию НАТО легло на плечи США. Пока европейские союзники уменьшали свой вклад, американцы его увеличивали — после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке они сильно нарастили свои военные расходы.
В итоге Европа фактически делегировала Штатам свою оборону, а сама получала так называемые дивиденды мира — возможность использовать сэкономленные на недофинансировании ВПК деньги по своему усмотрению. Эти «дивиденды» с середины 1990-х годов, по оценке Financial Times, составляли порядка 387 млрд долларов в год, которые европейцы вкладывали в развитие экономики и программы социальной поддержки.
В результате социальные расходы в европейских странах выросли с 36,6% ВВП в 1995 году до 41,4% в 2019. Доля этих расходов Германии сейчас более чем вдвое превышает аналогичный показатель в США, а с Францией разница еще более значительная. Неудивительно, что такая ситуация не устраивала Соединенные Штаты, которые стали все настойчивее требовать от своих союзников нарастить оборонные расходы.

Как США принудили Европу больше тратить на армию. Еще в 2014 году, после событий в Крыму, страны НАТО приняли на себя обязательства увеличить свои оборонные бюджеты до 2% ВВП. К тому моменту это требование выполняли лишь три члена альянса. Остальные подписавшиеся под обязательством подошли к его исполнению без особого рвения.
В 2022 году, то есть спустя восемь лет после этой договоренности, только семь государств, входящих в НАТО, тратили на военные нужды более 2% своего ВВП. Кроме США это были Великобритания, Греция, Латвия, Литва, Польша и Эстония. Примечательно, что крупнейшей экономики ЕС — Германии — в этом списке не оказалось. Ее оборонные расходы составляли менее 1,5% ВВП, в то время как Штаты тратили 3,46%, или 822 млрд долларов, обеспечивая 70% расходов всех членов альянса.
Претензии к союзникам по НАТО в целом и к Германии в частности нынешний лидер США Дональд Трамп высказывал еще в свое первое президентство. Его возмущение низким вкладом ФРГ вылилось в решение вывести из этой страны часть американского военного контингента. Правда, сделать это не успели: вывод войск отменила пришедшая к власти администрация Байдена. В итоге Германия осталась главным военным плацдармом США в Европе.

О том, что США могут вновь заострить тему неравномерного финансирования НАТО, стало понятно во время предвыборной гонки 2024 года. Кандидат в вице-президенты от республиканцев Джеймс Дэвид Вэнс заявил, что США не обязаны «служить защитником безопасности Германии» и других стран Европы. Эту же мысль повторил уже в феврале 2025 года новый министр обороны Пит Хегсет, сообщивший союзникам, что Соединенные Штаты намерены переключиться на сдерживание Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе и больше не могут заниматься обеспечением безопасности Европы.
Вместе с этим появилась информация, что администрация Трампа запланировала масштабные сокращения военных расходов страны. Газета The Washington Post сообщила, что речь может идти о 8% оборонного бюджета США, который, по данным издания, насчитывает около 850 млрд долларов. В Международном институте стратегических исследований оценки бюджета еще выше — порядка 968 млрд. Так или иначе, сокращения могут составить десятки миллиардов долларов — а это суммы, сопоставимые с годовыми военными расходами таких стран, как Германия или Франция.

Угроза сокращения военных расходов со стороны США поставила Европу в уязвимое положение. В условиях вооруженного конфликта на своих восточных границах она рискует потерять главного гаранта своей безопасности в лице Соединенных Штатов. Так что решение инвестировать в собственную обороноспособность для ЕС — не прихоть, а вынужденная мера. И главным триггером, который заставил европейцев действовать быстро, стало резкое охлаждение отношений США и Украины.
3 марта 2025 после перепалки с украинским президентом Владимиром Зеленским глава Белого дома Дональд Трамп приостановил военную помощь Украине, чтобы принудить ее согласиться на дипломатическое урегулирование конфликта с РФ. Это привело к росту обеспокоенности лидеров европейских стран.
5 марта президент Франции Эммануэль Макрон выступил с обращением к французскому народу. В нем он допустил, что Европа может лишиться военной поддержки со стороны США, и призвал партнеров по ЕС быть к этому готовыми. Также Макрон не исключил, что французские ядерные силы можно будет использовать для защиты союзников на европейской территории.
6 марта лидеры стран ЕС собрались в Брюсселе на экстренный саммит. По его итогам главы европейских государств и правительств в общих чертах согласовали план по укреплению обороноспособности союза, который двумя днями ранее предложила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Сколько денег Европа хочет потратить на оборону
Фон дер Ляйен предлагает странам ЕС в ближайшие четыре года потратить на укрепление общеевропейской обороны 800 млрд евро в рамках программы перевооружения ReArm Europe. План предусматривает рост инвестиций в национальные ВПК и снижение зависимости от США. Важно, что пока это только декларация о намерениях, никак не закрепленная в документах.
- Увеличить расходы на оборону стран Евросоюза на дополнительные 1,5% от ВВП. По подсчетам ЕК, это позволит мобилизовать до 650 млрд евро в течение следующих четырех лет. На что потратят эти деньги, не уточняется.
- Разрешить европейским странам тратить на оборону больше денег без оглядки на дефицит. Сейчас правила ЕС запрещают государствам — членам блока принимать бюджет, дефицит которого превышает 3% от ВВП. Также им нельзя иметь отношение госдолга к ВВП выше 60%, хотя эта норма выполняется далеко не всеми.
- Еще 150 млрд евро предлагают привлечь в качестве кредитов. Эти деньги пойдут на закупку систем ПВО, ракет, артиллерии и беспилотников.
- Больше тратить на оборону из бюджета ЕС. Он относительно невелик и составляет в среднем 160—180 млрд евро в год. Сейчас значительная часть расходов идет на программы помощи наименее развитым членам блока в Восточной Европе. В 2025 году на эти цели выделили 78 млрд евро. Не вдаваясь в подробности, фон дер Ляйен предлагает создать такие стимулы, которые побудят получателей этой поддержки добровольно перенаправлять ее на оборонные нужды.
- Мобилизация частного капитала. Это самая абстрактная часть плана. Она предполагает задействовать ресурсы Сберегательно-инвестиционного союза ЕС и Европейского инвестиционного банка . Как именно власти будут стимулировать европейские банки инвестировать в оборонный сектор и выдавать кредиты военным предприятиям, авторы программы не разъясняют.

Сколько инвестирует Германия. Крупнейшая экономика Европы — Германия — готовит собственный план повышения обороноспособности страны. 4 марта британское деловое издание Financial Times сообщило, что Фридрих Мерц, которому пророчат пост канцлера ФРГ , намерен после вступления в должность потратить сотни миллиардов евро на модернизацию немецкой армии и экономики. По данным FT, один из возможных сценариев предполагает создание двух внебюджетных фондов общим объемом 800 млрд евро, которые планируют использовать в течение 10 лет. Другой источник сообщил изданию, что речь идет о 500 млрд евро.
При любом из этих вариантов Германию ждет резкий рост военных расходов. Для сравнения: в 2024 году страна, по данным Deutsche Welle*, потратила на оборону в общей сложности 90,6 млрд евро. Это все расходы, включая покупку новой дорогой военной техники и военную помощь Украине. Непосредственно на нужды немецкой армии в проекте бюджета на 2025 год предусмотрено 53,25 млрд евро.
Кроме увеличения оборонного бюджета коалиция Мерца хочет создать фонд на 500 млрд евро для модернизации инфраструктуры Германии в течение следующих 10 лет. Деньги направят на развитие транспортных сетей, цифровизацию и переход на зеленую энергетику.
Но внутри этих номинально гражданских инвестиций есть и расходы, которые также связаны с обеспечением военной безопасности. Так, немецкие СМИ сообщают о планах властей заняться реконструкцией мостов, которые находятся в плачевном состоянии и в критический момент могут поставить альянс под угрозу, поскольку почти все ключевые трассы к восточным рубежам НАТО проходят через территорию Германии.
Инфраструктурный фонд покроет большую часть затрат в размере 600 млрд евро, которые, по мнению экспертов, Германии необходимо будет нести в течение следующих 10 лет для модернизации своей экономики, переживающей сейчас кризисные времена.
Удастся ли Европе нарастить военные расходы
Оборонные расходы отдельных стран Европы несопоставимы с американскими, но в целом Евросоюз как единая экономика тратит на военные нужды немало. В 2022 году совокупный оборонный бюджет стран ЕС составил 250 млрд евро. Для сравнения: в 2013 году он был менее 147 млрд евро.
По объемам военного финансирования ЕС сегодня на втором месте в мире после США и впереди Китая. Совокупная численность армии стран союза тоже внушительная — почти 2 млн человек.
Отношение военных трат к ВВП в большинстве европейских стран заметно выросло за последнее десятилетие и в 2024 году было выше целевого показателя НАТО в 2%. В числе государств, которые тратят на оборону заметно меньше своих соседей по ЕС, остаются Испания и Бельгия, где эта доля составляет 1,3% ВВП.

В европейских странах предложение Еврокомиссии по увеличению военных бюджетов могут встретить неоднозначно, учитывая тот факт, что экономика региона сейчас далеко не в лучшей форме. Вот с какими трудностями могут столкнуться чиновники при реализации своего плана.
Необходимость роста долгов и урезания социальных гарантий. В Западной Европе действует широкая система госгарантий. Например, средний размер пособия по безработице там превышает 60% от размера зарплаты на последнем месте работы. Для сравнения: в США пособия компенсируют только 9% прежнего дохода. Наращивание оборонных расходов на сотни миллиардов евро ставит под угрозу способность Европы обеспечивать поддержку своих граждан на нынешнем уровне.
В декабре 2024 генеральный секретарь НАТО Марк Рютте заявил, что европейские страны тратят четверть своих денег на пенсии и социальные выплаты и им «лишь нужно использовать часть этих средств для строительства сильной обороны».
Financial Times пишет, что с учетом новых военных приоритетов Европе неминуемо придется снижать расходы на социальное обеспечение. Перевооружение армии в конечном счете ляжет на плечи европейских налогоплательщиков, предупреждает издание. А аналитик центра Pantheon Macroeconomics Клаус Вистесен предполагает, что ради увеличения оборонных трат некоторым странам даже придется вводить специальный «налог на войну».

Тем временем во Франции, где работает одна из самых щедрых в мире моделей социальной защиты, людей пытаются убедить, что их интересы не пострадают. Президент Макрон заявил, что рост расходов на оборону не приведет к повышению налогов и снижению уровня жизни населения.
Но независимые эксперты предупреждают: добиться этого будет непросто. Автор FT Джанан Ганеш делает вывод, что страны Европы сегодня не могут позволить себе значительный рост госдолга.
В той же Франции в 2024 году государственный долг перевалил за 3,3 трлн евро и составил 113,7% ВВП. Больше в ЕС только у Греции и Италии. «Франция никогда не находилась настолько в долгах, как сейчас. Это дамоклов меч, который висит над нашей социальной моделью», — предупредил в январе премьер-министр страны Франсуа Байру.
Необходимость изменения законодательства. В Германии, где ситуация с государственным долгом относительно благополучная — он составляет 63,3% ВВП, — наращиванию оборонных расходов мешает другая проблема. Точнее, мешала до недавнего времени.
В Конституции страны с 2009 года прописаны жесткие ограничения на рост госдолга: немецкому правительству запрещено принимать бюджет со структурным дефицитом выше 0,35% ВВП. Приверженность правительства ФРГ этому правилу принесла стране славу «чемпиона по бюджетной дисциплине». Но и негативные последствия такая экономность тоже имела. На протяжении многих лет государство хронически недоинвестировало в свою экономику, что стало одной из причин экономического кризиса, с которым страна столкнулась «в полный рост» в 2022 году на фоне резко подорожавшего энергосырья.
С того времени ВВП Германии, которая прежде имела репутацию «экономического мотора» Европы, практически не растет. И даже не самые развитые страны ЕС, такие как Испания, уже превосходят ФРГ по темпам экономического роста, накопленным с 2008 года.

18 марта 2025 немецкий парламент — бундестаг — проголосовал за изменение Конституции ФРГ, которое позволит правительству увеличить расходы на национальную оборону и безопасность. Теперь эти траты, а также займы в рамках нового инфраструктурного фонда на 500 млрд евро, должны исключить из лимитов, сдерживающих рост госдолга. 21 марта закон был утвержден бундесратом .
Ради получения необходимого кворума голосов в парламенте Фридриху Мерцу пришлось даже пойти на уступки «Зеленым», которые ранее были настроены к инициативе скептически: часть запланированных на инфраструктуру расходов будущий канцлер теперь обещает направить на борьбу с изменением климата.
Любопытно, что в числе аргументов, которыми авторы законопроекта обосновали необходимость менять Конституцию, упомянут фактор неблагонадежности США. Новая администрация Штатов «не дает оснований ожидать, что существующая напряженность на международной арене снизится», считают немецкие законодатели.

Необходимость закупать вооружение у США. 80% европейских инвестиций в оборону оседают за пределами Евросоюза — такое заявление сделала Урсула фон дер Ляйен вскоре после презентации своего плана перевооружения Европы. Похожие данные в сентябре 2024 представил экс-глава ЕЦБ Марио Драги. Он подсчитал, что с июня 2022 по июнь 2023 европейцы направили 78% своих оборонных расходов на закупки за пределами ЕС. Причем 63% из них пришлось на подрядчиков из США. В прежние годы ситуация была аналогичной: с 2019 по 2024 европейские страны — члены НАТО провели 64% своих закупок оружия у американских поставщиков.
И если раньше это обстоятельство считалось нормой, доставшейся в наследство после Второй мировой и холодной войны, то теперь стало вызывать тревогу у европейцев. На фоне охлаждения отношений с США они осознали, насколько важно владеть собственными критическими технологиями и производством.
После заявления Штатов о том, что они в своих военных приоритетах переключаются на Азиатско-Тихоокеанский регион, над ЕС нависла реальная угроза столкнуться с нехваткой оружия — например, если США решат увеличить поставки своим союзникам в Азии в ущерб Европе.

В марте 2025 беспокойство европейских союзников США за свою безопасность усилилось — после того, как администрация Трампа прекратила поддержку истребителей F-16 на Украине. Это обнажило новую угрозу: значит, и Европу, много лет закупающую американское оружие, можно так же в одночасье лишить доступа к важным технологиям, необходимым для работы систем вооружений.
Стоит отметить, что ЕС озаботился реформированием своей оборонной политики еще до переизбрания Дональда Трампа. В мае 2023 президент Макрон призвал страны блока покупать больше европейского вооружения и стремиться к суверенитету в сфере обороны за счет своего ВПК. А в марте 2024 Евросоюз впервые в своей истории разработал собственную оборонно-промышленную стратегию, которая сфокусирована на поддержке европейской технологической и промышленной базы. Согласно документу, к 2030 году планируется осваивать как минимум 50% бюджета оборонных закупок ЕС на предприятиях внутри блока, а к 2035 году — 60%.
Но в передовых системах вооружения зависимость Европы от США будет оставаться высокой. Так, министр обороны Бельгии Тео Франкен признал, что в ближайшие десятилетия в ЕС не будет альтернативы американским самолетам F-35, которые остаются «лучшими на рынке как по характеристикам, так и по соотношению цены и качества». Конструирование и выпуск такой техники занимают десятилетия, а у европейской программы перевооружения пока нет такого горизонта планирования.
Также не до конца ясным представляется решение кадрового вопроса. В Bloomberg отметили, что армиям всех стран ЕС недостает примерно 100 тысяч человек боевого персонала и технических специалистов. Закрыть эту нехватку одними лишь финансовыми вливаниями у Европы вряд ли получится.
Как рост расходов на оборону влияет на экономику ЕС
Первой реакцией рынков на новости о масштабном перевооружении Европы стал предсказуемый рост акций оборонных предприятий. Но были и другие последствия.
Рост оборонных компаний. В Германии выросли акции промышленных компаний со значительной долей в бизнесе оборонных заказов. Это в первую очередь крупные подрядчики минобороны ФРГ, такие как Rheinmetall и Thyssenkrupp.
Оборонные компании за пределами Германии также подорожали. В их числе британская BAE Systems, итальянская Leonardo и французская Thales. Выросли и акции американских военных компаний, таких как Northrop Grumman, что подтверждает зависимость Европы от поставок вооружений из США: инвесторы ожидают, что американский бизнес продолжит получать значительную долю европейских инвестиций.

Распродажа европейских облигаций. Решение Германии нарастить госдолг, пожертвовав фискальной стабильностью, привело к масштабной распродаже инвесторами европейских облигаций: 5—6 марта 2025 доходность по 10-летним бондам ФРГ выросла на 0,3 п. п., до 2,93% годовых. Облигаций других крупных европейских государств тоже активно продавали. Обеспокоенность инвесторов понятна: незапланированные траты грозят сильно увеличить госдолг стран ЕС, который и так весьма велик.
Подорожание евро и изменение ставок. За несколько дней после заявлений Мерца и фон дер Ляйен евро подорожал к доллару на 5%. Это может означать, что инвесторы ждут роста ставок в европейской экономике на фоне увеличения инфляционных рисков. Повышение оборонных расходов и расширение дефицита бюджетов может разогнать цены и заставить Европейский центральный банк ужесточить свою политику. В этом случае доходность активов в евро возрастет. И рынок может заранее отыгрывать этот сценарий.
Правда, пока ЕЦБ игнорирует подобные риски. В марте он снизил ключевую ставку с 2,75 до 2,5%. Удешевление кредитов в целом благоприятствует инвестициям, в том числе в оборонный сектор. Но если в будущем эти расходы приведут к росту инфляции, ЕЦБ придется повышать ставку, что усложнит жизнь европейскому бизнесу и охладит потребительский спрос.
Рост промышленности и ВВП. В начале 2025 года промышленное производство в Германии выросло на 2%. Bloomberg посчитал это сигналом, что затянувшийся спад в немецкой экономике можно преодолеть. В целом экономисты позитивно оценивают эффект от реализации программы трат Мерца, которая будет включать в себя как оборонные, так и гражданские расходы.
Профессор экономики Себастиан Дуллиен считает, что программа может обеспечить Германии среднегодовые темпы роста экономики чуть выше 1,8% в год, которые были у ФРГ на протяжении 15 лет до коронакризиса. А экономист инвестбанка Goldman Sachs Никлас Гарнадт полагает, что темпы роста могут составить 2%, если Германия начнет реализовывать программу Мерца уже в этом году.
В целом Goldman Sachs повысил прогноз роста ВВП еврозоны на 2025 год на 0,1 п. п., до 0,8%. В банке считают, что увеличение военных и инфраструктурных расходов Германии повлияет и на соседние страны, побуждая их быстрее наращивать свои оборонные бюджеты. Банкиры прогнозируют, что рост госинвестиций окажет умеренное положительное влияние и на общую экономическую активность в еврозоне.
Что в итоге
Весной 2025 в руководстве ЕС решили нарастить оборонные расходы на фоне пересмотра внешней политики США. Американцы заявили, что намерены сосредоточиться на Азиатско-Тихоокеанском регионе и вынудили Европу проявлять больше самостоятельности в обеспечении собственной безопасности.
Крупнейшая европейская экономика — Германия — уже создает условия для будущего роста военных расходов. Для этого немцам приходится менять Конституцию и убирать «долговой тормоз».
Масштабная программа трат может поддержать не только оборонный сектор, но и всю немецкую экономику, а в перспективе — и ее союзников по ЕС. Увеличение госинвестиций приведет к росту деловой активности и может стать источником спроса в разных отраслях.
Но рост военных расходов несет в себе и риски. Он повлечет увеличение госдолга и вынудит европейские правительства пересмотреть свои социальные гарантии, которые во многом обеспечивают высокий уровень жизни людей.
Также на фоне увеличения бюджетного дефицита в странах ЕС может вырасти инфляция, а Европейский центральный банк в борьбе с ростом цен может ужесточить монетарную политику.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique