The Elder Scrolls 4: Oblivion Remaste­red — возвращение последней великой игры Bethesda
Поп-культура
239
Кадры — Bethesda Softworks

The Elder Scrolls 4: Oblivion Remaste­red — возвращение последней великой игры Bethesda

2
Аватар автора

Андрей Верещагин

восторженный поклонник

Страница автора

22 апреля на ПК и консолях вышла обновленная версия The Elder Scrolls 4: Oblivion.

Она работает на графическом движке Unreal Engine 5 и смотрится невероятно. Но «под капотом» — это все та же Oblivion, со всеми ее плюсами и минусами. Мы поиграли в ремастер и теперь рассказываем, почему пропускать его не стоит ни в коем случае.

Что за The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered

Дата выхода: 22 апреля 2025 года
Жанр: экшен-RPG
Платформы: Steam на ПК, PlayStation 5, Xbox Series. Игра доступна по подписке Game Pass
Режим игры: одиночный
Издатель: Bethesda Softworks
Разработчики: Virtuos, Bethesda Game Studios
Кому понравится: любителям больших RPG в открытом мире
Игры, похожие на Oblivion Remastered: все остальные игры серии The Elder Scrolls, Gothic, Ultima 7
Примерная продолжительность: 11 часов на прохождение сюжета и 142 часа на всю игру
Перевод: игра полностью на английском языке
Подробнее: на сайте игры

Это старая добрая Oblivion

Oblivion похожа на школьного товарища — славного в целом паренька, но со странностями. В 2006 году он был на острие мейнстрима: щеголял в футболках с Black Eyed Peas, гонял на репите SexyBack и I Write Sins Not Tragedies, однако совершенно не умел в смол-токи и вел себя, скажем так, эксцентрично.

В 2025 году он переупаковался в Aimé Leon Dore, пересел с актуальной попсы на хайповые подкасты. Но вести осмысленные беседы не научился. Вот этот парень, весь такой крутой, внезапно подходит к вам, строит страшное лицо и говорит: «Есть ли новости из других провинций? Добрый день». А потом смачно харкает на свои 98-е «Максы», разворачивается и бодает стену.

Студия Virtuos, создавшая ремастер, практически вернула нам 2006, ведь новая Oblivion впечатляет картинкой так же, как оригинальная на релизе. Но за лоском современных технологий — объемным освещением, текстурами высокого разрешения — скрывается все та же игра двадцатилетней давности, угловатая и кое-где неуклюжая.

Наполнение не тронули вовсе. События по-прежнему происходят в центральной провинции империи Тамриэль — Сиродиле. Главный герой по-прежнему заключенный, в чьей камере по случайности оказывается вход в секретный ход, ведущий прочь из столицы. Этим путем по-прежнему бежит от убийц император, но по-прежнему безуспешно. Перед смертью он сообщает протагонисту о своем бастарде и наказывает найти его. Дескать, только так можно остановить вторжение в мир даэдрического принца  разрушения Мерунеса Дагона.

Раньше у мужчин и женщин одной расы были немного разные характеристики. Теперь они одинаковые, а разницу дает происхождение, которое можно выбрать на этапе создания героя
Раньше у мужчин и женщин одной расы были немного разные характеристики. Теперь они одинаковые, а разницу дает происхождение, которое можно выбрать на этапе создания героя

Сюжет, как водится в The Elder Scrolls, вещь номинальная, о которой большинство игроков забывает, стоит только выйти в открытый мир. Незаконнорожденный сын императора может подождать, когда вокруг столько интересного: напичканные ловушками подземелья, гильдии со своими сюжетными ветками и прорва побочных заданий. Даже если Skyrim — единственная TES в вашей жизни, вы моментально освоитесь в Oblivion, потому что геймплейное ядро у обеих игр идентичное. Просто путешествуйте и делайте, что по кайфу.

Тем более что поводов кайфануть Oblivion дает очень много. В основном — во второстепенных квестах, лучших в серии. Чего стоит одна легендарная ветка убийц из «Темного братства» — почти что Hitman в миниатюре, c разными способами устранения целей. Но и кроме «Темного братства» интересных заданий хватает. Главный герой бросает вызов банде разбойниц, проникает в сон высшего эльфа, отправляется в нарисованный мир, устраивает дождь из горящих собак, в конце концов. Oblivion соткана из ярких историй и необычных ситуаций, и даже самое тривиальное поручение может обернуться чем-нибудь этаким.

Персонажи чуточку симпатичнее, чем в оригинале. Но Сиродил все равно не лишился вайба полигона для экспериментов с близкородственным скрещиванием
Персонажи чуточку симпатичнее, чем в оригинале. Но Сиродил все равно не лишился вайба полигона для экспериментов с близкородственным скрещиванием

Изменения минимальны и бережны

Похорошевшая картинка, конечно, сразу бросается в глаза. Тролли и каджиты обросли мехом, на лицах людей появились бороды и усы. От Башни Белого Золота до холмов Скинграда — все выглядит одновременно знакомо и по-новому. Окружение прибавило в деталях, повсюду пышно цветут растения, листва отбрасывает честные тени.

Oblivion не выделяется интересным сеттингом, как Morrowind. Четвертая TES — это типичное высокое фэнтези с рыцарями, замками и зелеными лесами. Но трудно сдержать восхищенный вздох, когда наблюдаешь закат над заснеженной Брумой. Особенно теперь, в ремастере.

Изменения, помимо косметических, конечно, есть, но мало какие из них делают погоду. Ну да, появился спринт, как в Skyrim, стрельба из лука стала чуточку тактильнее. Из значимого — автолевелинг поумерил пыл. Раньше враги слишком уж активно качались параллельно главному герою, поэтому в какой-то момент каждый нищий бродяга щеголял в крепких латах, размахивая волшебной шашкой. Из-за этого терялось ощущение прогрессии, потому что с ростом уровня вашего персонажа противники становились только сильнее.

В ремастере ситуация значительно лучше. Враги все еще не пропускают занятия в качалке, но тренируются уже не так остервенело, и к 20-му уровню не становятся губками для урона. Поэтому и сражения не превращаются в утомительную рутину, а вы наконец чувствуете, что ваш персонаж действительно развивается.

Друзья встречают у порога в Обливион. Любят меня
Друзья встречают у порога в Обливион. Любят меня

Еще одно геймплейное изменение коснулось самой прокачки. В оригинале с повышением уровня предлагали выбрать, какие три основных атрибута — силу, ловкость, интеллект и так далее — улучшить на один пункт. При этом игра учитывала и навыки, которые вы развивали персонажу всю дорогу. Например, если четыре раза поднимали скилл магии разрушения, то связанная с ним характеристика «Сила воли» получала двойную прибавку. То есть за раз можно было улучшить атрибут сразу на два очка.

Эта изящная система не ограничивала игрока, но, скажем так, подталкивала развивать персонажа в соответствии с его специализацией. Никто не мешал вкладывать очки в силу, даже если герой принципиально не пользовался оружием ближнего боя, однако это было попросту невыгодно.

Авторы ремастера упразднили прибавки. Теперь за уровень отсыпают сразу 12 очков, позволяя распределять их как душе угодно. Поднять выносливость сразу на пять пунктов, хотя персонаж и шагу не ступил в тяжелой броне? Легко. Резко поумнеть, не зная основ алхимии и колдовства? Нет ничего проще.

Новая система делает прокачку более прямолинейной. Не надо концентрироваться на определенных навыках, заниматься нелюбимым делом, чтобы развить конкретную характеристику. Так, магам, страдающим из-за низкой грузоподъемности, больше не нужно постоянно творить заклинание «Облегчение ноши» или размахивать мечом ради пресловутой прибавки к силе. Можно сразу вложить в нее пяток-другой очков и успокоиться.

Упрощение ли это? Бесспорно. В старой системе была своя красивая логика, тесная связь между навыками и атрибутами, заставлявшая внимательно подходить к прокачке. С другой стороны, упрощение идет на пользу динамике и тому самому ощущению прогрессии. Характеристики растут быстрее, чем в оригинале, и вы рано замечаете, что персонаж стал сильнее.

Дальность прорисовки и в оригинале впечатляла, а в ремастере это просто отвал всего
Дальность прорисовки и в оригинале впечатляла, а в ремастере это просто отвал всего

За исключением этих и еще нескольких чисто QoL-нововведений  , перед нами старая добрая Oblivion. Персонажи ведут те же пустые разговоры, подземелья все еще похожи до степени смешения, а законы физики такие же непредсказуемые. Тарелка, улетающая в космос, если схватить лежащее на ней яблоко, — обычное дело для Сиродила. В ремастер перекочевали даже некоторые баги из оригинала и оговорки актеров озвучки.

Тут бы обвинить Virtuos в халтуре и заклеймить переиздание «ленивым», однако в дело вступает магия Oblivion. Эта игра очаровывает в том числе своими недостатками. Трудно представить четвертую The Elder Scrolls без нелепых багов, страшненьких NPC и легендарной «Stop right there, criminal scum». Oblivion породила больше мемов, чем любая другая часть серии, и сама с годами превратилась в мем.

Авторы современной версии бережно перенесли в нее все болячки оригинала, избавившись от совсем уж раздражающих вещей вроде того же автолевелинга. В результате ремастер дарит максимально аутентичный опыт. We’re so back.

Что было в оригинале и что мы потеряли — вид от первого лица при езде верхом. Его почему-то нет
Что было в оригинале и что мы потеряли — вид от первого лица при езде верхом. Его почему-то нет

Ремастер обнажает проблемы современной Bethesda

Создатель Deus Ex Уоррен Спектор однажды сказал (сайт недоступен из РФ), что игры Bethesda «глубиной в дюйм и мили в ширину». Это весьма точное сравнение: студия год за годом создает огромные миры, под завязку набивает их контентом, но не предлагает каких-то интересных, комплексных систем. Более того, с каждой новой частью TES эта лужа океанских размеров мелеет.

Morrowind лишилась многого из того, что было в Daggerfall, и стала проще. Oblivion лишилась многого из того, что было в Morrowind, и стала проще. Skyrim лишилась многого из того, что было… Вы поняли.

Это древняя фанатская забава — ворчать на «оказуаливание». Я и сам предавался ей в момент релиза Oblivion, сравнивая новую игру с Morrowind. Почему я больше не могу надеть разные перчатки и нацепить мантию поверх кирасы? Куда делись наплечники? Тогда, в 2006 году, думалось, что примитивнее быть не может. Никто же не знал, что в Skyrim уже штаны исчезнут как класс и вся северная провинция будет ходить в комбинезонах. На фоне пятой TES казуальная донельзя четвертая — чуть ли не иммерсив-сим  .

Города все еще маленькие, пустые, но очаровательные
Города все еще маленькие, пустые, но очаровательные

Bethesda планомерно двигалась в сторону упрощения, делая игры доступнее и тем самым расширяя их аудиторию. Мы принимали это как данность — мол, индустрия изменилась, гейм-дизайн из 2006 в 2011 году уже работать не будет. Устарел этот «Обливион». Устарел же, правда?

Технически — безусловно. Но вот какая штука: стоило облагородить графику, внести кое-какие минорные правки, и игра 20-летней давности ощущается свежее, технологичнее и современнее, чем все, что выпускала Bethesda после нее. Фундаментально Oblivion нисколько не устарела, а по широте возможностей и системности она легко дает фору и Skyrim, и трем последним Fallout.

Oblivion — игра из времен, когда Bethesda стремилась к инновациям. Одна из таких — технология Radiant AI, которая отвечает за искусственный интеллект. Она работает кое-как и далеко не на полную, но впечатляет даже в 2025 году. Сиродильцы грабят друг друга, добывают еду, замаливают грехи, ходят по злачным местам, а порой, да, совершают неадекватные поступки. Хотя и в этом есть свой шарм.

В 2006 технология казалась сырой, но невероятно перспективной. Воображение рисовало удивительные картины игр будущего с по-настоящему живыми NPC, за которыми интересно наблюдать и с которыми интересно взаимодействовать. Нужно было только усовершенствовать технологию, отполировать ее.

Однако в дальнейшем Bethesda лишала NPC агентности. Персонажи Fallout и Skyrim живут по строгому графику, почти никогда от него не отступают. Они ведут себя предсказуемо, сдержанно и скучно: никто не ворует вилки, как аргонианин Большеголовый из Нью-Шеота, никто не путешествует, торгуя запрещенными веществами. Radiant AI есть в поздних играх Bethesda, но в сильно урезанном виде.

Приятно встретить утро с братанами из гильдии магов. Позавтракать, выпить, а после обнести их личные сундуки и свалить из города
Приятно встретить утро с братанами из гильдии магов. Позавтракать, выпить, а после обнести их личные сундуки и свалить из города

А как насчет устроить войну гоблинов? Если украсть священный тотем одного племени и бросить его в логове другого, то гоблины отправятся за пропажей, убивая всех на своем пути. В теории. На практике эта механика тоже работает кое-как, и стравить гоблинов вряд ли получится, но сама идея и то, что ее попытались реализовать, вызывает приятный трепет.

В Oblivion есть еще масса неочевидных систем, которые призваны сделать мир живым. Не все функционирует так, как задумано, но и этого хватает для создания убедительной иллюзии. Разработчики экспериментировали с крутыми даже по сегодняшним меркам технологиями, поэтому игра в некотором роде опережала свое время. И, похоже, опережает наше.

Bethesda больше не решается на такие смелые авантюры. Oblivion в сравнении со Skyrim, последними Fallout и Starfield выглядит едва ли не игрой из будущего, обкаткой передовых решений, которым, к сожалению, не стать стандартом. Вместо новых способов взаимодействия с виртуальным миром мы получаем систему процедурной генерации однотипных заданий и сотни безжизненных планет. Лужа становится все шире. Сейчас, когда у нас есть ремастер Oblivion с современной графикой, это особенно заметно.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Андрей ВерещагинКак вам ремастер Oblivion?
  • Миха Котовпока не играл, но ждал и в любом случае буду доволен0
  • Веньямин Птицин«Возвращение последней великой игры Bethesda»? А Скайрим что, не велик?0