
Ростехнадзор увеличил количество оснований для внеплановой проверки лифтов

С 3 февраля Ростехнадзор получил право чаще проводить внеплановые проверки лифтов.
К так называемым индикаторам риска добавили жалобы жителей, прописали количество жалоб и их характер. Исходя из этого, Ростехнадзор вправе проверить компанию — владельца лифта и опломбировать его до починки, если есть угроза жизни или здоровью людей.
Расскажу подробнее.
Что такое индикаторы риска
В России продлили до 2030 года срок службы лифтов, которые требовали замены. Но лифты от этого лучше не стали. Ростехнадзор решил усилить контроль и внес изменения в перечень индикаторов риска — это сигналы, на основании которых ведомство может действовать.
Раньше в перечне индикаторов было, по сути, две причины для проверки. Ее проводили, если:
- В течение 20 рабочих дней после ввода в эксплуатацию построенного здания лифт не зарегистрировали в Ростехнадзоре.
- В течение 30 календарных дней Ростехнадзор не уведомили о выводе из эксплуатации лифта, который отработал назначенный срок службы.
Нарушения Ростехнадзор выявлял с помощью автоматизированной информационной системы. Собственнику лифта могли сразу объявить предостережение или провести внеплановую выездную проверку и решить вопрос о мерах воздействия по ее итогам.
Так произошло в конце 2024 года с 12 лифтами в новостройке Зеленограда. Информационная система Ростехнадзора обнаружила, что застройщик не прислал уведомления о вводе лифтов в эксплуатацию. Ведомство провело выездную проверку и выяснило, что лифты некому обслуживать, а также есть проблемы с возможностью безопасной эвакуации из кабин. Ростехнадзор возбудил два административных дела против УК застройщика.
Что изменилось
В список индикаторов риска добавили еще две позиции — это жалобы, в том числе от жителей.
Теперь надзорная служба также среагирует, если получит:
- Минимум три обращения граждан о том, что из двух и более лифтов в подъезде работает только один, в течение полугода.
- Хотя бы две жалобы от граждан, организаций, органов государственной власти или местного самоуправления о том, что в течение месяца с первой жалобы лифт используют с нарушениями. К нарушениям относят подтеки масла в кабине, неравномерное движение лифта, звуки ударов при движении кабины, а также покачивания кабины из стороны в сторону.
Что может сделать Ростехнадзор
Ведомство вправе объявить предостережение компании, которая эксплуатирует лифт, и установить срок его исполнения. Если это не подействовало — наложить штраф от 20 000 до 40 000 ₽ за обычное нарушение и от 300 000 до 350 000 ₽, если нарушение создало угрозу жизни и здоровью людей . Во втором случае также предусмотрено приостановление работы компании на срок до 90 суток.
Для проведения внеплановой проверки потребуется согласование с прокуратурой. А та даст разрешение только на основании достоверной информации об угрозе для людей или при наличии индикаторов риска.
Кроме того, Ростехнадзор может в виде административного наказания приостановить и опломбировать лифт до устранения поломки — так делают при грубых нарушениях. Это проблема: бывает, после жалобы дом просто остается без лифта, поскольку использовать его запретили, а починить не удается: нет денег, запчастей или УК не считает это приоритетом.
Как пожаловаться в Ростехнадзор
Как правило, в первую очередь люди жалуются на проблемы с лифтом в управляющую компанию. Это правильно: УК должна зарегистрировать заявку и устранить проблему. Если дойдет до проверки Ростехнадзором, ведомство поднимет всю документацию и выяснит, какие меры принимали и что осталось без внимания.
Если УК бездействует, в Ростехнадзор можно обратиться напрямую. Адреса отделений в разных регионах указаны на сайте службы. Также у Ростехнадзора есть общая электронная приемная.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga