
«Затраты быстро окупятся»: истории студентов, которые выбрали платное обучение
Многих пугает платное образование, но оно дает возможность для хорошего старта в карьере.
При должных усилиях стоимость учебы можно быстро окупить: подать заявку на стипендию, устроиться на стажировку, а потом и на работу в крупную компанию. Студенты Центрального университета, которые учатся платно, рассказали, почему не боятся стереотипов и как планируют применять полученные знания и навыки в работе.
Поступай в Центральный университет
Прием документов до 21 августа. Возможность получить грант до 2,8 млн рублей на обучение. Преподают профессора с мировым опытом.
«Если есть шанс пойти на платное в хороший университет, который сильно поможет в карьере, нужно им пользоваться»
Поиск своего пути. До девятого класса я училась на экономическом профиле школы «Летово», а дальше ушла в экстернат и окончила последние два класса за один год. К ЕГЭ по профильной математике и обществознанию готовилась с репетиторами, английский учила своими силами.
Сдала экзамены не так хорошо, как планировала. После выпуска у меня наступил довольно продолжительный период разочарования, это было какое-то депрессивное состояние.
В итоге я поступила в престижный вуз на экономическую специальность — на платное. Отучилась два года и поняла, что что-то не так. Мне не нравились занятия, было очень много теоретических предметов, но очень мало прикладных. Я понимала, что много знаю, но практически ничего не умею. Это меня не устраивало — хотелось скорее начать работать.
Летом 2024 года стала рассматривать возможность перевода или перепоступления. В июле мама прислала мне рекламу Центрального университета — так я и узнала о новом вузе. Никто из моих знакомых не был в курсе, что это, и я стала изучать сайт самостоятельно.
Уже через три дня я пошла на день открытых дверей. Его вел Александр Шахов, руководитель направления «Разработка». Ответить на все вопросы абитуриентов также пришел студент магистратуры. Он сказал, что все свободное время посвящает учебе, но это не испугало. Еще я успела задать вопросы о карьерных возможностях Игорю Гайдаржи, директору Центра партнерств и карьеры. Нам рассказали, что в конце второго курса у студентов будет возможность получить оплачиваемую стажировку — для меня это было что-то невиданное.
На дне открытых дверей я почувствовала моментальный коннект с тем, что делает Центральный университет. Увидела практическую направленность, которой так не хватало в прошлом вузе. Это полностью соответствовало тому, что я искала.
Поступление. Мне все понравилось, и я тут же подала документы на обучение через госуслуги на направление «Бизнес и аналитика». Для этого нужны были только действительные результаты ЕГЭ. Через несколько дней со мной связалась приемная комиссия, и мы заключили договор.
Я пропустила грантовый конкурс по болезни, поэтому моя семья платит полную сумму — 700 000 ₽ в год. Я очень благодарна им за такую возможность. У меня нет никаких предрассудков по этому поводу: если есть шанс пойти на платное в хороший университет, который сильно поможет в дальнейшей карьере, нужно им пользоваться. Фундаментальное образование должно быть качественным.
У платного обучения есть один неочевидный плюс — это служит очень мощной мотивацией, когда мне нужно много заниматься. Это дополнительный стимул, чтобы держать успеваемость на уровне, подаваться на стипендии и стажировки. Мне важно не подвести себя и свою семью.
Как платить меньше за обучение в Центральном университете
Абитуриенты могут получить грант до 100% на обучение в Центральном университете. Поступать можно по стандартному или фаст-треку. Участники стандартного трека пишут онлайн-контест и принимают участие в бизнес-игре, по фаст-треку идут дипломанты олимпиад, турниров и проектных конкурсов из перечня.
У студентов есть возможность взять образовательный кредит с господдержкой под 3% на направления, приоритетные для развития экономики страны. В них входит инженерия, медицина, педагогика и другие. Об этом сообщили в Минобрнауки. Эти деньги можно положить в банк под проценты или купить государственные облигации — например, Минфина. Так образовательный кредит становится финансовым инструментом, который поможет окупить образование.
Все студенты ЦУ могут принять участие в конкурсе стипендий — 15 000 ₽ в месяц выплачивают компании-партнеры за хорошую успеваемость, а 25 000 ₽ в месяц дает Т-Образование за победы в олимпиадах и хакатонах.
Учеба в Центральном университете. В вузе с первых дней ощущается корпоративный подход, и это очень непривычно. Это не то, чего ты ожидаешь от университета, но так обучение становится более понятным и прозрачным. Мы составляем индивидуальные планы развития, ИПР, и проводим ревью по успеваемости — все как в корпорации, только основным показателем становятся оценки.
В начале учебного года мы с наставником ставим цели в рамках ИПР. Через полгода наступает время первого ревью. Оно работает так: сначала студентам присылают опрос, в котором они сами оценивают себя в этом семестре по пятибалльной шкале, указывают оценки, внеучебные активности, культурные и образовательные мероприятия, которые удалось посетить. Потом результаты отправляются к членам комиссии, они смотрят их и дают обратную связь. С наставником вы сверяетесь, удалось ли достичь целей, поставленных в начале года.




По результатам ревью распределяются стипендии. Я получила свою в конце первого семестра — у меня не было ни троек, ни пересдач. Положила ее на сберегательный счет и каждый месяц получаю проценты.
Учебный план очень насыщенный и ориентирован на практику. Особенность первого курса в том, что все студенты учат одни и те же предметы, но могут выбрать разные уровни сложности — базовый «синий», средний «красный» и продвинутый «черный».

На самом сложном уровне я взяла «Основы бизнес-аналитики» и «Экономику». Уверена, что знаний, которые дают на первом курсе, хватит, чтобы устроиться на позицию стажера.
В первом семестре был курс «Бизнес-студия», который я считаю одним из лучших. На нем мы фактически делали консалтинговый проект в командах, нам достался кейс «Пятерочки». Мы исследовали рынок, анализировали конкурентов, собирали информацию о клиентах. На защите предложили несколько решений, которые помогут компании поднять прибыль.
Я стараюсь уделять время и внеурочным мероприятиям. Недавно вступила в медиакоманду. Ребята монтируют рилсы, снимают ролики. Сейчас мы переходим к более длинным форматам — я хочу записывать подкасты и интервью. У меня есть сертификат «Режиссер монтажа» от «Скиллбокса», так что планирую развиваться в медиа в качестве хобби.
Я люблю Центральный университет за атмосферу. Наш типичный студент — это программист в брендированном худи с ноутбуком в руках и стаканчиком кофе. Здание ЦУ — это бесконечные коворкинги, переговорки, многофункциональные пространства. Еще есть Space — зона для ланча, где вдобавок куча розеток и можно поучиться или поработать. Кампус очень напоминает офис Т-Банка.

У меня есть план — после первого курса начать стажироваться, с третьего курса — работать. Для себя я выбрала сферу управления проектами и уже нашла первую летнюю стажировку.
На мой взгляд, работа в корпорации — это отличный опыт для карьеры. Здесь ты быстро учишься, и потом уже ничего не страшно. Центральный университет помогает подготовиться к этому — ты уже знаком и с ИПР, и с ревью, и с системой KPI.
Почему стратегия «поступить хоть куда, лишь бы на бюджет» не работает
С точки зрения бизнеса мы можем рассматривать образование как инвестиционный проект. В нем есть две фазы: первая, когда ты вкладываешь ресурсы, и вторая — когда вложения окупаются.
Чтобы провести правильный инвестиционный анализ образования, нужно посчитать, сколько денег ты вкладываешь на старте и какую зарплату будешь получать на выходе как выпускник. Если ты оканчиваешь хороший университет и при этом стажировался со второго курса, на выходе хорошая работа практически гарантирована. Бонусом идут полезные связи, полученные во время обучения.
У студентов бакалавриата ЦУ будет возможность устроиться на оплачиваемую стажировку уже после второго курса. А наши студенты магистратуры в среднем получают 233 000 ₽ по направлению «продакт-менеджмент», 163 000 ₽ — по ML, 189 000 ₽ — по продуктовой аналитике. А еще после смены места работы их зарплата увеличивается в среднем в 1,6 раза.
Если ты устроился в правильную компанию, которая заинтересована в росте сотрудников, зарплата растет каждый год. При этом основные денежные потоки начинают поступать через 5—7 лет после выпуска, а в сфере бизнеса пик приходится на 30—40 лет.
При выборе вуза нужно задать себе вопрос: создаст ли это образование фундамент для постоянного роста зарплаты?
Университет должен, во-первых, иметь доступ к компаниям первого эшелона и, во-вторых, давать студентам мощную базу софт- и хард-скиллов. Образование должно быть достаточно прикладным, чтобы ребята могли уже во время учебы устроиться на хорошую стажировку, и достаточно фундаментальным, чтобы благодаря этой базе выпускники продолжали развиваться всю дальнейшую жизнь.
Когда ты начинаешь считать возврат на свои инвестиции в образование, сомневаться не приходится. Даже если при поступлении в Центральный университет ты не участвовал в грантовой программе и заплатил за обучение в бакалавриате полную стоимость — 2 800 000 ₽, при средней зарплате после выпуска 150 000—200 000 ₽ плюс премии ты можешь окупить обучение за первый же год.
«Мне хотелось получить качественное фундаментальное образование»
Поиск своего пути. Я учился параллельно в двух школах — очно во французской при посольстве в Москве и заочно в русской. Собирался поступать во Францию в технический вуз.
В старших классах усиленно готовился к французскому экзамену Bac, по результатам которого принимают во франкоязычные вузы. Параллельно занимался программированием и робототехникой в качестве увлечения. В свободное время с друзьями мы собирали простые модели роботов.
После выпуска помимо Bac сдавал и ЕГЭ — по математике, физике и русскому языку. Поскольку я не готовился, результат получил средний. Вскоре после экзаменов выяснилось, что во Францию я поступить не смогу — из-за ковидных ограничений вузы вовремя не прислали мне приглашения, а когда ответы дошли, было уже поздно. Пришлось искать альтернативы в России.
Я рассматривал все вузы, куда проходил по баллам. Интересовали направления, где будет много программирования и робототехники. Так я поступил на платное в МИРЭА на специальность «Мехатроника и робототехника». Параллельно готовил пет-проекты: например, разработал бот для игры в шахматы на сайте chess.com. С помощью компьютерного зрения программа видит, как расположены фигуры на доске, и предлагает лучший ход игроку.
Я проучился в МИРЭА полтора года, но мне было неинтересно. Все казалось бессмысленным, и я отчислился. После ухода из вуза полтора года проработал программистом на фронтенде и бэкенде. Прошло время, и я понял, что все же хочу получить высшее образование.
Для этого пришлось пересдавать ЕГЭ. В этот раз я тоже не особо готовился, но улучшил результат и смог рассмотреть больше вариантов.
Поступление. С новыми баллами ЕГЭ я мог поступить на бюджет в вуз второго эшелона, но мы с семьей пришли к выводу, что лучше выбрать хороший университет, а затраты на обучение быстро окупятся.
Я хотел получить качественное фундаментальное образование, поэтому рассматривал МГТУ имени Н. Э. Баумана, МФТИ, НИУ ВШЭ и Центральный университет. На платное в МФТИ и Вышку я не проходил по баллам, между Бауманкой и ЦУ выбрал последний вариант. Меня привлекла программа по искусственному интеллекту и карьерные возможности вуза — стажировки, сотрудничество с компаниями, Центр партнерств и карьеры. Поскольку решение принимал в последний момент, в грантовом конкурсе не участвовал.
Учеба в Центральном университете. Перед поступлением я уволился, чтобы посвятить все время учебе. Стараюсь брать побольше предметов на сложном уровне. Так, в прошлом семестре я закрыл статистику на «черном» и математику на «красном».
Сейчас я учусь очень много — в среднем по 50—60 часов в неделю. Эта нагрузка выше, чем полноценная рабочая неделя. Будущим студентам Центрального университета хотел бы сказать, что нужно не бояться много времени уделять учебе — это инвестиция в будущую карьеру.
Преподаватели здесь очень открытые. Это молодые крутые специалисты, у которых нет привычки общаться со студентами свысока. Они готовы отвечать даже на самые глупые вопросы, чтобы помочь нам разобраться в сложных темах. Особенно мне интересно слушать нашего семинариста по искусственному интеллекту Евгения Абумова: у нас много общего, и мы часто общаемся после пар.



Мы работаем над реальными кейсами компаний — в прошлом семестре на предмете «Бизнес-студия» придумывали инициативы, которые помогут увеличить прибыль сети «Вкусно — и точка», а на «Бизнес-аналитике» разрабатывали стратегии для масштабирования «Лукойла». Работая в команде, я учусь договариваться и находить общий язык с людьми. За хорошую успеваемость получаю стипендию от компаний-партнеров 15 000 ₽ в месяц, поэтому стараюсь еще больше.
В кампусе есть спортзал, несколько коворкингов, две кафешки, много автоматов с готовой едой и довольно большим разнообразием блюд. Мне очень комфортно находиться здесь: нет такого, что поскорее хочется домой. Чуть ли не на каждом этаже полки с кучей различных книжек, которые можно одолжить. Я много времени провожу в коворкинге, делая домашние задания.
Сейчас моя главная цель — окончить Центральный университет. Хочется многое попробовать и понять, чем мне действительно интересно заниматься по жизни. А потом — продолжить обучение в магистратуре, ее я еще не выбрал.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie