Почему дети грызут ногти и сосут палец: часть 1

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Психолог Мария Заславская

Страница автора

Многие дети грызут ногти и сосут палец, чем вызывают немалое беспокойство у своих родителей. Действительно, неприятно видеть своего ребенка, увлеченного вредными привычками. Естественно, родители прилагают огромные усилия, чтобы бороться с этим. Кто-то намазывает пальцы горчицей и другими неприятными на вкус веществами, а кто-то просто прибегает к помощи психологов.

О Сообщнике Про

Практикующий клинический психолог с опытом более 15 лет. Работаю с такими сложными состояниями, как посттравматическое стрессовое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, депрессии, обсессивно-компульсивное расстройство, горевание, одиночество и другое.

Но для многих родителей поведение их детей остается загадкой, и, не зная истинной причины, они допускают грубые ошибки. Так в чем же причина этого поведения?

Это инстинктивные автоматизированные действия.

В науке выделяют пять таких феноменов, они присущи человеку от природы: сосание пальца, обкусывание ногтей, актация (раскачивание телом или головой), кручение и выдёргивание волос, онанизм.

Чаще всего эти действия проявляются в возрасте до трёх лет, а потом постепенно исчезают. Однако у некоторых детей эти явления могут усиливаться, выходят за обычные возрастные рамки и становятся патологическими привычными действиями, наблюдающимися даже в подростковом и юношеском возрасте.

Кстати, о вредной природе таких явлений, как сосание пальца, говорит, например, состояние эмбриона. Установлено, что если мама беспокоится во время беременности, то, естественно, плод ещё до родов уже сосёт палец — он тем самым защищает или успокаивает себя.

Чем вызваны эти явления? Считается, что они возникают из-за напряжённой обстановки в семье.

Давайте разберемся, так ли это?

— Есть причины внешние, связанные с поведением родителей, и внутренние, связанные с особенностями самого ребёнка.
Внешние причины.

Что в поведении родителей может способствовать этим действиям? Здесь фигурирует несколько факторов.

1. Одна из причин — раннее прекращение грудного вскармливания, отлучение ребёнка от груди, предубеждение против замещения груди соской. Если это произошло очень резко, на переходном этапе всё же чаще давайте соску, потому что если резко прекратить кормление грудью, то, даже если ребёнок не привык к соске, он начинает её требовать, чтобы компенсировать другой инстинкт.

2. В других случаях автоматизированные действия могут возникать из-за недостаточно или вовсе не удовлетворённой его природной потребности в сосательной деятельности.

В результате он может начать сосать палец или раскачиваться, так как и в состоянии бодрствования, и во сне присутствует ритмический компонент. Это компенсирует и эмоциональный дефицит, снимает чувство тревожности, помогает ребёнку заснуть.

3. Ещё один внешний фактор — эмоциональная депривация, когда ребёнок не получает в должном объёме внимания, положительных эмоций, не чувствует себя защищённым из-за плохого отношения родителей, грубости или равнодушия.

Здесь имеет значение не только вербальное поведение родителей, то есть особенности их речи, её содержание, интонации, но и невербальное — мимика, пантомимика (жесты, поза), особенности физического контакта, прикосновений к ребёнку.

Важен и качественный момент этих уровней общения, и количественный. В обоих случаях имеет значение ритм взаимодействия.

К сожалению, некоторые родители критично следуют неаргументированным рекомендациям некоторых западных педиатров, советующих вовсе не брать ребёнка на руки, даже тогда, когда он плачет.

При дефиците положительных эмоций и удовлетворения ребёнок компенсирует недостаток эмоций и удовольствий из небольшого объёма своих возможностей наиболее доступными способами. Например, сосанием пальца.

Сосание — это стимулятор оральных рецепторов удовольствия: так ребёнок компенсирует недополучение положительных эмоций, ощущение уюта — а это и удовлетворение потребности в ритмической стимуляции.

4. Другая причина, способствующая данным действиям, — строгость родителей, когда ребёнку не дают возможности растрачивать энергию, ограничивают его свободу и потребность в движениях, физических действиях.

Кроме этого, нужно напомнить родителям о благополучии окружающей среды: излишняя строгость, наказания, лишения, изоляция, холодное размещение, удары ремнём и словесные оскорбления, скандалы — всё это недопустимо.

Чтобы обеспечить ребёнку необходимые эмоции, во всех случаях со своими детьми стремитесь быть доброжелательными и терпеливыми, а не грубыми, не отмахивайтесь от ошибок и не осуждайте. Кроме умственного и физического развития, ребёнку необходимо положительное эмоциональное сопровождение.

Переживания ребёнка, не получившего необходимого внимания, перерастают в грубую, способную нанести тяжёлую психическую травму, форму аутоагрессии. Именно поэтому ребёнок постоянно возвращается в попытках найти своё, вернуть утраченное, получить ещё и ещё, компенсировать с помощью доступных ему средств, среди которых особую ценность имеют инстинктивные автоматизированные действия (сосание пальца, обкусывание ногтей, актация (раскачивание телом или головой), кручение и выдёргивание волос, онанизм).

Продолжение следует. Когда уже нужно бить тревогу. Как отличить естественную реакцию от патологической? Часть 2.

Подписывайтесь на мой блог. Буду рада лайкам и комментариям. Всем хорошего дня)

Картина дня: Гуго Мерле "Мать и ребенок"
Картина дня: Гуго Мерле "Мать и ребенок"
  • semenovainezaЛадно дети.А вот когда взрослые продолжают грызть ногти...0
  • Татьянаsemenovaineza, у меня учительница буквально взбесилась, когда ребёнок во время урока накручивал волосы себе на палец. До сих пор помню.1