
Закон о национальном мессенджере: зачем России аналог WeChat и станет ли им сервис Max от VK

Президент РФ подписал закон о национальном мессенджере.
Новый сервис объединит на одной платформе общение и госуслуги и станет аналогом китайского сервиса WeChat. Кто займется разработкой приложения, пока не известно, компанию выберет правительство. Сейчас главный претендент на эту роль — мессенджер Max от VK, бета-версию которого выпустили весной 2025 года.
Расскажу, в чем суть закона и что известно о сервисе Max.
О чем вы узнаете:
Как появился закон о национальном мессенджере
Законопроект о национальном мессенджере внесли в Госдуму 30 мая. Его авторы — группа сенаторов и депутатов, среди которых Андрей Клишас, Александр Хинштейн и Сергей Боярский. Статьи о мессенджере добавили в законопроект про обработку персональных данных, который прошел первое чтение летом 2024 года.
По словам Сергея Боярского, закон о национальном мессенджере потребовался для создания «безопасной среды общения» и получения государственных услуг. Он позволит удостоверять личность, общаться с представителями госорганов и использовать цифровую подпись.
Особый акцент сервиса, по словам депутата Антона Горелкина, сделают на верификации пользователей — поэтому его интегрируют с госуслугами. Но это не значит, что зарегистрироваться без паспорта в нем будет нельзя. Как уточнил глава Минцифры Максут Шадаев, идентификация не потребуется, если человек не захочет пользоваться дополнительными функциями.
«При этом возможность использования подменных номеров будет полностью исключена, а по номеру телефона при необходимости мы сможем понять, кто является его реальным владельцем», — пояснил министр.
4 июня национальный мессенджер обсудили на совещании с президентом Владимиром Путиным. Министр Шадаев рассказал, что россияне пользуются в основном зарубежными мессенджерами — ежедневно в них заходит более 90 млн человек. Но в России разрабатывают национальный мессенджер: VK вывела на рынок сервис, который по базовой функциональности сопоставим с зарубежными конкурентами. В ответ Путин поручил оказать поддержку новому сервису и распорядился уделять «особое внимание» развитию интернета в целом.
Уже 10 июня Госдума приняла законопроект в трех чтениях, а 24 июня его подписал президент.
Что известно о мессенджере из закона
В законе говорится, что мессенджер создадут ради повышения доступности услуг и создания безопасной среды общения. Отвечать за его работу будет организация, которую правительство назначит отдельно из числа российских компаний.
Создатель мессенджера должен отвечать следующим критериям:
- Это организация, которая управляет сайтом или сервисом «для обмена информацией» с аудиторией более 0,5 млн пользователей в сутки.
- Программы этой компании должны распространяться через предустановку на смартфоны, планшеты и компьютеры .
В законе говорится, что в мессенджере можно будет не только общаться, но и подтверждать свою личность, передавать данные из госуслуг, подписывать документы , взаимодействовать с образовательными организациями, государственными и муниципальными службами.
Но не все функции доступны по умолчанию. Чтобы воспользоваться опциями, не связанными с общением, потребуется выполнить два условия:
- Подтвердить возраст — если это требуется по закону.
- Предъявить документы, подтверждающие обучение, право на льготы или заселение в гостиницу.
Поправки предполагают нововведение в закон «О защите прав потребителей»: в него добавят обязательный для предустановки «многофункциональный сервис обмена информацией».
Закон вступает в силу сразу после публикации, а предустановку сервиса начнут с 1 сентября 2025 года.
Какой мессенджер станет национальным
Пока не известно, какой мессенджер станет национальным. Но критериям из закона о предустановке российского ПО отвечают две компании: «Яндекс» и VK. Есть основания полагать, что правительство выберет разработку второй — сервис Max.
VK представила его бета-версию в марте 2025 года, а в мае глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что ведомство рассматривает Max на роль национального мессенджера. По словам министра, государство поддержит сервис, чтобы помочь «конкурировать за аудиторию».
Мессенджер работает на iOS, Android, macOS и Windows. Скачать его можно в App Store, Google Play, RuStore и AppGallery. Для регистрации достаточно номера телефона из России или Беларуси.
Внешне Max очень напоминает Telegram. В главном меню четыре раздела: «Контакты», «Звонки», «Чаты» и «Настройки». В настройках можно управлять уведомлениями, сортировать чаты по папкам, менять оформление и настраивать параметры конфиденциальности.

Пока в мессенджере Max доступны функции общения, есть мини-приложения, конструктор чат-ботов и платежная система. Сервис поддерживает аудио- и видеозвонки, отправку файлов до 4 Гб. В приложение автоматически добавлен бот с нейросетью GigaChat от Сбера.
В будущем разработчики намерены добавить сервисы для решения повседневных задач, также в приложении можно будет создавать корпоративных чат-ботов и мини-приложения на базе Max Bot Api.
У VK уже есть соцсети, мессенджеры и инструменты для корпоративной работы: «Вконтакте», «Одноклассники», «VK Мессенджер», корпоративный мессенджер VK Teams. Max с ними интегрирован не будет, уточнил представитель VK.
«Max учитывает опыт создания всех существующих мессенджеров VK. При этом Max — самостоятельный, отдельный продукт с собственной выделенной командой разработки. VK Teams, „VK Мессенджер“ и „Сферум“ продолжат работу и дальнейшее развитие согласно собственным планам», — добавил он.
Государственные ведомства и компании постепенно осваивают Max. Например, 17 июня на отечественный мессенджер перешла администрация Краснодара, а с 23 июня им начнут пользоваться в мэрии Новосибирска. В сервисе уже появился онлайн-банкинг: «Альфа-банк» запустил переводы денег по телефону, а НСПК намерена протестировать функцию в июле.
Что будет с Telegram и WhatsApp*
Telegram стал самой быстрорастущей платформой в России за последние три года. С начала 2022 года его аудитория увеличилась с 25 до 68 миллионов пользователей в день. Но у российских властей часто возникают претензии: мессенджер не соблюдает законы, из-за чего его регулярно штрафуют.
Депутат Антон Горелкин, в частности, называл Telegram «сущностью, которая беспокоит государство», потому что тот, к примеру, не соблюдает закон о «приземлении» .
По словам главы Минцифры Максута Шадаева, ведомство обсуждало возможность интеграции госуслуг в сервис Павла Дурова, но в итоге решило отдать предпочтение российским разработкам.
WhatsApp* — самый популярный мессенджер в России, им пользуется 97 млн человек каждый день. Но сервис принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской. Сам мессенджер не заблокирован, но об интеграции в него госуслуг в такой ситуации не могло быть и речи.
Кроме того, с 1 июня в России действует запрет на использование зарубежных мессенджеров для общения с гражданами — он касается государственных органов, банков и телекоммуникационных компаний. Это одна из мер по борьбе с телефонным и кибермошенничеством.
По словам властей, выбор Max в качестве национального мессенджера не повлияет на работу WhatsApp* и Telegram в стране. Депутат Сергей Боярский заявил, что сервисы смогут «продолжить функционировать и доживать свой век», но при условии безусловного выполнения требований законов России. «Больше они не смогут их игнорировать, пользуясь тем, что им нет замены», — добавил он.
Антон Горелкин добавил, что блокировать иностранные мессенджеры не планируется. «Задача иная: создать свой качественный национальный продукт, который победит иностранные решения в честной конкуренции за счет того, что предложит российским пользователям уникальный функционал», — сказал депутат.
Где еще есть национальные супераппы и мессенджеры
Национальные суперапппы, интегрированные с государственными сервисами, существуют по всему миру. Например, в Сингапуре работает Singpass, в Эмиратах — UAE Pass, в Индии — Aadhaar, а в Китае — WeChat. По мнению экспертов , Россия скорее идет по китайскому пути.
Сервис WeChat разработан компанией Tencent. Появившись в 2011 году как мессенджер, он вырос в суперапп с 1,3 млрд пользователей. Для китайцев он стал «интернетом в интернете»: в нем общаются, слушают музыку, совершают покупки, заказывают еду и такси, пользуются государственными сервисами.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult