Новости
9K

Генпрокуратура потребовала пере­дать государству аэропорт Домоде­дово: что происходит

95
Генпрокуратура потребовала пере­дать государству аэропорт Домоде­дово: что происходит
Аватар автора

Яна Ломакина

следит за новостями

Страница автора

Генпрокуратура потребовала передать государству «ДМЕ-холдинг», владеющий аэропортом Домодедово.

Об этом пишут «Ведомости» и «Коммерсант» со ссылкой на судебный иск ведомства. По версии Генпрокуратуры, группа компаний, владеющая активом, оказалась под иностранным контролем.

Расскажу подробнее.

Что потребовала Генпрокуратура

Ведомство подало иск к 32 структурам Домодедово, его владельцу Дмитрию Каменщику и председателю наблюдательного совета Валерию Когану. Генпрокуратура требует взыскать в доход государства 100% долей ООО «ДМЕ-холдинг», которое владеет группой операционных компаний аэропорта. Ведомство также хочет признать недействительными решения о редомициляции  нескольких структур, входящих в контур группы.

По версии Генпрокуратуры, группа компаний аэропорта оказалась под контролем резидентов Турции, ОАЭ и Израиля в лице Каменщика и Когана. Источник «Ведомостей» подчеркнул, что иск связан именно с этим, а не с пересмотром итогов приватизации.

Истец напомнил, что российское законодательство запрещает иностранным инвесторам вести деятельность, имеющую «стратегическое значение» для обороны и безопасности государства, без разрешения правительственной комиссии. К стратегическим видам деятельности относится обслуживание авиакомпаний и пассажиров, в том числе управление аэропортами.

Арбитражный суд по требованию Генпрокуратуры арестовал 100% долей «ДМЕ-холдинга» и запретил любые сделки с ними. При этом предпринимателей обязали обеспечить бесперебойную работу аэропорта.

Что известно о владельцах Домодедова

Как пишет Генпрокуратура в своем заявлении, с 2002 по 2016 год аэровокзальным комплексом «Домодедово» владела компания «ДМЕ-лимитед». Она принадлежала двум гражданам острова Мэн.

В 2016 году компанию купила зарегистрированная на Кипре «Аламо-лимитед», конечным бенефициаром которой был Каменщик. При этом группу фактически контролировал Коган, считает Генпрокуратура. Он же через Каменщика получал дивиденды от деятельности «ДМЕ-лимитед». В частности, с августа 2022 по май 2023 года его доход от управляющей компании составил более 274 млн рублей.

Ведомство отметило, что бизнесмены должны были получить контроль над российским стратегическим активом только при наличии разрешения правительства, но они его не запрашивали. Позже в группу компаний «Домодедово» вошли 25 российских юридических лиц, каждое из которых имеет стратегическое значение для РФ.

В 2024 году, по версии Генпрокуратуры, Каменщик и Коган «решили создать ложную видимость отсутствия иностранного контроля над стратегическими предприятиями». Для этого они передали предприятия под контроль ООО «ДМЕ-холдинг». Его учредители — Каменщик и АО «Аламо-холдинг», единственным акционером которого выступает тот же бизнесмен.

По версии Генпрокуратуры, ФАС и правительственная комиссия выдали разрешение на переход прав, «будучи введенными Каменщиком и Коганом в заблуждение». Ведомство также заявило, что бизнесмены саботируют модернизацию аэропорта и бесконтрольно расходуют бюджетные деньги. По данным Генпрокуратуры, в 2022—2023 годах бенефициары под видом погашения займов вывели за границу 18 млрд рублей прибыли аэропорта.

Как на иск отреагировали в Домодедове

Представитель Домодедова сказал «Ведомостям», что аэропорт строго соблюдает все требования действующего законодательства. «Позиция аэропорта будет сформирована после того, как в компании подробно ознакомятся с исковым заявлением», — уточнил собеседник.

Источник «Коммерсанта», близкий к бенефициарам Домодедова, сказал, что Каменщик получал паспорта и виды на жительство зарубежных стран «вынужденно» — для ведения бизнеса за границей. По словам собеседника издания, бизнесмен давно отказался от иностранного подданства и сообщил об этом российским контролирующим органам.

Что нужно знать об аэропорте

Домодедово получил статус международного аэропорта в 1992 году. С 2004 по 2015 год он был крупнейшим в России. По данным Росавиации, за 10 месяцев 2024 года пассажиропоток Домодедова составил 13,3 млн человек.

Вопрос о передаче Домодедова государству уже поднимали после того, как в 2011 году в аэропорту произошел теракт, при котором погибло 37 человек и более 170 пострадало. Каменщика и его подчиненных обвинили в плохой организации досмотра посетителей в аэропорту, что позволило террористу пройти в здание. Против бизнесмена возбудили уголовное дело, но позже его прекратили, поскольку в Генпрокуратуре посчитали уголовное преследование незаконным.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Яна ЛомакинаКак, по-вашему, изменит работу аэропорта передача его государству?
  • АлисаПотом аэропорт отдадут кому надо. За это время уже не раз происходила подобная «национализация».42
  • АлисаНекий, аэропорт не отжимали, другие активы отжимали. Фабрики, заводы, автосалоны47
  • Мамин_абьюзерНормально отжали)68
  • Р ХНи как не изменится штатная и работа. Разве что... Коммерческий контур входящих компаний покажет, Кто где не сладил... 🍳2
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовО, ждем Т-Аэропорт? Или СберПорт?41
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовЗабаненый, лучший, как по мне, в Пензе. Квадратов 200 площади и выход сразу в город)7
  • АлисаМаксим, «все по закону» хахахаха божья роса. У меня есть дела поинтересней чем заведомо провальная миссия переубеждать вам подобных.38
  • ВсяВБеломМаксим, первое, что на ум приходит - Евросеть14
  • Ариша ШипиловаЕлена, а всё это что6
  • user5993138Скоро отдадут кому надо и назовут Чечендомодедово или Ахматдомодедово. Как прилетел, сразу извинился.43
  • ЛиляАлиса, кажется 90-ые во всей красе вернулись22
  • ЛиляМамин_абьюзер, вдохновились успехом вайлдбериса7
  • userЕлена, Свое имущество тогда тоже государству передайте. Квартиру там, участок земли какой есть.. ну и остальное по мелочи46
  • Udi ErzaОчередной пример, что в России нет полноценных собственников (кроме сами знаете кого). Все собственники по сути номиналы, которым позволяют владеть активом. А если что-то не так - на следующий день собственники и основатели перепишут всю компанию на нужного младшего лейтенанта ФСБ.22
  • Alexander Schnurrbartещё самарский аэропорт отожмите, он тоже кипрскому гражданину Вексельбергу принадлежит...6
  • Alexander SchnurrbartЛиля, но на совершенно другом уровне.4
  • Alexander SchnurrbartВасилий, Самарский аэропорт принадлежит гражданину Кипра Вексельбергу.8
  • Alexander SchnurrbartЕлена, не застали вы ненавязчивый советский сервис из времён, когда всё принадлежало государству...5
  • Андрей МирошниченкоТрудно представить что об этом стало известно только сейчас. Легче представить, что просто не поделились, а это уже совсем другое дело, в этом случае накажут)4
  • АлисаМаксим, лол таможня и пограничники там тоже частные, а не государственные?16
  • Покупатель дождяЕлена, начните с себя.6
  • Боевой пельменьПолиция, вы вообще видите что творится в стране??? Тут каждая тема так или иначе затрагивает наших «прекрасных» политиков6
  • Боевой пельменьЕлена, так отдайте все свое имущество государству и останьтесь с голой жопой5
  • Это всё ради искусстваВсяВБелом, тот же ВК например. Но это предсказуемая история. Отбирать будут все больше и чаще. В текущей ситуации в РФ это неизбежно.5
  • Miss BurpleПочему то все зацепились за собственность и не обратили внимание на «бесконтрольно расходуют бюджетные средства»… что ж 😏 такие предприятия получают деньги от государства и естественно государство хочет знать на что оно их тратит. Если вы возьмете любое государственное предприятие, которое получает N-сумму на какой-то крупный проект, после его реализации заказчик и исполнитель отчитается за каждую потраченную копейку, их проверит и прокуратура и счетная палата и если вдруг счетка решит, что исполнитель где-то схитрил и недопоставил или поставил не то, что заявил, его заставят это вернуть.1
  • Вадим ДеревягинМаксим, Рольф и Магнит к примеру5
  • Елена СазоноваMiss, потрудитесь почитать документы и открытую отчетность сперва. И скажите, сколько государство денег дало, а сколько денег в аэропорт вложил собственник.5
  • Miss BurpleЕлена, сколько бы государство не дало, оно спросит за это сполна 😏 тем более я думаю, что деньги, которые получает этот аэропорт, проходят в рамках ГОЗ. Любой, кто хоть раз сталкивался с этим знает, что даже в рамках исполнения договоров по ГОЗ расходование средств строго целевое, ты отчитываешься за любую копейку, которую тебе перевели на счет.5
  • Miss BurpleMiss, кому вдруг интересно дело А41-5707/20253
  • Сын маминой подругиВ общем право собственности - бумага создающая видимость, подкрепляющая временные права владения, но в любой момент может быть аннулирована. Предлагаю так и прописать в ГК и Конституции, да бы не вводить простой народ в заблуждение.11
  • Некий НектоЕлена, а вы потрудитесь посмотреть на группу компаний, которая управляет и владеет Домодедово. Вам норм, что второй по размеру аэропорт страны (стратегический объект к тому же) управляется ОООшками созданными в прошлом году, в половине из которых штат полтора землекопа и концы бенефициаров ведут на остров Мэн?5
  • Владимир АброновМаксим, рольф, тинькоф банк, макфа из самых известных, список длинный7
  • Udi ErzaВасилий, примитивный и заезженный приём "А вот в Америке негров линчуют....", когда нечего ответить по существу вопроса.8
  • Ник ЗавадскиПомню, как после теракта в Домодедово власти очень долго пытались выяснить, кто там вообще-то главный, лол. Вот это прям топ был. Про каждого васяна все известно, а кто главный в крупнейшем аэропорту страны - это прям вопрос вопросов.3
  • Udi ErzaСын, это будет как минимум честно.0
  • Код "Леопольд"Странно, 90-е, говорят, уже прошли. А рэкет всё ещё процветает.0
  • АлисаМаксим, ну то есть это ваши предположения, а как на самом деле таможенный и пограничный контроль рейсов проходит вы не знаете?4
  • Олег БоосСамый отвратительный аэропорт, собственник, что хочет то и делает, как поступают с работниками, это кошмар, как хочу так и плачу, а учебы задолбали всех, не сдал тест-штраф, за всякую ерунду штрафы, полный дебилизм1
  • Alexander SchnurrbartВасилий, аэропорт принадлежит кипрской компании Вексельберга, этого уже достаточно, чтобы её отжать. Вести-Израиль пишут об израильском гражданстве Вексельберга Вести - Калькалист |08.04.22 | 10:57 Отучаемся говорить за всех, приучаемся говорить за себя.3
  • user6136465Наверное цены станут выше, а так то аэропорт работал по моему мнению безупречно.0
  • Валерий КурулгясовНачалось все с отжатия ЮКОСа в лихие нулевые и продолжается в лихие двадцатые.0
  • user1715916Каменщик и Коган.Как пелось в одной из песен-евреи,евреи,кругом одни евреи.0
  • Василий СеливерстовВалерий, налоги надо было платить1
  • MGДавно пора передать в руки государства, аэропорты, заводы, медицину и т.п. Неконкурентоспособными ни не станут. В советские времена это всё было государственное и работало. Особенно медицина, самая лучшая в мире.1
Вот что еще мы писали по этой теме