Новости
2K

Президент РФ​ подписал закон, позволяющий правительству огра­ничивать количество платных мест в вузах

74
Президент РФ​ подписал закон, позволяющий правительству огра­ничивать количество платных мест в вузах
Аватар автора

Яна Ломакина

отучилась на бюджете

Страница автора

23 мая президент РФ подписал закон, дающий правительству право устанавливать количество платных мест в вузах.

Документ вступит в силу 1 сентября 2025 года. Правительство будет составлять перечень специальностей высшего образования, по которым количество мест для приема на платное обучение будет ограничено. Соответствующие документы должны будут вступить в силу не позднее 1 декабря.

Как пояснил глава Минобрнауки Валерий Фальков, при распределении объема платных мест для конкретного высшего учебного заведения правительство будет учитывать три критерия: средний балл ЕГЭ поступающих в вуз, а также трудоустройство и размер зарплат выпускников.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Яна ЛомакинаКак относитесь к такой инициативе?
  • ObvДумаю, что этот закон можно объединить в один пакет с законами о вступительных экзаменах в 10 класс и в ВУЗ после колледжа и назвать "На завод!". Но, кажется, что в нем не хватает еще закона об обязательной отработке школьного образования на заводе. Для начала, думаю, срок можно было бы лет 5 положить.36
  • NarrowVictoryК негосударственным вузам этот закон тоже применяется?2
  • BeeНиколай, ах, вступительные испытания — лучший инструмент для достижения баланса коррумпированности и ответственности. Чтобы гарантировано все места занимали только дети низших чиновников (дети "элиты" поедут во вражеские страны, конечно)24
  • AnnaObv, на завод и в армию14
  • ObvНиколай, потому что мы застали времена вступительных испытаний.22
  • ObvНиколай, я не знаю. У меня репетитор был из числа проверяющих работы по математике, которая была самым тяжелым экзаменом. И это, конечно, было не случайно. Но сдал я не блестяще, хотя вкупе со сданной на отлично информатикой и диктантом этого хватило на мой не очень престижный математический факультет. Поэтому не знаю, подрисовал он мне что-то или не потребовалось. Мне как коренному москвичу, конечно, гораздо лучше были вступительные экзамены в ВУЗ, чем ЕГЭ. В первую очередь даже не благодаря явной коррупции, а благодаря тому, что вступительные экзамены в ВУЗ не имели ничего общего со школьной программой. По крайней мере, по математике и информатике - так уж точно. Чтобы на основе школьной программы сдать эти предметы хотя бы на 3 надо было за три часа экзамена проделать научную работу, которую десятки выдающихся ученых вели на протяжении лет 300. Из 10 задач по математике я 3 потом учил как решать на курсе матана, причем две - еще и не в первом семестре. И кубические уравнения в программу школы не входили. Да и, в общем, все задачи не входили. Как то еще могли выгрести на трояк выпускники физ-мат школ, но из обычной школы был 100% шанс решить 0 задач. Но как же поступали люди? Очень просто - перед сдачей экзаменов все 1-2 года ходили на курсы при вузе. Где учили сдавать экзамены именно в этот ВУЗ. Для москвичей это была прям чумовая схема, потому что всякая "лимита" из регионов физически на эти курсы ходить не могла. И, конечно, пролетала на экзаменах, как фанера над Парижем. Благодаря доступу к курсам обычный среднего ума москвич успешно конкурировал с самыми умниками со всей страны за доступ к лучшим вузам. Поэтому для меня всегда было серьезным маркером, если я про кого-то узнавал, что он поступил на бюджет хорошего вуза из региона, потому что это явно далеко не среднего ума и упорства человек, что заслуживает большого уважения. Более того, мы, москвичи с курсов, еще и доп.попытку сдачи имели. "Лимита" сдавалась один раз в июне. А мы сначала сдавались тренировочно в начале мая, потом в середине мая уже сдача с зачетом оценки, а потом, если какая оценка не понравилась, то можно было перестать с "лимитой". Правда, кажется, засчитывалась только последняя оценка, а не лучшая, так что был некоторый риск. В общем, как коренной москвич я, конечно, был бы двумя руками за вступительные испытания. Только немножко совесть мешает. Знаете, что такое совесть? А ЕГЭ пусть и не идеал, но явно гораздо честнее в смысле равенства доступа к столичному образованию. И чем еще хорош - нет задр... заточки под конкретный ВУЗ.28
  • Накину худиObv, ну на заводе тоже надо кому-то работать.1
  • ObvНиколай, ну так я был из семьи простых нищих советских инженеров и ученых. Куда уж нам. Так, коррумпировали проверяющего работы на всякий случай, создав конфликт интересов - проверка работ человеком, оказывающим платные образовательные услуги сдающему (заметьте, эта коррупция оказалось по силам даже простым смертным), т.к. нависал дамоклов меч армии, поэтому права на ошибку не было. Но понадобилась ли его помощь - не знаю. Да на мой факультет дети уважаемых людей и не поступали. А у детей уважаемых людей, думаю, всё было куда проще. И меня всегда удивляет, когда за возврат вступительных экзаменов ратуют не уважаемые люди или их дети или преподаватели ВУЗов и даже не москвичи, которым схема со вступительными испытаниями гораздо сочнее, чем ЕГЭ, а обычные россияне. Я сам хоть и москвич, но из совестливых, поэтому я двумя руками за ЕГЭ. Я не сомневаюсь, что уважаемые люди всегда дырочку найдут, но в схеме с ЕГЭ им это явно сложнее, да и честности для детей обычных людей в ЕГЭ куда больше - тоже надо затачиваться, но хотя бы всем на один и тот же экзамен, и нельзя извлечь выгоду из географической близости к ВУЗу.16
  • ObvНакину, ну так пусть нанимают на привлекательных условиях. Вроде, нанимать на завод не запрещено. В ИТ, например, не заруливают же принудительно - как то все сами набегают, еще деньги платят за курсы, желая догрести до сеньора с зарплатой 300кк\наносек :) Завод тоже так, вроде, может. Ему, думаю, даже проще, т.к. токарями, подозреваю, больше людей способно работать, чем сеньорами-помидорами в ИТ. Быть сеньором не так то просто. А если не было к этому большой склонности и интереса с детства, так и вовсе совсем непросто.26
  • Накину худиObv, я не сплрю , что сеньором быть не просто, но и хорошим токарем стать тоже не просто. Я к тому, что высшее образование изначально нужно не всем, а у нас на каком-то отрезке истории вышку стали требовать чуть ли не у уборщицы. Если способности к наукам у кого-то средненькие, значит надо учить человека работать руками, а не протирать штаны 5 лет в инсте, да еще и за деньги, получая диплом, который потом будет валяться дома. И по итогу человек окажется на заводе рядовым слесарем, или курьером в озоне, но зато с высшим образованием6
  • ObvНакину, конечно, непросто. Поэтому, наверно, завод должен постараться и привлечь людей на позицию токаря. А предварительно сделать ее такой привлекательной, чтобы люди пошли еще и заплатили за обучение на токаря, пихаясь локтями, потому что: "Токарь - это так круто! На заводе можно работать! На настоящем заводе, прикиньте!!! А условия то какие! А денжищ сколько! Видали, сколько дают на заводе, а?!? Меня, меня запишите!". И везде, как грибы после дождя, растут курсы токарей. Непонятно абсолютно, что мешает заводу так сделать. В ИТ же смогли. Хотя это совсем непростая работа. Может, вы подскажете, что же не так, почему люди хотят 5 лет протирать штаны за свои деньги, а потом иногда попадают на завод рядовыми слесарями от безысходности, но часто, к их счастью, такая доля их минует и удается пристроиться по специальности или хотя бы "бумажки перекладывать" в офис, пусть и не по специальности, но тоже не зря, т.к. в офисе всегда ВО требуют, а не сразу бегут наперегонки в ПТУ на токаря, а потом на завод? И, может, заняться наладкой этого, а не запрещать людям решать, куда им свои честно заработанные потратить?6
  • Олег ПогодинИ увеличить количесво бесплатных мест, я надеюсь ?11
  • Grigoriyновшества из серии закона о кухаркинех детях, товарищи депутаты, так держать, сделаем Россию традиционной а там и до крепостных авось недалеко12
  • GrigoriyНакину, почему токарей нет? потому что денег мало платят по рынку поднимайте зп- будут токари не нужно топорно волю людей ограничивать, сами разберутся кем быть и как жить12
  • GrigoriyРоман, простите а вам какое дело чем люди за свои деньги занимаются? Скоро запретят покупать томатный сок потому что кто то посчитает что лучше пусть покупают яблочный28
  • GrigoriyОлег, зря так думаете, госпожа из Шепетовки вообще предлагает в Москву перестать ездить учиться, где родился там и пригодился. Желательно еще без образования11
  • GrigoriyРоман, ну так стилл, родители сами решат куда свои деньги потратить, нет? а касательно непопулярных предметов- так у детей и до этого шанс был.ограничивая специальности другие популярность непопулярным добавится вряд ли11
  • ВеленаРоман, это.их.личное.дело.5
  • GrigoriyВелена, есть что то от советского мышления у людей которые хотят залезть другим в постель и решить что другой человек должен делать со своей жизнью и своими деньгами15
  • ObvВелена, я школу в середине 90-тых закончил. И совершенно точно про схему Горнера впервые услышал на курсах при ВУЗе. Ровно так же, как совершенно точно из всей моей группы с курсов (примерно 30 человек) решать кубические уравнения умел 1 (один) учащийся физ.мат школы. Остальные человек 29 этого не умели, ровно так же, как и я. У меня вообще 5 по математике в школе была, вы уж не сомневайтесь, в школьной математике я кое-что понимаю. Несмотря на то, что я закончил языковую спец.школу, преподавание математики в ней считалось хорошим, от нас люди и в МГУ на ВМК поступали на бюджет (причем те, кто завалили математику в моем вузе), и я выучился я в итоге на математика, а любимым предметом в ВУЗе у меня был матан.3
  • ВеленаGrigoriy, еще и определять, кому больше надо получать образование.3
  • ObvВелена, падения качества знаний когда к по отношению к чему? В мое время кубические уравнения учили решать только в физ.мат классах. Про то, что ЕГЭ далеко не такой простой? Я в этом и не сомневался ни секунды. В том, что их решение несложно - нисколько не сомневаюсь. В школе вообще сложным вещам не учат, поэтому абсолютно вся школьная программа - несложная. Ну как несложная, я читал, что людям с IQ ниже 90 сложно понять, что такое функция, но вообще школа - это общеобразовательное знание, поэтому ничему сложному там не учат. Какие-то относительно сложные вещи вообше разве что на последних курсах ВУЗа по профильным предметам начинают появляться. Но точно не в школе. Просто если вас не учили учить кубические уравнения, а на экзамене дали таковое решать, то вряд ли вам за 18 минут (10 задач на 3 часа, как у меня было) удатся изобрести способ его решения. Когда мне на курсах показали, как их решать, я легко с этим справлялся. Но в школе этого 29 людям из 30 человек в группе не показали, а показали только одному из физ.мат школы.4
  • Slava MillerGrigoriy, вижу вы не совсем понимаете, это не страна для людей, это люди для страны!!! /s6
  • GrigoriySlava, я понимаю что так считает страна, но вот что я отказываюсь понимать, так это то, что так считает и человек6
  • ДимонНечего крепостным в университетах делать.2
  • ObvВелена, так в этом, видимо, и был смысл вступительных испытаний. Если на экзамене по математике 10 задач из 10 не входят в школьную программу, а на информатике - минимум 5 из 10, то вряд ли это случайность. Я так понимаю, что их хотели сделать несдаваемыми без занятий на подготовительных курсах и, вероятно, коррупции для не имеющих такой возможности, по крайней мере, для учеников не физ.мат школ. О чем мы гражданину и пишем.4
  • 一狗儿Obv, любой дурак понимает что токарем ты будешь всю смену у станка стоять, а в ойти ты дома сидишь либо в комфортных условиях в офисе со всякими плюшками. Ещё и ДМС и всякая фигня в придачу. А на заводе ничего на тебя не упало, уже хорошо. Я например на заводе токарем работаю, условия то иные совсем в отличие от айтишников. Я встаю в 5 утра, в 6-45 уже работаем на заводе. Ухожу в 15-30. Вот поэтому люди и тянутся к комфорту. А завод это некомфортно, тут привыкнуть нужно, либо свои желания засунуть куда поглубже. Да и сами понимаете, токарем не обучить через дистанционные курсы, тут практика всё решает2
  • WTFНакину, а почему на заводе нельзя сделать тепло, светло и чисто? Или руководству больше нравится на съэкономленные деньги устраивать корпоративы с Лепсом?5
  • WTFНакину, И по итогу человек окажется на заводе рядовым слесарем, или курьером в озоне, но зато с высшим образованием ----------------------------------------------------------------------------------------------- ну и что? это же проблемы этого человека, максимум, его родителей. Почему государство хочет и в это вмешаться?3
  • рома к.Накину, кому надо за копейки пусть тот и работает ,у нас же победивший капитализм1
  • рома к.Slava, буквально живое золото, обдирай как хочешь, цены повышай в обмен на покушать и поспать2
  • ObvНакину, ну так, может, токарю начать денег платить? Столько, что люди туда будут согласны идти, а не бумажки перекладывать в кресле. Вы же понимаете, что это чисто вопрос заработной платы? Да и условия тоже можно улучшить. Полученное для корочки образование, конечно, совершенно необходимо. Более того, лично я как раз и советую его получать - пойти за деньги отучиться на заочке с целью как можно меньше сил потратить на учебу. Она всё равно бесполезная, потому что ничему полезному в российском вузе не научат. Именно поэтому они совершенно заслуженно в рейтингах университетов находятся в попе мира - потому что там платят копейки и преподают там только полные никчемушки, которые никого ничему полезному научить не в состоянии. А немногих реальных профессионалов, кто там на четверть ставки работает по призванию, оттуда еще и разгоняют постоянно. Но корочка формально везде нужна, поэтому надо вложиться ровно настолько, чтобы ее получить. А дальше самообразоваться без отрыва от работы.1
  • Obv一狗儿, в ИТ идут за деньгами, это я вам точно говорю. И в токари могли бы за деньгами идти. Но, конечно, не идут, потому что денег там нет. Поэтому токари и в дефиците. Да и то вербальном дефиците. Потому что если денег там нет, то значит, что токари просто не нужны. Вот сеньоры-помидоры с зарплатами по 600т.р. в месяц - те нужны. Там компании без всякого принуждения очень прилично платят, потому что иначе у них сеньора не будет, а он нужен. Как специалисты нужны - так им и платят. Всё очень просто.0
  • user3211008Велена, кубические уравнения общего вида не входят в школьную программу, только простейшие частные случаи, решаемые примитивной группировкой.1
  • EkaterinaПредсказуемо0
  • GrigoriySlava, неравные какие то. От слов халва халва во рту слаще не становится1
  • Олег ПогодинGrigoriy, ну она же из Шепетовки приехала, значит и нам в круги МКАДа можно !3
  • Олег ПанковИнтересно, как это поможет "повышать качество образования"2
  • Олег ПанковObv, а такое мне кажется уже в какой-то форме есть1
  • SPQRGrigoriy, токарей нет, потому что токари остались в почившем в бозе СССР, после развала коего развалилась и промышленность, и ПТУ, где этих токарей готовили. Дело не в зарплате, кадров нет! У нас висят объявления - требуются токари... и прочие рабочие специальности. Я бы пошла, но кто ж меня учить-то будет токарскому делу? 😁😁😁😁😁😁 И многие бы пошли... Но на станке уметь работать надо, а научиться негде и не у кого..0
  • SPQRObv, "денег нет" - это относительно - смотря с чем сравнивать. Если с вашей зарплатой в 7,5 косых евро чистыми, то, конечно, у токаря вообще не зарплата, а слезы. А если с зарплатой учителя или врача в провинции... то работать токарем - это хорошо!0
  • ObvSPQR, но раз очереди нет, то, значит, недостаточно хорошо. Где хорошо, туда людей принудительно гнать не требуется. Люди сами готовы деньги платить, лишь бы обучиться и попасть туда.0
  • НиколайСоглашусь. Волей судеб имею опыт преподавания в ВУЗе. Небольшой. Одна лекция в 4 часа и одно практическое занятие такой же продолжительности. То, что дают в ВУЗе,в котором я мытарстовал, именно по моему предмету -, к сожалению, позавчера. Материально-техническая база, тоже - того, оставляла желать лучшего. Связи, что радует, с практикующими специалистами тем не менее налаживают. Именно по-этому я и участвовал в пилотном проекте от своей организации. И, вы вдвойне правы, что помимо знания предмета надо иметь ещё ряд компетенций, чтобы на должном уровне донести знания до обучающихся. Для меня очень сложным оказалось просто говорить 4 часа. Здесь даже над механиками речи надо работать как оказывается. Но в целом мой опыт был очень интересным и, как мне показалось, удачным.1
  • ObvSPQR, дело именно в зарплате. Вот у нас, например, висело на поликлинике объявление - требуется детский ЛОР. И годами висело. При том, что это в районе с населением 500 тысяч человек и в 50км от 3 крупнейших в стране мед.вузов (ну ок, 3 мед больше по стоматологам) Вы точно уверены, что дело в отсутствии кадров, а не в том, что ЛОРу просто палку предлагали? Причем за работу от рассвета до заката.0
  • GrigoriySPQR, да да, ведь это их нет не потому что непривлекательно с точки зрения доходам потому что не учат0
  • SPQRObv, там работа не от рассвета до заката вовсе, а 6 часов в день, просто сама работа в поликлинике очень дискомфортная, много народу, много обращений, суеты, шума, писанины, конфликтов на ровном месте... в стационаре работа сложнее в плане тяжести заболеваний - больше знать и уметь надо - и в то же время в стационаре работать легче. А платят больше, чем в поликлинике.0
  • Илья ДаниловПоступление в вуз 2.0: теперь не только баллы важны, но и попадание в лимит. 🎯 Кто не успел — тот в ПТУ?0
  • natashakopObv, ну вот же действующий директор Высшей политической школы имени Ивана Ильина при РГГУ Дугин Александр Гельевич высказыается же в эфире: "А почему-то мы не пользуемся (или пока мало пользуемся) прекрасной тактикой: все закрыть разом, а потом переоткрывать все заново на новых основаниях. Закрыть можно все - эстраду, институты, учреждения, аккаунты, мигрантов и т.д., не касаясь лишь оборонки и жизненно важных социальных структур. А все мало-мальски заменимое или некритичное вполне можно. Давно пора запретить вообще все. А потом понемногу что то открывать, прибавляя каждым новым разрешением поддержки правительству. Просто надо один раз решиться, и дальше все пойдет как по маслу. Когда людям запретишь всякую дрянь, они повозмущаются и смирятся. А потом все по чуть чуть разрешать. Надо решительнее. А водку продавать пятнадцать минут в день. Кто не успел, ну извини. В следующий раз. Гегеля лучше читайте, знаете, какой восторг, если начнете хоть что-то понимать. Круче любого спиртного забирает. Феноменология духа. Звучит-то как вдохновляюще!...Города у нас тогда будут немедленно расселены, на земле сложатся крепкие православные семьи со множеством ребят… За блуд — костер. За кражу — повешенье. За хулу на Царя — вечная каторга», «ничем западным тогда пользоваться станет нельзя… это будет главный императив в технике, материальном измерении жизни, в области вооружений и технологий… в области идей», "мы также отказываемся признавать гравитацию, потому что это англосаксонское изобретение»...1
Вот что еще мы писали по этой теме