Законно ли, что магазины самовольно включают платные пакеты в стоимость доставки?
Часто заказываю доставку и покупаю еду на маркетплейсах. Это удобно, но магазины нередко вписывают в заказ кучу платных пакетов. На три маленькие коробки могут навесить три пакета. Причем где-то можно отказаться от платной упаковки, отключив галочку, а где-то — нет.
Разве это законно — решать за меня, сколько пакетов мне в счет вписать и вписывать ли вообще? Мне кажется, это нарушает мои права потребителя. Скажите, я прав?
Вы правы: так делать нельзя. И один магазин, который навязывал покупателям платные пакеты, суд уже обязал прекратить нарушения. Расскажу подробнее.
О чем вы узнаете
Почему включение платных пакетов в заказ нарушает права потребителя
По закону продавцы не могут добавлять в договор условия, по которым товар или услугу можно купить только вместе с чем-то другим .
При этом договор не всегда распечатывают и подписывают обе стороны. Если магазин выкладывает товар на витрину или размещает на сайте информацию с ценами о доступных к заказу товарах, он делает публичную оферту — предлагает любому желающему заключить договор купли-продажи. Заказав продукты, покупатель эту оферту акцептует — соглашается с предложенными условиями договора .
Если супермаркет включит в оферту условие, по которому покупатель обязан оплатить еще и пакеты, количество которых определяет магазин, он нарушит закон. За это предусмотрен штраф :
- Для должностных лиц и ИП — от 2000 до 4000 ₽.
- Малых предприятий — от 10 000 до 20 000 ₽.
- Крупных и средних компаний — от 20 000 до 40 000 ₽.
Даже если на сайте или в приложении магазина есть опция отказаться от пакетов, магазин все равно нарушает закон. В оферте прописаны все существенные условия договора. Но из-за того, что покупатель вынужден отключать заранее проставленное согласие на покупку пакетов, получается, что он не акцептует оферту безоговорочно, а отказывается от предложения .
Что говорят суды о таких нарушениях
Если навязывание дополнительных товаров при доставке прописано в оферте, суд может обязать магазин изменить ее.
Так случилось со «ВкусВиллом». Роспотребнадзор подал иск в суд и потребовал, чтобы магазин привел положение оферты на сайте в соответствие с законом.
Оферта «ВкусВилла» указывала, что продавец вправе добавить в заказ нужное количество пакетов или другой упаковки для доставки товаров покупателю, а также для сборки продуктов при самовывозе. Стоимость пакетов или другой упаковки также отражалась в заказе.
Суд решил, что это условие оферты ущемляет права потребителей при заключении договора купли-продажи товаров через интернет-магазин «ВкусВилла» и их последующей доставке. Ведь продавец сам решает, добавлять ли пакеты в заказ и в каком количестве, — то есть создает дополнительную, изначально не заявленную денежную нагрузку к заказу покупателя.
Суд удовлетворил требование Роспотребнадзора и обязал «ВкусВилл» убрать из оферты одностороннее право продавца включать в заказ платные пакеты без согласия покупателя. Апелляция оставила решение суда первой инстанции в силе .
Что можно сделать, если вам навязывают товар
Потребитель вправе свободно выбирать товары, работы и услуги. Если вопреки этому вам навязали покупку пакетов, можете потребовать деньги обратно .
Для этого направьте магазину письменную претензию с требованием вернуть сумму за навязанные товары. Если в течение 10 дней с даты получения претензии супермаркет не вернет вам деньги или промолчит, вы можете подать иск в суд.
Один экземпляр иска направьте продавцу обычным заказным письмом или через сервис электронных заказных писем. Или вручите лично в двух экземплярах — на втором представитель ответчика должен поставить отметку о принятии.
Второй экземпляр иска с приложенными документами, в том числе квитанцией об отправке иска ответчику, направьте мировому судье. Госпошлину по таким делам платить не нужно .
Кроме возмещения причиненного ущерба вы можете потребовать компенсацию морального вреда и неустойку за просрочку исполнения требования. А еще суд может назначить магазину штраф за неисполнение требования потребителя добровольно — половину от присужденной вам суммы .
Возможно, вы не захотите связываться с судебным процессом из-за небольшой суммы. Поэтому можете просто написать жалобу в Роспотребнадзор после того, как супермаркет откажется вернуть деньги или проигнорирует претензию.
В течение 30 дней ведомство рассмотрит обращение и вынесет магазину предостережение, а еще может оштрафовать продавца за нарушение прав потребителей .
Деньги за навязанный товар вернуть не получится, но, возможно, после этого продавец изменит условия оферты. Или Роспотребнадзор подаст иск в суд, чтобы обязать магазин привести оферту в соответствие с законом.
Что в итоге
Навязывая покупателям платные пакеты, магазин нарушает закон о защите прав потребителей. Вы можете потребовать, чтобы супермаркет вернул за них деньги. Для этого надо направить ему письменную претензию.
Если продавец в течение 10 дней откажется возместить убытки добровольно или промолчит, получить деньги можно будет только через суд. Но из-за такой небольшой суммы люди, как правило, не хотят связываться с судебным процессом.
Вы также вправе пожаловаться в Роспотребнадзор — он может вынести магазину предостережение и оштрафовать за нарушение прав потребителей. А еще можно обратиться в суд и потребовать, чтобы магазин изменил условия оферты и привел ее в соответствие с законом.