Почему мы игнорируем свои таланты и как это исправить

4

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Жанна Еремян

Страница автора

Как найти свои сильные стороны и перестать быть «рыбой на дереве» в карьере.

"Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой" Альберт Эйнштейн

«Я недостаточно хорош в…» — эту фразу я слышу от 9 из 10 клиентов на первой коуч-сессии. При этом большинство из них уже обладают уникальными навыками, которые могли бы стать их конкурентным преимуществом. В чем же причина такого слепого пятна в самооценке?

О Сообщнике Про

Карьерный коуч, HR.

Почему мы не видим свои таланты?

1. Сравнение с другими

Пример из практики: клиент-разработчик считал себя «посредственным специалистом», потому что:

  • Не успевал за коллегами в освоении новых технологий
  • Редко выступал на профессиональных мероприятиях

При этом:

  • Его код регулярно приводили как образец читаемости
  • Молодые коллеги просили его проводить код-ревью

Почему так происходит: наш мозг биологически запрограммирован фиксироваться на негативе — это механизм выживания. Успехи же воспринимаются как норма.

2. Ориентация на «надо» вместо «хочу»

Реальная история: клиентка 10 лет работала юристом в крупной компании, испытывая постоянный стресс. В ходе коучинга выяснилось:
- Её настоящая страсть — обучение (коллеги годами просили помочь с презентациями). Сейчас она успешно ведет курсы юридической грамотности

Корень проблемы:

  • Социальные стереотипы о «престижных» профессиях
  • Страх потерять стабильность

3. Привычка обесценивать

Типичные фразы клиентов:

  • «Да разве это навык — уметь договариваться с людьми?»
  • «Организовывать мероприятия — это же несерьезно!»

Психологическая подоплека: мы часто недооцениваем то, что дается нам легко, считая это «обычным».

Как специалист помогает раскрыть потенциал

1. Анализ навыков. Методика разделения способностей на:

✅ Естественные таланты (что получается без усилий)

📈 Зона развития (что можно улучшить)

❌ Энергозатратные действия (что дается с трудом)

2. Работа с убеждениями. Разбираем и опровергаем:

  • «У меня нет особых талантов»
  • «Этим нельзя заработать»

Практическое задание: 3 вопроса себе

1) «Какие задачи я решаю быстрее и лучше других?»

Совет: Спросите близких — они часто видят ваши сильные стороны лучше вас.

2) «Когда я последний раз полностью погружался в работу, забывая о времени?» Состояние потока — верный показатель ваших природных склонностей.

3) «За что мне чаще всего говорят спасибо?» Это прямой указатель на ваши ценные качества.

Возьмите лист бумаги, выпишите 3 дела, которые вам действительно нравятся, отметьте, какие навыки для них требуются и сравните их с теми, что у вас уже есть

Вы удивитесь, как много ценного в вас уже заложено.

  • Нехетти ГринСпасибо, очень полезно! Только "гениев" надо на таланты заменить. Гений - штучное явление в целом поколении. А талантов - много. И да, важно их открывать и раскрывать. В себе - в первую очередь.0
  • Жанна ЕремянНехетти, Спасибо) Про гениев и таланты согласна, но с Эйнштейном спорить не смею)1
  • Нехетти ГринЖанна, почему? Он гений в физике, а в психологии - такой же гений, как в физике - вы или я)) P.S. Напишите, пожалуйста, еще какой-нибудь подобный материал, приятно читать компетентных и связно излагающих людей.1
  • Жанна ЕремянНехетти, :)1
Вот что еще мы писали по этой теме