
Несет ли ресторан ответственность за порчу одежды посетителей?
Работаю в ресторане, где столы деревянные. С грани одного откололся кусочек, и теперь там почти незаметный глазу «заусенец». Один гость зацепился за него свитером. Ткань не порвалась, но затяжка заметная.
Несет ли ресторан ответственность перед посетителем в подобных случаях, когда портится одежда гостей заведения?

Да, ресторан отвечает за испорченную одежду посетителей, если это произошло по вине заведения. Расскажу подробнее.
Ответственность ресторана за сохранность вещей посетителя
По правительственным правилам услуга общественного питания включает приготовление пищи и напитков, а также создание условий для их потребления и продажи. При этом услуги должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества .
Если ресторан не следил за состоянием мебели и оборудования в зале, из-за чего вещи посетителя пострадали, значит, заведение не смогло обеспечить гостю должные условия для получения услуги. Следовательно, оно обязано нести материальную ответственность за причиненный ущерб.
То же самое касается ситуаций, когда на одежде посетителей появляются пятна — например, из-за того, что официант пролил на нее вино или капнул соусом при подаче.
Что можно сделать, если вещь пострадала во время визита в ресторан
Обсудить проблему с администратором: показать испорченную вещь и объяснить, что произошло. Лучше зафиксировать разговор на камеру, в том числе подробно заснять предмет, из-за которого вещь пострадала. Это можно будет показать на судебном заседании.
Если заведение откажется компенсировать ущерб, надо подать претензию — можно использовать наш образец. В тексте опишите, что случилось и как пострадала вещь, и потребуйте компенсацию.
Что приложить к претензии:
- Документы, подтверждающие получение услуги общественного питания, например чек или выписку с банковского счета.
- Фотографии ущерба.
- Подтверждение стоимости испорченной вещи или услуг химчистки. В первом случае подойдет чек или выписка о транзакции из банка. Если вещь куплена за наличные или так давно, что чеки не сохранились, можно сделать распечатки страниц интернет-магазинов, где будет видна стоимость аналогичных вещей. Только стоит учесть износ: сумма убытка, которую посетитель намерен потребовать, должна быть соразмерна «пробегу» вещи. Если речь о химчистке, хватит чека за услугу.
Можно отправить претензию обычным или электронным заказным письмом через сервис Почты России, чтобы отследить доставку. Либо отнести лично — отдать администратору ресторана два экземпляра и попросить, чтобы на копии клиента поставили подпись и дату.
Дальше нужно подождать 10 дней — за это время заведение обязано согласиться или отказаться исполнить требования потребителя .
Если спустя 10 дней ресторан не согласится возмещать убытки или не ответит на претензию, можно обратиться в суд и дополнительно потребовать :
- Неустойку — 3% за каждый день просрочки, но не больше стоимости испорченных вещей.
- Компенсацию морального вреда.
- Штраф за то, что ресторан не возместил убытки добровольно, — 50% от присужденной суммы.
Неустойку считают по формуле: Сумма долга × Количество дней просрочки × 3%.
Например, 15 марта посетитель потребовал возместить стоимость испорченной вещи — свитера за 7000 ₽. Ресторан не выполнил требование, и 1 апреля посетитель подал иск в суд. Неустойка: 7000 ₽ × 7 дней × 3% = 1470 ₽.
Сначала экземпляр иска надо направить почтой в ресторан, а затем идти в суд. С иском подают те же документы, что с претензией, и прикладывают квитанцию об отправке иска ответчику.
Иск до 100 000 ₽ подают в мировой суд, если сумма больше — в районный.
Что в итоге
Если во время посещения ресторана или кафе вещь пострадала по вине заведения, оно должно компенсировать ущерб.
Сначала клиенту надо поговорить с администратором и объяснить ситуацию. Если в выплате отказали, можно направить ресторану претензию с соответствующим требованием. Если заведение в течение 10 дней откажет или не отреагирует, получить деньги можно через суд.
В иске можно дополнительно потребовать неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за отказ добровольно возместить убытки.