Проблемы образования: кадры, отсутствие системы и адаптации к новым веяниям и конкуренция
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Проблемы
Кадровый вопрос. Работаю в школе учителем математики уже 23 года. Когда пришла работать в школу, учителей математики не хватало,как и сейчас. А ведь, все решают кадры. Практически все те учителя,кто работал лет 25 назад все остались в образовании. Молодые приходят, но мало.Проработав несколько лет, уходят из школы. Есть, конечно, очень знающие математики и есть хорошие методисты, но вот, чтобы учитель был и математиком хорошим и методистом, таких не много. Возможно, потому что не все математики понимают гуманитарные предметы. А методика и педагогика -это гуманитарные науки. Сложно сказать.
Нет рекламы талантливых учителей. Если учитель,как говорят "от Бога", в школе ему зачастую сложно. Администрация часто талантливых учителей побаивается, а коллеги завидуют. Вот и сидит этот учитель тихонько. Делает свое дело. И никто из родителей не знает, что есть такой талант в школе, иначе все бы в его классы пытались перевестись. Где администрация понимающая,то таких учителей все же назначают методистами. Тогда толк бывает, но тоже не всегда. Учителя люди с характером, особенно в возрасте, и слушать, как правило, никого не хотят, пока жареный петух не клюнул.
Проблема с системным подходом. Государственные образовательные структуры придумали МЭШ и РЭШ,чтобы учителя на уроках пользовались видеоуроками. Чтобы это все использовать нужно включить уроки в учебный процесс,но каждый учитель имеет свою систему подготовки и использовать эти уроки сложно.Вот и получается,что они помочь учителю толком не могут. Да и, как уже говорила, переучить опытного учителя сложно, а молодежь не приходит, да и тоже плохо учиться, потому, что каждый человек имеет свой темп мышления и создаёт систему для себя и ни это уходят годы.
Проблема адаптации к новым веяниям. Возвращаемся к замкнутому кругу. Кто-то хорошо решает, кто-то плохо объясняет. А самое главное в школе большинство учителей не использует индивидуальный подход. Детей много, а все разные по темпу решения и мышления. Учитель выбирает с кем ему комфортнее работать, в результате обучается одна группа детей, а с остальными проблемы. Все остальные разбегаются по курсам и репетиторам. Правда сейчас стали в школах проводить практикумы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, но они начинаются во второй половине года, а репетиторов и курсы находят с начала года или в 10 классе.
Проблема конкуренции на образовательном рынке. Да. Такой рынок есть, как и рынок труда. Репетитор может заниматься индивидуально и в удобное время. Онлайн курсы можно смотреть в любое время. Есть системный подход и разработанные платформы. Наконец есть слаженные команды, которые работают совместно. Работают за деньги и им выгодно развивать свой бизнес, поэтому эти школы и курсы будут составлять все больше конкуренции обычным образовательным учреждениям. В последнем интервью Ященко И.В сказал,что ЕГЭ оказалось сложным из-за "разплодившихся блогеров". Так ли это?
Решение
Мне бы очень хотелось задаться вопросом:"Как государственной школе бороться с конкурентами?" Но увы,вопрос этот практически не разрешим, если его рассматривать в масштабе всех школ, ибо все выше сказанное упирается в государственное финансирование, педагогическую этику, конкуренцию между учителями в самой образовательной организации.
Также в школах может присутствовать и личностные факторы приязни и неприязни между учителями и администрацией, что мешает образовательному процессу, поэтому блогеры так и будут мешать или помогать обучать детей.
Как все же попытаться сделать государственную школу конкурентно-способной? В каждой школе должна быть команда творческих педагогов,которая выработает уникальную методику,разработает совместно онлайн уроки, сделает свой сайт в котором будут эти материалы,которые ученик может просматривать в удобное для него время. То есть школа или учителя должны потратить время, деньги на разработку этой платформы. Опять же все упирается во время и финансирование, а также и в соответствующие кадры. Вопрос остаётся открыт.
А вот то, то что в интернете очень много контента с неверным или очень сложным объяснением материала, в этом уважаемый Ященко И.В все же прав.