«Голодные игры», «Выбор», «Лес» и еще 12 книг апреля: впечатления читателей

Участники книжного челленджа поделились апрельскими находками.
В прошедшем месяце читатели разбирались в искусстве модерна и Средних веков, дали второй шанс Гончарову и «Голодным играм» — и не пожалели, находили мудрость в детских книгах и погружались в античность и фантазии Чака Паланика.
В этом материале мы собрали их рекомендации, чтобы вам всегда было что почитать.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Выбирайте, с чего начать:
«Обломов» Ивана Гончарова

Читала «Обломова» в школе, но вообще ничего не помню. И как же мне понравилось! Я наслаждалась текстом — у Гончарова прекрасные описания, в голове сразу складываются отличные и живые образы.
У меня сложилось неоднозначное отношение к главному герою. Поначалу Обломов меня прямо бесил, эти его апатия и леность, непонятные отношения с Ольгой. Но потом он раскрылся более подробно, и я прониклась к нему симпатией.
Илья Обломов — добряк, честный и порядочный, умеет сочувствовать и сопереживать. Ну, нравится человеку созерцать жизнь с дивана. Зато он не подвергается чужому влиянию, делает так, как хочет, ведь для него жить подобным образом — самое настоящее счастье. Мне понравилось, что Илья копался в себе, пытался понять свои желания. Я, конечно, не разделяю его образ жизни: кажется, на его месте я бы умерла со скуки. Но, как говорится, каждому — свое.
Интересно было читать книгу в наши дни. Ведь сейчас все такие энергичные и продуктивные, а иногда так хочется замедлиться и насладиться моментом, пожить по-обломовски.
«Уцелевший» Чака Паланика

Книга немного мрачная, и возрастной рейтинг «18+» стоит не просто так. Жизнь американцев предстает в ней совсем не в том голливудском сиропе, к которому многие из нас привыкли. Издевки над религией, насилие и мат — лишь малая часть того, что будет ждать читателя в этом романе.
Тендер Бренсон — единственный уцелевший из религиозной общины. Он рассказывает историю своей жизни черному ящику на борту самолета, летящего где-то над Тихим океаном. Кто он такой? Как он там оказался? Почему хочет покончить жизнь самоубийством? Он будет рассказывать нам эту историю до тех пор, пока в самолете не откажут двигатели…
Если кратко сформулировать, о чем «Уцелевший», то я бы сказала, что о становлении и трансформации личности через боль и страдания, о стремлении к чему-то светлому и о крушении надежд. Но вместе с тем здесь вы, если постараетесь, рассмотрите чуткую и ранимую душу главного героя, который просто хочет быть услышанным миром.
А еще в этой книге вы встретите массу полезных советов для домохозяек от Тендера — начиная с того, как вывести пятна от травы или вина, и заканчивая тем, как поставить временную пломбу вместо выбитого зуба. Странно, но факт.
«Лес» Светланы Тюльбашевой

Две героини, которые ни разу не подруги, как часто пишут, волею судеб заблудились в лесу и выживают как могут. Складывается впечатление, что они до последнего боролись с лесом, но он в итоге стал для них всем. Короткая история двух таких разных девушек становится частью длинной и загадочной истории большой семьи. Тут хочется пошутить про Доминика Торетто с его «Семья — это главное». Но это на поверхности, а в этом случае есть над чем подумать.
Часто слышала, что в книге много логических провалов, но я их не увидела. Хотя и не претендую на звание внимательного и опытного читателя, но мне каждая деталь стала в итоге понятной.
Я прочла роман за несколько дней, потому что тревога цепляла меня и не давала оторваться. Последний раз испытывала такое, когда читала «Оно» Стивена Кинга лет пять назад. Так что для меня «Лес» — настоящий хоррор. Триллером книга для меня стала после того, как я побывала на вебинаре со Светланой Тюльбашевой. Его можно посмотреть в записи на сайте Creative Writing School: возможно, он поможет лучше понять финал и героев.
«Жили-были старик со старухой» Елены Катишонок

Я ныряю в хорошие книги с головой, проживая в литературной параллельной реальности альтернативную жизнь. Весь апрель я провела не здесь и не сейчас, а перенеслась на век назад. Неспокойная эпоха перемен и семья, живущая свою обычную человеческую жизнь с будничными хлопотами на фоне событий того времени.
«Жили-были старик со старухой» Елены Катишонок я проживала, полюбив всех членов большой семьи. Тревожилась и радовалась вместе с ними, понимая и принимая каждого со всеми его особенностями, достоинствами и недостатками.
Вот бабушка зло шутит над внучкой, а потом корит себя за это — и никогда ничего не сможет и не захочет сделать, чтобы загладить вину. Вот жена прощается с умирающим мужем и на его «прости меня за все» не реагирует, а потом годами мысленно просит прощения сама.
Жизнь, настоящая жизнь в каждом слове. А слова-то какие! Я повизгивала от восторга от «бабушки, изумрудившей зеленкой заболевшую ветрянкой внучку», от «передразнившего солнце колеса», от «самоваров, страдающих недержанием кипятка» и всяких забавных словечек-приговорок героев книги.
«Москва слезам не верит» Валентина Черных

Фильм «Москва слезам не верит» я впервые полностью посмотрела в сравнительно взрослом возрасте — в 24 года, поэтому флера ностальгии у меня нет. Я считаю историю атмосферной, но не совсем последовательной.
Литературная основа оказалась гораздо глубже, появились персонажи, непосредственно повлиявшие на сюжет. В книге лучше описан быт советских женщин — возникало чувство, будто я слежу за жизнью своей бабушки. И, конечно, автор полностью разрушил постулат «В СССР секса нет». Он буквально сочится с каждой третьей страницы — то разговоры о нем, то способы предохранения, то вопрос абортов.
Минус книги, который перечеркивает весомую часть достоинств, — это главные героини, созданные мужчиной. Буквально персонажи The Sims, у которых проставили три-четыре характеристики. Теперь они должны завоевать мужчин и за счет этого повысить свое место в общественной иерархии.
Катерине с этим не повезло, но опять-таки, ей в жизни сильно помог влюбленный в нее мужчина. Людмилу все время на расстоянии опекал мужчина, через 20 лет после знакомства она выходит за него замуж. Антонина же, как женщина, изначально выбравшая первого приличного мужчину, становится матерью исключительно сыновей.
И тем не менее я хотела бы, чтобы эту книгу девушки читали в свои 20 лет, поскольку там прописан жестокий взгляд мужчины на женщин. Автор не видит в женщине человека, лишь аксессуар, пусть и любимый. И с этим придется считаться, чтобы успешно продолжать жить дальше.
«Сокол и ласточка» Бориса Акунина*

«Сокол и ласточка» — книга из серии о Николасе Фандорине. Интересным показалось повествование от имени попугая, который рассказывает о своем хозяине и происходящих с ним событиях. Причем воспринимает его как питомца, которого воспитывает и направляет. Интересно узнать или предположить, что чувствуют и как ко всему относятся наши питомцы, которые во многом управляют нашей жизнью.
Приключения и путешествия главной героини книги, ее напористый характер и целеустремленность вызывают восхищение. Действие происходит в двух веках, события и приключения взаимосвязаны. Автор проверенный и всегда интересный.
«Голодные игры» Сьюзен Коллинз

Все началось с ажиотажа вокруг выхода книги Сьюзен Коллинз «Рассвет жатвы» — приквела к «Голодным играм». Признаюсь, раньше эта серия меня не особо привлекала. Я начинала ее еще в 2012 году, но глаголы в настоящем времени тогда меня отпугнули.
Однако сейчас что-то изменилось. К тому же я узнала о существовании четвертой книги «Баллада о змеях и певчих птицах», рассказывающей о зарождении Голодных игр.
Итак, вопреки своим прежним предубеждениям, я начала читать и не могла оторваться, жадно стремясь узнать, чем же закончится эта история. Первые две книги захватили меня увлекательным сюжетом и вызвали грустные и тревожные мысли. И хотя финал кажется счастливым, слова Плутарха, обращенные к Китнисс, заставляют задуматься о хрупкости этого счастья, обусловленной человеческой природой.
В книгах раскрывается мощь пропаганды: телевидение, слова, наряды, песни — все это побуждает выбирать ту или иную сторону. Особенно ярко это проявляется в третьей части. Пожалуй, она и понравилась мне больше всего. В ней я увидела фатальность. Теперь мне не терпится прочитать продолжение.
«Поселок» Кира Булычева

Хотя эта книга была написана вроде как для подростков, но интересно читается и взрослым человеком. «Поселок» просто захватил меня и протащил за четыре дня по своим страницам. Эта космическая робинзонада считается лучшей книгой Кира Булычева.
Шестнадцать лет назад корабль с людьми потерпел крушение на одной планете, где нет никого — ни маячков цивилизации, ни других разумных существ. И удивительно, что их не искали, что не было спасательной операции. Они выжили — не все, но выжили. Покинули корабль, перешли через горы и основали поселок. И стали жить, жить надеждой, что их дети подрастут и смогут вернуться к кораблю, подать сигнал цивилизованному миру.
Я безумно волновалась за героев, переживала до последних страниц. Дочитывала, уже умываясь слезами, — настолько прониклась историей. Но было и то, что мне не понравилось: казалось, что со второй половины книги все написано специально так, чтобы вышибить из читателя надежду, спровоцировать сильнейшие переживания и ощущение, что счастливого конца для героев не уготовано.
«Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла

Сказочный мир — в целом про наш мир, потому что странности на самом деле не странности, а настоящие мудрости. Особенно это заметно в отдельных фразах. Приведу навскидку некоторые интересные цитаты и то, как я их понимаю.
«Правильность формы несущественна!» — не надо стремиться к идеалу.
«Такая жизнь мне по душе — все тут так необычно!» — необычная жизнь — это здорово.
«Откусишь с одной стороны — подрастешь, с другой — уменьшишься!» — выбираешь одно, теряешь другое.
«Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я» — конечно, речь не только про Чеширского Кота и Алису. Кто нормален?
И конец замечательный. Возможно, то, что видела Алиса, было правдой. Возможно, ее сестра все придумывала. Но самое главное — помнить о детстве и сказках, о чем и гласит последнее предложение книги.
«Мисс Черити» Мари-Од Мюрай

Роман заявлен как литература для подростков, но его нужно прочитать каждой женщине, особенно той, что позиционирует себя как «идеальная жена и мама скольких-то там ангелочков». Честно, я впервые встречаю настолько здравый женский роман, где органично преподносится то, что женщина должна работать. Да, представьте, должна — самой себе. У нее должно быть дело, искренние увлечения, способные ее содержать.
Кажется, книга написана по идеальной формуле: здесь переплетены детектив, любовный роман, парадоксальный английский юмор, немного философии и полезной психологии. Очень много внимания уделено сепарации, что достойно уважения.
И главное, в книге нет ни строчки, дающей лживую надежду: «Я вот еще подожду — и все будет хорошо». Нет, не будет, если ты не встанешь и не сделаешь так, как тебе нужно. Именно ты, а не чудесный принц, которого ты готова ждать сто лет, подстраивая свою жизнь под это ожидание.
«Метаморфозы, или Золотой осел» Луция Апулея

Это произведение привлекло меня давностью написания — уж очень хотелось познакомиться с античной литературой. Роман интересен с точки зрения философских размышлений о человеческой натуре: греховной, жестокой. О том, каков человек без прикрас, каким бы мы его увидели, если бы могли понаблюдать за ним, оставаясь незамеченными, словно бессловесное животное. Собственно, книга соответствует духу своего времени: в античном мире очень верили в колдовство.
Главный герой Луций прибывает в город Гипату и останавливается в доме Милона, который «набит деньгами, страшный богатей, но скуп донельзя и всем известен как человек преподлый и прегрязный». Вскоре у него завязывается роман со служанкой Милона Фотидой, и та разбалтывает любовнику тайну жены хозяина, которая с помощью чудесной мази может превращаться в сову.
Луций одержим желанием испытать это чудо. Но по ошибке он превращается в осла, а затем становится собственностью шайки разбойников. Он прочувствовал на своей шкуре все несчастья, пороки и жестокость людскую. Герой проходит через необычайные метаморфозы — как физические, так и духовные.
Также в произведение вплетены различные мифы и новеллы. Самая известная из них — «Амур и Психея». Этот и множество других увлекательных рассказов осел услышал от разных персонажей, которые попадались ему на пути.
«Выбор» Эдит Евы Эгер

В 1944 году Эдит попадает в Аушвиц, выживает, выходит оттуда без родителей, со сломанным позвоночником и вопросом: «Почему я выжила?». Начинается ее долгий путь уже не из физической, а из психологической тюрьмы:
«Конец заключению, конец войне. Если раньше я позволяла себе помыслить о таком, в воображении возникал образ счастья — счастья, которое будет обязательно переполнять мою душу. […] В обретенной свободе нет ни радости, ни облегчения. Освобождение — это медленное передвижение. Это наши окаменевшие лица. Это на ходу засыпающие, едва живые мы».
Я, правда, ожидала больше художественного, но получила такой качественный нон-фикшен на пересечении документальной прозы, автобиографии и книг по психологии, что все сомнения отпали.
Разрушительные события из лагеря смерти, свидетельства очевидца переходят в своеобразную пронзительную метафору душевной травмы. Исповедь по исцелению жизни вдохновляет читателя справляться с любыми невзгодами.
Для меня это книга о принятии себя и своей судьбы. И о любви к себе и к Богу.
«Модерн: Климт, Муха, Гауди» Владимира Баженова и Анастасии Чудовой

Книга посвящена работам испанского архитектора Антонио Гауди, австрийского художника Густава Климта и чешского живописца Альфонса Мухи.
Информация о художниках и направлении в искусстве подана дозированно: книга маленькая, и приоритет в ней — за иллюстрациями. Любопытно было узнать, что ар-нуво, Тиффани и югендстиль — это по сути национальные названия модерна. Также я не знал, что он сменил эклектику, что вобрал в себя многие ранние стили и преобразил их сообразно своей философии. Готику примирил с эротикой, а античности добавил больше элементов флоры…
Любопытно, что все три творца, о которых идет речь в книге, работали во многом благодаря поддержке со стороны влиятельных людей. Пока они были живы, далеко не все воспринимали их искусство как что-то по-настоящему выдающееся.
Гауди удивляет геометрическими формами, которые со временем стали перетекать в плавные линии. Его строения выглядят как организмы. У Альфонса Мухи изображения полны радости, природного тепла, сексуальности.
Однако настоящей жизнью, на мой вкус, дышат работы Климта. Его характерный стиль просачивается даже сквозь обычные портреты. Это художник с особенным видением, полным меланхолии, тоски, эротики, какого-то космического одиночества и восхищения женской красотой.
«Страдающее Средневековье» Дильшат Харман, Михаила Майзульса и Сергея Зотова

«Страдающее Средневековье» повествует нам о христианском искусстве Средних веков, охватывая практически все: от статуй и икон до иллюстраций и предметов быта с религиозной символикой. Материал четко структурирован: в первой главе мы изучаем изображения животных, маргиналии, подробнее узнаем о некоторых святых, которых ранее изображали иначе, чем это принято сейчас, и разбираемся почему.
Во второй главе знакомимся с человеческой сущностью Христа: рассматриваем его детство, занятия, страсти, изображения. Подробно говорим об Иосифе и Деве Марии, ее семье и родословной. В третьей главе речь идет о божественной составляющей веры: вариации на тему Святой Троицы, мы рассматриваем Христа как Сына Божия и даже видим самого Бога.
Книгу было очень интересно читать, а иллюстрации можно с удовольствием разглядывать подолгу.
«Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Ноя Харари

Из аннотации книги: «Харари описывает развитие человеческой цивилизации от появления наших древних предков до современности». История показывается с точки зрения глобальных процессов, автор почти не задерживается на конкретных событиях. Разобраны причины возникновения современной цивилизации.
Когда Харари переходит к частностям, у меня возникают сомнения в его квалификации. Возможно, ему стоило глубже вникать не только в свою специальность — медиевистику, но и в другие понятия, о которых он пишет.
Откровенно удивляет и вызывает неприятие, когда автор ставит в один ряд коммунизм, буддизм и конфуцианство — как аналоги религий. Или Робеспьера, Ленина и Гитлера — как кровавых диктаторов. Сразу возникает ощущение, что для написания книги он пользовался Википедией или учебниками истории второй половины 20 века.
Резюме: читать с осторожностью, версии интересные, обязательно перепроверять.